.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Гоголь и его повести


Т. Морозова "Н. В. ГОГОЛЬ И ЕГО ПОВЕСТИ"
Из книги "Н.В.Гоголь. Повести", М., 1969 г.
OCR Biografia.Ru

В декабре 1828 года из села Васильевки, Полтавской губернии, выехала просторная кибитка и покатилась по Белорусской дороге по направлению к Петербургу.
В кибитке сидели два совсем молодых человека; с ними ехал крепостной слуга. Юноши горели страстным желанием скорей увидеть столицу Русского государства, о великолепии которой они так много слышали.
По мере приближения к Петербургу их нетерпение возрастало. Особенно волновался один из них — белокурый юноша с проницательными глазами. Он то и дело высовывался из экипажа, не обращая внимания на сильный мороз, приподнимался на цыпочки, чтобы еще издали увидеть огни столицы, а затем ее улицы, дома, мосты, переброшенные через красавицу Неву. Этого молодого человека звали Николай Васильевич Гоголь. Ему было девятнадцать лет.
Сын небогатого украинского помещика, выросший в провинциальной глуши, он только что кончил в Нежине, маленьком городке на Украине, гимназию и ехал в Петербург, полный восторженных и гордых надежд. Он мечтал о том, что, определившись на государственную службу, он будет полезен родной стране, что там, в столице его родины, перед ним откроются широкие пути самозабвенного служения человечеству. Петербург не оправдал пылких надежд будущего писателя.
Гоголь долго не мог устроиться на службу, метался в поисках места и очень нуждался. Вместо высоких подвигов служения обществу ему пришлось думать о том, как заработать деньги, чтобы платить за квартиру и не умереть с голоду. Приходилось просить мать, чтобы она с далекой Украины присылала ему денег на жизнь.
Наконец он получил место канцелярского переписчика в одном из учреждений Петербурга. Через несколько месяцев службы он почувствовал ужас бесплодного и бессмысленного труда переписывания никому не нужных бумаг. Он живо ощутил тупое равнодушие чиновников, с которыми столкнулся, их безразличие к своему служебному долгу.
Вскоре Гоголь получил частные уроки в домах высокопоставленных дворян. Эта среда тоже отталкивала его. Через некоторое время он стал преподавать историю в институте, где учились дочери офицеров. Но и это мало его удовлетворяло. Его надежды рушились...
Неужели ему не удастся совершить ничего великого, полезного, послужить своей стране? Неужели он обречен «издержать свою жизнь на пустяки»? Эта мысль ужасала его.
Но мечты Гоголя о подвиге сбылись. Он не стал ни чиновником, ни государственным деятелем; не на педагогическом поприще он нашел дорогу служения своему народу — он стал писателем. Писательский труд стал великим и скорбным подвигом его жизни.
Обладая большой наблюдательностью, живой способностью остро подмечать смешное и гадкое в жизни, Гоголь рано постиг, что смех — могучая сила, которая бьет и разит подчас больнее, чем плеть и оружие. И он npишел к убеждению, что преступно тратить эту силу попусту.
Он видел, как много беззакония, несправедливости, лжи в современной ему жизни. С душевной болью он наблюдал корыстолюбие, продажность, невежество царских чиновников, видел праздность, грубость, умственную и нравственную отсталость помещиков-дворян, отсутствие у них высоких общественных стремлений.
И он решил без пощады осмеять в своих произведениях все дурное, что он наблюдал в жизни. Им руководила надежда, что его смех, его обличение помогут истребить зло, разъедающее его родину. Свой смех он называл «смехом сквозь слезы», потому что в нем таилась глубокая горечь. Осмеяние в художественном произведении обшественных недостатков называется сатирой. Гоголь и был величайшим русским писателем-сатириком.
Судьба писателя-сатирика была очень тяжела в царской России. Такого писателя ненавидели, обвиняли в клевете, в отсутствии любви к родной стране. Только передовые люди старой России понимали, какое большое значение имело правдивое раскрытие пороков общественной жизни в творчестве Гоголя. Великий революционный мыслитель Н. Г. Чернышевский, младший современник Гоголя, писал: «Давно не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России». Произведения Гоголя, обнажавшие язвы помещичьей и чиновничьей России, воодушевляли лучших людей дореволюционной России на борьбу за новый общественный строй.
Крупнейшими произведениями Гоголя, в которых он с наибольшей силой наносил удары помещичье-чиновничьей России, являются комедия «Ревизор» и поэма в прозе «Мертвые души». Но очень большое значение имеют и его повести.
Всего Гоголь написал свыше двадцати повестей. Они чрезвычайно разнообразны по своему содержанию. В них отразилась любовь писателя к народу, к родной природе, его понимание величия души, его идеал человека-героя, в некоторых из них с не меньшей силой, чем в комедии «Ревизор» и поэме «Мертвые души», осмеяна пошлость и мерзость окружающей жизни.
В этой книге помещены повести великого писателя, взятые из разных сборников.

«СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА»

«Вечера на хуторе близ Диканьки» — так назвал Гоголь первый сборник своих повестей. Первая его часть вышла в 1831 году, вторая — в 1832 году. Повести Гоголя, входящие в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», рисуют жизнь украинского народа прошлых времен: XVII и конца XVIII века; действие повести «Сорочинская ярмарка», открывающей сборник, происходит в самом начале XIX века.
Над этими повестями Гоголь работал в годы, когда он особенно тяжело воспринимал мертвящую обстановку бюрократической столицы. В это время в среде передовых русских писателей возник большой интерес к жизни простого народа и к русской истории. В своих произведениях они стремились передать особенности русского национального характера и своеобразные черты народного быта. В эти годы Пушкин работал над своими замечательными сказками, в которых использовал сказки, созданные народом. Он слышал их из уст своей нянюшки Арины Родионовны.
В эти же годы в передовых кругах русского дворянского общества зарождался интерес к украинскому народу. Но жизнь Украины, которую тогда называли Малороссией, была еще малоизвестна русскому читателю.
Гоголь своими «Вечерами на хуторе близ Диканьки» открыл совершенно новый, глубоко самобытный, блещущий яркими красками мир. Украинский народ с его героическим прошлым, со всеми особенностями его национального характера, во всем своеобразии его быта предстал перед читателями его повестей.
Гоголь вдохновенно изобразил в них чудесную украинскую природу с ее раздольными степями, пышными лесами, с широко и вольно мчащими свои воды реками. В повести «Сорочинская ярмарка» он рисует знойный, сверкающий солнцем летний день и красавицу реку Псёл, в «Майской ночи» дает яркую картину великолепной украинской ночи с плывущим по необъятному небесному своду месяцем, заливающим всю землю серебряным светом; в «Страшной мести» изображает величественный Днепр, которому, по словам писателя, равной реки нет в мире.
В «Сорочинской ярмарке», как и в других повестях, вошедших в сборник, Гоголь описал простой трудовой народ — украинских крестьян. Неподдельная любовь к человеку из народа, умение раскрыть поэзию его жизни составляют главную ценность первых сборников Гоголя.
В «Вечерах» дано много живых картин украинского народного быта. В «Сорочинской ярмарке» нарисована шумная, звенящая сотнями разнообразных звуков, переливающаяся яркими красками ярмарка. Изображения украинского народного быта в «Вечерах» исполнены движенья, искрящейся радости. «Вот истинная веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!» — писал Пушкин по прочтения «Вечеров».
Но, чтобы дать представление о жизни народа, недостаточно описать окружающую его природу и внешние проявления его быта. Необходимо обрисовать характеры людей и раскрыть их чувства. Молодому писателю удалось создать живые, запоминающиеся образы, в которых мы угадываем черты национального характера.
На фоне богатой природы и ярких картин народного быта нам показаны красавицы девушки-украинки. Красавицей, привлекающей всеобщее внимание, изображена главная героиня повести «Сорочинская ярмарка» — восемнадцатилетняя Параска. Перед нами проходят ловкие, веселые, сильные и смелые парубки, умеющие верно любить и отстаивать свое счастье. Они не желают подчиняться чужому произволу и готовы постоять за себя. Их настроение проникнуто духом вольнолюбия, которое в высшей мере присуще украинскому народу. Так, Грицько из «Сорочинской ярмарки» упорно противится воле злой мачехи Параски и добивается женитьбы на полюбившейся ему девушке. Гоголь не случайно называет своих героев «вольными казаками».
Рядом с поэтическими образами парубков и дивчин, блещущих молодостью и красотой, вырисовываются люди старшего поколения: медлительный, тугой на соображение отец Параски, Черевик, чванливая и злая его супруга — мачеха Параски, Хивря.
В «Сорочинской ярмарке», так же как и во всей книге «Вечеров», широко разлита комическая струя. В повести много смешных и забавных сцен, выдержанных в народном духе, которые чередуются с лирическими описаниями. Наряду с поэтическими образами положительных героев встречаются смешные, комические фигуры.
Гоголь умеет осмеять дурные черты своих героев, их слабости. В этом уже сказывалось сатирическое дарование молодого писателя. Вместе с Гоголем мы смеемся над бессильной злобой сварливой бабы—мачехи Параски из «Сорочинской ярмарки», над ее глупой важностью и запоздалым франтовством. В высшей степени смешна в «Сорочинской ярмарке» сцена суеверного ужаса, который охватил собравшихся в хате при виде просунувшейся в окно свиной рожи, страшно поводящей глазами.
И нам понятно, почему типографские рабочие «помирали со смеху», набирая книгу Гоголя. Гоголь рассказывал, что они не могли удержать смеха и тогда, когда он пришел в типографию, и прыскали и фыркали, зажимая рты руками.
Смех Гоголя в «Вечерах» — здоровый смех человека который любит все прекрасное, презирает пошлость и злобу, ненавидит насилие и верит, что хорошее победит дурное, что правда и счастье восторжествуют.
Сочетание веселого комизма и высокого лиризма придает глубокое своеобразие «Вечерам на хуторе близ Диканьки».
Гоголь хорошо знал, что украинский народ любит веселую пляску и звучную песню. «Украина звенит песнями»,— говорит он. Свои изображения народного украинского быта Гоголь насытил песнями и пляской. В «Сорочинской ярмарке» показано, например, как Параска, оставшись одна в избе, пляшет, глядя в зеркальце и напевая свою любимую песню: «Зелененький барвиночку». Завершается повесть изображением всеобщей безудержной пляски. Недаром Пушкин характеризовал «Вечера на хуторе близ Диканьки», как «живое описание племени поющего и пляшущего».
Песни звучат в тексте повестей, образы народной поэзии проникают в речь героев. Так, Параска из «Сорочинской ярмарки» свою надежду освободиться от злобной мачехи выражает словами народной песни: «Нет, мачеха, полно колотить тебе свою падчерицу! Скорее песок взойдет на камне и дуб погнется в воду, как верба, нежели я нагнусь перед тобою!»
В повести Гоголя, рисующие правдивые, ярко жизненные картины действительного украинского быта, неожиданно проникает поэтический вымысел; быль в них начинает переплетаться со сказкой. Кузнец Вакула в одну ночь верхом на чёрте совершает сказочное путешествие в Петербург и привозит своей возлюбленной царицыиы черевички («Ночь перед рождеством»). Как в сказке, выходят на берег русалки и пляшут и играют при лунном свете. И хотя появление русалок на берегу спящего пруда, их пляски и игры объясняются в повести сном Левко, но появление записки, которую он нашел в своей руке, когда проснулся, остается чудесной загадкой («Майская ночь»). Наряду с живыми людьми в рассказах действуют ведьмы и черти, колдуны и колдуньи, русалки и мертвецы. Но в «Сорочинской ярмарке», самой реалистической из повестей сборника, загадочное приключение с красной свиткой и свиным рылом оказалось проделкой цыган, желавших заставить Черевика отдать свою дочку замуж за Грицько. Цыгане использовали веру крестьян в «нечистую силу» и распространившееся в народе предание о чёрте, ищущем свою свитку.
Волшебное, сказочное в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» в большинстве случаев взято Гоголем из народных поверий, из произведений устного народного творчества. Все эти ведьмы, черти, русалки хорошо известны нам по народным сказкам. Поэтому сказочный вымысел легко и естественно входит в повествование, воссоздающее народный быт. Соединение жизненной правды и сказочной фантастики составляет особенную прелесть «Вечеров». Белинский говорил, что у Гоголя «народнопоэтическое так чудно сливается в художественном воспроизведении с народным-действительным, что оба эти элемента образуют собою конкретную поэтическую действительность, в которой никак не узнаешь, что в ней быль и что сказка, но все поневоле принимаешь за быль».
Язык Гоголя красочен и ярок. Гоголь, по словам Белинского, «не пишет, а рисует; его фраза, как живая картина, мечется в глаза читателю, поражая его своею яркой верностью природе и действительности». Язык «Вечеров» богат разнообразными оттенками. Он то лирически приподнят, насыщен сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, то прост и народен. Гоголь смело вводит в свои повести живую украинскую разговорную речь. Многие предметы повседневного обихода (одежду, посуду, своеобразные украинские кушанья и т. д.) он называет теми словами, какими они называются на Украине: хата, свитка, очипок, черевички, кухоль, баштан, цибуля, чуприна и многие другие. Еще чаще он вставляет украинские слова и выражения в разговоры героев. Благодаря этому мы с особой силой чувствуем своеобразие описываемого Гоголем национального быта.
Белинский писал о «Вечерах»:
«Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная роскошная, упоительная...»

«СТАРОСВЕТСКИЕ ПОМЕЩИКИ»

В 1835 году Гоголь выпустил новый сборник, под названием «Миргород».
Этот сборник представляет значительный шаг вперед в творческом развитии молодого писателя. Гоголь уверенно выходит на путь неприкрашенного, реалистического изображения действительности и ее темных сторон.
В сборник «Миргород» вошло четыре повести: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Повесть «Вий» имеет полусказочный характер и многими чертами напоминает рассказы из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В большой исторической повести «Тарас Бульба» изображена героическая борьба запорожских казаков XVI—XVII веков против поляков и татар, разорявших украинские земли.
Повести «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» совсем не похожи ни на рассказы из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», ни на повесть «Тарас Бульба». В этих повестях впервые с большой силой проявился изумительный дар Гоголя осмеивать человеческую пошлость.
В повести «Старосветские помещики» Гоголь с удивительной полнотой и яркостью изобразил быт старинных украинских помещиков, живущих в провинциальной глуши.
Когда мы читаем повесть, нам кажется, что мы вместе с Гоголем подъезжаем к скромному имению Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича. Мы ясно видим низенький домик, обнесенный галереей, сад, наполненный яблонями и сливами; слышим разноголосое пение дверей в маленьких комнатах; мы видим двух старичков -мужа и жену, с приветливой улыбкой выходящих навстречу, чувствуем мирную тишину и безмятежный покой уединенной жизни. Мы переносимся в давным-давно ушедшую в прошлое обстановку и начинаем думать, что Гоголь своей повестью хотел вызвать у нас симпатии к скромной и простодушной жизни старосветского поместья.
Но чем глубже мы погружаемся в этот с такой полнотой воссозданный Гоголем тихий мирок, тем живее мы начинаем ощущать страшную духовную бедность, пустоту и бессодержательность жизни его обитателей.
Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович — добрые, любящие, приветливые старички. Они радушно встречают гостей, они глубоко любят друг друга, они не обижают своих крепостных. Но чем живут они, чем они заняты, чем заполнен их день?
Гоголь с доброй, снисходительной, но совершенно явной усмешкой подробно рассказал нам об этом.
Мы видим, что Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна ведут жизнь совершенно праздную, бесполезную.
Они мало занимаются хозяйством. В ведении своего хозяйства они наивны, как дети. Их легко обмануть, провести. Этим пользуются староста и приказчик. Земля пустеет, имение приходит в упадок. Жить в довольстве они могут только благодаря необыкновенному плодородию почвы и даровому труду крепостных. Хозяйственные хлопоты Пульхерии Ивановны сводятся к бесконечному сушению, солению, варению разных овощей и фруктов. И мы понимаем, почему это так: еда занимает первое, главнейшее место в их жизни.
Пульхерия Ивановна то и дело слышит от Афанасия Ивановича: «А что, Пульхерия Ивановна, может быть пора закусить чего-нибудь?»
Интересы Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны ограниченны, круг их запросов беден до крайности. Они не знают никаких высоких порывов и не представляют, что делается за пределами их имения: «...ни одно желание,— говорит Гоголь о старичках,— не перелетает за частокол, окружающий небольшой дворик...»
Иногда, от нечего делать, Афанасий Иванович заводит разговор с Пульхерией Ивановной. Он любит подшутить над ней. Его шутки безобидны, беззлобны, но совершенно пусты, как и вся их жизнь.
Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович суеверны. Исчезновение любимой серой кошки Пульхерии Ивановны послужило поводом для болезни, а затем смерти Пульхерии Ивановны, так как она восприняла этот случай как дурное предзнаменование.
Пульхерия Ивановна перед своей смертью обнаруживает много хороших черт. Она ведет себя мужественно и самоотверженно. Она не боится смерти, не думает о себе и полна забот об Афанасии Ивановиче, которого должна покинуть. Но о чем эти заботы? О вкусной еде и приличном платье для Афанасия Ивановича.
Афанасий Иванович очень горюет после ее смерти. Но по какому поводу он вспоминает о ней? Он горько плачет в присутствии гостя и не может от слез произнести ее имя тогда, когда на стол подается любимое кушанье Пульхерии Ивановны — мнишки со сметаной.
Убогую сущность жизни провинциальной дворянской среды, изображенной Гоголем в повести о двух старичках, хорошо передал В. Г. Белинский. Он писал:
«Две пародии (1) на человечество в продолжение нескольких десятков лет пьют и едят, едят и пьют, а потом, как водится исстари, умирают... Вы видите всю пошлость, всю гадость этой жизни животной, уродливой, карикатурной... О, бедное человечество! Жалкая жизнь!»

«ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ПОССОРИЛСЯ ИВАН ИВАНОВИЧ С ИВАНОМ НИКИФОРОВИЧЕМ»

Действие «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» происходит в маленьком украинском городке Миргороде.
Эту повесть Гоголь рассказывает от лица одного из жителей Миргорода, того самого города, обитателями которого и являются Иван Иванович Перерепенко и Иван Никифорович Довгочхун — главные герои повести. Гоголь прикинулся наивным простачком и оценивает все события и людей так, как их оценил бы не очень умный провинциальный обыватель.
Рассказчик хвалит все, что окружает его в Миргороде, говорит обо всем в высшей мере восторженно. И мы вначале не замечаем, что хвалить-то, собственно, нечего,
---------------------------------------------------
1. Пародия — в данном случае: жалкое подобие.
-------------------------------------------------
а потом понимаем это, смеемся и сильнее чувствуем убожество жизни, нарисованной Гоголем. Таково, например, описание самого города, начинающееся восторженным восклицанием: «Чудный город Миргород!» — и заканчивающееся восхвалением лужи, занимающей почти всю городскую площадь.
Больше всего рассказчик превозносит героев произведения — Ивана Никифоровича и особенно Ивана Ивановича. Он прославляет бекешу Ивана Ивановича, восторгается его домом и садом, его манерами, его умением приятно говорить. Несколько раз он с восторгом восклицает: «Прекрасный человек Иван Иванович! Превосходнейший!» — и называет Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича «частью и украшением Миргорода».
И вместе с тем все, что сообщает о своих героях Гоголь, показывает, что они недобрые, глупые, мелочные люди и что жизнь их бесполезна и пуста еще в большей мере, чем жизнь Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны.
Вспомните, например, ту сцену, в которой передается разговор Ивана Ивановича с нищей старухой, просящей милостыню у церковной паперти. Набожный и добрый, по словам рассказчика, Иван Иванович выступает в этой сцене как скупой, черствый и безжалостный человек. Выбрав самую несчастную старуху, он вместо ожидаемой ею милостыни заводит с ней длинный разговор и, не дав ни копейки, обрывает разговор с протянувшей к нему за милостыней руку женщиной словами: «Ну, ступай же с богом. Чего же ты стоишь? Ведь я тебя не бью!»
Это настоящее издевательство над бедным человеком.
Гоголь рисует внешность Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, рассказывает об особых наклонностях и привычках каждого из них и даже как бы противопоставляет их друг другу.
Но, несмотря на то что один тонок, а другой толст, у одного голова напоминает редьку хвостом вверх, а у другого — хвостом вниз, один подвижен, любопытен, обходителен и красноречив, а другой ленив, неповоротлив, груб и немногословен,— сущность их одна и та же. Оба они — ничтожные, влачащие полуживотную, лишенную всякой благородной цели жизнь дворяне-обыватели.
Самым важным моментом в повести является ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем. Рассказчик обрисовал их как двух давних, связанных неразрывными узами друзей. Закадычными друзьями слывут они и во всей округе. И вдруг многолетняя, казавшаяся столь крепкой дружба разбилась из-за сорвавшегося с уст одного из них оскорбительного слова «гусак».
Рассказав о ссоре этих двух, еще недавно неразлучных друзей, Гоголь показал, как мало человеческого в этой среде, как непрочны здесь казавшиеся нерушимыми чувства и отношения. Недавние друзья превратились в злейших врагов. Ссора раскрыла во всей наготе дрянность, мелочность натур Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, обнаружила их злобность, мстительность, склонность к кляузе и клевете.
Затянувшись, ссора превратилась в многолетнюю судебную тяжбу и заполнила всю жизнь Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Вот почему Белинский, назвавший Афанасия Ивановича и Пульхерию Ивановну «двумя пародиями на человечество», заклеймил героев повести прозвищем «живых пасквилей (1) на человечество».
«В «Старосветских помещиках»,— писал великий критик,— вы видите людей пустых, ничтожных и жалких, но по крайней мере добрых и радушных... Но Иван Иванович и Иван Никифорович существа совершенно пустые, ничтожные и притом нравственно гадкие и отвратительные, ибо в них нет ничего человеческого».
Рассказав о глупой, бессмысленной ссоре, которой два человека отдали много лет своей жизни, Гоголь рисует серый, дождливый осенний день и с тоской восклицает: «Скучно на этом свете, господа!»
Этими словами, заключающими повесть, Гоголь выразил свое глубокое неудовлетворение жизнью бесчисленных дворянских «существователей», не имеющих права на высокое звание — человек.

«ШИНЕЛЬ»

«Шинель» принадлежит к числу так называемых «петербургских повестей» Гоголя. В этих повестях Гоголь разрабатывает новые темы, дает новые образы. Он глубоко раскрывает в них несправедливость современного ему общественного строя.
--------------------------------------------------------
1. Пасквиль — оскорбительная клевета, поругание
--------------------------------------------------------
Кроме «Шинели», к «петербургским повестям» относятся: «Невский проспект», «Нос», «Записки сумасшедшего», «Портрет».
В новых своих повестях Гоголь переносит читателя в столицу Российской империи — Петербург, в котором противоречия тогдашней русской жизни проявлялись особенно резко.
Главный герой «петербургских повестей» Гоголя — маленький, занимающий очень скромное положение в обществе человек. Это или мелкий чиновник, или бедный художник-мечтатель, бьющиеся в нужде и гибнущие в борьбе с трудностями и неправдой жизни. Изображение «маленьких», незначительных людей было большим новшеством в русской литературе того времени.
Особенно большое значение среди «петербургских повестей» Гоголя имеет повесть «Шинель». Она принадлежит к числу наиболее глубоких его произведений. Очень велико было ее влияние на дальнейшее развитие русской литературы.
Главный герой повести, Акакий Акакиевич Башмачкин,— петербургский чиновник, занимающий маленькую должность в одном из многочисленных государственных учреждений, называвшихся тогда департаментами. Акакий Акакиевич уже не молод, очень невзрачен и даже жалок на вид, плохо одет; у него некрасивое и смешное имя; он робок и не блещет умом. Скудость его умственных способностей особенно ярко проявляется в его речи. Он изъяснялся, как рассказывает Гоголь, «...большею частию предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения». «Так этак-то! Вот какое уж, точно, никак неожиданное, того... этого бы никак... этакое-то обстоятельство!» — говорит, например, Акакий Акакиевич, услышав от портного Петровича, что его старую шинель починить нельзя и нужно шить новую.
Занятия Акакия Акакиевича состояли в переписывании бесконечных казенных бумаг. Кроме этого переписывания, он ничего не знал и не видел. Акакий Акакиевич жил одиноко, нигде не бывал, и вся его маленькая, тщедушная и робкая фигурка не представляла собой ничего привлекательного, значительного и интересного. Над Акакием Акакиевичем, видя его безобидность и забитость, часто смеялись и даже издевались другие чиновники. Но он привык к насмешкам, и только если уж слишком невыносима была шутка, он тихо произносил - «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»
В этих словах было так много вызывающего острую жалость, что, услышав их, один, еще не испорченный молодой человек, только что поступивший в департамент остановился, как будто пронзенный. «И долго потом среди самых веселых минут,— рассказывает Гоголь,— представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».
Огромным событием, настоящим происшествием в бедной жизни Акакия Акакиевича было приобретение новой шинели взамен изношенного старого «капота».
Акакию Акакиевичу, получавшему скудное жалованье, было очень трудно скопить деньги для пошивки новой шинели. Он должен был отказывать себе в самом необходимом; он даже ступать стал осторожнее, чтобы подметки его башмаков изнашивались не так скоро.
Но забота о новой шинели озарила на время беспросветную жизнь Акакия Акакиевича. «С этих пор,— передает Гоголь состояние своего героя,— как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу...»
Рассказывая об этом с легкой усмешкой, Гоголь заставляет нас еще сильнее почувствовать, как грустна, как убога та жизнь, в которой самым большим, самым праздничным событием было приобретение шинели «на толстой вате, на крепкой подкладке». История пошивки новой шинели и похищения ее в первый же день, когда Акакий Акакиевич с такой радостью надел ее, составила основное содержание повести.
Пропажа шинели, приобретенной ценою такого напряжения, была для Акакия Акакиевича ударом, приведшим его к преждевременной гибели.
Пережив сильное потрясение, и вдобавок простудившись в своем старом «капоте», Акакий Акакиевич заболел горячкой и умер. И иначе закончиться его история в условиях того времени не могла.
«Исчезло и скрылось существо,— говорит Гоголь,— никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное...»
Повесть проникнута глубокой болью за маленького человека, за его униженность, забитость, беспомощность, за то, что он доведен до такого жалкого состояния, что и слова сказать в свою защиту не смеет и не умеет.
И Гоголь как бы убеждает читателя: какое бы скромное положение в обществе ни занимал человек, как бы он ни был незначителен и беден, он человек, и он заслуживает сочувствия и внимания. Эта мысль составила главную идею повести, которая и сделала небольшое произведение Гоголя таким значительным и глубоким.
Любовь к людям, особенно слабым и обиженным, уважение к человеческой личности называют гуманизмом (человечностью; от латинск. humanus — человечный). Гуманизм является одной из самых ценных черт русской литературы. Как великий гуманист, защищавший права человека на уважение и внимание, на полноценную жизнь, выступал и Гоголь в своих произведениях, и особенно в «Шинели».
Но, отстаивая идею любви к людям, Гоголь одновременно выразил в своей повести ненависть к общественному строю, который мешает человеку жить нормальной жизнью, доводит его до крайней степени унижения и запуганности.
Гоголь показал жестокость и бездушие представителей власти, не помогших Акакию Акакиевичу в его горе. Мы помним, как равнодушно и бессердечно отнеслось к горю Акакия Акакиевича начальство. «Частный» (начальник полицейского участка), вместо того чтобы принять немедленно меры для разыскания шинели, начал допрашивать скромного Акакия Акакиевича, где он был так поздно и что делал. «Значительное лицо» выразил недовольство, что Акакий Акакиевич обратился прямо к нему, а не через канцелярию, топнул на него ногою и закричал так громко, что испуганного Акакия Акакиевича вынесли из кабинета почти без чувств.
Несправедливым показан и весь порядок вещей, при котором одни имеют теплые добротные шинели на дорогом меху и ездят в собственных экипажах, а другие должны «в тощенькой шинелишке перебежать как можно скорее пять-шесть улиц и потом натопаться хорошенько ногами в швейцарской, пока не оттают таким образом все замерзнувшие на дороге способности...»
Поэтому Гоголь завершил свою повесть полуфантастической картиной, в которой привидение, напоминающее Акакия Акакиевича, стаскивает шинель с того самого «значительного лица», который проявил столько равнодушия и бессердечия, когда бедный Акакий Акакиевич пришел жаловаться ему на пропажу своей шинели. Мы догадываемся, что здесь действует самый обыкновенный ночной грабитель, какой снял шинель и с Акакия Акакиевича. Но нечистая совесть «значительного лица» превратила этого грабителя в восставшего из могилы Акакия Акакиевича, мстящего ему за невнимание и жестокость.
В этом полуфантастическом эпизоде скрыт намек на возможность расплаты с теми, кто в своем упоении властью и богатством попирает законы человечности и общественной справедливости. Не случайно изображает Гоголь, как генерал, недавно самодовольно распекавший Акакия Акакиевича, испугался мнимого мертвеца, сдергивающего с него шинель.
Раскрытие общественной несправедливости было очень большой заслугой Гоголя, рассказавшего в «петербургских повестях» о страданиях и гибели маленьких людей в большом городе, полном изобилия и роскоши.
Советский народ глубоко чтит память Н. В. Гоголя, великого русского писателя, творца комедии «Ревизор», поэмы «Мертвые души» и замечательных повестей.