Торговля государственная


ТОРГОВЛЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ — ведущая форма социалистической торговли товарами народного потребления, основанная на государственной (общенародной) социалистической собственности и осуществляемая государственными торговыми предприятиями и организациями. Обслуживает преимущественно городское население.

Доля торговли государственной в розничном товарообороте страны в 1986 г. составляла 70 %. Торговлю государственную ведут ряд торговых систем: республиканские министерства торговли; ОРСы (отделы рабочего снабжения) и прод-снабы некоторых отраслей промышленности, транспорта и строительства; торговые организации непромышленных министерств и ведомств (Министерства здравоохранения СССР, Министерства связи и др.); Госагропром; фирменная торговля промышленных министерств и ведомств. Деятельность предприятий и организаций торговли государственной, товарные фонды и цены планируются государством. Министерство торговли СССР координирует деятельность как государственных, так и кооперативных торговых организаций страны. Подавляющая масса потребительских товаров реализуется по государственным прейскурантным ценам.

Опытные партии изделий и особо модных товаров реализуются по ценам, договоренности между предприятиями-изготовителями и торгующими организациями. Органам Госагропрома на местах предоставлено право устанавливать розничные цены на плодоовощную продукцию, продаваемую через подведомственные магазины. В целях коренного улучшения торгового обслуживания населения и более полного удовлетворения покупательского спроса в торговле осуществляется перестройка хозяйственного механизма.

Ее основные направления—значительное расширение самостоятельности предприятий и организаций торговли и общественного питания, использование преимущественно экономических методов управления, укрепление хозрасчета, повышение заинтересованности и ответственности трудовых коллективов за конечные результаты работы.

С переходом предприятий и организаций на принципы самофинансирования и самоокупаемости возрастает значение экономических рычагов и стимулов, усиливается роль экономических нормативов. Изменяется порядок формирования и использования финансовых ресурсов. Главным источником экономического и социального развития коллектива торгового предприятия становится получаемый им доход.

Система оплаты труда и материального поощрения тесно увязывается с конечными результатами деятельности. Большинство вопросов, связанных с планированием и оперативно-хозяйственной работой торговых предприятий и организаций, передается для решения на места.

При оценке хозяйственной деятельности предприятий торговли в первую очередь учитываются качественные показатели: полнота ассортимента товаров, соблюдение правил торговли, культура обслуживания, отсутствие жалоб покупателей. Новый хозяйственный механизм ориентирует коллективы на поиск путей и средств эффективного хозяйствования, активное воздействие па промышленность и другие отрасли с целью увеличения производства и улучшения качества товаров, ускорения научно-технического прогресса (см. также Колхозная торговля, Кооперативная торговля).

Источник: Краткий экономический словарь, М., 1987