Заключение


вернуться в оглавление книги...

Е. И. Суворова. "В. В. Стасов и русская передовая общественная мысль."
Лениздат, 1956 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение работы...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В. В. Стасов является одним из самых выдающихся представителей русской и мировой домарксистской художественно-музыкальной критики. Его заслуги в развитии русского национального демократического искусства весьма велики, его многолетняя кипучая деятельность учителя и наставника нескольких поколений отечественных художников и музыкантов сохраняет поучительное значение до наших дней. Изучение художественно-критической деятельности В. В. Стасова прежде всего показывает великое значение передовой общественной мысли для развития передового искусства и передовой художественной критики. Только высокая идейность может обеспечить искусству и литературе активную прогрессивную роль в общественном развитии. Стасов всю свою жизнь отдал борьбе за претворение этого важнейшего принципа художественного творчества.
Эстетические и общественно-политические взгляды Стасова сложились под сильнейшим влиянием общественно-политического подъема и русской передовой общественной мысли 40—60-х годов XIX века в лице ее самых выдающихся представителей — Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Писарева.
В истории идейного формирования критика отчетливо выступают два этапа: первый — 40-е годы XIX века, ознаменовавшиеся для него преобладающим влиянием Белинского, Герцена и петрашевцев, и второй — 50-е—60-е годы XIX века, когда главными идейными источниками для него стали произведения Чернышевского и Добролюбова, представлявших высшую ступень в развитии революционно-демократической мысли в России.
От революционных демократов Стасов воспринял новые принципы их материалистической эстетики — понимание демократизма, реализма, национальности и народности искусства. Под их влиянием сложился его пламенный патриотизм, его острая ненависть к космополитизму, к низкопоклонству перед западноевропейской культурой, сочетавшиеся с глубоким уважением и вниманием к выдающимся культурным ценностям всех эпох и народов.
Стасов был талантливым проводником и интерпретатором принципов революционно-демократической эстетики в искусстве. Его критические обзоры произведений искусства, письма, личные взаимоотношения с композиторами, художниками, писателями и артистами являются поучительным примером содружества критики и художественного творчества, умелого отстаивания высокоидейного содержания последнего. Он боролся за создание яркого, впечатляющего искусства, придавал особое значение созданию типических образов, вместе с тем постоянно указывал на многообразие творческих методов создания типического в искусстве. Энциклопедические познания в области искусства, умелое применение эстетической теории революционных демократов к различным областям художественного творчества и тонкое художественное чутье открыли дорогу необыкновенно сильному влиянию Стасова на развитие всего нового русского искусства.
Однако общественно-политические и эстетические взгляды Стасова ни в коем случае нельзя полностью отождествлять со взглядами революционных демократов. Он не воспринял от своих учителей их главную идею — идею крестьянской революции. Он был типичным просветителем-демократом «шестидесятником», но не революционером. Отсюда проистекали известная ограниченность его политических взглядов и его отдельные отступления к либерализму. Эстетические принципы революционных демократов он также не связывал с идеей революции, но нередко, следуя этим принципам, стихийно подходил к революционным выводам, вытекающим из них.
Особого внимания заслуживает последний период жизни критика — 90-е годы — начало 900-х годов. В это время своей страстной борьбой против декадентства, как проявления упадка дворянско-буржуазной культуры, он сделал новый важный вклад в дело всей своей жизни — укрепление и развитие русского национального демократического искусства. Вместе с тем, это было время, когда под влиянием мощного революционного подъема в стране наметился шаг вперед в развитии общественно-политических взглядов критика в сторону радикального демократизма. Стасов шел к признанию революции как единственного средства ликвидации ненавистного самодержавно-помещичьего строя и устранения в его лице главной помехи на пути дальнейшего подъема русской демократической культуры.
Художественно-музыкальная критическая деятельность В. В. Стасова созвучна нашей социалистической эпохе своей высокой идейностью, патриотизмом, непримиримой борьбой с косностью, рутиной, с враждебными демократическому искусству эстетическими теориями эксплуататорских классов.
Великий Ленин учил Коммунистическую партию не отказываться в строительстве новой социалистической культуры от культурного наследства прошлого. Он требовал критического освоения культурного наследства всех народов, всех эпох, для того, чтобы отобрать из него всё то, что помогает в решении задач построения коммунистического общества.
В отчетном докладе Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза XX съезду партии указывается: «В борьбе, которую ведет наша партия против отживающих идей и представлений старого мира, за распространение и утверждение коммунистической идеологии, большая роль принадлежит печати, литературе и искусству».
Отмечая значительные достижения советской литературы и искусства, ЦК КПСС вместе с тем указал на крупные недостатки в их развитии. Советские писатели и работники искусства всё еще недостаточно связаны с жизнью советского народа, их произведения в ряде случаев не отличаются ни богатством содержания, ни художественным мастерством.
Пример выдающегося русского художественного критика В. В. Стасова, посвятившего всю свою жизнь страстной борьбе за передовое русское демократическое искусство, должен вдохновлять советских деятелей искусства в кх борьбе за выполнение указаний Коммунистической партии о путях развития самого передового, самого идейного и художественно совершенного искусства в мире — искусства социалистического реализма.

продолжение книги...