Введение


вернуться в оглавление книги...

А.А.Волков. "Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период."
Издательство "Просвещение", Москва, 1964 г.
OCR Biografia.Ru

ВВЕДЕНИЕ

В конце XIX столетия Россия вступила в последнюю фазу капиталистического развития — фазу империализма. На арену истории вышел организованный рабочий класс, с каждым днем обострялась классовая борьба, центр мирового революционного движения переместился с Запада в Россию. Наступил, по определению В. И. Ленина, третий, пролетарский период освободительного движения в стране.
Идейное содержание литературы этого времени определялось, с одной стороны, общенародной борьбой за свержение самодержавия, а с другой — подготовкой генерального штурма капитализма. В соответствии с характером этой борьбы и действовавшими в стране классовыми силами в литературном процессе определились различные течения, направления и группы. Главное содержание литературного процесса этого периода определяла борьба самого передового искусства — социалистического реализма с реакционным буржуазным искусством.
Пролетарский период освободительной борьбы предопределил новое осмысление жизни передовой русской литературой, способствовал возникновению глубоких и непосредственных связей этой литературы с жизнью народа.
Уже русская прогрессивная литература XIX века наиболее полно по сравнению с любой другой литературой мира выражала революционные устремления народа, его ненависть к поработителям. Однако лишь на пролетарском этапе освободительного движения в России создались необходимые условия для расцвета социалистической литературы, кровно связанной с этим движением, не только отражавшей чаяния народа, но и ставшей прямым участником его борьбы с самодержавием, с антинародным режимом.
Рождение и развитие социалистического реализма как самого передового художественного метода современности было вызвано соответствующими историческими условиями; его теоретической основой стал марксизм-ленинизм, давший пролетарской литературе могучий ориентир, правильный угол зрения для отбора и типизации жизненных явлений.
Социалистическая эстетика, формируясь вместе с освободительным движением революционного пролетариата, вбирала в себя все то новое, что возникало в общественных отношениях в ходе этой исторической борьбы.
Возникновение нового художественного метода — социалистического реализма — было подготовлено всем предшествующим развитием русской и мировой литературы. Русская литература сыграла огромную роль в формировании революционного самосознания народа, служила ярким примером жизненности и действенности революционных традиций. Именно в этой связи В. И. Ленин с гордостью называл имена предшественников русской социал-демократии — Герцена, Белинского, Чернышевского— и подчеркивал, что русская литература — это литература мирового масштаба.
Ленинская характеристика трех этапов освободительного движения, изложенная им в статьях «Памяти Герцена» (1912) и «Из прошлого рабочей печати в России» (1914), является научной основой для периодизации истории русской литературы. Она дает возможность глубже понять процесс рождения и развития метода социалистического реализма, яснее увидеть его преемственную связь с достижениями реалистического искусства прошлого и методологически правильно подойти к решению проблемы его новаторства.
В творчестве великих реалистов, выступавших на различных этапах общественной борьбы, запечатлены существенные черты эпохи, раскрыты важнейшие социальные конфликты. Выступая беспощадными обличителями пороков буржуазного общества, писатели критического реализма создавали монументальные картины жизни, выносили приговор отживающему, побуждая человека к активному действию.
В произведениях передовых русских писателей представлены не только отрицательные типы, но и герои положительные — носители новых тенденций в общественной жизни. Оплодотворенная прогрессивными идеями эпохи, русская литература, поднимая могучий голос против самодержавия, крепостничества, капиталистического хищничества, сочетала в себе критический пафос с пафосом утверждения. В эстетике революционных демократов большое внимание отводилось проблеме нового человека, преобразователя жизни. Великие деятели второго этапа освободительного движения исходили из того, что сама действительность в конкретно-исторических условиях выдвигает на арену борьбы определенный тип положительного героя. Они предвидели то время, когда будут созданы благоприятные условия для бурного развития жизнедеятельной энергии человека, призванного коренным образом перестроить мир.
«Литература,— писал М. Е. Салтыков-Щедрин,— провидит законы будущего, воспроизводит образ будущего человека» (1).
Предчувствуя наступление светлого будущего, писатели-демократы и сами воплощали в типах новых людей своего времени революционные идеалы. Наделяя положительного героя возвышенным умом, высокой идейностью и чувством любви к народу, революционные демократы особо подчеркивали необходимость неустанной работы для претворения идей в жизнь. «Идея получает ценность в действительности только тогда, когда в человеке, посвящающем себя служению высокой идее, есть достаточные силы для ее удовлетворительного осуществления» (2),— писал Н. Г. Чернышевский.
Русская классическая литература сыграла огромную роль в духовном развитии общества, потому что она выступала под знаменем демократизма и народности, выражала настроения и чаяния угнетенного народа. В поэзии Пушкина получила выражение общественная позиция свободолюбивого поэта, чей неподкупный голос был «эхо русского народа». В. И. Ленин установил прямую зависимость между страстными антикрепостническими выступлениями Белинского и настроениями русского крестьянства.
Понятно, что на каждом этапе освободительного движения соответственно степени политической зрелости народных масс по-разному проявлялся и характер связи литературы с народной жизнью. Самое понятие народности в процессе исторического развития наполнялось новым содержанием.
На рубеже XIX—XX веков руководящей силой революционной борьбы становится пролетариат. В процессе соединения научного социализма с революционным движением самих масс создавались условия, в дальнейшем вызвавшие к жизни новый художественный метод.
Социалистическая литература только потому могла стать могучим идейным оружием в революционной борьбе пролетариата, что она росла и укреплялась в процессе этой борьбы. Свои новые эстетические принципы она черпала из «движения самих масс».
На стыке двух столетий в русской литературе совершался важнейший процесс усвоения свободолюбивых традиций и художественного опыта литературы критического реализма литературой реализма социалистического. В новых социально-исторических условиях происходило развитие и обогащение русской
---------------------
1. Н. Щ е д р и н (М. Е. Салтыков), Полн. собр. соч., т. VII, Гослитиздат, М., 1937, стр. 455.
2 Н. Г. Ч е р н ы ш е в с к и й, т. III, стр. 13.8.
----------------------
реалистической литературы. Борьба пролетариата внесла в эту литературу ясно осознанную цель и дополнила ее эстетику новыми художественными принципами. В годы, когда Горький вступал в литературу, «властителями дум» русского общества были крупнейшие художники критического реализма: Л. Толстой, Чехов, Короленко, Мамин-Сибиряк. Именно они передали эстафету русской свободолюбивой реалистической литературы М. Горькому.
Великий пролетарский писатель много писал и говорил о том, какими вдохновляющими примерами были для него творения классиков. О личности Л. Н. Толстого и его значении для русской литературы Горький рассказал в своем великолепном очерке «Лев Толстой». У А. П. Чехова Горький учился показывать, каким страшным злом является застойная жизнь российского мещанства, как она калечит душу человека.
Творчество Чехова было для Горького ярким примером того, что и в коротких рассказах о маленьких людях можно ставить большие общественные вопросы. Эту мысль пролетарский писатель неоднократно проводил в своих выступлениях против натурализма.
Писатель-демократ В. Г. Короленко был первым учителем Горького. Стремление Короленко к правде и красоте, его неистощимую любовь к народу, тревогу за судьбу русского крестьянства унаследовала литература социалистического реализма. Горький высоко ценил лишенное народнической сусальности описание жизни русской деревни в произведениях Короленко.
Если Короленко обращал преимущественно свои взоры к деревне, то другой крупный русский писатель-реалист Д. Н. Мамин-Сибиряк оставил впечатляющие картины хозяйничанья хищников-капиталистов на Урале, картины таких рабских условий труда, какие не существовали и при крепостном праве. Об остроте социального зрения Мамина-Сибиряка говорил В. И. Ленин.
В творчестве писателей-реалистов старшего поколения, продолжавших свою деятельность в новую эпоху, мы видим истоки многих тем и идей, выраженных в демократической и социалистической литературе XX века. Без учета того вклада, который внесли в русскую литературу третьего этапа освободительного движения Л. Толстой, А. Чехов, В. Короленко, Д. Мамин-Сибиряк, будет неполной характеристика литературного процесса.
Особенно значительная роль в литературном процессе принадлежит Л. Н. Толстому, который встретил новую эпоху уже будучи великим писателем с мировой славой. В последние десятилетия XIX века реализм Толстого приобретает новые черты.
Отстаивая народность литературы, ее высокое гуманистическое назначение, ее вольнолюбие, выступая против распада в искусстве, писатели критического реализма играли огромную роль в литературном процессе эпохи. Чем крупнее и самобытнее были их таланты, тем в более резкую оппозицию становились они по отношению к буржуазной действительности. Это в первую очередь относится к Л. Толстому, А. Чехову, В. Короленко. Но и среди младшего поколения писателей были крупные выдающиеся художники слова: А. Куприн, И. Бунин, В. Вересаев, А. Толстой, Л. Андреев.
Творчество писателей младшего поколения не было столь мощным и художественно совершенным, как творчество Л. Толстого и А. Чехова. В их произведениях не было толстовской широты изображения жизни, но каждый из них воссоздал какую-то важную сторону действительности, а из них слагалась общая картина жизни русского общества в революционную эпоху. В этой картине были движение, изменения, происходившие в ходе освободительной борьбы народа. Русский критический реализм, особенно в лице Л. Толстого и Чехова, оказал значительное влияние на передовых писателей Запада, которые в свою очередь воздействовали на русских писателей-реалистов данной эпохи. Так происходил процесс взаимовлияния реалистической русской и западной литературы. Идейно-художественные искания таких писателей, как Р. Роллан, А. Франс, Э. Синклер, Д. Лондон, Г. Гауптман, Т. Манн и Г. Манн, были во многом созвучны передовым русским писателям, в том числе и Горькому, высоко ценившему их творчество.
Писатели-реалисты, группировавшиеся вокруг созданного и руководимого Горьким издательства «Знание», вносили ценный вклад в освободительную борьбу, способствуя разрушению устоев самодержавия.
Писатели-знаньевцы являлись передовым отрядом русской литературы в годы революционного подъема. В Горьком они увидели вестника новых времен, глашатая жизни, которая шла на смену отживающим социальным отношениям.
Творческие идеи Горького, отражавшие особенности русской революции и неразрывно связанные с освободительным движением, являлись действенной силой, прояснявшей сознание народных масс и передовых представителей русской литературы. Все лучшее в русской литературе предоктябрьской эпохи связано с именем Горького.
Глубоко и полно выразив самое существо, направление, дух русской революции, Горький показал писателям, в чем заключается долг художника и гражданина. В творчестве Горького идеи революции нашли свое наиболее высокое художественное выражение.
Наблюдая за ростом революционной энергии народа, Горький создает произведения, в которых все полнее раскрывает деяния героя своего времени — пролетарского революционера. В них все сильнее и громче звучит вера в близкую победу справедливых социальных отношений.
О литературе конца XIX — начала XX века вполне закономерно говорить как о горьковском периоде в русской литературе. В своих произведениях Горький обогатил великие свободолюбивые традиции русской классической литературы и начал новый, социалистический этап в ее развитии.
Творчество крупнейшего пролетарского писателя наполнялось пафосом революционной борьбы, новым идейным содержанием, по мере того как ширились и крепли революционные силы, осуществлялось соединение массового рабочего движения с научным социализмом. В резкой полемике с декадентами Горький раскрывал творческое, созидательное содержание революции.
Классовая роль буржуазных упадочных направлений в искусстве заключалась в том, чтобы, исходя из основных положений идеалистической философии, объявить неизменным существующий порядок вещей, дискредитировать нарождающееся новое, доказать невозможность социальных преобразований. Декаденты различных толков и натуралисты для достижения этой цели использовали различные средства. Если декаденты, возносясь в заоблачные сферы, стремились полностью оторвать искусство от конкретных задач времени, пытались слагать «сладостные легенды», противостоящие «грубой жизни», иначе говоря, реально существующей действительности, то натуралисты по-своему тоже отвлекали общественное внимание от важных вопросов современности. Мелочно копируя действительность, они не могли воспроизвести общезначимые жизненные явления — все то, что двигало жизнь вперед, способствовало развитию общественных отношений.
Реакционная декадентская литература, особенно громко заявившая о себе после поражения революции 1905 года, рабское прислуживание царскому режиму значительной части писательской интеллигенции в годы столыпинской реакции, откровенные заявления буржуазных интеллигентов в сборнике «Вехи» о необходимости сбросить с себя бремя забот о народе, шовинизм ряда писателей в период первой империалистической войны — все это свидетельствовало о кризисе и распаде буржуазной мысли и искусства.
Немалую роль в борьбе с декадентством должна была сыграть вся прогрессивная литература, над сплочением сил которой неустанно трудился пролетарский писатель.
Контакт Горького с демократической литературой был определен самой жизнью. Горький с иных классовых позиций разрешал те проблемы, над которыми подчас тщетно билась литература критического реализма. Он оказывал огромное влияние на демократически настроенных писателей конца XIX — начала XX века, при этом ориентация Горького на тот или иной круг писателей определялась самим содержанием общественной жизни в данный период. В конце 90-х — начале 900-х годов Горький, естественно, видит своих союзников в писателях, обличавших в той или иной мере социальный и моральный кодекс господствующих классов. В эпоху реакции, после 1905 года, когда среди интеллигенции начался идейный разброд, Горький, порывая отношения с некоторыми своими былыми соратниками по «Знанию», устанавливает тесный контакт с писателями из народа, в творчестве которых была сильна жизнеутверждающая революционная направленность.
Накануне и в годы первой мировой войны Горький в борьбе с шовинизмом стремился объединить писателей, выражавших подлинный патриотизм.
Критицизм, свойственный писателям демократического лагеря, был близок пролетарскому художнику; ликвидация реакционного царского режима была в интересах всего народа. Критическая направленность русской литературы была выражением ее патриотизма. В противовес декадентству, призывавшему к бегству от реальных жизненных противоречий в потусторонний иллюзорный мир, прогрессивная литература сосредоточивала внимание на объективных процессах жизни, давала реалистические картины действительности. Борьба за социальное и духовное освобождение человека была одной из основных задач прогрессивной русской литературы.
В годы империалистической войны Горький борется за сплочение прогрессивных сил в литературе. С прозорливостью большого художника он сразу увидел талантливость молодого Маяковского, его все возрастающее тяготение к общественным интересам — то, что отличало поэта от крикливой группы футуристов, к которой он в ту пору принадлежал.
Поэт страстно обрушился на основы общественного строя, уродующего человеческую личность, решительно отвергнул мораль господствующих классов, продажную любовь буржуазного общества, заклеймил грабительскую войну и стал на позиции интернационализма.
Всем своим творчеством Маяковский противостоял казенному оптимизму идеологов буржуазии накануне и в годы войны; в противовес поэтам типа Сологуба, Гумилева, Северянина, он стремился сказать неприкрашенную правду о жизни. С Маяковским и другими писателями демократического лагеря Горького объединяла общность их отношения к свободолюбивым традициям русской литературы прошлого века. Разрыв того или иного писателя с этими традициями был одновременно разрывом с горьковским лагерем. Горький превосходно использовал традиции классической русской литературы как живое, действенное оружие.
Трудно переоценить влияние Горького на демократическую дооктябрьскую литературу, значение его организаторской деятельности по сплочению ее сил. В разной мере, в зависимости от исторических событий, а также от социальной принадлежности и взглядов различных писателей, это влияние охватило широкие слои русской литературы. Его благотворное воздействие испытали на себе и пролетарский писатель Серафимович, и писатели демократического лагеря Бунин, Куприн, Вересаев, и крупнейшие поэты символизма Блок и Брюсов. Лучшие произведения Л. Андреева, Айзмана и других писателей также носят явственные следы воздействия Горького. Многим обязан Горькому крупнейший революционный поэт Демьян Бедный. Горький сумел оказать столь решающее влияние на передовую русскую литературу, стать основоположником литературы социалистического реализма потому, что свой большой жизненный опыт и свой огромный, самобытный талант он посвятил борьбе за народное счастье, потому что в этой борьбе он выступал в тесном контакте с большевистской партией.
Животворные идеи марксизма-ленинизма привлекли все прогрессивное, все подлинно творческое в русской литературе. Они обогащали идейно-художественные искания писателей, ибо сила нашей теории в том, «что она тесно связана с жизнью, обобщает творческий опыт миллионов, стоит на защите коренных интересов трудящихся, составляющих большинство населения мира. Сила марксистско-ленинской теории в том, что по существу своему она революционна, не терпит застоя, рутины и косности, она освещает путь в коммунистическое будущее, ведет народы вперед, помогая им преодолевать трудности и преграды на пути к этой цели» (1).
Маркс и Энгельс в середине прошлого столетия, решая вопрос о будущих путях развития художественной деятельности человечества, указывали, что капитализм по самому своему характеру враждебен искусству, что расцвет творчества придет вместе с гибелью капитализма, и считали необходимой предпосылкой этого расцвета уничтожение частной, капиталистической собственности.
В письме к Лассалю по поводу его драмы «Франц фон Зикинген» Маркс указывал, что он превратил своих героев в «простые рупоры духа времени». Энгельс видел недостатки драмы в том, что мотивы действий героев раскрывались не в действии, а в аргументирующих речах. Вместе с тем он осуждал стремление Лассаля представить героя как человека, который якобы может распоряжаться судьбой классов. Рассматривая роман Минны Каутской «Старые и новые», он отмечал как отрицательное качество идеализацию положительного героя и отсутствие индивидуализации в его обрисовке, в результате чего личность
----------------------
1. Н. С. Хрущев, За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа, Госполитиздат, 1957, стр. 13.
-----------------------
героя «растворяется в принципе». Повесть Гаркнесс «Городская девушка» Энгельс оценил как «маленький шедевр» за правдивость изложения, но критиковал за то, что рабочий класс фигурирует в повести как инертная масса, не способная к активному протесту.
Отмечая положительные черты и вскрывая недостатки в произведениях писателей — своих современников, Маркс и Энгельс подготавливали почву для появления литературы, которой удастся вырваться из капиталистического рабства и слиться с движением действительно передового класса.
Развивая теоретические положения Маркса и Энгельса в новых исторических условиях, В. И. Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература» (1905) обосновал ведущие принципы свободной литературы, оплодотворяющей «последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата» (1).
Процесс создания метода социалистического реализма в литературе неотделим от процесса теоретической разработки его принципов. Ленинское учение обогатило новый метод, дало ему ясную идейную перспективу.
Высоко оценивая реалистические традиции классической литературы, которые наследуют пролетариат и его литература, Ленин прозорливо увидел то, что нес с собой в литературу новый класс. Развивая марксистскую эстетику, опираясь на взгляды революционных демократов, Ленин теоретически обосновал органическое единство литературы и искусства с задачами пролетарского революционного движения. В статье «Партийная организация и партийная литература» Ленин развеял миф, созданный буржуазно-декадентской эстетикой, о якобы независимом искусстве, об «искусстве для искусства». Ленин утверждал, что литература всегда зависит от той общественной формации, на почве которой она развивается, и что важнейшей задачей социалистической литературы является всемерная поддержка революционного обновления жизни. Он указывал, что литература должна стать могучим средством познания действительности, отражать все величие и значение социальных сдвигов, происходящих в России, просвещать и вести за собой народные массы.
Ленин говорил, что литература является особым видом идеологической деятельности человека, который нельзя отождествлять с другими формами идеологии. «Спору нет,— писал он,— литературное дело всего менее поддается механическому равнению, нивелированию, господству большинства над меньшинством. Спору нет, в этом деле безусловно необходимо обеспечение
--------------------
1. В. И. Ленин, Сочинения, т. 10, стр. 31.
Здесь и в дальнейшем в сносках указаны тома и страницы четвертого издания сочинений В. И. Ленина.
-------------------
большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию» (1). Таким образом, Ленин выступал против навязывания социалистической литературе каких-либо схем. Но это отнюдь не значит, что он признавал за писателем, художником право на формалистическое искусство, искажающее жизнь. Напротив, он утверждал, что искусство только тогда создает прекрасные и неповторимые произведения, когда оно способно отразить основные закономерности развития действительности. Этот новый и более совершенный метод изображения жизни в искусстве и литературе расширяет границы художественного познания.
Ленинское учение о партийности литературы оказало огромное воздействие на литературный процесс эпохи, и прежде всего на творчество писателей, связанных с пролетарским революционным движением. Это учение давало направление социалистической литературе для принципиальной и острой оценки общественных сил, выступавших в ходе подготовки и осуществления первой русской революции, а также в последующие годы реакции, нового революционного подъема и первой мировой войны.
Основным принципом подлинно свободной и подлинно народной литературы явился выдвинутый Лениным принцип партийности литературы. В статье «Партийная организация и партийная литература» им дана развернутая программа социалистической эстетики, которая вооружила художников слова пониманием огромной роли искусства в период подготовки социалистической революции и после ее победы. Литература, учил Ленин, должна проникнуться духом социалистической партийности, сознательно служить интересам миллионов, принимать действенное участие в идейном воспитании трудящихся в противовес индивидуализму и торгашескому карьеризму буржуазного искусства, выступающего под флагом «беспартийности» и «свободы творчества».
Естественно, что в эпоху, когда пролетариат стал руководящей силой в революции, перед его писателями возникла задача слияния творчества «с движением действительно передового и до конца революционного класса». Именно поэтому Ленин, не ограничивая простора творческой фантазии и поэтической индивидуальности, требовал от партии такого планомерного руководства искусством, которое открывало бы перед художниками пролетариата перспективу общественного развития.
Ленин, создав теорию партийности литературы, внес огромный вклад в науку о литературе на новом этапе освободительного движения, когда пролетариат смог выдвинуть свою литературу, отмеченную ясностью положительного идеала. Опираясь на эстетику революционных демократов, исходя из интересов пролетарской борьбы, Ленин утверждал, что партийность является высшим выражением общественного самосознания, свободолюбивых и гражданских устремлений передовых сил русской действительности.
Ленин разработал незыблемые принципы искусства, соответствующего требованиям новой исторической эпохи. Для раскрытия всей глубины ленинского учения о партийности, народности социалистической литературы большое значение имеют письма В. И. Ленина М. Горькому.
Выйдя из народных «низов», испытав на себе гнет мещанской действительности, возненавидев звериный быт мещанства, Горький как художник формировался в годы подъема революционного движения. Личный жизненный опыт, борьба пролетариата и идейная близость Горького к партии большевиков требовали от него создания таких художественных произведений, в которых наряду с суровым обличением самодержавного строя и порожденных им уродств жизни широко бы раскрывалась революционная перспектива преобразования действительности.
С учением Ленина о партийности литературы органически связано его учение о «двух культурах» в буржуазном обществе. Оно дает ключ к глубокому пониманию реального смысла острой борьбы, протекавшей в области литературы и искусства.
«Есть две нации в каждой современной нации — скажем мы всем национал-социалам,— писал Ленин.— Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре. Есть великорусская культура Пуришкевичей, Гучковых и Струве, но есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова» (2).
Ленин указывал, что «мы из каждой национальной культуры берем только ее демократические и ее социалистические элементы, берем их только и безусловно в противовес буржуазной культуре, буржуазному национализму каждой нации» (3).
Исходя из этого принципа, дооктябрьская большевистская печать (газеты «Искра», «Пролетарий», «Вперед», «Звезда», «Правда» и журнал «Просвещение») широко пропагандировала демократические традиции русской классической литературы. В этом плане огромное значение имели знаменитые статьи В. И. Ленина о Л. Толстом. В одной из статей Ленин, определяя величие Толстого, указывал, что он «сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе. Эпоха подготовки
----------------------
1. В. И. Л е н и н, Сочинения, т. 10, стр. 28.
2. В. И. Л е н и н, Сочинения, т. 20, стр. 16.
3. Там же, стр. 8.
----------------------
революции в одной из стран, придавленных крепостниками, выступила, благодаря гениальному освещению Толстого, как шаг вперед в художественном развитии всего человечества» (1).
Показателем высокой художественной ценности творений Толстого Ленин считает то, что он «сумел с замечательной силой передать настроение широких масс, угнетенных современным порядком, обрисовать их положение, выразить их стихийное чувство протеста и негодования» (2).
Статьи Ленина о Л. Толстом, защищавшие писателя от черносотенной и либеральной критики, пытавшейся использовать имя великого художника и его ошибки для пропаганды мракобесия, всячески подчеркивавшей слабые стороны толстовского учения с целью политической спекуляции, являются замечательным примером марксистского анализа. Эти статьи, проникнутые духом коммунистической идейности и партийности, рассматривают художественное творчество всесторонне и глубоко, в связи с общеисторическим процессом. В оценке Лениным художественного наследия Л. Толстого подчеркивается сила великого художника, позволившая ему с необычайной проникновенностью и правдивостью воссоздать в реалистических образах основное содержание эпохи, типические стороны жизни. Для Ленина показателем художественной ценности произведения является не просто изображение жизни, а раскрытие сущности общественных явлений. Как свидетельство этой силы художественного проникновения в действительность Ленин приводит слова, которыми Л. Толстой определяет русскую жизнь за полвека. «У нас теперь все это переворотилось и только укладывается»,— трудно себе представить более меткую характеристику периода 1861—1905 годов» (3),— отмечает Ленин.
Следовательно, глубина изображения существенных явлений действительности, типических характеров рассматривалась Лениным как сильная сторона творчества Л. Толстого, как основной критерий художественности. Именно реализм Толстого, позволивший великому писателю передать настроение широких крестьянских масс, обреченных самодержавием на нищенское существование, с огромной силой вскрывавший стихийный протест этих масс, высокохудожественные образы, созданные Толстым, являются непреходящей ценностью, принадлежащей настоящему и будущему.
Ленинский анализ, вскрывающий и все прогрессивное в творчестве Л. Толстого, и противоречия его мировоззрения, не позволившие ему увидеть революционные силы, зревшие в недрах пролетариата,— анализ, рассматривающий и сильные и слабые сто-
---------------------
1. В. И. Ленин, Сочинения, т. 16, стр. 293.
2. Т а м же, стр. 293—294.
3. В. И. Ленин, Сочинения, т. 17, стр. 29.
---------------------
роны творчества писателя с точки зрения общенародных интересов, является примером для наших критиков.
В статьях Ленина о Толстом содержится глубокая мысль об активной роли великого классического наследия в развитии социалистической литературы, наследия, которое не отходит в прошлое, а принадлежит будущему. Но в толстовской критике эксплуататорского общества Ленин видит черты, отличающие ее от критики того же строя у представителей современного рабочего движения, так как «Толстой стоит на точке зрения патриархального, наивного крестьянина», а поэтому «переносит его психологию в свою критику, в свое учение» (1).
В социалистическом реализме, способном дать перспективную оценку возникающих и утверждающихся в жизни новых общественных отношений, самое критическое начало становится качественно иным, более глубоким.
Уже в начале 900-х годов, обходя цензурные рогатки, проявляя чудеса находчивости и смелости, начинает развиваться большевистская печать. Первоочередной задачей марксистских журналов и газет была борьба с разлагавшимся народничеством и с буржуазно-декадентской литературой. В этих выступлениях марксистской печати Горький, Серафимович, Демьян Бедный и другие пролетарские писатели и поэты находили главное направление для своей творческой работы. В свою очередь марксистская печать в тесном контакте с Горьким и Демьяном Бедным стремилась сплачивать и ковать кадры пролетарской литературы.
Марксистская революционная нелегальная и легальная печать противостояла объединившемуся фронту буржуазной литературы. В труднейших условиях цензурных преследований и политических репрессий, решая важнейшие общественные задачи, руководимая Лениным большевистская пресса уделяла большое внимание реалистической литературе.
Тяжелое положение, в котором находилась марксистская печать, заставило деятелей большевистской партии и пролетарских писателей выступать на страницах буржуазно-демократических изданий. Особенно широко использовал эту возможность М. Горький. Его сотрудничество в журналах «Жизнь» и «Журнал для всех», организация им издательства «Знание» способствовали укреплению демократического направления в русской литературе, усиливали пропаганду передовых социальных идей.
В одном ряду с пролетарскими писателями и поэтами против буржуазно-декадентской идеологии боролись марксистские кри-
-----------------
1. В. И. Ленин, Сочинения, т. 16, стр. 302.
----------------------
тики Плеханов, Боровский, Луначарский и другие. Пролетарские писатели и марксистские критики единым фронтом выступали против эстетики декаданса и натурализма.
Эпоха империализма в России, охватывающая конец XIX и начало XX века, включает в себя несколько периодов, отмеченных особенностями в развитии русской литературы. Первый период — 90-е годы — характеризуется началом соединения рабочего движения с научным социализмом. Второй период — подготовка и осуществление буржуазно-демократической революции — длится с 1901 по 1907 год. Третий период — период реакции — с 1907 по 1910 год. Четвертый период — с 1911 по 1914 год — отмечен новым революционным подъемом. И, наконец, пятый период охватывает годы первой мировой войны до Октябрьской социалистической революции.

продолжение книги...