Потенциал научный ВУЗов


ПОТЕНЦИАЛ НАУЧНЫЙ ВУЗОВ — потенциальные возможности научно-педагогических кадров и научно-технических ресурсов вузов, а также сложившихся научных школ в выполнении научных исследований наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов и научных кадров.

В Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии отмечается: «Более эффективно нужно использовать и научный потенциал вузов. Здесь сосредоточено свыше 35 процентов научно-педагогических работников страны, в том числе около половины докторов наук, а выполняется ими не более 10 процентов научных исследований» (Материалы XXVII съезда КПСС, с.. 28). Потенциал научный ВУЗов определяется составом кадров, уровнем развития материально-технической базы, информационного и организационного обеспечения.

Решающее значение имеют состав и квалификация научно-педагогических кадров, организация научных исследований в вузах, наличие необходимого лабораторного, измерительного оборудования. Обеспечение вузов новейшим оборудованием и приборами является важнейшей задачей, направленной на повышение их научного потенциала. Информационное обеспечение научных исследований предусматривает современную организацию научно-технической и экономической информации, технические средства ее обработки. Уровень информационного обеспечения вузов определяется интенсивностью информационных потоков, объемом накопленных информационных фондов, техническими возможностями переработки информации, численностью и квалификацией персонала информационных подразделений, затратами на информационное обеспечение.

Организационное обеспечение научных исследований в вузах определяется наличием сети лабораторий, конструкторских бюро и экспериментальных баз. В двенадцатой пятилетке на развитие научного потенциала вузов выделены значительные материальные и финансовые ресурсы.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране» (1987 г.) предусмотрена система мер по развитию и более полному использованию потенциала научного ВУЗов.

Она включает форсированное развитие в высшей школе конструкторско-технологической и опытно-экспериментальной базы, создание специализированного подразделения по разработке программных средств для автоматизации научных экспериментов и др.

Источник: Краткий экономический словарь, М., 1987