Нормативные методы в управлении и планировании


НОРМАТИВНЫЕ МЕТОДЫ В УПРАВЛЕНИИ И ПЛАНИРОВАНИИ — методы регулирования деятельности производственных и непроизводственных звеньев с помощью норм и нормативов, отражающих общественные требования к затратам и результатам деятельности, их распределению и использованию.

Ориентируют трудовые коллективы на выполнение плановых заданий при наименьших затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Единство процесса общественного воспроизводства, всех его сторон и элементов обеспечивает объективную возможность формирования единой системы взаимосвязанных норм и нормативов. Ее основные принципы: общность методологического подхода к формированию норм и нормативов независимо от уровней управления и горизонтов планирования; прогрессивность норм и нормативов; систематическое их обновление в соответствии с изменениями в процессе производства и непроизводственной сферы на базе научно-технического прогресса и других факторов; сопоставимость норм и нормативов, формируемых на различных уровнях управления, исходя из существующей связи между ними и применения научных методов агрегирования и дезагрегирования.

В СССР установлен единый порядок формирования и утверждения норм и нормативов, разработки соответствующей методической документации. Комплекс норм и нормативов, используемых для разработки плана, обоснования плановых заданий, оценки их выполнения, называется нормативной базой плана. Автоматизированная система сбора, накопления и обновления норм и нормативов (АСН) является составной частью автоматизированной системы плановых расчетов (АСПР).

На предприятиях нормативная база уточняется ежегодно на основе учета влияния таких факторов, как повышение технического уровня производства, улучшение организации производства и труда, повышение качества продукции, изменение ее состава и объема. В действующей системе норм и. нормативов они группируются следующим образом: нормативы эффективности общественного производства; нормы и нормативы затрат труда и заработной платы; нормы и нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива и энергии; нормы и нормативы использования производственных мощностей и нормы продолжительности (сроков) освоения проектных мощностей вновь вводимых предприятий и объектов; нормативы капитальных вложений и, капитального строительства; нормы и нормативы потребностей и запасов оборудования, а также его использования; финансовые нормы и нормативы; нормы денежных затрат на производство; социально-экономические нормы и нормативы; нормы и нормативы охраны окружающей среды.

Кроме того, в каждой отрасли разрабатываются специфические для нее нормы и нормативы, отражающие особенности техники, технологии, организации производства и другие факторы. Нормы и нормативы, разработанные министерствами (ведомствами) и принятые Госпланом СССР, являются обязательными для применения в расчетах проектов государственных планов. Область применения нормативных методов в управлении очень широка. Нормативный метод учета затрат является наиболее прогрессивным методом производственного учета и определения себестоимости продукции. Нормативным методом определяется потребность министерств, объединении и предприятий в материальных ресурсах, в средствах на оплату труда. Формирование планов на основе прогрессивных нормативов, базирующихся на инженерных и экономических расчетах, обеспечивает их реальность, напряженность и позволяет избежать планирования по достигнутому уровню, т. е. исходя из сложившейся динамики показателей.

В то же время сравнение достигнутых предприятиями показателей с нормативами позволяет оценить степень их соответствия объективным возможностям, выявить неиспользованные резервы роста и совершенствования производства (см. Нормативы экономические).

Нормативным методам принадлежит важная роль в обеспечении рационального соотношения централизованного планового руководства народным хозяйством и самостоятельности его отдельных звеньев. «Переход на нормативные методы,— говорил М. С. Горбачев на июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС,— позволяет наиболее полно реализовать присущие социализму объективные предпосылки единства интересов общества, коллектива и отдельного работника».

Источник: Краткий экономический словарь, М., 1987