Структурная политика


СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА — система мер, направленных на планомерную перестройку общественного производства в соответствии с прогрессивными сдвигами в науке, технике и технологии, с учетом общественных и индивидуальных потребностей. Курс партии на ускорение социально-экономического развития страны, достижение нового качества экономического роста обусловливает серьезные структурные изменения в экономике.

Структурная политика КПСС призвана обеспечить: динамичное и сбалансированное развитие народного хозяйства и его отраслей; коренной перелом в деле интенсификации экономики и повышение ее эффективности на базе кардинального ускорения научно-технического прогресса, масштабной технической реконструкции народного хозяйства с использованием современных достижений науки и техники; дальнейшее усиление социальной ориентации экономики, более глубокий поворот ее к многообразным задачам, связанным с повышением благосостояния народа. Структурная политика КПСС реализуется через государственный план экономического и социального развития — регулятор всей системы воспроизводственных пропорций: общегосударственных, межотраслевых, внутриотраслевых, территориальных.

Структурная политика КПСС неразрывно связана с инвестиционной политикой и в решающей мере определяется ею. В двенадцатой пятилетке ускоряется рост капитальных вложений, чем преодолевается отрицательная тенденция предыдущего десятилетия, когда снижались и темпы, и абсолютные приросты капитальных вложений. Объем капитальных вложений возрастет на 23,6 % по сравнению с 15,4 % в одиннадцатой пятилетке (абсолютные приросты соответственно равны 190 млрд руб. и 107 млрд руб.). Общая сумма капиталовложений за пятилетку приблизится к одному трлн руб. По темпам роста капиталовложения будут опережать национальный доход. Политика капитальных вложений оказывает существенное влияние на одну из важнейших общегосударственных пропорций — между потреблением и накоплением национального дохода.

Доля фонда накопления в нем повысится с 25,9 % в 1985 г. до 27,6 % в 1990 г. Тем самым созданы необходимые предпосылки для быстрейшего обновления производственного аппарата, а также для поддержания устойчиво высоких темпов экономического развития в последующем. Вместе с тем повышение удельного веса фонда накопления ни в коей мере не ущемляет интересов трудящихся. Темпы прироста реальных доходов населения по сравнению с предыдущим пя> тилетием ускоряются (14 % против 10%). Для внутриотраслевых сдвигов в структуре промышленности характерно опережение темпов прироста производства предметов потребления (группы «Б») над приростом производства средств производства (группы «А»). Коэффициент опережения в текущей пятилетке составит 1,13 против 1,06 в истекшей.

Существенное изменение претерпевает такая важная пропорция, как соотношение между добывающей и обрабатывающей промышленностью. При увеличении общего выпуска промышленной продукции за пятилетие на 25 % обрабатывающие отрасли будут развиваться опережающими темпами (28 % и выше), тогда как продукция топливно-сырьевых отраслей возрастет лишь на 11—13 %.

Это новый структурный сдвиг, рассчитанный на перемещение усилий с наращивания добычи и производства топлива и сырья на ресурсосбережение, на форсированное развитие перерабатывающих отраслей, особенно машиностроительного комплекса. Глубокие сдвиги происходят в строительстве. Капитальные вложения концентрируются прежде всего на реализации важнейших общегосударственных программ — Продовольственной, по развитию производства товаров и услуг, Энергетической, развитию машиностроения и электронизации народного хозяйства, химизации народного хозяйства. На эти цели выделено более 80 % общего прироста капитальных вложений (в предыдущей пятилетке — 50 %). Соотношение между вложениями в производственное и непроизводственное строительство меняется в пользу последнего.

Это позволит ускорить жилищное строительство, укрепить материальную базу социально-культурной сферы. Важной особенностью внутриотраслевой структуры строительства является принципиально новый подход к воспроизводству основных фондов: центр тяжести переносится с нового строительства, как это было в недалеком прошлом, на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий. На эти цели направляется около 232 млрд руб.— в 1,7 раза больше, чем в Прошлой пятилетке. Улучшается технологическая структура капитальных вложений: возрастают затраты на оборудование и машины, а на строительно-монтажные работы — относительно снижаются. Реализация структурных преобразований непосредственно связана с машиностроительным комплексом.

Это обусловлено тем, что его продукция формирует материальную базу ускорения научно-технического прогресса и реконструкции отраслей народного хозяйства и, следовательно, затрагивает межотраслевые пропорции. Исходя из необходимости интенсивного обновления активной части основных производственных фондов, прирост продукции машиностроения запланирован в размере 43%, что в 1,7 раза выше, чем в целом по промышленности. Первоочередная задача — значительно повысить отдачу от потенциала производственного, созданного во всех союзных республиках.

Повсеместно укрепляется социальная инфраструктура, быстрыми темпами развиваются отрасли, непосредственно связанные е удовлетворением материальных и духовных потребностей народа. Важное значение придается дальнейшему освоению Сибири и Дальнего Востока, значение которых для нашей экономики неизмеримо возрастает. Приоритетное развитие этих крупных районов — составная часть структурной политики КПСС. В конечном счете структурная политика КПСС направлена на качественное преобразование условий жизни и труда советских людей, всей социальной сферы. Усиление социальной ориентации всей экономики, последовательный поворот к более полному удовлетворению постоянно возрастающих потребностей советского народа пронизывает все структурные иреобразования.

Источник: Краткий экономический словарь, М., 1987