Стоимостные показатели


СТОИМОСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ — показатели, характеризующие экономические явления в стоимостном (денежном) выражении и определяемые с помощью цен.

Применение стоимостных показателей обусловливается важной ролью товарно-денежных отношений в социалистической экономике, необходимостью обобщающей характеристики затрат и результатов производства. Стоимостные показатели в современных условиях являются таким же необходимым элементом хозяйственного механизма, как и натуральные показатели. Стоимостным показателям принадлежит важная роль в планировании и статистике, в оценке работы предприятий и объединений, в хозяйственном расчете и экономическом стимулировании, в определении эффективности производства.

В стоимостном выражении определяется общий объем продукции предприятий и других производственных звеньев, на их основе устанавливается соотношение между вновь созданной и перенесенной стоимостью, необходимым и прибавочным продуктом, фондами потребления и накопления в национальном доходе, себестоимостью продукции к прибылью в стоимости продукции.
В стоимостном выражении определяются производительность труда, фондоотдача и материалоемкость продукции.

Стоимостными являются показатели валовой, товарной, реализованной и чистой продукции. На динамику стоимостных показателей существенно влияет не только методика формирования, но и цены, выступающие в роли соизмерителей разнородной продукции (см. Цены сопоставимые).

При этом объективная оценка деятельности производственных звеньев достигается на основе применения показателей, свободных от искажающего влияния перенесенной стоимости, материальных затрат на производство, т. е. на основе чистой продукции, условно чистой продукции и других аналогичных показателей, соответствующих по стоимостной структуре национальному доходу или конечному продукту (см. также Цены оптовые).

Источник: Краткий экономический словарь, М., 1987