Внутренний рынок


ВНУТРЕННИЙ РЫНОК — сфера товарного обмена, ограниченная государственными границами страны, совокупность экономических отношений товаропроизводителей и потребителей по поводу реализации товаров. На внутренний рынок происходит формирование спроса и предложения товаров.

Предложение характеризуется объемом и ассортиментом продукции, предназначенной для продажи. Спрос выражает потребности покупателей данных товаров, обеспеченные денежными средствами (см. Спрос платежеспособный). Состояние внутреннего рынока зависит от его конъюнктуры и емкости. Конъюнктура — соотношение спроса и предложения при данном уровне цен на определенный момент.

Емкость — возможный объем продажи товаров на рынке при данном уровне цен. На социалистическом внутреннем рынке товары реализуются по плановым оптовым и розничным ценам.

Государство использует механизм рынка в качестве важного инструмента хозяйствования, призванного обеспечить возмещение издержек производства и получение прибыли каждым нормально работающим предприятием, создание стимулов к повышению эффективности производства и качества работы.

По своему функциональному назначению внутренний рынок делится прежде всего на рынок средств производства и рынок предметов потребления. Внутренний (национальный) рынок включает региональные рынки, ограниченные рамками экономических районов, союзных республик.

Отраслевой рынок характеризуется масштабами и структурой реализации отдельного товара или группы товаров. В двенадцатой пятилетке и в период до 2000 г. рынок средств производства существенно расширится за счет развития оптовой торговли материалами и оборудованием.

Рынок предметов потребления будет полнее удовлетворять спрос населения на высококачественные и разнообразные по ассортименту товары в результате выполнения Продовольственной программы СССР, Комплексной программы развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986—2000 годы, расширения кооперативной торговли, продажи сельскохозяйственными предприятиями части своей продукции на колхозном рынке и развития индивидуальной трудовой деятельности населения. Увеличится также продажа строительных материалов, садово-огородного инвентаря (см. также Цены оптовые, Цены розничные).

Источник: Краткий экономический словарь, М., 1987