Великая Октябрьская социалистическая революция и ее международное значение (продолжение)


перейти в начало работы...

И. И. Минц. "Великая Октябрьская социалистическая революция и ее международное значение"
Издательство "Знание", Москва, 1955 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Неоценимый вклад в борьбу мирового пролетариата внес советский народ в годы Великой Отечественной войны. Замечательные битвы Советской Армии против фашистских сил были не только самоотверженной защитой социалистической Родины. Это была в то же самое время борьба за свободу народов Европы и Азии, за спасение всего человечества от коричневой чумы, борьба за полный разгром агрессивных сил и прочный мир во всем мире.
Блистательные победы советских войск, окончившиеся безоговорочной капитуляцией фашистских держав, в огромной степени облегчили борьбу народов против империализма. В. И. Ленин и И. В. Сталин задолго до событий последних лет предвидели именно подобное развитие международного революционного движения.
«Вероятнее всего,— писал И. В. Сталин в 1924 году,— что мировая революция будет развиваться путём революционного отпадения ряда новых стран от системы империалистических государств при поддержке пролетариев этих стран со стороны пролетариата империалистических государств» (1).
Свободными стали трудящиеся Польши, Болгарии, Венгрии, Албании, Чехословакии, Румынии, Германской Демократической Республики в Европе, Китая, Корейской Народно-Демократической Республики, Демократической Республики Вьетнам — в Азии. Более 900 миллионов насчитывает ныне лагерь мира, демократии и социализма. Так ярко и с такими поистине великими результатами проявилась идея пролетарского интернационализма в годы второй мировой войны. Между государствами демократического лагеря установились отношения бескорыстной всесторонней взаимной помощи. Некоторую часть своих экономических ресурсов, своей богатейшей техники советский народ предоставляет трудящимся стран, строящим фундамент социализма. На международной арене все миролюбивые государства могучим объединенным фронтом ведут борьбу с агрессивными силами, разоблачают поджигателей новой войны, укрепляют мир.
Вместе с тем патриоты, ведущие трудную борьбу в странах, еще не вышедших из системы империализма, видят в Советском Союзе отечество международного пролетариата, вернейший оплот мира и дружбы между народами. Исторические заявления Мориса Тореза и Пальмиро Тольятти о том, что народы Франции и Италии никогда не будут воевать против СССР, отражают настроения, чаяния прогрессивных сил Запада. Братские коммунистические партии верны интересам своих наций; они сочетают в своей политике решение и национальных и интернациональных задач.
Огромные внутренние н международные успехи стран демократического лагеря создают благоприятную объективную об-
---------------------------------
1. И. В. Сталин. Соч., т. 6, стр. 398.
---------------------------------
становку для развертывания во всех буржуазных и зависимых странах освободительной, справедливой борьбы за мир, против системы эксплуатации, угнетения и произвола.
Великая Октябрьская революция указала мировому пролетариату и всем Грудящимся путь революционного выхода из империалистической каторги, вооружила их верой в свои силы и освобождение. Октябрьская революция обогатила международный пролетариат опытом революционной борьбы, революционного творчества, победоносной большевистской тактикой и этим самым в громадной степени приблизила гибель капитализма и победу социализма во всем мире. Великий основатель Коммунистической партии Советского Союза и создатель Советского государства В. И. Ленин, оценивая международное значение Коммунистической партии, указывал, что большевизм «стал мировым большевизмом, дал идею, теорию, программу, тактику, отличающуюся конкретно, практически, от социал-шовинизма и социал-пацифизма» (1).
Этот опыт помогает братским коммунистическим и рабочим партиям зарубежных стран в их повседневной практической деятельности, вооружает их марксистско-ленинским оружием в борьбе против современного монополистического капитализма и его агентуры в рабочем классе в лице реакционных правосоциалистических лидеров. Марксизм-ленинизм, как великая пролетарская идеология, стал знаменем освободительной борьбы трудящихся во всех частях земного шара, ознаменовав собой неизбежную победу марксизма-ленинизма над социал-демократизмом в мировом рабочем движении.

Лекция вторая

Путь Октябрьской революции — путь прогресса и счастья народов


Величайшее международное значение Октябрьской революции состоит не только в том, что она ускорила весь ход мировой истории, но и в том, что она показала историческую неизбежность проявления ее основных черт в любой стране, что революция в России является началом, составной частью и базой дальнейшего развития мировой революции. Великий Ленин считал Октябрьскую социалистическую революцию генеральной репетицией мировой революции.
«...Мы видим,— говорил В. И. Ленин,— что русская революция была в сущности генеральной репетицией или одной из репетиций всемирной пролетарской революции» (2).
Прежде всего она доказала, что без союза пролетариата и
-------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 28, стр. 270.
2. В. И. Ленин. Соч., т. 29, стр. 132.
-------------------------------
крестьянства при руководстве рабочих, без диктатуры пролетариата, как особого классового союза пролетариата и крестьянства, невозможно ни отстоять революции, ни ликвидировать отжившие капиталистические отношения и создать социалистическое общество.
Маркс и Энгельс считали союз пролетариата и крестьянства важным условием победы революции. Изучая опыт революции 1848 года и историю послереволюционной классовой борьбы во Франции, Маркс в 1852 году пришел к выводу, что крестьянство уже не является резервом буржуазии, что интересы крестьянства не совпадают с интересами буржуазии. «Итак,— писал Маркс в книге «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»,— интересы крестьян находятся уже не в гармонии с интересами буржуазии, капитала,— как это было при Наполеоне,— а в противоречии с ними. Крестьяне поэтому находят себе естественного союзника и вождя в городском пролетариате, призванном ниспровергнуть буржуазный строй» (1).
В 1856 году на опыте революции в Германии Маркс подчеркивал, что новая революция окажется победоносной, если она будет опираться на союз пролетариата и крестьянства. «Все дело в Германии,— писал Маркс Энгельсу,— будет зависеть от того, можно ли будет поддержать пролетарскую революцию вторым изданием крестьянской войны. Тогда дела пойдут превосходно» (2).
На опыте Парижской Коммуны 1871 года Маркс и Энгельс доказывали, что только победа рабочих в революции, установление диктатуры пролетариата может освободить крестьянство от гнета капитала, от огромных военных налогов кровью, от полицейского произвола, от кабальных земельных долгов. «Коммуна,— так написано в «Воззвании Генерального Совета Международного Товарищества Рабочих»,— имела полное право объявить крестьянам: «Наша победа — ваша единственная надежда!» (3).
В трудах основоположников марксизма имеются неоднократные высказывания о роли пролетариата и крестьянства в победе революции. Эти гениальные положения были скрыты изменниками дела рабочего класса. Ленин не только восстановил высказывания великих вождей пролетариата, но творчески развил марксизм в новых условиях, поставивших человечество перед пролетарской революцией, создав стройное учение о союзе пролетариата и крестьянства.
Уже в первой своей крупной работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894 год) Ленин выдвинул идею революционного союза рабочих и кре-
-------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. VIII, стр. 409.
2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXII. стр. 139.
3. К. Маркси Ф. Энгельс. Соч., т. XIII, ч. II. стр. 318.
-------------------------------
стьян как главного средства свержения царизма и ликвидации власти помещиков и буржуазии. В гениальном труде «Развитие капитализма в России» (1899 год), как и в ряде других произведений, Ленин обосновал экономические и политические основы союза рабочих и крестьян. Всесторонне разрабатывая свое учение, Ленин определил и конкретные этапы развития союза пролетариата и крестьянства, сформировав три стратегических лозунга партии коммунистов по крестьянскому вопросу: вместе со всем крестьянством против царизма и помещиков при нейтрализации буржуазии — на этапе буржуазно-демократической революции; вместе с крестьянской беднотой против капитализма в городе и деревне при нейтрализации среднего крестьянства — на этапе подготовки и проведения социалистической революции; опираясь на бедноту в прочном союзе со средним крестьянством,— на этапе социалистического строительства.
Но нужна была форма организации, в которой в наилучших условиях мог бы воплотиться союз рабочих и крестьян под руководством рабочих. Марксизм учит, что человечество не ставит перед собой невыполнимых задач. Более того, сама задача встает перед человечеством тогда, когда созрели условия для ее разрешения. Формой организации, в которой воплотился союз рабочих и крестьян, органом этого союза оказались Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Советы депутатов не были выдуманы какой-либо политической партией. Не были они и изобретением партии коммунистов, которая не признает искусственного создания форм борьбы. Партия обобщает, организует и придает сознательность тем формам борьбы революционных классов, которые возникают в ходе самой истории. Советы рабочих депутатов были выдвинуты самими массами в первой русской революции 1905—1907 годов. Вызванные к жизни подлинным творчеством рабочих, Советы уже в первой революции показали, что являются единственной прочной опорой народной борьбы с царизмом. Там, где Советы приходили в упадок, там, вместо последовательной революционной борьбы с царизмом, начиналось соглашательство, предательство революции. Во второй русской революции 1917 года Советы депутатов — на этот раз не только рабочих, но и солдат, т. е. крестьян, переодетых по случаю войны в военную форму,— возродились опять-таки не по воле какой-либо партии, а из опыта революционного движения. Советы рабочих и солдатских, а затем и крестьянских депутатов в 1917 году покрыли густой сетью всю страну. В Советах рабочие и крестьяне убеждались на собственном опыте в том, что могут и должны под руководством пролетариата взять в свои руки власть в государстве, ибо буржуазия и помещики не могут и не хотят дать народу мир, землю, свободу и хлеб.
Октябрьскую революцию отличало от всех других революций прежде всего то, что рабочие и крестьяне сумели создать свой аппарат власти. Прежние революции и даже Парижская Коммуна — этот первый опыт власти трудящихся — не имели своего аппарата власти, не могли опираться на организованную беззаветную поддержку гигантского большинства масс, как это сумела сделать Советская власть с самого начала своего существования. Советы, будучи непосредственными, т. е. наиболее демократическими организациями самих масс, максимально облегчают им участие в устройстве и управлении посредством развязывания их инициативы в создании социалистического строя. «Если бы народное творчество революционных классов не создало Советов, то пролетарская революция,— указывал Ленин,— была бы в России делом безнадежным...» (1).
Коммунистическая партия Советской страны дала миру образец создания той общественной силы, которая в состоянии раздавить ожесточенное сопротивление отмирающих классов и развернуть широкое социалистическое строительство.
Успешно руководя Октябрьской революцией, партия коммунистов разоблачила изменников делу рабочего класса — оппортунистов, утверждавших, что пролетариат может взять и удержать власть лишь там, где он составляет большинство населения. Лидеры II Интернационала лживыми доводами пытались уверить рабочих, что между буржуазной и пролетарской революцией лежит пропасть, что сначала должна победить буржуазная революция, потом развитие капитализма превратит основную массу населения в пролетариат и только тогда, когда рабочий класс станет большинством в стране, он сможет взять и удержать власть. Эта социал-империалистическая теория, направленная на увековечивание господства империализма, разоружала рабочий класс перед лицом врага. Октябрьская революция разбила эту предательскую «теорию». Во главе революции выступил русский пролетариат, за годы своей революционной борьбы ставший гегемоном, признанным вождем трудящихся. История возложила на новый, единственно до конца революционный класс низвержение власти помещиков и буржуазии и установление диктатуры пролетариата. В ходе революционной борьбы русский пролетариат получил полную поддержку крестьянства, составлявшего подавляющее большинство населения России. Создание Советов рабочих и крестьянских депутатов как государственной формы диктатуры пролетариата было одним из ярких проявлений сплочения крестьянства вокруг пролетариата, как вождя революции. Русские коммунисты завоевали на сторону пролетариата большинство полупролетарских элементов, отобрав у буржуазии ее крестьянские резервы. Из рук пролетариата трудящиеся всех народов России получили мир, землю, национальную свободу и равно-
-------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 26. стр. 80.
-------------------------------
правке, что в сильнейшей степени укрепило союз рабочих и крестьян.
С законной гордостью за советский рабочий класс и его вдохновляющую и руководящую силу — партию коммунистов, выполняющих свой долг международной солидарности, Ленин говорил на IX Всероссийском съезде Советов:
«Новое общество, которое основано будет на союзе рабочих и крестьян, неминуемо. Рано или поздно, двадцатью годами раньше или двадцатью годами позже, оно придет, и для него, для этого общества, помогаем мы вырабатывать формы союза рабочих и крестьян... Мы эту задачу решим и союз рабочих и крестьян создадим настолько прочным, что никакие силы на земле его не расторгнут» (1).
Октябрьская революция была классическим осуществлением в России ленинской теории диктатуры пролетариата как особой формы классового союза пролетариата и крестьянства. Эти основные положения ленинской теории социалистической революции применимы ко всем странам. В. И. Ленин говорил о диктатуре пролетариата, как о союзе не только с русскими крестьянами,, но и с трудящимися всех национальностей России, как о революционном блоке, о союзе пролетариата передовых стран с угнетенными народами порабощенных колоний.
Отрицая международное значение ленинизма, в лучшем случае считая его достижением одной России, оппортунистические фальсификаторы утверждают, что коммунисты хотят якобы всюду насадить полное подобие Советов, у всех народов мира.
Великий Ленин уже давно разоблачил этих изменников рабочего класса, запутавшихся в собственных противоречиях. Так, еще перед Октябрьской революцией, в 1916 году, Ленин в статье под названием «О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме» писал: «Даже тресты, даже банки в современном империализме, будучи одинаково неизбежны при развитом капитализме, неодинаковы в их конкретном виде в разных странах. Тем более неодинаковы, несмотря на их однородность в основном, политические формы в передовых империалистских странах, Америке, Англии, Франции, Германии. Такое же разнообразие проявится и на том пути, который проделает человечество от нынешнего империализма к социалистической революции завтрашнего дня. Все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни. Нет ничего более убогого теоретически и более смешного практически, как «во имя исторического материализма» рисовать себе будущее в втом отношении одно-
--------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 33, стр. 151—152.
--------------------------------
цветной сероватой краской: это было бы суздальской мазней, не более того» (1).
Реакционные правосоциалистические «теоретики», проповедующие «демократический социализм» и мирное «врастание капитализма в социализм», пытаются теперь уверить, что каждая страна якобы может создать полностью свой особый тип перехода к социализму. Но этими тщетными попытками фальсифицировать, подменить революционное учение научного социализма предательской «теорией» о «демократическом социализме» им не отменить законов общественного развития, открытых основоположниками марксизма-ленинизма, законов социалистической революции и диктатуры пролетариата, законов построения социализма и коммунизма. В. И. Ленин подчеркивал, что «переход от капитализма к коммунизму, конечно, не может не дать громадного обилия и разнообразия политических форм, но сущность будет при этом неизбежно одна: диктатура пролетариата» (2).
Гениальная прозорливость великого Ленина сказалась в победе социализма в СССР, в развитии государств народной демократии Европы и Азии по пути строительства социализма.
Преобразованная в результате Октябрьской революции и победы социализма, Советская страна показала, что только в социализме спасение человечества и дальнейший прогресс мировой цивилизации. В результате разгрома Советской Армией фашистской Германии и империалистической Японии и как следствие освободительного похода вооруженных сил СССР в Европу создалась такая историческая обстановка, которая сделала возможным прорыв фронта империализма в Польше, Болгарии, Румынии, Чехословакии, Венгрии и Албании. Народы этих стран, развернувшие под руководством коммунистических и рабочих партий широкую национально-освободительную борьбу, свергли реакционные режимы и утвердили в этих странах народно-демократическую власть, выполняющую функции диктатуры пролетариата. При большой всесторонней братской поддержке Советского Союза эти страны успешно идут по пути социализма.
Под руководством Китайской Коммунистической партии шестисотмиллионный народ одержал великую историческую победу над силами империализма и феодализма и создал 1 октября 1949 года Китайскую Народную Республику.
Исполнилось пять лет с того времени, как в Китае вся власть в лице союза рабочего класса и крестьянства принадлежит народу. Народно-демократический строй обеспечивает китайскому народу возможность построить процветающее и счастливое социалистическое общество. Создание Китайской
-------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 23, стр 58.
2. В. И. Ленин. Соч., т. 25, стр. 385.
-------------------------------
Народной Республики стало возможным в результате творческого применения всепобеждающего революционного учения марксизма-ленинизма к китайской действительности, в результате героической борьбы китайского народа против сил империализма и внутренних поработителей. Победа народной революции в Китае ознаменовала собой коренной поворот в развитии Азии и всего Востока.
Образование Германской Демократической Республики в сложных внутренних и внешних условиях послевоенной обстановки явилось поворотным пунктом в истории Европы. Решительный поворот на новый путь, путь создания действительно демократического и подлинно миролюбивого государства стал возможен потому, что в Германской Демократической Республике власть находится в руках рабочего класа и трудящегося крестьянства и опирается на поддержку всех демократических сил немецкого народа, на доверие широких народных масс.
Великая Октябрьская социалистическая революция наглядно подтвердила всем трудящимся мира, что без идейно сплоченной партии, вышедшей из народных масс и тесно связанной с ними, нельзя ни подготовить и организовать штурма империализма, ни вывести народ на дорогу социалистического строительства. Большевистская партия пришла к революции закаленной в боях, завершившей систематическую и доведенную до конца борьбу как со всеми разновидностями меньшевизма, так и со всеми «левыми» предателями. Ленин считал особым счастьем большевиков, что они завершили эту борьбу до решающих сражений за диктатуру пролетариата.
Коммунистическая партия Советского Союза показала миру образцы руководства народными массами, изумительное мастерство стратегии и тактики, как науки о руководстве революционной борьбой пролетариата. Российские коммунисты обогатили политическую стратегию уменьем выбрать направление главного удара на различных этапах революции и соответствующего расположения революционных сил. Опыт советской революции обогатил сокровищницу революционной борьбы мастерским применением тактики. На протяжении 1917 года тактика менялась несколько раз. В каждом из этих периодов партия умело определяла формы борьбы и формы организации пролетариата, которые следовало сменить или выдвинуть на первый план.
Всесилие большевистской стратегии и тактики основано на глубочайшем знании законов общественного развития, на уменье выбрать как раз то звено, ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь. Ленин и Сталин, их последователи и ученики, признавая теорию величайшей силой революционного движения, творчески разрабатывали марксизм в новых условиях эпохи империализма и пролетарских революций, разрабатывали стратегию и тактику партии применительно к конкретно историческим условиям. Блестящее владение законами общественного развития, проверенное на опыте гигантских политических сражений, число участников которых исчисляется миллионами, позволило Коммунистической партии в конкретных исторических условиях безошибочно выбрать направление главного удара и верно решать все вопросы стратегии и тактики революционного движения.

* * *
Исключительным по значению вкладом в арсенал международной революционной борьбы за социализм является теория и практика социалистического строительства в СССР. На долю Советской страны выпала задача первой проложить пути перехода к социализму. Советская власть разработала и практически применяла хозяйственную политику переходного периода от капитализма к социализму. Экономическая политика пролетарского государства была рассчитана на допущение в известных пределах капитализма, при наличии командных экономических и политических высот в руках пролетарского государства, на использование рынка, торговли, денежного обращения, рассчитана на борьбу социалистических элементов с капиталистическими, на победу в этой борьбе социалистических элементов, ликвидацию эксплуататорских классов и создание фундамента социалистической экономики. Такая политика обеспечивала экономическую смычку социалистической промышленности с крестьянским хозяйством, укрепляла экономический и политический союз рабочего класса с крестьянством, необходимый для вовлечения трудящихся крестьян в социалистическое строительство. Основываясь на познании объективных экономических законов развития общества, опираясь на все возрастающую активность народных масс, Коммунистическая партия разбудила и организовала творческую инициативу трудящихся. Под руководством Коммунистической партии была создана мощная социалистическая индустрия, являющаяся основой подъема всех отраслей народного хозяйства, укрепления могущества, обороноспособности Советского государства и роста благосостояния нашего народа. Все вопросы, связанные с созданием и развитием социалистической промышленности, были разработаны Коммунистической партией и проверены практикой социалистического строительства. В докладе на IV конгрессе Коминтерна Ленин особенно подчеркивал международную значимость советского экономического опыта.
Используя богатейший опыт социалистического строительства в СССР, пользуясь огромной помощью великой социалистической державы, страны народной демократии осуществляют социалистическое строительство в несравненно более благоприятной обстановке и более быстрыми темпами, чем Советский Союз. Минуя военный коммунизм, ибо, как показал опыт России он был вынужден иностранной военной интервенцией, страны народной демократии начали с той же экономической политики, осуществляя которую Советский Союз успешно завершил построение фундамента социализма.
Вступив на этот единственно правильный путь социалистического строительства, народно-демократические государства при большой экономической поддержке всего демократического лагеря, возглавляемого могучей Советской державой, и строго учитывая конкретные особенности каждой страны, многого достигли на этом пути. В основу народнохозяйственных планов они положили развитие решающих отраслей индустрии и, выполняя свои обширные планы, вновь подтвердили неоспоримые преимущества социализма над капитализмом.
Промышленное производство в европейских странах народной демократии уже в 1952 году составило 288% к уровню 1937 года, в то время как в шести странах Западной Европы — Франции, Бельгии, Австрии, Голландии, Греции, Люксембурге — только 131%.
Довоенный уровень производства в 1952 году был превзойден в Польше в 3,5 раза, в Венгрии — в 3 раза, в Чехословакии — почти в 2 раза, в Румынии — в 2,3 раза, в Болгарии — более чем в 4 раза, в Албании — в 7,5 раза. В 1953 году промышленное производство по сравнению с предыдущим годом возросло: в Польше — на 17,5%, в Чехословакии — на 10%, в Венгрии — на 11,8%, в Румынии — на 14,4%, в Болгарии — на 12%, в Албании — на 22"%.
В Германской Демократической Республике промышленное производство было не только восстановлено, но и превзошло в 1952 году на 36% довоенный уровень.
Опираясь на выросший уровень экономического развития, широко пользуясь братской поддержкой Советского Союза и всего демократического лагеря, трудящиеся Германской Демократической Республики добились больших успехов в деле строительства новой жизни: в 1953 году общий объем промышленной продукции в ГДР повысился более чем на 60% по сравнению с 1950 годом, а размер капиталовложений в промышленность увеличился почти в 2,5 раза.

* * *
Марксизм учит, что историческое развитие общества представляет собой естественно-исторический процесс, где смена общественно-исторических формаций происходит по объективным законам. Первобытно-общинный строй в силу действия объективных законов развития общества превращается в рабовладельческий строй; общество рабовладельцев сменяется феодальной формацией, а последняя уступает свое место капитализму, на смену которого приходит социализм.
Но основоположники марксизма допускали, что при известных, строго определенных условиях можно миновать одну из формаций. В 1875 году Ф. Энгельс, критикуя бакуниста Ткачева, утверждавшего, что русские крестьяне благодаря наличию общины являются «истинными носителями социализма», доказывал, что община под влиянием развития капитализма уже на пути к окончательному разложению. «Тем не менее, неоспоримо,— добавил Энгельс,— что существует возможность перевести эту общественную форму в высшую, если только она сохранится до тех пор, пока созреют условия для этого... Но это может произойти лишь в том случае, если в Западной Европе еще до окончательного распада этой общинной собственности произойдет победоносная пролетарская революция, которая предоставит русскому крестьянину необходимые условия для такого перехода,— в особенности материальные средства, которые нужны ему, чтобы произвести необходимо связанный с этим переворот во всей своей системе земледелия» (1).
Как видим, Маркс и Энгельс считали, что Россия могла бы миновать капитализм и перейти к социализму, если бы в Западной Европе произошла социалистическая революция и победивший пролетариат оказал материальную поддержку русскому крестьянству, разумеется, при условии свержения самодержавия в России.
Наконец, в 1882 году в предисловии к русскому изданию «Коммунистического манифеста» К. Маркс и Ф. Энгельс на вопрос о судьбах русской общины писали: «Если русская революция послужит сигналом пролетарской революции на Западе, так что обе они пополнят друг друга, то современная русская общинная собственность на землю может явиться исходным пунктом коммунистического развития» (2).
В. И. Ленин и в этом вопросе, творчески развивая марксизм, впервые теоретически обосновал, а практика Советского Союза подтвердила его выводы, что капиталистическая стадия развития народного хозяйства вовсе не обязательна для народов отсталых стран, поднявшихся на национально-революционную борьбу.
«Если революционный победоносный пролетариат поведет среди них систематическую пропаганду,— говорил Ленин в 1920 году на II конгрессе Коммунистического Интернационала,— а советские правительства придут им на помощь всеми имеющимися в их распоряжении средствами, тогда неправильно полагать, что капиталистическая стадия развития неизбежна для отсталых народностей» (3).
-----------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XV, стр. 261.
2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии, стр. 8. Госполитиздат. 1954.
3. В. И. Ленин. Соч., т. 31, стр. 219.
-----------------------------------
В Советском Союзе отсталые в прошлом народы при помощи русского народа и других народов страны совершили скачок от патриархальных и полуфеодальных отношений к социализму. Тем самым доказано, что колониальные, полузависимые и слаборазвитые страны, свергнув империалистическую кабалу, могут с помощью социалистического лагеря постепенно перейти к социализму, минуя капиталистическую стадию развития.
Ныне Китайская Народная Республика, широко опираясь на опыт и дружескую, бескорыстную помощь Советского Союза и всего демократического лагеря, идет от феодальных и полуфеодальных форм хозяйства к социализму. Народы Китая под руководством Коммунистической партии завершили вековую борьбу с империалистами и добились национального освобождения. Китай покончил с длительным господством феодализма, сковывавшим развитие производительных сил и обрекавшим страну на застой и неимоверную отсталость. Ушли в прошлое раздробленность страны, бесправие народа и национальная вражда.
Закончив в кратчайший срок восстановление народного хозяйства, Китайская Народная Республика приступила к социалистическим преобразованиям. Недавно принятая Конституция китайского народа закрепила завоевания народной революции и наметила перспективы дальнейшего развития. «Китайская Народная Республика,— гласит статья 4,— опираясь на государственные органы и общественные силы, путем социалистической индустриализации и социалистических преобразовании обеспечивает постепенное уничтожение системы эксплуатации и построение социалистического общества».
В народном Китае в первый же год первой в истории этой великой страны пятилетки выпуск промышленной продукции на одну треть превзошел предшествующий (1952) год. В 1954 году по сравнению с 1949 годом, когда была провозглашена Народная республика, будет произведено в 2,5 раза больше электроэнергии, добыто в 2,6 раза больше угля, чугуна — в 12,4, а стали — в 13,7 раза больше. Удельный вес промышленности с 17% поднимется примерно до 33% всего народного хозяйства. В первой пятилетке будет построено и реконструировано до 600 крупных промышленных предприятий. Из них 141 наиболее важных и решающих строятся с помощью Советского Союза,— это дает представление о значении опыта и поддержки Советской страны для социалистического строительства в Китае. По новым соглашениям в 1954 году Советский Союз примет участие в строительстве еще 15 крупнейших предприятий, увеличит на 400 миллионов рублей стоимость материалов, поставляемых в виде помощи КНР, и предоставит долгосрочный кредит более чем в 500 миллионов рублей — вот яркое свидетельство дружеской помощи. Опыт Китайской Народной Республики по созданию социалистического общества имеет всемирно-историческое значение: он подтверждает теорию и практику советского строительства и показывает дорогу к прогрессу и счастию всем народам колониальных и зависимых стран.
Постоянный и неуклонный подъем мирной экономики демократического лагеря, в котором огромную роль играет помощь Советского Союза и взаимопомощь всех стран народной демократии, ведет к расширению и укреплению мирового рынка демократического лагеря, образование которого было важнейшим экономическим результатом второй мировой войны. Этот рост в свою очередь расшатывает и усиливает разложение экономической системы империализма.
Новый мировой рынок, участниками которого являются Советский Союз и страны народной демократии, не сталкивается с трудностями сбыта и непрерывно растет по мере подъема социалистического хозяйства. За пять лет — с 1948 по 1953 год — внешний торговый оборот стран демократического лагеря вырос в 2,3 раза. Демократический мировой рынок не знает конкурентной борьбы, ибо каждая страна ввозит на взаимно выгодных условиях то, что необходимо для развития экономики и подъема народного благосостояния.
Так, Советский Союз, опираясь на свою могучую технику, вывез в страны народной демократии в одном только 1953 году машин и оборудования на 800 миллионов рублей, ввезя в свою очередь необходимые ему материалы.
Экономическое сотрудничество стран демократического лагеря основано на взаимной заинтересованности в укреплений нового общественного и государственного строя, на непрерывном подъеме производительных сил каждой из этих стран. Дружба и взаимопомощь народов, все расширяющееся экономическое сотрудничество являются примером новых международных отношений, построенных на полном равноправии больших и малых народов, на добровольном экономическом сближении свободных и равноправных народов.
Советский Союз и страны народной демократии последовательно осуществляют политику экономических и культурных связей со всеми странами, торговлю с капиталистическими странами, ибо такая торговля на условиях взаимной выгоды находится в полном соответствии с внешней политикой стран демократического лагеря, направленной на установление нормальных отношений со всеми странами, на ослабление международного напряжения и устранение угрозы войны.
Величайшую международную значимость имеет и единственно правильный путь социалистического переустройства сельского хозяйства — путь коллективизации. Передав крестьянству землю, оказывая ему постоянную материальную и финансовую поддержку, Советская власть уже с первых дней своего существования систематически и настойчиво убеждала крестьянство, что спасение его от рабского труда на мелких клочках земли состоит в постепенном, строго добровольном переходе на путь крупного коллективного сельского хозяйства, оснащенного первоклассной современной машинной техникой. Отвергая преступный путь экспроприации мелких и средних производителей, Ленин доказал, что в условиях диктатуры пролетариата кооперация является единственным путем перехода от мелкого, раздробленного единоличного хозяйства к крупным, коллективным хозяйствам. Сразу после победы Октябрьской революции Советская власть приступила к практическому показу путей социалистической перестройки сельского хозяйства: были созданы первые формы коллективного хозяйства. Постепенно реализуя ленинский кооперативный план, опираясь на выросшую социалистическую промышленность, на полную поддержку трудящихся крестьян, Советская власть создала в деревне социалистический, колхозный строй.
Практика стран народной демократии, успешно развертывающих социалистическое строительство в сельском хозяйстве, с каждым новым шагом вперед подтверждает, насколько правильно решила для всего человечества Советская власть труднейшую проблему перевода мелкого индивидуального сельского хозяйства на рельсы коллективизации.
Исходя из теоретического положения, проверенного практикой Советского Союза, что социалистическая промышленность не в состоянии развиваться, если она опирается на мелкотоварную крестьянскую экономику, используя опыт проведения ленинского кооперативного плана в Советском Союзе, страны народной демократии Европы и Азии уже достигли на пути социалистических преобразований в деревне значительных побед. В европейских странах народной демократии социалистический сектор охватывает от 20% (в Румынии) до 60% (в Болгарии) всей обрабатываемой земли. В производственные кооперативы идут середняки, ставшие ныне основной силой деревни.
Разительны изменения, происшедшие в китайской деревне. Несмотря на недостаточную еще индустриальную базу, отсутствие традиций организованного кооперирования, в Китае самое широкое распространение получили бригады трудовой взаимопомощи и работает уже около 100 тысяч производственных кооперативов. Общее количество крестьянских дворов, охваченных бригадами и кооперативами, составляет 60%. Китайская Коммунистическая партия считает возможным завершить в основном кооперирование сельскохозяйственного роизводства к 1957 году в северных районах страны, а к концу второй пятилетки — по всему Китаю.

* * *
Коммунистической партии Советского Союза принадлежит заслуга в разработке цельной платформы по национальному вопросу, указывающей правильный путь его разрешения. Впервые в истории марксизма выработанная великим Лениным и творчески развитая Сталиным, программа и политика по национальному вопросу имеет величайшее освободительное значение.
С самого своего зарождения Коммунистическая партия придавала огромное значение решению национального вопроса, борясь со всякими извращениями как справа, так и «слева», как с буржуазными националистами, так и с национальными нигилистами, игравшими наруку буржуазным националистам.
Огромная роль национального вопроса в программе и практике русских коммунистов объяснялась тем, что царская Россия была «тюрьмой народов». Но значение национального вопроса объясняется не только русскими условиями. Коммунисты впервые превратили национальный вопрос из частного вопроса о борьбе с национальным гнетом в общий вопрос об освобождении наций, колоний и полуколоний от гнета империализма.
Партии II Интернационала, скатившись и в этом вопросе в лагерь буржуазии, превратили национальный вопрос в частный вопрос о борьбе с национальным гнетом и то только в Европе. Они не хотели ставить на одну доску белых и черных рабов империализма. Тем самым оппортунисты становились на расистские позиции. Социал-шовинисты сохраняли империалистский гнет, сохраняли и оберегали систему колониального грабежа. Изменники социализма отделили национальный вопрос от проблемы власти, не хотели поставить национальный вопрос на почву открытой борьбы с империализмом. Они подменили вопрос о революционной борьбе с империализмом вопросом национально-культурной автономии в рамках империалистических государств. Русские коммунисты разоблачили агентов буржуазии, вскрыли классовый характер их национальной политики, сорвали маски с защитников империализма.
Партия коммунистов слила национальный вопрос, как часть, с общим вопросом об освобождении колоний, как целым. Коммунисты вскрыли неразрывную, органическую связь между национально-колониальным вопросом и проблемой власти, проблемой низвержения капитализма и установления диктатуры пролетариата. Превратив национальный вопрос в часть общей революционной борьбы с буржуазией, коммунисты сплотили миллионные массы трудящихся различных национальностей вокруг русского пролетариата и свергли диктатуру буржуазии.
Провозгласив и проведя на деле право народов на государственное отделение, Советская власть показала всему миру, насколько ей чуждо захватническое стремление в отношении их наций, и вместе с тем разоблачила перед всем миром империалистов, болтающих о самоопределении, но подвергающих жестокой эксплуатации неполноправные народы и колонии. Проведение советской политики в национальном вопросе подготовило почву для взаимного доверия и добровольного объединения всех народов и наций России в великую многонациональную социалистическую державу.
«Едва ли нужно доказывать,— писал И. В. Сталин,— что русские рабочие не завоевали бы себе симпатий своих инонациональных товарищей Запада и Востока, если бы они, взяв власть, не провозгласили права народов на государственное отделение, если бы они не доказали на деле свою готовность проводить в жизнь это неотъемлемое право народов, если бы они не отказались от «права», скажем, на Финляндию (1917 г.), если бы они не вывели войска из Северной Персии (1917 г.), если бы они не отказались от притязаний на известную часть Монголии, Китая и т. д. и т. п.» (1).
Русские коммунисты не ограничились провозглашением национального равноправия, они впервые в истории осуществили ликвидацию не только правового, но и фактического неравенства.
Национальная политика русских коммунистов — новая постановка национального вопроса, коренным образом отличающаяся от постановки вопроса всеми партиями II Интернационала, всеми эсеро-меньшевистскими разновидностями оппортунизма, всякими буржуазными националистами и троцкистско-бухаринскими предателями. Проведение в жизнь ленинско-сталинской национальной политики обеспечило победу и закрепление Советской власти, показало единственно правильное решение национального вопроса. Это доказано не только опытом Советского Союза, но и практикой Китайской Народной Республики и других стран народной демократии, где умелое применение ленинско-сталинской национальной политики обеспечило сплочение всех народов вокруг коммунистических и рабочих партий.
В недалеком прошлом страны Юго-Восточной Европы и в особенности страны Балканского полуострова, слывшие «пороховой бочкой Европы», буквально раздирались на части из-за национальной вражды, разжигаемой в своекорыстных целях империалистическими державами. Народно-демократические режимы положили конец национальной вражде, трениям, неравноправию наций. Румыны, проживающие в Венгрии, равно как граждане венгерской национальности, живущие в Чехословакии или Румынии, или турецкое меньшинство в Болгарии являются активными и совершенно полноправными участниками социалистического строительства.
----------------------------
1. И. В. Сталин. Соч., т. 5. стр, 55.
----------------------------
Великая Китайская Народная Республика — многонациональное государство. Кроме китайцев, составляющих подавляющую часть населения страны, на обширной территории Китая проживают более 60 других народностей. Тибетцы и монголы, чжуан и мяо, уйгуры и буи — все эти большие и малые народы, опираясь на помощь своего старшего брата — китайского народа, поднимаются до уровня передовых наций и в содружестве строят новый Китай.
Весь мир колониальных народов, составляющих более половины человечества, убеждается на конкретном опыте в том, что страны народной демократии добились своих успехов в национальном строительстве, следуя по единственному верному и возможному пути, указанному Великой советской революцией.

* * *
Октябрьская революция открыла миру ту истину, что без культурной революции нельзя добиться успехов в строительстве социализма. Речь идет не только о ликвидации культурной отсталости народных масс, которые царизм и буржуазия нарочито держали в темноте.
Советская политика борьбы за проведение культурной революции ни по характеру, ни по размаху ничего общего не имеет с той вынужденной просветительской работой, которую допускают капиталисты, заинтересованные в известном минимуме образования и технической грамотности своих наемных рабов: империалисты дают массам именно крохи образования — ровно столько, сколько требуется для обслуживания машин. В условиях эксплуататорского общества народные массы, придавленные гнетом, не могут развернуть всего богатства своих талантов.
Поставив перед собой задачу ликвидации всякого гнета, Советская власть должна была вырвать народ из-под гнета темноты и невежества, предрассудков и религиозного дурмана. Написав на своем знамени борьбу за удовлетворение всех потребностей общества, Советская власть должна была сделать достоянием трудящихся все достижения науки и искусства. Раскрепостив все силы народного творчества, Советская власть ликвидировала духовное рабство, в котором прозябали народные массы.
Культурная революция предписывается самим характером социалистического строя и является прямым следствием признания народных масс действительными творцами истории.
Власть Советов означает привлечение к управлению государством широких масс трудящихся, которые впервые в истории сами строят новую жизнь. А такое привлечение к управлению государством народных масс требует огромного повышения их культурного уровня. Рабочий класс, как и трудящееся крестьянство, не имел возможности обучать своих детей эаниям и навыкам управления, как это делали господствующие классы в рабовладельческом, феодальном и капиталистическом обществах. Только после прихода к власти пролетариат потучил эту возможность. Поэтому с такой остротой ставится проблема культурной революции в странах победившей социалистической революции.
Строительство социализма невозможно без вовлечения в него всей массы трудящихся, а это требует резкого повышения культурного уровня, постоянной заботы о максимальном удовлетворении все растущих не только материальных, но и культурных потребностей народа.
Марксизм-ленинизм учит, что производительность труда является самым важным для победы нового общественного строя. Неуклонный рост производительности труда во всех отраслях народного хозяйства есть экономический закон социализма. А одним из условий повышения производительности труда после обеспечения материальной основы крупной индустрии, введения новейшей техники является образовательный и культурный подъем народных масс.
«Другим условием повышения производительности труда,— писал Ленин,— является... образовательный и культурный подъем массы населения. Этот подъем идет теперь с громадной быстротой, чего не видят ослепленные буржуазной рутиной люди, не способные понять, сколько порыва к свету и инициативности развертывается теперь в народных «низах» благодаря советской организации» (1).
Перед классом, строящим новое, социалистическое общество, основанное на общественной собственности, стоит громадная задача по перевоспитанию миллионов крестьян и мелких хозяев, полных мелкособственнических настроений, по перевоспитанию самих рабочих, задача воспитания коммунистического мировоззрения у всех трудящихся. Такая задача не может быть решена без культурной революции, без быстрого и решительного повышения культурного уровня народных масс, без создания новой, социалистической культуры.
От прошлых культур новая культура, национальная по форме и социалистическая по содержанию, отличается тем, что строится не против народа, а служит народу. Она не отвергает всей старой культуры, созданной человечеством, а творчески использует сокровищницу мировой культуры, продолжая и развивая в новых условиях,— и не для избранных, а для миллионов,— все демократические и социалистические элементы прошлых культур.
Бурный расцвет культуры в СССР, в странах народной демократии Европы, в Китайской Народной Республике подтвер-
---------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 27, стр. 228.
---------------------------
ждает, что культурная революция является необходимым условием развития социалистического общества. Достаточно привести в пример Болгарскую Народную Республику — впрочем, с таким же успехом можно взять поразительные данные из жизни любого государства народной демократии. За 70 лет буржуазной власти в Болгарии было построено 174 больницы, 45 диспансеров, 7 детских яслей, один родильный дом. За одно десятилетие народной власти построено 119 новых больниц, 46 диспансеров, 536 детских яслей и 660 родильных домов. О бесплатной медицинской помощи трудящиеся Болгарии не знали даже из книг, ибо большая часть их были неграмотными или недостаточно грамотными, а ныне — это реальная действительность. Города и села обогащаются новыми сотнями клубов, библиотек и школ, десятками институтов и домов отдыха. За 10 лет своего существования народная власть открыла почти в 2 раза больше драматических и оперных театров и в 6 раз больше кинотеатров, чем за все время буржуазного господства. Это — начало настоящей культурной революции, пути строительства которой указаны советским опытом.

* * *
Начиная с первого своего декрета, возвестившего начало новых принципов международных отношений, Советская власть являет трудящемуся человечеству образец последовательной и смелой борьбы за мир и национальную независимость народов.
Империалистические горе-теоретики, для которых книгой за семью печатями остаются законы общественного развития, утверждали и продолжают доказывать, что постоянные предложения мира означают якобы слабость Советского государства. Но империалисты на собственном опыте убедились, насколько опасно принимать желаемое за существующее: международные интервенты потерпели поражение в 1918—1920 годах и с позором были изгнаны из пределов Советской страны. Не усвоив уроков истории, фашистские грабители, вторгшиеся в пределы Советского Союза, были наголову разбиты Советскими Вооруженными Силами. Империалистические политики, убедившиеся в несокрушимой мощи Советского Союза, пытаются ослабить значение социалистической державы, как прочной основы и оплота мира, объявляя его мирные предложения «пропагандистским маневром».
Настойчивая и систематическая борьба за мир, проводимая Республикой Советов, вызывалась не временной слабостью только что родившейся власти и не преходящими интересами момента или временным соотношением международных сил: борьба за мир органически присуща советскому строю, чуждому захватнической политики и насилия над другими народами.
Империализм — это война. Вся история империализма есть история непрерывных кровавых войн, неизбежных в обществе, основным экономическим законом которого является обеспечение максимальной капиталистической прибыли путем эксплуатации, разорения и обнищания большинства населения данной страны, путем закабаления и систематического ограбления народов других стран, особенно отсталых стран, наконец, путем войн и милитаризации народного хозяйства.
Социализм — это мир. Еще Маркс предвидел, что народы, вступившие на путь социализма, будут вести мирную политику, что ликвидация диктатуры буржуазии позволит создать общество, «международным принципом которого будет — мир, ибо у каждого из народов будет один и тот же властелин — труд» (1). Вся история социализма есть история борьбы за мир, неизбежной в обществе, основным экономическим законом которого является обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники.
Мирная политика Советской власти отвечает сущности советского общественного строя, не признающего агрессии, не признающего войн в целях ограбления и покорения чужих народов. Борьба за мир отвечает кровным интересам трудящихся Советского Союза, заинтересованным в мирном творческом труде для построения коммунистического общества. Интересы трудящихся СССР совпадают и не могут не совпадать с интересами трудящихся всего мира, также кровно заинтересованных в мирном труде.
Принятый второй сессией Верховного Совета СССР 12 марта 1951 года закон о защите мира воочию показывает, насколько социалистическое государство стоит на страже интересов народов. В Советском Союзе учреждены международные Сталинские премии «За укрепление мира между народами», что подчеркивает одинаковую заинтересованность в мире трудящихся всех стран. Вместе с Советским Союзом борются за мир страны народной демократии Европы и Азии, где трудящиеся взяли в свои руки свою судьбу и, согласно природе строя этих государств, объявили борьбу за мир во всем мире основой своей внешней политики.
В странах народной демократии Европы приняты законы о запрещении пропаганды войны. Великий китайский народ внес в свою Конституцию специальный пункт, провозглашающий борьбу за мир официальным принципом внешней политики Китайской Народной Республики. «Борьба за благородные Цели мира во всем мире и прогресса человечества,— записано в
-----------------------------
1. К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные произведения, т. I, стр. 449. Госполитиздат. 1952.
-----------------------------
Конституции,— является неизменным курсом нашей страны в международных делах».
В могучем движении современности принимают участие многие миллионы передовых людей всех стран мира без различия политических убеждений, национальных, расовых или иных различий. Идея мира овладела массами и, овладев массами, стала материальной силой. Широкие массы все настойчивее поднимаются против применения атомной бомбы, в их сознание все глубже проникает идея о необходимости взять дело мира в свои руки и отстаивать его до конца.

* * *
Великая Октябрьская революция создала в лице первой пролетарской диктатуры базу мирового революционного движения. Расколов мир на два лагеря — лагерь социализма и лагерь империализма, Октябрьская революция нанесла империализму смертельную рану, от которой он никогда уже не оправится.
«Если не было раньше,— писал И. В. Сталин,— всесветного открытого форума, откуда можно было бы демонстрировать и оформлять чаяния и стремления угнетённых классов, то теперь такой форум имеется в лице первой пролетарской диктатуры» (1).
Прорвав цепь империализма в его наиболее слабом звене, рабочий класс России из отряда международного пролетариата, как и предсказывал Ленин в своей знаменитой работе «Что делать?», превратился в авангард международного пролетариата, в «Ударную бригаду» мирового революционного и рабочего движения.
Прорыв рабочим классом России империалистической цепи был ударом по тылам империализма. Освобождение угнетенных наций в Советской стране всколыхнуло все угнетенные народы, которые империалисты считали «низшими» народами, осужденными волчьим законом империализма быть постоянно колониальными рабами, быть эксплуатируемыми народами. Мощное национально-освободительное движение, во главе которого стоит рабочий класс, охватило народы колониальных и зависимых стран. Прошли те времена, когда появление вооруженного корабля покорно ставило на колени колониальные народы. Под влиянием неумолимых законов общественного развития в колониальных странах вырос пролетариат. В мире появился маяк, освещающий путь народам.
«Орудийные залпы Октябрьской революции донесли до нас марксизм-ленинизм»,— так ярко охарактеризовал значимость великой революции вождь Китайской Коммунистической партии и китайского народа Мао Цзе-дун.
«Октябрьская революция помогла прогрессивным элементам
----------------------------
1. И. В. Сталин. Соч., т. 10, стр. 247.
----------------------------
и Китая применить пролетарское мировоззрение для определения судьбы страны и пересмотра своих собственных проблем. Итти по пути русских — таков был вывод» (1).
Народы не хотят жить по-старому, не хотят мириться с сохранением ярма империалистической зависимости. Ярким подтверждением пробуждения народов Азии, не желающих носить на себе ярмо колониальной кабалы, является провал попытки американских агрессоров создать военный блок стран Юго-Восточной Азии под предлогом защиты их от коммунизма. В сентябре 1954 года на конференцию в Маниле, где состоялось подписание договора «об обороне», явились только три страны Юго-Восточной Азии — Таиланд, Филиппины и Пакистан, составляющие менее 1/5 части населения Юго-Восточной Азии и около 1/10 населения всех азиатских стран. Не говоря уже о Китайской Народной Республике, представляющей 600-миллионное население, в этой конференции отказались участвовать Индия, Индонезия, Бирма, Цейлон, из которых первые две страны насчитывают 440 миллионов населения. Подавляющее большинство стран Юго-Восточной Азии показало, насколько чужды их интересам агрессивные планы империалистических держав.
Октябрьская революция, разбудив закабаленный Восток, тем самым перебросила мост между революционным движением Запада и освободительной борьбой угнетенных народов Востока.
«Это значит,— писал И. В. Сталин,— что Октябрьская революция открыла новую эпоху, эпоху колониальных революций, проводимых в угнетённых странах мира в союзе с пролетариатом, под руководством пролетариата» (2).
Вдохновив на борьбу трудящихся Запада, разбудив от вековой спячки трудовые массы народов Востока, Октябрьская революция создала возможность объединения трудящихся Запада и Востока в едином лагере борьбы против империализма.
Великая социалистическая революция продемонстрировала мобилизующую, организующую и преобразующую силу идей марксизма-ленинизма. Она означала победу марксизма-ленинизма над реформизмом, соглашательством, социал-демократизмом. Победа революции в России, показав правоту ленинизма, как марксизма эпохи империализма и пролетарских революций, облегчила борьбу мирового пролетариата за высвобождение из-под влияния соглашательских идей. Победа ленинизма облегчила мировому пролетариату разоблачение социал-демократизма, как опоры капитализма.
------------------------------
1. Мао Цзе-дун. О диктатуре народной демократии, стр. 5—6, Госполитиздат. 1949.
2. И. В. Сталин. Соч, т. 10, стр. 243.
------------------------------
В современной обстановке человечество видит особенно ярко и впечатляюще характерные черты двух систем — неизлечимые пороки империализма и великие преимущества социализма.
«Умирающий капитализм» приносит человечеству все новые неисчислимые бедствия. Еще живо то поколение, которое помнит губительные последствия кризиса 1929—1933 годов. А сейчас страны капитализма неудержимо влекутся к новому, несравненно более опустошительному кризису. В цитадели капитализма, как проповедники «американского образа жизни» хвастливо называют США, за последний год на складах скопилось нераспроданных товаров на гигантскую сумму в 100 миллиардов долларов. Меньше чем за год промышленность США сократилась на 10%, а это означает новые миллионы рабочих, оставшихся без всяких средств к существованию. В одних США, по далеко неполным данным, насчитывается 5 миллионов полностью безработных и почти втрое больше не полностью занятых рабочих, а в 24 капиталистических странах число полностью безработных и не полностью занятых перевалило за 100 миллионов. Это составляет вместе с семьями почти полмиллиарда людей. Добрая треть всего населения капиталистического мира стоит на грани вымирания — такова цена того «американского образа жизни», который империалисты в погоне за мировым господством хотят навязать всему человечеству.
На фоне этого гнетущего обнищания бросается в глаза неслыханное обогащение кучки монополистов, в погоне за максимальной прибылью не останавливающихся ни перед какими средствами грабежа и насилия. В предвоенные годы американские монополисты выжимали из народа по 6,2 миллиарда долларов в год; во время войны 1941—1945 годов их прибыли повысились до 21,5 миллиарда в год, а в 1950—1953 годах монополисты выколачивали по 42,3 миллиарда в год, т. е. в 7 раз больше, чем до войны, и вдвое больше, чем в разгар кровопролитнейшей войны. Две трети населения земного шара, по подсчетам комиссии ООН, потребляющих меньше жизненного уровня, корчатся в муках недоедания и голода, а жалкая кучка монополистов утопает в безумной роскоши. Еще не восстановлены руины Ковентри и других разрушенных городов, еще человечество не оправилось от ужасов второй мировой войны, а американские агрессоры пытаются втянуть человечество в новую, еще более кровопролитную войну. Они вступили в союз с воинствующим германским милитаризмом, вовлекая жаждущих реванша германских империалистов в свой агрессивный Северо-атлантический блок. Стремясь сохранить и увеличить свои прибыли и в поисках выхода из неумолимо надвигающегося кризиса, монополисты взваливают на плечи трудящихся все больший гнет милитаризма. Империалисты довели прямые военные расходы 14 государств Северо-атлантического блока до 75 миллиардов долларов в 1952-53 годах, увеличив их в 4 раза в сравнении с 1950 годом. В бюджете США на 1954 год 66% из каждого доллара идут на прямые военные нужды — таких военных расходов человечество не знало даже во время войны. На эти деньги готовятся атомные и водородные бомбы, реактивные самолеты, управляемые снаряды и другие разнообразные орудия разрушения.
Растоптав демократические свободы народов, добытые в многовековой борьбе, продав интересы свободы и независимости наций, попирая все права народов, империализм вплотную ставит человечество перед угрозой вырождения от неслыханной эксплуатации, голода, нищеты и кровавых войн.
Изнывая под тяжестью непосильных налогов, выжимаемых империалистами в целях создания орудий разрушения, человечество обращает свои взоры к Советскому Союзу, где героический труд народа и широчайшее творчество строителей коммунизма направлены на дальнейшее удовлетворение всех потребностей трудящихся, где народное хозяйство непрерывно развивается по восходящей линии. Объем валовой крупной промышленности в СССР в 1953 году увеличился по сравнению с 1913 годом в 30 раз. Национальный доход СССР в 1953 году увеличился по сравнению с 1949 годом на 62%. Один прирост промышленной продукции за эти годы намного превышает по своим размерам всю продукцию, производимую промышленностью в 1940 году.
В 1954 году промышленная продукция страны увеличилась по сравнению с 1950 годом на 65%. И все это после кровопролитной войны, в которой фашистские варвары разрушили более 30 тысяч предприятий. Это служит наглядным показателем того, какую созидательную энергию может развить народ, освобожденный от гнета империализма.
Обеспечив победу социализма в нашей стране, Коммунистическая партия укрепила несокрушимую веру советского народа в свои силы. Советский народ — творец и строитель новой жизни. Глубоко сознавая, что значительный рост производительности труда является главным, решающим условием успешного претворения в жизнь намеченной Коммунистической партией и Советским правительством грандиозной программы всемерного развития тяжелой индустрии и на этой базе крутого подъема сельского хозяйства и производства предметов народного потребления, советские люди являют миру беспримерные подвиги в труде.
Коммунистическая партия и Советское правительство в единении с народом решают гигантскую задачу освоения многих миллионов гектаров целинных земель. Итальянский народ долгим и терпеливым трудом в течение веков освоил до 20 миллионов гектаров земли, а советский народ только за два года наметил освоить две трети того, на что ушли труд и жизнь многих поколений итальянских трудящихся.
Благодаря героическому труду советского народа уже весной 1954 года вспахано высокоплодородных целинных и залежных земель в колхозах и совхозах 14,1 миллиона гектаров, а осенью — более 17 миллионов. Учитывая достигнутый успех, Советское правительство решило довести посевы на вновь осваиваемых землях в 1956 году до 28—30 миллионов гектаров. В этих далеко не единственных фактах раскрывается жизнеутверждающая сила советского строя.
Появление стран народной демократии, быстрый рост их мощи, сокращение для монополистов сферы безудержной эксплуатации и грабежа вызвало еще большую ненависть отживающих классов.
Зловещая деятельность воинствующей американской реакции заставляет задуматься над будущим человечества всех честных людей самых различных профессий и взглядов, которые все больше и больше убеждаются, что единственной надеждой человечества является пролетариат, руководимый коммунистическими и рабочими партиями.
Ныне рабочий класс является признанным единственным руководителем общедемократической борьбы за мир, демократию и национальную независимость. Руководимый коммунистическими и рабочими партиями пролетариат всех стран мира борется против политики агрессивных кругов, несущих человечеству угрозу новой войны, идет в первых рядах борцов за мир, за ослабление международной напряженности, против возрождения германского милитаризма, против создания какого-либо подобия «европейского оборонительного сообщества». Широкие массы трудящихся, все прогрессивные и честные люди во всех странах мира одержали победу в борьбе за прекращение несправедливой, захватнической войны американских империалистов в Корее. Своей последовательной борьбой за мир они сорвали попытку реакционных клик поставить на колени свободолюбивый народ Вьетнама и разжечь новый очаг войны в Юго-Восточной Азии.
Народы сорвут и преступный замысел империалистических заговорщиков против дела мира, поставивших себе задачу вооружить германских милитаристов и помочь им бросить человечество в третью мировую войну с применением атомных бомб.
Страны социализма, которым непосредственно угрожает германский империализм, приняли в Москве 3 декабря 1954 года Декларацию, полностью выражающую чаяния всех миролюбивых народов. Разоблачая замыслы империалистов, Декларация показала, что агрессивные круги США, Англии и Франции без ведома и против интересов своих народов, как и народа Германии, создали военный блок с германскими империалистами, что неизбежно обострит всю международную обстановку и значительно усилит угрозу новой войны. Миролюбивые страны призывают народы отказаться от замкнутых военных группировок одних групп европейских государств, направленных против других европейских стран, и вместо агрессивных «парижских соглашений» создать систему коллективной безопасности в Европе, основанную на участии всех европейских государств, независимо от их общественного и государственного устройства. Вместе с тем, учитывая последствия утверждения «парижских соглашений», миролюбивые государства заявили, что вынуждены будут принять безотлагательные меры, чтобы не быть застигнутыми врасплох агрессией.
Напуганные все возрастающей активностью рабочего класса и широких масс трудящихся, защитники империализма в лице реакционных лидеров правых социалистов клевещут на братские коммунистические и рабочие партии, будто они хотят механически копировать деятельность коммунистов Советского Союза. Вождь Итальянской Коммунистической партии П. Тольятти в своей статье «Единственно правильный путь для человечества» показал, что как раз те социал-демократические лидеры, которые продались капиталистам, изменили рабочим, изменили интересам нации, больше всех упражняются в клевете.
«Нелепо и бессмысленно обвинять нас в том, что мы ищем в Советском Союзе, в стране социализма, в его достижениях и в тех принципах, которые сделали их возможными, ориентировку и руководство для нашей деятельности,— дает отповедь клеветникам П. Тольятти.— Логично и правильно, что та часть рабочего класса, которая, идя по правильному пути, сумела одержать грандиозные победы и добиться грандиозных достижений, взяв власть в свои руки и построив социалистическое общество,— ориентирует и ведет все остальные отряды международного пролетариата. В своё время прогрессивная буржуазия также ориентировалась и руководствовалась примером тех своих групп, которым удалось в Англии и Франции открыть себе путь к власти. Почему теперь, когда рабочие стали руководителями государства, они не могут передавать свой опыт всему международному пролетариату?».
Пытаясь сдержать народные массы, «теоретики» империализма повторяют приемы своих фашистских предшественников. Они клевещут, что за каждым выступлением трудящихся — будь то в Северной Америке или на крайнем юге Африки — «стоит Москва», что революционное движение «импортируется из России».
В. И. Ленин постоянно учил коммунистов, что империалистическая буржуазия, обладающая большим политическим опытом, коварством и хитростью, будет итти на любые средства провокаций и обмана, чтобы спасти себя от неминуемой гибели. Антикоммунистическая истерия, обуявшая наиболее реакционные империалистические круги, служит цели запугать народы мнимой опасностью, якобы исходящей из Советского Союза.
Как известно, революция не ввозится из чужих стран, а созревает под влиянием объективных законов развития капиталистического общества. Революция не назначается, а является неизбежным следствием всей совокупности материальных условий жизни общества, соотношения классовых сил, в том числе и политики самих господствующих классов. Самый ход развития империализма подводит человечество к тому пути, на который вывела народы Октябрьская революция. «...Мы вправе гордиться и мы гордимся тем,— писал В. И. Ленин в статье «К четырехлетней годовщине Октябрьской революции»,— что на нашу долю выпало счастье начать постройку советского государства, начать этим новую эпоху всемирной истории, эпоху господства нового класса, угнетенного во всех капиталистических странах и идущего повсюду к новой жизни, к победе над буржуазией, к диктатуре пролетариата, к избавлению человечества от ига капитала, от империалистских войн» (1).
Советский народ преисполнен непреклонной воли достигнуть полной победы коммунизма в своей стране.
Под знаменем ленинизма, вдохновляемый Коммунистической партией, советский народ добивается настоящего расцвета сил первой в мире страны строящегося коммунизма, оправдывая лучшие надежды всего человечества. В наш век все дороги ведут к коммунизму, как метко и точно определил товарищ В. М. Молотов поступательный ход человечества. У истоков этого движения стоит Великая Октябрьская социалистическая революция.
-------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 33, стр. 32—33.
-------------------------------