Предисловие


вернуться в оглавление книги...

Е. И. Суворова. "В. В. Стасов и русская передовая общественная мысль."
Лениздат, 1956 г.
OCR Biografia.Ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

В нашей стране и далеко за ее пределами широко известно имя выдающегося деятеля русской культуры, художественного и музыкального критика, пламенного борца за русское передовое национальное искусство Владимира Васильевича Стасова.
Более полустолетия продолжалась его активная художественно-критическая и общественная деятельность. Современник и горячий почитатель В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева, он был другом Л. Н. Толстого, И. Е. Репина, М. П. Мусоргского, М. А. Балакирева, М. М. Антокольского, В. В. Верещагина и многих других выдающихся деятелей русской литературы и искусства.
Значение творческого наследства В. В. Стасова может быть раскрыто и понято только в свете развития и успехов передовой русской общественной мысли середины и второй половины XIX века.
Деятельность Стасова, как публициста, определялась его глубокой убежденностью в том, что художественная критика является важным средством воспитания народа. Поэтому он стремился разъяснять художественные произведения, раскрывать их общественный социальный смысл, прививать народу любовь к высокоидейному искусству. Эта сторона его деятельности особенно ценна и созвучна советскому искусствознанию.
Стасов был одним из лучших пропагандистов и интерпретаторов революционно-демократической эстетики Белинского, Чернышевского и Добролюбова. Он первым внес идеи великих революционных демократов в художественно-музыкальную критику. Применяя и развивая эти идеи, он сделал крупный вклад в обоснование важнейших основ русского искусства, его реализма, национальности и народности. В своей критической деятельности в области изобразительных искусств и музыки Стасов, под благотворным влиянием великих революционных демократов, поднялся на высокую ступень идейности. Ему принадлежит одно из первых мест среди профессиональных художественно-музыкальных критиков России и Западной Европы.
Огромно литературное наследство В. В. Стасова как опубликованное, так и еще не опубликованное. Оно включает в себя его многочисленные критические и полемические статьи в области музыки, живописи, скульптуры, прикладного искусства, этнографии, былинного эпоса, обзоры литературы, заметки, фельетоны, очерки жизни и творчества деятелей искусства и публикации материалов к их биографиям, многочисленные выписки из материалов к незаконченному труду почти всей его жизни — «Разгром», и, наконец, поистине колоссальную переписку со многими выдающимися современниками, в том числе — Л. Н. Толстым, Тургеневым, Золя, Гюго, Серовым, Балакиревым, Мусоргским, Чайковским, Бородиным, Римским-Корсаковым, Кюи, Репиным, Суриковым, Крамским, Верещагиным, Перовым, Антокольским, Ге, Менделеевым, Сеченовым, Боткиным, Горьким, Гинцбургом, а также обширнейшую переписку с родными и знакомыми.
Литературное наследство Стасова отразило его поистине энциклопедические познания в области не только русского, но и мирового искусства, в его наследстве нашло отражение всё самое существенное за полувековой период развития русского и западноевропейского искусства.
Творческое наследство Стасова давно уже стало предметом исследовательской работы искусствоведов и историков русской культуры. Однако в существующей литературе о Стасове вопрос об идейных источниках его деятельности, о ее самой непосредственной, прямой связи с исторически назревшими потребностями общественной жизни России не получил достаточного освещения, что и побудило автора данной работы попытаться исследовать этот вопрос. Автор не ставил перед собой задачу искусствоведческого исследования художественно-критического наследства Стасова. В предлагаемой вниманию читателя работе Стасов рассматривается прежде всего как выдающийся выразитель передовых идей русской общественной мысли в области художественно-музыкальной критики.
Одной из своих задач автор считал строго объективное освещение деятельности критика, без приукрашивания и без умолчания о его отдельных существенных ошибках.
Для выяснения вопроса о влиянии русской передовой общественной мысли на общественно-политические и эстетические взгляды Стасова использованы труды Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, обширное литературное наследство самого Стасова, критические статьи о Стасове в журналах и газетах, дневники, письма, мемуары его современников. Кроме того, автор использовал фонд Училища правоведения, хранящийся в Государственном историческом архиве Ленинградской области, который помог проследить наиболее ранний период формирования мировоззрения В. В. Стасова. Был использован также фонд Главного военно-судного управления, хранящийся в филиале Центрального Государственного военно-исторического архива, содержащий ценные материалы, свидетельствующие о связи Стасова с петрашевцами. Весьма важное значение в написании данной работы имели обширные подготовительные материалы к его автобиографии и незаконченному труду «Разгром», хранящиеся в архиве Ленинградского института русской литературы Академии наук СССР.
Вместе с тем автор с признательностью отмечает большую пользу, которую принесли ему беседы с племянницей выдающегося художественного критика — Е. Д. Стасовой.

продолжение книги...