Введение. Начертание естественной истории


перейти к списку работ В. Ф. Зуева ...

В. Ф. Зуев. "Педагогические труды"
Издательство Академии педагогических наук, Москва, 1956 г.
OCR Biografia.Ru

Работы приведены с некоторыми сокращениями и не содержат комментариев, ссылок и т. д. Скачать книгу целиком Вы сможете в нашей "DjVu-библиотеке"

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ УЧЕБНИКА В. Ф. ЗУЕВА „НАЧЕРТАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ" 1786 г.

ВВЕДЕНИЕ


Нет почти человека, которому бы познание вещей естественных не было нужно, полезно, а иногда и необходимо. Мы не говорим здесь о бренном нашем составе, который беспрестанной требует помощи от тою же десницею сотворенных былий; но пища и питие, одеяние и прикрытие, нужды естественные, по разным света полосам различные, однако всегда первые, действующие на нас еще с самаго нашего рождения, уже довольно доказывают, сколько надобно сведение тех вещей, коими мы оным удовлетворяем. Каким же образом вещи сии познавать, приобретать, употреблять, тому учит книга сия. Начертание естественной истории, изданная к употреблению народных училищ, заключающая в себе токмо нужнейшие, а притом по большей части из произведений российских. Содержащиеся в ней предметы расположены по наружному виду, так как оные каждому представляются или как каждый оные наиспособнее понимать может.
В народном училище преподающий по сей книге учитель заставляет, во-первых, того либо другого ученика читать по-параграфно; прочетши один параграф, толкует оный и, растолковав, спрашивает того либо другого ученика, как они читанное и толкованное понимают. Если большая часть учеников отвечает хорошо, то заставляет читать далее, как выше сказано; в противном же случае толкует прежний параграф снова.
При толковании параграфа или, лучше сказать, при рассуждении о какой-либо вещи учитель показывает оную в самой натуре, или по крайней мере на картине, почему при каждом народном училище в сем классе должно стараться иметь таковых вещей собрание, которые в натуре, которые в рисунках.
Но как все сие еще только касается до одной описанных предметов истории, а намерение народного просвещения состоит паче в пользе и образе употребления, то учитель не преминет рассказывать о всех веществах, как которые куда употребляются; которые наипаче заслуживают в рассуждении заведения или размножения их (помня всегда, которое где родится) для частной или общественной пользы особенного внимания, которые годны ко введению в употребление, которые к заменению чужестранных.
А чтоб польза сего учения еще явственнее была в своей подробности, то каждое в наместничестве народное училище наипервее да примется за познание собственных своих произведений, которые, следовательно, наипервее и должны быть собраны, а познавая соседственные, узнает, как у себя и чужие заводить, и свои размножать, удобрять и распространять должно.

НАЧЕРТАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

§ 1. Естественная история есть наука, которая рассказывает нам о всяких телах, на земном шаре обитающих.
§ 2. Тела естественные разделяются на три царства: на ископаемое, прозябаемое и животное.
§ 3. В ископаемом царстве содержатся тела, доставляемые из земли, грубые, неживые, нечувствительные и с места на место не движущиеся, например: земли, каменья и другие твердые и жидкие в земле тела. Наука, подробнее об оных толкующая, называется минералогиею.
§ 4. Прозябаемое царство заключает в себе тела, на земле вырастающие, живые, чувствительные и с места на место недвижущиеся, как дерево, травы и прочие растения. Наука, подробнее об оных толкующая, называется ботаникою.
§ 5. К животному царству причисляются тела, по земле встречающиеся, живые, чувствующие и с места на место движущиеся, каковы суть: звери, птицы, рыбы и проч. Наука, подробнее об оных преподающая, называется зоологиею.

перейти к следующей работе...