.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Театр и музыка


вернуться в оглавление книги...

"Очерки истории СССР. ХVIII век", под ред. Б. Б. Кафенгауза
Москва, 1962 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Театр и музыка

В середине XVIII в. в Ярославле Ф. Г. Волков создал первый русский профессиональный общедоступный постоянно действующий театр (1756). Ядром театра была сплоченная и воспитанная Ф. Г. Волковым труппа талантливых актеров: А. И. Нарыков-Дмитревский, Я. Д. Шумский, Г. Г. Волков и др.
«Отцом русского театра», по словам В. Г. Белинского, был Федор Григорьевич Волков (1729—1763).
Ф. Г. Волков был выходцем из костромской купеческой семьи. По свидетельству Н. И. Новикова: «Сей муж был великого, обымчивого (всеобъемлющего.—Автор.) и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным чтением наилучших книг».
Характеризуя дарования Ф. Г. Волкова, Н. И. Новиков указывал: «Театральное искусство знал он в высшей степени; при сем был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант на многих инструментах, посредственный скульптор и, одним словом, человек многих знаний в довольной степени».
Д. И. Фонвизин считал Ф. Г. Волкова «мужем глубокого разума, наполненного достоинствами, который имел большие знания и мог бы быть человеком государственным».
Ф. Г. Волков успешно выступал в трагедиях А. П. Сумарокова «Хорев», «Сенира» и др.
Крупнейшим деятелем русского театра был друг и преемник Волкова — И. А. Нарыков (1734—1821), принявший фамилию Дмитревского; он был не только выдающимся актером, режиссером и педагогом, но и успешно выступал на поприще драматургии. Дмитревский — первый из русских артистов — был избран членом Российской Академии и написал по ее поручению историю русского театра. И. А. Дмитревский обладал актерским дарованием необычайно широкого диапазона. Он переиграл множество ролей в трагедиях Сумарокова и Княжнина, комедиях Бомарше и Мольера. Он был первым постановщиком «Недоросля» Д. И. Фонвизина, и его исполнение роли Стародума долгое время считалось образцовым. Учениками И. А. Дмитревского были известные артисты П. А. Плавильщиков, С. Н. Сандунов, А. М. Мусина-Пушкина и др.
Во второй половине XVIII в. существовало несколько русских любительских публичных театров: в С.-Петербурге при Шляхетном корпусе, в Москве при университете, Воспитательном доме и т. д. Из них в дальнейшем выросли первые профессиональные театры: московские — «Российский театр» (1759— 1762), «Российский театр» (1779—начало XIX в.), петербургский театр на Царицыном лугу (1779—1783). В 1783 г. была открыта в Петербурге школа, «в которой российские дети обоего пола должны учиться и приготовляемы быть к театру российскому, и музыке, и танцованию и к разным мастерствам, при театрах необходимо нужных». В конце XVIII в. возникают любительские и профессиональные театры во многих провинциальных городах: Туле, Харькове, Воронеже, Нижнем Новгороде, Пензе, Иркутске и т. д.
Репертуар русских любительских и провинциальных театров был довольно разнообразен: трагедии, драмы и комедии А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина, Д.И.Фонвизина, И.А.Крылова. Значительное место в нем занимали переводные произведения, нередко «склоненные на русские нравы», т. е. приведенные в соответствии с русской действительностью.
Большое распространение получили в конце столетия крепостные театры (в одной Москве их насчитывалось пятнадцать). Многие крепостные актеры, по словам поэта князя Шаликова, «были бы украшением самой блестящей сцены великолепнейшей столицы». Особенной известностью пользовалась крепостная актриса труппы, принадлежавшей графу Шереметеву, П. И. Жемчугова-Ковалева (1768—1803).
Жизнь крепостных актеров зачастую складывалась трагически. Так, помещица Черткова продала хор, «преизрядно обученный музыке», состоявший из 48 человек с семьями. В документе о продаже этого хора говорилось: «а всего-навсего с мелочью 98 человек, из них 64 мужика и 34 женского полу, в том числе старики, дети, музыкальные инструменты, пиэсы и прочие принадлежности». Нередко крепостные актеры подвергались жестоким телесным наказаниям и всяческим унижениям.
Ко второй половине XVIII в. относится возникновение руской национальной оперы. Долгое время не сходила со сцены комическая опера «Мельник-колдун» драматурга А. О. Аблесимова и композитора М. М. Соколовского. Авторы оперы широко использовали русские народные мелодии, в особенности бытовые и обрядовые песни. Солдатский сын композитор Е. И. Фомин (1761 —1800) был автором более 30 музыкальных произведений, в том числе оперы «Ямщики на подставе». Большой популярностью пользовалась опера композитора М. Матинского «Санкт-петербургский гостиный двор». Дворовый крестьянин князя Потемкина Е. Е. Хандошкин (1747—1804) был талантливым скрипачом и автором ряда произведений камерной музыки.