Каким образом в блокированный фашистами Ленинград доставлялись продовольствие и другие грузы для населения и войск, оборонявших город?


вернуться в оглавление книги...

"Великая Отечественная война." Вопросы и ответы.
П.Н.Бобылев и др., издательство "Политиздат", Москва, 1985 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение работы...

Каким образом в блокированный фашистами Ленинград доставлялись продовольствие и другие грузы для населения и войск, оборонявших город?

Это была непростая задача. Огромный город с населением в 2,5 млн. человек, а также фронт нуждались в своевременном поступлении продовольствия, боеприпасов, горючего и других видов обеспечения.
Снабжение блокированного Ленинграда находилось под постоянным контролем ЦК ВКП(б) и ГКО. Общее руководство этой важной государственной задачей было возложено на члена Политбюро ЦК ВКП(б), заместителя Председателя Совнаркома СССР А. И. Микояна. Большую работу по обеспечению Ленинграда продовольствием проводили заместители Председателя Совнаркома А. Н. Косыгин, Н. А. Вознесенский, а также уполномоченный ГКО по этому вопросу нарком торговли РСФСР Д. В. Павлов. Со всех концов страны направлялись к Ленинграду эшелоны с необходимыми грузами. Советские люди под руководством Коммунистической партии стремились сделать все, что было в человеческих силах, для оказания помощи городу Ленина.
После захвата гитлеровцами Шлиссельбурга необходимые для осажденного города грузы перевозились по единственному доступному маршруту — через Ладожское озеро. Несмотря на исключительные трудности — перевалка грузов с железной дороги на суда и снова на железную дорогу, сильные штормы на озере, постоянный обстрел артиллерией противника и налеты его авиации,— самоотверженная работа ладожских капитанов, матросов, береговых работников позволила за время навигации доставить в Ленинград 27 тыс. т зерна, около 17 тыс. т муки, круп и макарон, более 20 тыс. банок консервов, 1 млн. банок сгущенного молока, сотни тонн других продуктов, а также около 5 тыс. т бензина, более 2 тыс. т керосина, тысячи винтовок и пулеметов, свыше 3 млн. патронов, более 100 тыс. ручных гранат, сотни тысяч снарядов и мин. Грузы в Ленинград перевозились и по воздуху (особенно после прекращения судоходства из-за ледостава). Ежедневно самолеты Ли-2 и ТБ-3 доставляли находящимся в блокаде войскам и населению по 100—150 т грузов, а оттуда эвакуировали по нескольку сот человек, различную технику и дефицитные материалы.
Но с каждым днем доставлять грузы в Ленинград становилось все труднее и труднее, потребности войск и населения удовлетворялись лишь в малой степени. Особенно тяжело складывалось положение с продовольствием, запасы которого очень быстро расходовались. Пришлось пойти на такую вынужденную меру, как сокращение населению и войскам норм выдачи основных продуктов питания. За сентябрь — ноябрь эти нормы для населения снижались пять раз, а для войск — трижды. С 20 ноября бойцы на передовых позициях получали в сутки 500 г хлеба, рабочие — 250 г, служащие, иждивенцы и дети — 125 г. Эти кусочки суррогатного хлеба являлись, по существу, единственной пищей, поскольку другие продукты питания выдавались очень редко. В городе начался голод, силы людей быстро истощались, резко выросла смертность.
Однако и в этих, казалось бы, невыносимых условиях ленинградцы под руководством городской партийной организации продолжали сражаться и работать, обеспечивая оборонявшие Ленинград войска вооружением, снаряжением, обмундированием, боеприпасами. О несгибаемой силе духа ленинградцев говорит следующий факт: за второе полугодие 1941 г. производство боеприпасов в городе возросло в 10 раз (!) по сравнению с первым полугодием.
Когда на Ладоге установился лед, перевозка грузов в Ленинград проводилась по автомобильной дороге, проложенной по льду. 20 ноября 1941 г. по ней прошел первый конносанный обоз, а на следующий день двинулись и автомобили. Эта дорога вошла в историю как Дорога жизни. В названии, которое ей дал народ, подчеркнуто главное: благодаря дороге сотням тысяч ленинградцев была спасена жизнь. К началу декабря на ледовой трассе работало уже 3400 автомашин, число которых затем увеличилось. Днем и ночью, в любую погоду, под вражескими снарядами и бомбами автомобилисты везли в блокадный Ленинград продовольствие и другие необходимые грузы, а оттуда вывозили ленинградцев и промышленное оборудование для дальнейшей отправки в глубь страны. Благодаря героическому труду водителей и всего личного состава, обслуживавшего трассу (а на ней вскоре стали трудиться 19 тыс. человек), уже 25 декабря 1941 г. впервые за время блокады ленинградцы получили увеличенную дневную норму хлеба: рабочие — 350 г, а служащие, иждивенцы и дети — по 200 г.
Чувствуя заботу партии и всей страны, жители города и бойцы Красной Армии в невиданно трудных условиях непоколебимо верили в то, что Ленинград не будет сдан врагу, и эта вера придавала им дополнительные силы, позволила стойко перенести такие испытания, которых история человечества не знала.

продолжение книги...