Выступления партийной печати по вопросам литературы и искусства


вернуться в оглавление работы...

В.А.Ковалев и др. "Очерк истории русской советской литературы"
Часть вторая
Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1955 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение работы...

2

В первые послевоенные годы в творчестве некоторых писателей, в репертуаре ряда драматических театров и в работе советских драматургов, киносценаристов и композиторов наметились нездоровые тенденции, мешавшие выполнению больших задач, поставленных перед искусством новым этапом исторического развития.
На борьбу против этих тенденций советское искусство вооружали постановления ЦК ВКП(б), посвященные вопросам искусства и литературы: «О журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 г., «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» от 26 августа 1946 г., «О кинофильме «Большая жизнь» от 4 сентября 1946 г. и «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» от 10 февраля 1948 г.
Подробное разъяснение значения этих исторических решений Коммунистической партии было дано в выступлениях А. А. Жданова на собрании ленинградских писателей (1946) и на совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б) (январь 1948 г.).
Постановления ЦК ВКП(б) с особенной силой подчеркнули ответственность советских художников, в том числе и писателей, призванных удовлетворять растущие культурные запросы многомиллионных народных масс.
Отмечая активную, действенную роль советской литературы, А. А. Жданов говорил в своем докладе о журналах «Звезда» и «Ленинград», что «каждое значительное произведение народ рассматривает, как свою победу. Вот почему каждое удачное произведение можно сравнивать с выигранным сражением или с крупной победой на хозяйственном фронте. Наоборот, каждая неудача в советской литературе глубоко обидна и горька народу, партии, государству» (1).
--------------------------------------
1. А. Жданов. Доклад о журналах «Звезда» и «Ленинград». М., Госполитиздат, 1952, стр. 26.
--------------------------------------
Постановления Центрального Комитета Коммунистической партии, адресованные той или иной конкретной области искусства, приобретали в то же время огромное значение для советской культуры в целом.
Как и на всех предшествующих этапах истории советской литературы, политика партии была в послевоенные годы направлена на борьбу за партийную, коммунистическую идейность и боевую действенность искусства, за утверждение принципов правдивости и народности, за широкое использование русского и мирового прогрессивного классического наследства, на борьбу против безидейности, космополитизма, формализма и всяческих иных проявлений буржуазной идеологии.
В ленинградских журналах «Звезда» и «Ленинград» был напечатан ряд вредных произведений, в том числе пасквиль на советских людей М. Зощенко («Приключения обезьяны»). Серьезную критику вызвали также и стихи А. Ахматовой, проникнутые пессимизмом и упадочничеством. Большие недостатки обнаружились и в репертуаре наших театров: в течение 1946 года в девяти ведущих театрах из 119 поставленных пьес только 25 были посвящены современным советским темам, причем многие из них отличались безидейностью и примитивностью.
Постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград» отчетливо показало декадентскую основу и формалистический характер ошибок, допущенных этими журналами. Если на более ранних этапах сторонники декадентской теории «искусства для искусства» высказывались открыто, то теперь, в условиях победы социалистического реализма, их теории преподносились в завуалированной форме.
В практике некоторых писателей эти тенденции выражались в искаженном изображении советской жизни или в уходе от больших жизненных проблем в узкий мир личных пессимистических переживаний. В практике отдельных театров отказ от решения актуальных общественных задач проявлялся в поверхностном изображении жизни, в попытках заняться пустыми развлекательными сюжетами, в игнорировании советской тематики, в увлечении современной буржуазной драматургией. В кинематографии имели место случаи увлечения историческими фильмами, в которых, к тому же, подлинная история — история народа, история классовой борьбы — подменялась изображением внешней обстановки и малозначительных биографических подробностей, а подчас и идеализацией реакционных деятелей прошлого. В музыке антинародные тенденции выразились в формалистических ухищрениях, в беспрограммности и бессодержательности ряда произведений современных композиторов.
Постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» имело широкое принципиальное значение, как документ, нацеливший все советское искусство на борьбу против безидейности и формализма, против пережитков декадентства и эстетства. В этом постановлении содержались указания на то, что современная литература должна прежде всего опираться на передовые традиции прошлого, в частности, на традиции революционных демократов и на лучшие прогрессивные элементы классического и современного мирового искусства. В постановлении ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» эта мысль нашла свое исчерпывающее и конкретное развитие. Эти постановления имели огромное значение для всех областей искусства, вооружая деятелей искусства на борьбу за чистоту коммунистической идеологии. В постановлении с особенной силой подчеркивалось значение литературы в деле воспитания народа в духе советского патриотизма.
Постановление о кинематографии указывало на необходимость более глубокого и всестороннего изучения жизни и изображения ее ведущих, новых явлений; адресованное работникам советского кино, это постановление имело первостепенное значение для всех работников искусства, которых оно призывало к тесной связи с народом, к созданию произведений о наших современниках и их новаторском труде.
В постановлении о музыке и в выступлении А. А. Жданова на совещании музыкальных деятелей, проведенном в Центральном Комитете Коммунистической партии, были глубоко раскрыты принципы подлинной народности искусства, были подвергнуты критике формалистические и эстетские ухищрения, ничего общего не имеющие с подлинным новаторством.
Эти постановления ЦК ВКП(б), представляя собой образцы конкретной и глубоко историчной критики явлений искусства, дали всем работникам советского искусства программные установки для дальнейшей творческой работы.
Последующие выступления партийной печати являлись развитием этих основных программных документов, их применением в конкретных условиях той или иной области искусства. В статьях газет «Правда» и «Культура и жизнь» в начале 1949 года были резко осуждены глубоко чуждые советскому строю антипатриотические космополитические извращения на отдельных участках искусства, науки и культуры.
Суровой критике в партийной печати были подвергнуты и проявления буржуазного национализма, как одного из наиболее живучих пережитков капитализма, несовместимого с советским патриотизмом и пролетарским интернационализмом.
Большую роль в борьбе против пережитков буржуазного национализма сыграло выступление «Правды» 2 июля 1951 г. с редакционной статьей «Против идеологических извращений в литературе». «Правда» подвергла критике стихотворение В. Сосюры «Люби Украину» за то, что в нем, вопреки жизненной правде, воспевалась некая извечная Украина, вне времени, вне истории, вне ее органической связи с Россией и всеми народами Советского Союза.
Редакционная статья «Правды» «Преодолеть отставание драматургии» (7 апреля 1952 г.) была направлена против получившей значительное распространение вредной «теории» бесконфликтности, против одностороннего изображения советского человека, против отставания литературы и в особенности драматургии от развития жизни. Некоторые писатели и критики закрывали глаза на реальные противоречия нашей действительности, на сохранившиеся в ней отрицательные явления, на существующие еще в сознании советских людей пережитки капитализма, твердили о затухании конфликтов, о неприемлемости для литературы и драматургии периода перехода от социализма к коммунизму самого понятия «конфликт» и необходимости его замены другими, более безобидными понятиями вроде «коллизия», «столкновение мнений» и т. п. А если они и признавали конфликт, то только между «хорошим» и «лучшим».
В художественной практике эта «теория» вела к лакировке и приукрашиванию действительности, к отказу от постановки и решения наиболее сложных проблем идеологической борьбы и идейного воспитания масс, к отказу от изображения противоречий и недостатков нашей действительности.
«Борьба нового со старым,— указывала «Правда»,— вызывает самые разнообразные жизненные конфликты, без которых нет жизни, а стало быть, и нет искусства». «У нас не все идеально, у нас есть отрицательные типы, зла в нашей жизни немало, и фальшивых людей немало,— писала «Правда».— Нам не надо бояться показывать недостатки и трудности. Лечить надо недостатки. Нам Гоголи и Щедрины нужны... Правдиво отображая существующие в жизни недостатки и противоречия, писатель должен активно утверждать при этом положительное начало нашей социалистической действительности, помогать победе нового» (1).
Теория бесконфликтности приводила к нарушению принципов правдивости и боевой действенности искусства, к схематичности и унылому однообразию. В некоторых пьесах образы советских людей были обезличены, лишены характеров. Критикуя эти недостатки, «Правда» подчеркивала, что требование
---------------------------------------------
1. «Правда», 1952, 7 апреля.
---------------------------------------------
глубокой индивидуализации героев — одно из основных требований социалистической эстетики, что изображение советского человека лишенным всяких других интересов, кроме производственно-технических,— это грубое нарушение жизненной правды, недопустимое обеднение богатого духовного мира советских людей.
Состоявшийся в конце 1952 года XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза был крупнейшим событием в жизни нашей страны. Вопросам идеологии, воспитания культурных, высокосознательных людей, проникнутых духом патриотизма и интернационализма, было уделено на съезде огромное внимание.
В идеологической работе литературе и искусству принадлежит значительная роль. Высоко оценивая успехи советской литературы, XIX съезд партии вместе с тем указал на серьезные недостатки в работе писателей. Было отмечено, что нередко появляются серые, а иногда и просто халтурные произведения, в которых вяло, скучно изображается многогранная, кипучая жизнь советских людей.
Литература должна выявлять и раскрывать высокие душевные качества, положительные черты советского человека. Советская литература создает образы людей, достойных любви, положительных героев, которым можно и нужпо подражать. Раскрытие духовного богатства советского человека, создание образа положительного героя должны сочетаться с острой борьбой против пороков, против отрицательных явлений, тормозящих наше движение вперед. Как отмечалось на XIX съезде партии, большим пробелом в литературе являлось отсутствие сатиры — этого важнейшего орудия критики недостатков и разоблачения враждебных тенденций. Неправильное представление, будто отрицательные явления не могут быть типическими, примитивное понимание типизации, как обобщения только наиболее распространенных и только положительных явлений, порождали лакировку и бесконфликтность, снижали активную роль литературы. Писатель, обобщая свои наблюдения, отражая в своем творчестве как положительные, так и отрицательные явления, должен давать им четкую партийную оценку. Проблема типичности — проблема большого общественного значения, ибо средствами типизации выражается оценка действительности, в типических образах проявляется идейная направленность искусства.
Пользуясь помощью и поддержкой Центрального Комитета КПСС, советская литература успешно преодолевала свои недостатки и ошибки, создавая произведения, в которых отразилась богатая и многообразная жизнь советского народа. Укрепление связи с действительностью сказалось прежде всего в тематическом разнообразии послевоенной литературы.
Большое место в послевоенной советской литературе заняла тема Великой Отечественной войны, привлекающая писателей не только героикой событий и подвигами советских людей, но и сложными психологическими и социальными проблемами. В таких произведениях, как «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Белая береза» М. Бубеннова, «Буря» И. Эренбурга, «За власть Советов» В. Катаева, «Звезда» и «Весна на Одере» Э. Казакевича, не только рассказано об отдельных этапах войны, но и глубоко раскрыта роль партии, вдохновителя и организатора всенародной борьбы против фашистских захватчиков, освещены освободительная миссия Советской Армии, закономерность победы Советского Союза, как носителя передовых идеалов свободы и дружбы народов.
Одной из ведущих, узловых тем послевоенной литературы является тема коммунистического созидания, тема труда.
Поэты, прозаики, драматурги стремились передать в художественных образах пафос послевоенных лет, пафос напряженного творческого труда советских людей — строителей коммунизма. В романах В. Ажаева «Далеко от Москвы», Г. Николаевой «Жатва», С. Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды», П. Павленко «Счастье», Вс. Кочетова «Журбины», В. Кетлинской «Дни нашей жизни», Д. Гранина «Искатели», в поэмах А.Твардовского «Дом у дороги», А. Недогонова «Флаг над сельсоветом», Н. Грибачева «Весна в «Победе», М. Луконина «Рабочий день», в очерках Б. Галина, В. Овечкина и других произведениях советским писателям удалось передать пафос созидательного труда. Актуальные современные проблемы поставлены и в таких произведениях, как «Русский лес» Л. Леонова, хотя действие романа не охватывает послевоенных дней.
Однако, несмотря на серьезные успехи, советские писатели не создали ярких типических образов представителей советского рабочего класса, недостаточно глубоко раскрыли жизнь трудящегося народа. Далеко не полно отображена современная жизнь колхозной деревни, со всеми трудностями и противоречиями, преодоление которых составляет основное содержание борьбы советских людей за подъем сельского хозяйства.
Во многих, даже наиболее популярных произведениях была сглажена острота жизненных конфликтов, поверхностно очерчены характеры; серьезные замечания вызывает и недостаточная выразительность поэтического языка.
Значительное место заняли в послевоенной литературе темы недавнего прошлого — истории возникновения и развития революционного движения, истории партии и советского государства.
Яркую страницу недавнего прошлого запечатлели романы К. Федина «Первые радости» и «Необыкновенное лето», посвященные предреволюционной поре и годам гражданской войны. О прошлом русской деревни, о творческих силах и талантах русского народа-труженика рассказывают автобиографические произведения Ф. Гладкова («Повесть о детстве», «Вольница», «Лихая година»).
Различным этапам исторического прошлого посвящены «Искры» Н. Соколова, «Даурия» К. Седых, «Строговы» Г. Маркова, «Незабываемый 1919-й» Вс. Вишневского, «Северная Аврора» Н. Никитина и др.
Дальнейшая разработка истории революционного прошлого нашей родины является одной из важных задач советских писателей.
В послевоенные годы огромное значение приобретает тема борьбы за мир и демократию, за укрепление дружбы между народами. Отражая устремления советского народа, последовательно борющегося за мир во всем мире, советская литература разоблачает агрессивные планы империалистов. Этой теме посвящены «Девятый вал» И. Эренбурга, «Русский вопрос», «Друзья и враги» К. Симонова, «Миру — мир!» А. Суркова, «Два потока» Н. Тихонова и много других произведений.
Таково тематическое многообразие советской литературы послевоенного периода. В ней, разумеется, нашли отражение и различные другие стороны нашей многообразной действительности. О жизни народа Чукотки рассказывает талантливая книга Т. Семушкина «Алитет уходит в горы». Роман «Доктор Власенкова» В. Каверина и ряд других произведений посвящены проблемам современной науки, борьбе за ее расцвет и тесную связь с практикой строительства коммунизма, изображению передовых советских ученых, разоблачению враждебной идеологии. В ряде произведений значительное место занимают проблемы семьи, любви и дружбы, решаемые в тесной связи с трудовой общественной жизнью советских людей.
В своеобразной форме, с учетом запросов подрастающего поколения, существенные вопросы современности отразились и в литературе для детей. Стремясь ввести юных читателей в большой мир созидательного труда и борьбы, писатели создавали галерею живых образов современных советских детей с их сегодняшними представлениями об окружающей социалистической действительности. Здесь и юный герой Отечественной войны Володя Дубинин (в документальной повести Л. Кассиля и М. Поляновского «Улица младшего сына»), ставший одним из любимых героев детей; и подростки, принимающие сознательное участие в труде своих отцов и братьев (И. Ликстанов «Малышок», А. Мусатов «Стожары»).
В детской литературе нашли отражение и жизнь детей в капиталистическом мире (пьеса В. Любимовой «Снежок»), и горестная история советских ребят, попавших во время Отечественной войны в капиталистические страны (пьеса С. Михалкова «Я хочу домой»). О борьбе народов за мир рассказывает детям поэма С. Маршака «На страже мира».
Во многих произведениях разнообразно отразилась жизнь современной школы, суворовских и ремесленных училищ (Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома», Ф. Вигдорова «Мой класс», Б. Изюмский «Алые погоны» и др.).
Характерной чертой послевоенной литературы является ее жанровое многообразие.
В области прозы, наряду с романом и повестью, попрежнему занимающими центральное место, получили дальнейшее развитие очерк и рассказ. Лирически-тонкие рассказы С. Антонова, публицистически острые, посвященные актуальным проблемам жизни деревни очерки В. Овечкина, очерковые повести Б. Галина, очерки о строителях Волго-Дона Б. Полевого, рассказы и очерки В. Тендрякова, А. Калинина, Г. Троепольского и других приобрели широкую известность и получили высокую оценку советской общественности.
Послевоенная поэзия представлена эпической и лиро-эпической поэмой (А. Твардовский, А. Недогонов, Н. Грибачев, М. Луконин), публицистической лирикой (К. Симонов, А. Сурков, Н. Тихонов и др.), лирической песней (М. Исаковский, Л. Ошанин и др.), басней (С. Михалков, С. Маршак и др.).
В драматургии, которая в целом отставала от развития других областей литературы, также появились произведения самых различных жанров,— от исторических драм («Победители» Б. Чирскова, «Незабываемый 1919-й» Вс. Вишневского) до сатирического памфлета («Шакалы» А. Якобсона), от бытовой современной комедии («Калиновая роща» А. Корнейчука) до лирической драмы («Твое личное дело» Е. Успенской и Л. Ошанина).
Жанровое разнообразие послевоенной литературы сочеталось с развитием различных стилистических тенденций, выражающих творческую индивидуальность писателей, своеобразие их художественных склонностей и вкусов.

продолжение книги...