Рыночные фонды


РЫНОЧНЫЕ ФОНДЫ — совокупность товаров, предлагаемых на внутреннем рынке населению для личного потребления. Они составляют основную часть товарных ресурсов по многим предметам потребления, например, по мебели — более 80 %, кожаной обуви — 90, швейным изделиям — 90 %. Рыночные фонды по объему и структуре увязываются с объемом производства, товарного обеспечения, с одной стороны, и размером покупательных фондов населения — с другой.

По каждой группе товаров и отдельным товарам рыночные фонды определяются с помощью баланса товарных ресурсов. Он состоит из приходной и расходной частей, где указываются источники поступления товаров и направления их распределения.
Рыночные фонды — важнейшая статья распределения товаров по видам потребления. Основная часть рыночных фондов определяется централизованно. В целом по товарам разрабатывается более 500 балансов, по важнейшим товарам балансы утверждает Совет Министров СССР.

Сбалансированность рыночных фондов должна быть обеспечена по общему объему и структуре, по времени (год, квартал, месяц), по территории страны, по торговым системам, организациям и предприятиям. В целях увеличения рыночных фондов предусматривается интенсивное развитие децентрализованных источников товарных ресурсов, и прежде всего местного производства, создание и развитие кооперативов, специализирующихся на выпуске различных товаров народного потребления.
В увеличении рыночных фондов все более важную роль играют отрасли тяжелой промышленности, на долю которых приходится более 30 % общего объема производства товаров народного потребления.

Материальные балансы (см. Баланс материальный) по товарам народного потребления составляются на пятилетку с разбивкой по годам, а годовые — по кварталам по стране в целом, республикам, краям и областям. По продовольственным товарам они разрабатываются в натуральных показателях, по многим непродовольственным товарам сложного ассортимента (мебель, галантерея, трикотажные, швейные и другие изделия) — в стоимостном выражении, а по таким товарам, как ткани, кожаная обувь, и в стоимостном и натуральном, измерениях.

Объем рыночных фондов рассчитывается на основе планов выпуска промышленных товаров и государственных закупок сельскохозяйственных продуктов. Существенным источником увеличения рыночных фондов является сокращение потерь при хранении, переработке и транспортировке.

По важнейшим продовольственным и непродовольственным товарам (мука, сахар, крупа и макаронные изделия, обувь, швейные изделия, ткани и некоторые другие) рыночных фондов по союзным республикам распределяются Министерством торговли СССР (см. также Баланс денежных доходов и расходов населения).

Источник: Краткий экономический словарь, М., 1987