Заключение


вернуться в оглавление книги...

А.А.Волков. "Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период."
Издательство "Просвещение", Москва, 1964 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На магистральной линии литературного процесса конца XIX — начала XX века находится творчество Горького. Своими произведениями Горький обогатил великие свободолюбивые традиции русской классической литературы, начал новый, социалистический этап в ее развитии. Творчество Горького, неразрывно связанное с освободительным движением, являлось действенной силой. В его произведениях идеи революции нашли свое наиболее высокое художественное выражение.
Глубоко и полно отразив существенные закономерности жизни, Горький показал писателям, в чем заключается долг художника и гражданина. Многие писатели демократического лагеря, создавшие произведения большого общественного значения, обязаны этим плодотворному влиянию Горького.
Творчество крупнейшего пролетарского писателя наполнялось пафосом революционной борьбы, новым идейным содержанием по мере того, как ширились и крепли революционные силы, осуществлялось соединение массового рабочего движения с научным социализмом. В резкой полемике с символистами и декадентами Горький раскрывал созидательное содержание революции.
Союзником Горького в борьбе с литературой распада была прогрессивная литература, над сплочением которой неустанно трудился пролетарский писатель.
Контакт Горького с демократической литературой был определен самой жизнью. Писатель полно и глубоко, с иных классовых позиций разрешал те проблемы, над которыми подчас тщетно билась литература критического реализма накануне первой русской революции. Горький оказывал огромное влияние на демократически настроенных писателей конца XIX — начала XX века. Круг союзников Горького не был постоянен. В конце 90-х — начале 900-х годов Горький, естественно, видит своих союзников в писателях, обличавших в той или иной мере социальный и моральный кодекс господствующих классов. В эпоху же реакции после 1905 года, когда среди интеллигенции начался идейный разброд, Горький, порывая отношения с некоторыми своими былыми соратниками по «Знанию», устанавливает тесный контакт с писателями из народа, в творчестве которых была сильна жизнеутверждающая революционная направленность. Накануне и в эпоху первой мировой войны Горький в борьбе с реакционным псевдопатриотизмом и шовинизмом стремился объединить писателей — подлинных народных патриотов.
Критическое направление писателей демократического лагеря было близко пролетарскому художнику. Ликвидация реакционного царского режима была в интересах всего народа. Критическое направление русской литературы было выражением ее патриотизма, ибо она обрушивалась на глубоко антинародную общественную систему. В противовес декадентству, сторонники которого уходили от реальных, жизненных противоречий в потусторонний, иллюзорный мир, прогрессивная литература сосредоточивала внимание на объективных процессах жизни, давала реалистические картины действительности. Борьба за социальное освобождение человека была основной задачей русской классической и пролетарской литературы. Горький впоследствии сформулировал свое мнение о критическом реализме как наиболее ценном направлении в литературе, но уже в ранние годы он на практике понял значение и важность этого направления.
В годы империалистической войны начинается сближение Горького с Маяковским. С прозорливостью крупного художника Горький сразу же увидел талантливость молодого Маяковского, его все возрастающее тяготение к общественным интересам, все то, что отличало поэта от крикливой группы футуристов, к которой он временно примкнул.
В революционности раннего Маяковского заложена сила его поэзии. Эта революционность заставляет поэта страстно обрушиваться на основы общественного строя, уродующего человеческую личность, показать всю омерзительность морали господствующих классов, решительно отвергнуть продажную любовь буржуазного общества, заклеймить грабительскую, человеко-убийственную войну и встать на позиции интернационализма.
Маяковский резко противостоит казенному оптимизму идеологов империализма накануне и в эпоху войны. В противовес поэтам типа Сологуба, Гумилева, Северянина, Маяковский стремился в своем творчестве рассказать правду о жизни и войне. Но лишь после Октябрьской социалистической революции поэту открылись ясные исторические перспективы борьбы за человеческое счастье, о котором он так горячо мечтал до революции. Все послеоктябрьское творчество Маяковского проникнуто оптимизмом, горячей верой в революцию.
С Маяковским и другими поэтами и писателями демократического лагеря Горького роднили преданность общественно-гуманистическим традициям русской литературы прошлого века. Разрыв того или иного писателя с этими традициями был одновременно разрывом с горьковским лагерем. И в своем творчестве, и в своей литературно-общественной деятельности Горький превосходно использовал славные традиции классической русской литературы как живое, действенное оружие.
Великие писатели-классики боролись за равенство, справедливость и свободу. Нигде и никогда эта борьба не велась столь страстно, как в русской литературе XIX и XX веков. Ясная и смелая мысль революционных демократов Белинского, Герцена, Чернышевского и Добролюбова призывала к действию, к борьбе.
Русские писатели XIX века в борьбе за реализм создавали образ положительного героя своего времени, в котором гармонически сочетались силы ума и энергия.
Революционные демократы предчувствовали, что близится день, когда появится положительный герой своего времени — активный преобразователь жизни. Они верили, что создадутся такие исторические условия, которые должны сформировать новые черты характера, внести ясно осознанную цель в мировоззрение героя современности и подготовить его к руководящей роли в освободительной борьбе народа.
Великие русские писатели немало сделали для того, чтобы образ положительного героя своего времени обрел могучую, действенную силу.
В эстетике революционных демократов прогрессивная литература находила обоснование волевого характера нового человека. Противопоставляя старого писателя-классика «новейшим», «модернистским» литературным течениям, Горький отмечал как огромное преимущество старого писателя то, что для него были дороги интересы своей родины и народа. Таким образом, народность являлась основным формирующим началом русской реалистической литературы. Вместе с тем отношение писателя к действительности диктовалось насущными требованиями времени. Жизнь ставила перед прогрессивной литературой задачу воплощать в своем творчестве передовые устремления и надежды народа, идти в ногу с его освободительной борьбой, утверждать демократические идеалы. Прогрессивная литература наряду с критикой старого, отживающего должна была показать новую жизнь, возникающую на обломках старого мира.
На смену критическому реализму неизбежно должен был прийти новый метод в искусстве, долженствующий не только отразить, но и вдохновить героику революционного действия, революционную борьбу пролетариата. Этот новый метод в искусстве не мог, естественно, возникнуть умозрительно; в самой русской действительности на рубеже двух столетий сложились необходимые условия для того, чтобы в истории России была открыта новая глава, предвещавшая небывалый расцвет русского искусства. С развитием капитализма в России изменилась классовая структура общества. На арену общественной борьбы выступил пролетариат как организованная и политически целеустремленная сила. Соединение научного социализма с революционным движением рабочего класса явилось решающим фактором в формировании художественной и идейной программы нового метода в искусстве.
Социалистический реализм в художественной области формировался непосредственно в творчестве Горького; с другой стороны, он обосновывался в области теоретической в учении марксизма-ленинизма о литературе. Иными словами, процесс создания метода социалистического реализма в литературе неотделим от процесса теоретической разработки его принципов.
Естественно, что до победы социалистической революции основным идейным мотивом литературы социалистического реализма была борьба с реакционным, антинародным режимом. Именно в борьбе за благо народа с эксплуататорами раскрылись лучшие черты человека-революционера. Образ человека-борца нашел свое многостороннее изображение в творчестве Горького и его литературных союзников.
Многие писатели, выходцы из рабочих, естественно, не могли достигнуть вершины искусства в условиях, когда капитализм душил таланты, но зато в их художественно незрелых произведениях выявлялась социалистическая направленность. Литература социалистического реализма уже до Октября отражала ведущую линию развития русской действительности. Социалистический реализм в литературе той поры был уже настолько значительным и сильным явлением, что он вел за собой все прогрессивные силы в русской литературе. Все живые, подлинно творческие, идейно передовые элементы русской литературы тех лет находились в сфере влияния Горького. Организаторская деятельность Горького по сплочению писателей демократического направления имела огромное значение в развитии предоктябрьской литературы. Писатели, находившиеся в сфере влияния Горького в дооктябрьский период и вошедшие впоследствии в советскую литературу, прошли огромную революционную школу. Совершенно естественно, что принципы социалистического реализма в послеоктябрьский период наполняются новым содержанием, обогащаются новым социальным опытом. Если до Октября принципы социалистического реализма формировались в борьбе с реакционным, деспотическим режимом, то после Октября они обогащались в процессе создания нового общества, в процессе воспитания нового человека. Раньше черты положительного героя складывались в его борьбе против старого мира, теперь эти черты формируются в процессе построения нового мира, в созидательной трудовой деятельности. Октябрьская социалистическая революция явилась величайшим рубежом в русской литературе. Она определила новый этап в развитии социалистического реализма, внесла в него многие новые черты и качества.
Если до победы Октябрьской революции светлый идеал был далек от страшной действительности, то в эпоху построения социалистического общества идеал создает сама действительность. По мере неуклонного движения социалистического общества к коммунизму стирается грань между действительностью и идеалом. Именно поэтому романтика в произведениях советского писателя — уже не далекая мечта, а творчески выраженное понимание закономерного развития жизни.
Коммунистическая партия всегда обращала внимание писателей и деятелей искусства на необходимость создавать произведения, глубоко раскрывающие жизненную правду с позиций коммунистического мировоззрения. Отобразить правду, действительность — значит осмыслить основные закономерности ее развития, понять перспективу движения вперед, к коммунизму.