Заключение


вернуться в оглавление книги...

А. В. Ланков. "К истории развития передовых идей в русской методике математики"
"Учпедгиз", Москва, 1951 г.
OCR Biografia.Ru

Текстовая версия книги приведена с некоторыми сокращениями и не содержит иллюстраций, ссылок и т. д. Скачать книгу целиком Вы сможете в нашей "DjVu-библиотеке"

продолжение книги...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методика математики в России развивалась в мрачной обстановке самодержавно-полицейского режима и общей экономической отсталости страны.
Как наука, непосредственно связанная с работой школы, подчинённая мелочной опеке самого реакционного из ведомств — министерства народного просвещения, она с особенной силой подвергалась влияниям политической обстановки. Государственные деятели старой России, реакционеры типа М. Л. Магницкого, Рунича, Д. Толстого, Каткова, Победоносцева не верили в творческие силы русского народа, прививали представление о его культурной и духовной неполноценности. Не только изделия, но и идеи с иностранной маркой считались первосортными. Особенно доброкачественным считалось всё, что шло от немцев, государственный строй которых признавался строго проверенным.
Но... «чем ночь темней, тем ярче звёзды». В педагогическую науку Россия внесла вклад мирового значения в лице К. Д. Ушинского. В создании методики начального курса арифметики Россия шла впереди своих западноевропейских соседей. Трудами П. С. Гурьева, А. И. Гольденберга, В. А. Латышева, С. И. Шохор-Троцкого и других педагогов, связанных с творчеством К. Д. Ушинского, была создана передовая русская школа методики арифметики.
С. Е. Гурьев, А. Н. Острогорский, В. А. Латышев заложили основы прогрессивной методики геометрии. А. Н. Страннолюбский, В. П. Ермаков, В. П. Шереметевский, М. Г. Попруженко, К. Ф. Лебединцев выделяются как пионеры в деле построения основ методики алгебры и начал анализа.
Вклад русского народа в методику математики является неоспоримым и представляет большую ценность.
Иностранная учебная литература в XIX в. была вытеснена из школы. Выдающиеся русские педагоги-математики с большим талантом подходили к критике иностранных источников, причём наступление велось против той базы идеалистической философии, на которой основывались эти источники.
Прогрессивные идеи и методы преподавания перерабатывались в соответствии с условиями развития русской школы.
XIX век и начало XX в. заложили фундамент методики математики в России. Большая творческая работа в этом направлении страдала, однако, и существенными недостатками. В создании методики не принимали участия массы рядовых учителей, почти не был использован опыт лучших учителей, недостаточны были наблюдения над живой работой школы, отсутствовала экспериментальная основа, почти не подчёркивалась идейная сторона математики.
Формирование здания научной методики математики переходит в новый период жизни страны, когда советский строй разрушил оковы, связывавшие творческую мощь народов России, когда люди науки, «понимая силу и значение установившихся в науке традиций и умело используя их в интересах науки, всё же не хотят быть рабами этих традиций» (Сталин).
С 1917 г. начинается новый, советский период методики математики, творческие возможности которого несравнимы с предшествующим периодом.