Колхозная торговля


КОЛХОЗНАЯ ТОРГОВЛЯ — (внедеревенская) — особая форма советской торговли, основанная на колхозно-кооперативной собственности или личной собственности граждан.

Товарами в колхозной торговле являются сельскохозяйственные продукты, произведенные в колхозах, совхозах, личных подсобных хозяйствах, садово-огороднических товариществах. Колхозная торговля осуществляется обычно в специально оборудованных местах — на рынках.

Ответственность за руководство колхозными рынками, обеспечение необходимых условий для их работы и укрепление материально-технической базы возложены на организации потребительской кооперации и местные Советы народных депутатов. Показатели развития колхозной торговли в государственном плане не устанавливаются. Фактический объем продаж включается в розничный товарооборот страны.

Уровень цен на продукцию, реализуемую на колхозных рынках, меняется в зависимости от колебаний спроса и предложения и не является объектом прямого государственного регулирования. Вместе с тем увеличение продажи, расширение ассортимента и повышение качества товаров в государственной и кооперативной торговле способствуют снижению рыночных цен. XXVII съезд КПСС подчеркнул необходимость оказывать помощь населению в доставке и реализации излишков сельскохозяйственных продуктов. Осуществлять это призвана в первую очередь потребительская кооперация.

В целях лучшего снабжения населения и повышения материальной заинтересованности колхозов и совхозов им предоставлено право продавать через потребительскую кооперацию или на колхозных рынках по договорным ценам часть планового объема закупок картофеля, овощей, бахчевых культур, плодов и ягод, столового винограда, а также сверхплановую сельскохозяйственную продукцию.

В соответствии с Продовольственной программой СССР, в стране расширяется сеть колхозных рынков, укрепляется их материально-техническая база, улучшается организация торговли.

Колхозная торговля включает также внутридеревенский оборот сельскохозяйственных продуктов, который осуществляется путем продажи колхозами продуктов колхозникам, продажи продуктов владельцами личных подсобных хозяйств жителям сельской местности, минуя рынки (например, дачникам), натурального обмена излишками сельскохозяйственных продуктов между гражданами.

Источник: Краткий экономический словарь, М., 1987