Себестоимость продукции


СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ — выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Себестоимость продукции — синтетический, обобщающий показатель, отражающий все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия и характеризующий эффективность его работы.

Планирование, учет и анализ себестоимости продукции являются одним из важнейших условий осуществления на предприятиях действенного хозяйственного расчета. В себестоимость продукции включаются стоимость потребленных средств производетва (затраты на сырье и материалы, полуфабрикаты, топливо, энергию, расходы, связанные е эксплуатацией и амортизацией основных производственных фондов), расходы на оплату труда работников предприятия и отчисления на социальное страхование.

Структура себестоимости продукции характеризуется соотношением отдельных видов затрат и отражает специфические особенности каждой отрасли. Так, в нефтяной промышленности наиболее значительны затраты на оплату труда и амортизацию основных производственных фондов, в легкой и пищевой промышленности 85—90 % составляют затраты на сырье и материалы при небольшом удельном весе затрат на оплату труда. В результате научно-технического прогресса во всех отраслях увеличивается доля материальных затрат и уменьшаетея доля затрат на оплату труда. Все затраты предприятия на производство определяют производственную себестоимость продукции (сумму цеховой себестоимости и общезаводских расходов).

Полная себестоимость продукции включает производственную себестоимость, затраты, связанные с реализацией продукции, отчисления на содержание вышестоящих организаций и другие внепроизводственные расходы предприятия. При планировании себестоимости продукции на промышленных предприятиях используются различные показатели: затраты на один руб. товарной продукции, себестоимость отдельных изделий, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и отдельных видов продукции. Себестоимость всей товарной продукции рассчитывается по экономическим элементам затрат, а себестоимость единицы отдельных видов продукции (изделий) — по калькуляционным статьям.

При анализе себестоимости продукции плановые показатели сопоставляются с фактическими, устанавливаются отклонения (экономия или перерасход), их причины и выявляются резервы снижения себестоимости. себестоимость продукции конкретного предприятия определяется условиями производства, эффективностью его работы. Среднеотраслевая себестоимость является основой для установления оптовой цены продукции (см. Цены оптовые).

Снижение себестоимости продукции отражает экономию живого и овеществленного, труда, обеспечивает рост прибыли, создает возможность снижения оптовых и розничных цен. При современном уровне производства, экономия от снижения себестоимости промышленной продукции на 1 % составляет примерно семь млрд руб. в год.

Основными путями снижения себестоимости продукции, экономии овеществленного и живого труда, роста его производительности являются: совершенствование методов управления, организации производства и труда, хозяйственного расчета, улучшение использования производственных мощностей и производственных фондов, экономное расходование материальных ресурсов, снижение затрат на управление и обслуживание производства, ликвидация потерь и непроизводительных расходов, борьба с бесхозяйственностью, широкое развертывание социалистического соревнования за снижение себестоимости продукции, соблюдение режима экономии на каждом рабочем месте, в бригаде, участке, цехе, предприятии. Систематическое снижение себестоимости продукции имеет особенно важное значение при переводе предприятий на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, служит обязательным условием устойчивой рентабельности производства.

Источник: Краткий экономический словарь, М., 1987