Поэма «Василий Теркин» А. Твардовского


вернуться в оглавление работы...

В.А.Ковалев и др. "Очерк истории русской советской литературы"
Часть вторая
Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1955 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение работы...

4

Выдающимся поэтическим произведением военной поры была «книга про бойца» А. Твардовского «Василий Теркин» (1941—1945).
Еще в довоенной лирике А. Твардовский говорил «о грозных будущих боях», об ответственности молодого советского человека за социалистическую Родину (стих. «Сверстники», «В поселке», «Я иду и радуюсь...»). В начале Отечественной войны поэт создал ряд лирических стихотворений и баллад. В первые месяцы второго года войны А. Твардовский возобновил работу над образом Василия Теркина, которую он начал еще в 1940 г., во время боев с белофиннами. Поэма «Василий Теркин» — не только знаменательная веха в творческом пути автора «Страны Муравии», но и одно из выдающихся достижений советской поэзии. Успех этой книги, ее значение в литературном процессе военных лет были определены тем, что поэт сумел с большой художественной силой показать героя современности и, повествуя о рядовом бойце Теркине, создать монументальное повествование о борьбе всего народа.
А. Твардовский развертывает биографию Теркина как судьбу многих бойцов, как обобщение тяжелого и славного пути всей Советской Армии. Такая широкая трактовка темы, обобщенность образа центрального героя, чье имя стало нарицательным в народе, позволили смело использовать сказочную символику (например, в главе «Смерть и воин»).
Создавая образ Теркина, автор типизировал массовые явления действительности и прямо указывал на распространенность таких героев:

Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.


В работе над поэмой А. Твардовский, по его признанию, освобождал ее от всего, что «сводит книгу к какой-то частной истории, мельчит ее, лишает ее той фронтовой «всеобщности» содержания, которая уже наметилась и уже делала имя Теркина нарицательным в отношении живых бойцов такого типа» (1). Эта «всеобщность», эта полнота и разнообразие содержания поэмы позволяют понять, почему она сыграла важную роль в жизни и в литературе военного периода. «Василий Теркин» походил на своеобразную поэтическую энциклопедию фронтовой жизни. «Книга про бойца» — так определял жанр своего произвеления А. Твардовский, пояснявший впоследствии, что
-----------------------------------------------
1. А. Твардовский. Как был написан "Василий Теркин". (Ответ читателям.) М., 1952, стр. 33.
-----------------------------------------------
слово «книга» в устах народа «звучит по-особому значительно, как предмет серьезный, достоверный, безусловный» (1).
В образе Теркина воплощена идея единства советского народа. В разговоре с солдатом, потерявшим кисет (глава «О потере»), в наставлениях друзьям-пехотинцам (глава «Бой на болоте») Теркин приводит свое излюбленное соображение о том, что за каждым фронтовиком стоит вся Советская Россия. Даже вдали от родной части, в рукопашной схватке с гитлеровцем (глава «Поединок») он помнит, что не просто ведет единоборство с врагом, а «держит фронт». Теркиным руководит чувство ответственности за Родину, он понимает, что все бойцы «от Ивана до Фомы» в ответе «за Россию».
Другая определяющая черта характера Теркина — непоколебимая вера в победу. Эта вера — источник неиссякаемой душевной энергии героя, чей веселый, заразительный смех ободряет бойцов в напряженные моменты и помогает переносить тяготы войны. Теркин не унывает даже в самые трудные дни отступления:

Срок придет, назад вернемся.
Что отдали — все вернем.


Теплый юмор в беседах с товарищами, острое словцо в адрес врага, задорная шутка в минуту опасности — так проявляется эта сторона характера Теркина. Но, рассказывая о Теркине, не унывающем в тяжелые минуты, поэт подчеркивает, что его книга принципиально отлична от тех произведений низкопробной, псевдопатриотической литературы периода первой мировой войны, которые прославляли вымышленные подвиги всегда удачливого солдата-балагура. И после того, как его герой веселыми шутками поднимает дух бойцов, поэт резко меняет тон повествования, чтобы показать, что в смехе Теркина проявляется не только его жизнерадостная натура, а выдержка, мужество преодолевающего боль и усталость человека:

Заключить теперь нельзя ли,
Что, мол, горе не беда,
Что ребята встали, взяли
Деревушку без труда?
Что с удачей постоянной
Теркин подвиг совершил:
Русской ложкой деревянной
Восемь фрицев уложил!

Нет, товарищ, скажем прямо:
Был он долог до тоски,
Летний бой за этот самый
Населенный пункт Борки.


-------------------------------------------
1. Там же, стр. 29.
--------------------------------------------
Эти переходы от шутки к поучению, от комических жанровых сцен к драматизму характерны для поэмы. ««Теркин»,— говорил сам поэт,— был для меня во взаимоотношениях писателя со своим читателем моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю» (1).
Выявляя связь Теркина с русской воинской традицией (бывалый солдат), А. Твардовский показывает, что его герой принадлежит к поколению, выросшему и воспитанному после Октябрьской революции. Родина в его понимании — это советская социалистическая Россия, и при любых обстоятельствах он ведет себя, как человек новой эпохи, нового мировоззрения.
В образе Теркина раскрыты черты народа-труженика. Мастер на все руки, Василий Теркин и в обстановке войны мыслит, как человек созидательного труда. Привычки, навыки и представления, связанные с трудовой деятельностью, характеризуют его психологию: для него и «война — работа».
Сюжетной основой поэмы являются события Отечественной войны. Автор не стремится осветить их полностью, но эпизоды из жизни Теркина он развертывает в такой последовательности, что у читателя складывается представление о ходе военных действий, о движении страны к победе. Каждая глава, являющая по содержанию и по композиции нечто целостное, служит вехой на пути этого движения.
Подчеркивая изменения в характере Теркина и в окружающей его обстановке, А. Твардовский по мере развития повествования ставит своего героя в такие ситуации, которые как бы напоминают прежние, описанные ранее эпизоды и поэтому позволяют читателю резче почувствовать то новое, о чем в настоящее время повествует автор. Так, например, рассказав о знакомстве Теркина с бывалым, старым солдатом в период временного отступления наших частей («Два солдата»), А. Твардовский затем заставляет героя в период наступления Советской Армии вновь встретиться со своим знакомым («Дед и баба»). В этой «перекличке» двух глав отчетливо выявляются перемены за истекший срок. Нередко поэт повторяет отдельные, уже известные читателю строки, которые, подобно рефрену, переходят из одной главы в другую в соответствии с характерной для всей поэмы сказовой манерой повествования. Эти повторения наглядно демонстрируют развитие событий и характеров.

Что там, где она, Россия,
По какой рубеж своя?—


-------------------------------------------
1. А. Твардовский. Как был написан "Василий Теркин" стр. 33.
-------------------------------------------
тревожно спрашивал устами своего героя А. Твардовский, рассказывая в начале поэмы о первых месяцах войны, когда Теркину пришлось выходить из окружения. Эти же строки повторит поэт впоследствии, в дни освобождения страны, напоминая о пережитых трудностях и показывая, как разительно изменилось положение на фронте. А заканчивая «книгу про бойца», он с гордостью говорит о том, что наши войска подошли к Берлину, что Советская Родина полностью освобождена

По веленью нашей силы,
Русской, собственной своей.
Ну-ка, где она, Россия,
У каких гремит дверей!


«Василий Теркин» написан поэтом, который был повседневно связан с бойцами Советской Армии. «Нужно долго пробыть на фронте, на передовой вместе с бойцами, побывать под пулями, бомбежкой, артогнем, чтобы так всесторонне воспринять и передать в стихах быт солдата, оборот солдатской речи как в бою, так и в походах и на отдыхе»,— говорили фронтовики (1).
Война изображена А. Твардовским со знанием самых мелких деталей фронтовой жизни. В поэме они подчинены эпическому, обобщающему замыслу.
Источником, откуда поэт черпал богатейший словесный материал, было устное творчество, современная народная поэзия, живой разговорный язык. Песня, частушка, поговорка-прибаутка умело использованы Твардовским. Обращение к разговорному языку, к устной народной речи определило стилистическое и ритмическое своеобразие поэмы. В ней нашла развитие традиция Пушкина, Некрасова, Маяковского, открывших в поэзию широкий доступ разговорной речи, богатствам общенародного языка. Интонация непринужденной беседы, шутки, спора, команды, песни отразилась в ритмическом многообразии поэмы. Написанная в основном одним размером (четырехстопным хореем), «книга про бойца» легко изменяет ритмический рисунок в зависимости от содержания и тона рассказа. Автор вводит в повествование различный по ритму и интонации словесный материал, постоянно прибегает к синтаксическим оборотам разговорной речи. В поэме свободно звучит многоголосая речь бойцов. Задолго до окончания поэмы стали появляться ее разнообразные «продолжения»; между поэтом и читателями-фронтовиками завязалась оживленная переписка; делались попытки отыскать прототипы Теркина; наконец, отдельные выражения, афоризмы
-------------------------------------------------
1. Писатели в Отечественной войне 1941—1945 гг. Письма читателей, стр. 114.
-------------------------------------------------
Твардовского вошли в повседневную речь народа. Произведение о простом советском человеке-герое по достоинству получило всенародную известность.

продолжение книги...