Жизнеутверждающий пафос поэзии этих лет. Выдвижение новых молодых поэтов


вернуться в оглавление работы...

В.А.Ковалев и др. "Очерк истории русской советской литературы"
Часть вторая
Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1955 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение работы...

10

В поэзии второй половины 30-х годов, наряду с Демьяном Бедным, Н. Тихоновым, Н. Асеевым, А. Безыменским, давно уже пользующимися заслуженной популярностью в стране, успешно выступают поэты, имена которых получили известность только к концу 20-х — в начале 30-х годов (М. Исаковский, А. Сурков, С. Щипачев, А. Твардовский, В. Инбер, С. Маршак, В. Гусев, П. Антокольский, А. Прокофьев, И. Сельвинский, В. Луговской, С. Кирсанов, В. Лебедев-Кумач и др.). Во второй половине этого десятилетия выдвигается ряд молодых талантливых поэтов, вскоре завоевавших любовь и признание читателя (К. Симонов, М. Алигер, С. Михалков, Е. Долматовский и др.).
Обогащению советской поэзии способствовало творческое взаимодействие литератур народов СССР. В 30-е годы многие русские поэты переводят произведения поэтов братских народов и народов зарубежных стран: Н. Асеев, А. Твардовский, А. Сурков, Н. Ушаков, Е. Благинина и другие переводят украинских поэтов; М. Исаковский, М. Голодный знакомят русского читателя с поэзией Белоруссии; Н. Тихонов, Н. Заболоцкий переводят стихи поэтов Грузии, П. Антокольский, В. Державин — армянских поэтов, К. Симонов, В. Луговской, Е. Долматовский — поэтов Киргизии и т. д. Большую творческую работу в области поэтического перевода ведет Б. Пастернак (стихи грузинских поэтов, сонеты и трагедии Шекспира). Морально-политическое единство советского народа, завершение в основном строительства социалистического общества определили жизнеутверждающий пафос в поэзии этих лет.
Горьковский призыв отразить «пламенный взрыв жизнетворчества» в нашей стране находит отклик в творчестве советских поэтов. В лирических произведениях все сильнее звучат мотивы социалистического созидания.
Развитие лирической поэзии тесно связано с развитием песенного творчества. Советская песня родилась еще в годы гражданской войны: это были безыменные песни о народных полководцах, о Ворошилове, Буденном, Чапаеве, Щорсе и др., которые зазвучали впервые в красноармейской среде. Немало хороших песен создано было нашими поэтами в начальный период существования советской литературы. Они были посвящены преимущественно теме революции и гражданской войны (Д. Бедный «Проводы», В. Маяковский «Возьмем винтовки новые...», А. Безыменский «Молодая гвардия», А. Жаров «Взвейтесь кострами...», М. Светлов «Гренада», И. Уткин «Комсомольская песня», Н. Асеев «Марш Буденного», песни В. Лебедева-Кумача и др.).
Остро ощущал потребность в создании советской песни В. Маяковский. Яростно борясь против «мещанских романсов» и упадочной песенной лирики, он мечтал о новых песнях, волнующих и захватывающих силой чувства лирического обаяния («чтоб пенистей пива, чтоб крепче вина хватали за душу песни»).
«Мир очень хорошо и благодарно услышал бы голоса поэтов, если б они вместе с музыкантами попробовали создать песни,— новые, которых не имеет мир, но которые он должен иметь»,— обращался к советским поэтам А. М. Горький с трибуны I Всесоюзного съезда писателей.
30-е -годы, особенно их вторая половина, отмечены расцветом советской песни, которую успешно создавали многие поэты (М. Исаковский, А. Сурков, В. Лебедев-Кумач, А. Прокофьев, В. Гусев, И. Сельвинский и др.) в содружестве с композиторами. Этому способствовал и удачно прошедший конкурс на лучшую массовую песню, организованный газетой «Правда» в 1935 г.
Наряду с лирикой продолжают развиваться и лиро-эпические жанры. В середине 30-х годов было создано произведение большой обобщающей силы — «Страна Муравия» А. Твардовского. К жанру поэмы обращаются поэты М. Исаковский, В. Инбер, Н. Асеев и поэтическая молодежь: К. Симонов, Е. Долматовский и др.
В конце 30-х годов в поэзии усиливаются мотивы, связанные с борьбой за укрепление обороноспособности страны, за воспитание той «революционной ненависти» к врагам советского народа, о которой писал М. Горький. Стихи Н. Тихонова, А. Безыменского, А. Суркова, А. Твардовского, В. Лебедева-Кумача, К. Симонова и других поэтов призывали советских людей помнить о растущей угрозе военного нападения со стороны империалистического лагеря. Развитие темы защиты социалистической Родины в поэзии предвоенных лет имело большое значение для воспитания молодого поколения в духе беззаветной преданности своей Отчизне и позволило нашим поэтам во всеоружии встретить суровые испытания Великой Отечественной войны.
Одним из ярких примеров патриотической лирики являются произведения Михаила Исаковского. Лирическое дарование поэта еще в 20-е годы привлекало внимание читателей и, как известно, получило высокую оценку М. Горького. В 30-е годы быстро развивается самобытный, глубоко связанный с народным искусством талант поэта. В его творчестве углубляются те черты, которые М. Горький отметил в рецензии на сборник «Провода в соломе»,— простота, искренность, уменье показать «чудеса будних дней», растет и крепнет мастерство поэтического обобщения. Обращаясь, по преимуществу, к изображению советской деревни, М. Исаковский в своих задушевных стихотворениях и песнях правдиво передает думы и чувства современников — простых советских людей, ставших хозяевами своей земли.
«Я хотел писать так, чтобы стихи мои доходили «до сердца»,— говорит поэт,— я считал, что произведение только тогда будет в наибольшей степени действенным, когда читатель не только поймет, о чем пишет поэт, но и почувствует тему всем своим существом» (1). Стихи Исаковского находили живой отклик у читателей. В ярких зарисовках зажиточной колхозной деревни («Осень»), в истории простой крестьянской женщины, которая «на земле колхозной отыскала в поле заповедный клад («Настасья»), в рассказе колхозного сторожа («География жизни») поэт умеет показать не только черты новой жизни, но и дать почувствовать духовный рост советского человека. Нередко Исаковский обращается к изображению прошлого, той жизни, которая беспощадно калечила миллионы людей. С горечью и любовью рисует он образы честных тружеников, задавленных в царской России непосильным трудом. Обращение к теме дореволюционного прошлого и жестокой классовой борьбе первых лет революции позволяет поэту еще ярче и сильнее показать современную социалистическую действительность, в которой осуществляются заветные желания трудящихся («Четыре желания», «Земля», «Враг» и др.). Быстрый рост поэтического мастерства Исаковского в 30-е годы во многом был обусловлен его обращением к традициям русской классической поэзии. В произведениях этих лет с особенной ясностью видна творческая близость М. Исаковского к поэзии Некрасова. Великого русского поэта М. Исаковский называл своим любимым учителем, оказавшим большое влияние на формирование его таланта. У Некрасова учился он проникновенному, насыщенному глубоким чувством изображению народной жизни, творческому использованию фольклора, мастерскому владению сжатой и образной народной речью. Пафос социалистической действительности в творчестве Исаковского получает различные формы художественного выражения. Наряду с такими стихотворениями, в которых рас-
---------------------------------------------
1. М. Исаковский. Избр. стихи. М.- Л., 1931, стр. 14.
--------------------------------------------
крываются живые черты простых советских людей («Настасья», «Тетушка Христина» и др.), поэт создает обобщенный лирический образ преображенной Родины.
Показательно в этом плане стихотворение «Ты по стране идешь...», где ярко выражена мысль о безграничных возможностях творческого роста советского человека:

...Ты по стране идешь. И, по твоей поруке,
Земля меняет русла древних рек.
И море к морю простирает руки
И море с морем дружится навек.

Ты по стране идешь. И все свои дороги
Перед тобой раскрыла мать-земля.
Тебе коврами стелятся под ноги
Широкие колхозные поля.


В 30-е годы М. Исаковский много и плодотворно работает над созданием советской песни. Он глубоко осваивает поэтику старинной народной песни, ее традиционную образную систему, напевную, мелодичную форму. Исаковский творчески изучал песенные сборники и своды. Он воссоздает в стихах большую народную сказку «Царь, поп и мальчик», пишет целый цикл стихотворений «Из песен прошлого» — на темы и мотивы старых, памятных ему с детства русских песен. Здесь песни и о царской рекрутчине, и о несчастной любви и тяжелой женской доле, и «протяжные песни», и песни-частушки.
М. Исаковский переводит белорусские и украинские народные песни («Два сокола», «Расскажите Сталину про меня», «Что же, вишенка», «Будьте здоровы...» и др.).
Стихи Исаковского привлекали внимание лучших композиторов. «Песня должна состоять из образов, лишенных какой бы то ни было искусственности», — писал Исаковский. Сюжетность, строгий отбор поэтических образов, скупая метафоричность, простота и ясность эпитетов и сравнений, немногословность поэтической речи, мелодичность стиха, лирический юмор— характерные черты его стихотворений-песен. Особенно широкую известность приобрели песни М. Исаковского — «Катюша», «Любушка», «Провожанье», «И кто его знает...» и др. В этих песнях М. Исаковский раскрывает светлые, прекрасные чувства, характеризующие высокий моральный облик советского человека. Поэт часто кладет в основу своей песни широко распространенные в народной поэзии мотивы (прощанье влюбленных, разлука, ожидание, встреча у колодца и т. п.), использует традиционную символику, но раскрывает их по-новому. Так, в знаменитой «Катюше», которая вызвала большое количество подражаний и народных вариаций, традиционный мотив разлуки влюбленных приобретает новую тональность: верность любимому сливается с преданностью Родине, горечь разлуки окрашивается оптимистической верой в будущее. По-новому звучит и тема неразделенной любви в песнях М. Исаковского («И кто его знает...», «Морячка», «На горе белым-бела...» и др.). К концу 30-х годов все чаще в песнях Исаковского появляется образ пограничника, бойца, воина-матроса. Жизнеутверждающая песня Исаковского напоминала об опасности, грозящей Стране Советов, о долге патриота и гражданина, которому верен и герой песен, и его любимая.
Лирике Исаковского во многом близки стихотворения Александра Твардовского, объединенные в сборниках «Дорога» (1938) и «Загорье» (1941). Поэзии Твардовского также присуща глубокая любовь к простым советским труженикам, поэтическое восприятие русской природы, крестьянского труда. Для его поэзии характерны сюжетность, простота и выразительность слога, глубокая внутренняя связь с народно-поэтическим творчеством. Реже обращаясь к традиционной символике, постоянному эпитету, устоявшейся метафоре, поэт часто вводит в свое творчество народные речения, поговорки, пословицы. В поэзии Твардовского отчетливо проступает стремление к повествованию, к созданию поэтического образа простого человека-труженика, к широкой эпической картине жизни, которая нашла свое полное выражение в его поэмах. Многие стихотворения Твардовского представляют собой маленькие поэтические новеллы с развернутым сюжетом, ясно очерченными характерами, легко прослеживаемым развитием событий («Рассказ Матрены», «Теленок», «Ленин и печник», «На свадьбе», цикл стихотворений про деда Данилу и др.). С любовью создавая в лирическом стихотворении образы деда Данилы-плотника, Ивушки-печника и других тружеников, поэт как бы вживается в мир близких ему людей и расширяет свое поэтическое «я», обогащает образ лирического героя, живущего одной жизнью с народом. Проникновенно рассказывает поэт о новой колхозной деревне, в которой отражается жизнь всей нашей великой страны («Усадьба», «Новое озеро», «Полет», «Встреча», «В поселке» и др.), показывает, как расцвет социалистической Родины обогащает советского человека:

Земля в цвету — и все по ней:
В домах — светлей, народ — добрей.


Иное художественное воплощение получает тема 'социалистической Родины в боевой и суровой лирике Алексея Суркова. В его стихотворениях, начиная с опубликованного в 1930 г. первого сборника «Запев», центральным является мотив защиты завоеваний социалистической революции, защиты социалистической Отчизны.
А. Сурков в своих стихах стремится отразить исторический путь народа к социализму, показать современную жизнь как результат великих завоеваний Октября.
В ранних произведениях поэт часто обращается к образам героев гражданской войны. Лирический герой поэзии Суркова и во второй половине 30-х годов — «безыменный гвардеец восставшего класса», сражавшийся за победу революции и строящий теперь новую жизнь в своей стране. Он всегда готов встать на ее защиту. Для него характерна неугасающая творческая активность, он привык идти навстречу опасности, преодолевать трудности:

Время, что ли, у нас такое?
Мне по метрике сорок лет,
А охоты к теплу, к покою,
Хоть убей, и в помине нет.


В насыщенных гражданственной страстью стихах, в которых звучит подчеркнуто простая разговорная речь, поэт раскрывает связь революционных поколений. В советской молодежи он видит черты и качества нового человека, о которых мечтали старые бойцы революции («Вечер воспоминаний», «Эстафета молодости» и др.).
Опираясь на традиции революционной и исторической казачьей песни, творчески перерабатывая мотивы и образы народной поэзии, А. Сурков продолжал в эти годы работу над песней. Многие из его песен этих лет получили широкую известность в народе, особенно в Красной Армии («Конноармейская», «Песня о Сталине». «Терская походная», «Расставанье» и др.).
Вместе с другими поэтами (Н. Тихонов, А. Твардовский, А. Прокофьев и др.) А. Сурков участвует в военной кампании 1939—1940 гг., в борьбе с белофиннами, и его стихи, собранные в сборнике «Это было на Севере», создают выразительный образ бойца-патриота. Эти мужественные черты отчетливо проступают в выразительном образе раненого воина:

Он не стонал. Он только хмурил брови
И жадно пил. Смотрели из воды
Два впалых глаза. Капли теплой крови
В железный ковш стекали с бороды.
С врагом и смертью не играя в прятки,
Он шел сквозь эти хмурые леса.
Такие молча входят в пекло схватки
И молча совершают чудеса.


Популярным поэтом-песенником в 30-е годы становится Василий Лебедев-Кумач. Его «Песня о Родине» («Широка страна моя родная...»), в которой выражены патриотические чувства советского человека, получила поистине всенародное признание и известна далеко за пределами нашей страны. Прославлению Отчизны, простых советских людей посвящены многие песни поэта, собранные в сборнике «Книга песен» (1938): «Слава», «Волга-Волга», «Песни о столице», «Советский простой человек», «Ну, как не запеть...», «Если завтра война...», «Москва майская» и др.
Для песенного творчества Лебедева-Кумача характерно бодрое, радостное, солнечное настроение, ощущение полноты и многообразия жизни. «Прежде песни тоска наша пела, а теперь наша радость поет»,— писал поэт в песне о Волге. Среди его песен есть и любовно-лирические («У окна», «Дорогой широкой», «Как хорошо на свете жить!», «Если Волга разольется...», «Лунный вальс»ит. д.), и веселые шуточные («Песенка о капитане», «Песенка водовоза», «Никогда я врать не буду» и др.), и широко известные детские песенки («Веселый ветер», «Дружные ребята», «Сон приходит на порог» и т. п.), и, наконец, сатирические песни и стихи, в которых отразился опыт работы поэта в сатирических журналах («Мусор на стройке», «Без бумажки — ты букашка», «Гамлет Гамлетыч Иванов» и др.).
Заслуженную известность в эти годы приобретают некоторые песни и других поэтов («Полюшко-поле» В. Гусева, «Золотая тайга» и «Песня героического похода» А. Прокофьева, «Песня о Каховке» М. Светлова, «Орленок» Я. Шведова, «Тачанка» В. Рудермана и др.).
С циклом песен выступает в эти годы и И. Сельвинский («Песня о Чапаеве», «Оборонный марш» и др.).
Во второй половине 30-х годов расцветает лирическое дарование Степана Щипачева. Преодолев встречавшиеся в его ранних произведениях мотивы космизма, риторики, Щипачев создает запоминающиеся лирические стихотворения («Тебе», «Березка», «У моря»), в которых воспеваются большие и светлые чувства советского человека. Любовь, верность, дружба — эти «вечные» темы по-новому звучат в стихах Щипачева:

Любовью дорожить умейте,
С годами — дорожить вдвойне.
Любовь — не вздохи на скамейке
И не прогулки при луне.
Все будет: слякоть и пороша!
Ведь вместе надо жизнь прожить!
Любовь с хорошей песней схожа,
А песню не легко сложить.


В поэтических миниатюрах С. Щипачева,отличающихся лаконизмом и стремлением к афористичности поэтической речи, мысль поэта, как правило, воплощается в конкретный художественный образ, жанровую сцену.
Для лирики С. Щипачева характерно поэтическое раздумье о торжестве вечно обновляющейся жизни, о бессмертии («Мне кажется порой...», «О снежинке», «Ты рад, что ветер дует» и др.). Эти мотивы почти всегда связаны у поэта с представлением о прочности нового общественного строя, о бессмертии человеческого дела.

На землю вечно будет
струиться звездный свет,
на землю, на которой
и ты оставишь след.


Во многом близко к поэзии С. Щипачева лирическое творчество Вадима Стрельченко (сб. «Стихи товарища» — 1937, «Моя фотография» — 1941), оборванное безвременной смертью поэта. В таких стихотворениях, как «Моя фотография», «Не в дому рожденным», «Верность», «Двери настежь», «Первая елка», в поэме «Валентин» В. Стрельченко своеобразно и глубоко раскрыл свою основную поэтическую тему — тему единства личности и общества в социалистической стране.
Все большую известность приобретало в эти годы поэтическое творчество Александра Прокофьева («Стихи» — 1936, «Песни» —1937, «Слава» — 1938).
Оптимистическая лирика А. Прокофьева проникнута жизнеутверждающим пафосом, жадной любовью к жизни. Для поэзии Прокофьева характерна тема мужественной молодости, молодой любви, многоцветный пейзаж. Поэт воспевает русскую природу, родной ладожский край. Образная система его лирики, песенно-плясовые ритмы, к которым нередко обращается поэт, идут от народной песни, запевки, перекликаются подчас с веселой колхозной частушкой. Однако не до конца творчески освоенные фольклорные мотивы иногда приводили поэта к условной стилизации.
К мысли о будущем коммунистическом обществе, о высокой цели человеческой жизни и подлинном счастьи обращаются в своих стихах и молодые поэты (К. Симонов, М. Алигер и др.). В лирике Константина Симонова на первый план выступает тема героизма советских людей — строителей, летчиков, механиков — тех, кто мужественно и просто делает свое дело. Представление о коммунизме в стихах К. Симонова пронизано пафосом героической борьбы, больших чувств и творческих дерзаний:

Лишь мещанин придумать мог
Мир без страстей и без тревог.
Не только к звукам арф и лир
Мы будем приучать детей.
Мир коммунизма — дерзкий мир.
Больших желаний и страстей.


Большое значение для творческого роста поэта имела работа К. Симонова в военной газете «Героическая красноармейская» (1939) во время событий на Холхин-голе. Непосредственные впечатления молодого поэта легли в основу его «монгольских» стихов («Стихи 1939 года»), среди которых обращает на себя внимание стихотворение «Танк» с заключительными сильными строками:

Да, нам далась победа нелегко,
Да, враг был храбр. Тем больше наша слава


Тема юности, трудового героизма молодежи является основной поэтической темой молодого поэта Е. Долматовского. Герои его стихотворений — комсомольцы первых пятилеток, юность которых полна нелегкого, но вдохновенного труда. Они привыкли бороться с трудностями и побеждать препятствия, и, активно участвуя в социалистическом строительстве, они изведали счастье — видеть своими глазами, как создается новая жизнь. В стихах К. Симонова, Е. Долматовского и многих других молодых поэтов было еще немало незрелого, неустановившегося, им не хватало настоящей культуры поэтического слова, художественной чеканки, но в их стихах звучал голос жизнерадостного молодого поколения Советской страны.
В жизнеутверждающую лирику этих лет проникали настроения тревоги, усиливающиеся к концу 30-х годов в связи с угрозой нападения фашизма на нашу социалистическую родину. Оборонная тема в различном художественном выражении нашла свое место в лирике многих советских поэтов, но с особенной силой прозвучала она в творчестве Н. Тихонова.
Верой в торжество и победу народа и вместе с тем тревожным предчувствием войны окрашена книга стихов Николая Тихонова «Тень друга» (1936), в которой отразились наблюдения и переживания поэта во время [поездки по западным капиталистическим странам.
«Пусть в иных странах жгут книги и убивают поэтов,— убежденно говорил Н. Тихонов на Международном антифашистском конгрессе в Париже.— Ничто не остановит волю к борьбе ничто не разорвет этого крепкого союза между поэзией и жизнью во имя лучшего будущего всего человечества».
Книга стихов «Тень друга» как бы продолжала эти слова поэта.
«В тенях ночи Запада» он угадал «тень друга» — кузнеца, рыбака, рабочего, сражавшегося на баррикадах Вены; на улицах Парижа он услышал «товарищеский говор литейщиков и слесарей», не забывавших революционных традиций Парижской Коммуны («14 июля 1935 года»); у берегов Кильского канала он встретил человека, который, завидев советский флаг, «ротфронта салют кораблю отдает» («Мы идем Кильским каналом»). Через весь сборник проходит тема международной солидарности трудящихся.
Н. Тихонов изображает удушливую атмосферу предвоенной Западной Европы, обобщающий образ которой дан в стихотворении «Противогаз»:

Противогаз!
Твоей резиной липкой.
Обтянута Европы голова,
И больше нет ни смеха, ни улыбки,
Лес не шумит и не шуршит трава.


Освобождаясь от усложненности и искусственности словесных образов, поэт, сохраняя своеобразие своей творческой манеры, шел все к большей ясности поэтической мысли.
Наряду со сборником «Тень друга» выделяются в эти годы стихотворные циклы: «Горы» и «Чудесная тревога». Верность борьбе за счастье человечества и любовь к жизни, к людям труда и суровой, величественной природе сливается в них с большим личным чувством. Оно дополняет новой, живой чертой полнокровный образ поэта.
В годы героической борьбы испанского народа за свою честь и свободу поэт писал, обращаясь любимой:

Ты думаешь, я забываю
О мире, кипящем ключом,
Испания — та, боевая, —
Ты думаешь, мне нипочем
............
Я тем не обижу героя
В скользящем воздушном бою,
Что вижу сквозь битву порою
Простую улыбку твою.


В жизнелюбивых, с резко очерченным рисунком стихах Тихонова гневная сатира переплетается с поэтическим раздумьем, гордостью за свою страну — с любовью и уважением к другим народам мира.
Лирическая поэзия 30-х годов, богатая творческими индивидуальностями, стремилась глубже раскрыть духовный мир человека социалистической эпохи, учила любить свою социалистическую Родину, быть готовым к ее обороне.

продолжение книги...