Из истории Москвы и Московской области (продолжение)


перейти в начало книги...

А.И.Казанский, А.К.Казанская, Н.А.Сундуков. "Из истории Москвы и Московской области"
Пособие по краеведению. Издательство "Просвещение", Москва, 1964 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение рассказа...

§ 8. Москва — столица Русского государства

После Куликовской битвы татарские войска во главе с новым ханом Тохтамышем вновь предприняли поход на Русь. Татары разграбили и разорили Москву, перебили многих жителей, сожгли Кремль. Но русские люди уже перестали верить в непобедимость восточного врага. Москва постепенно становилась центром объединения Руси.
В 1462 году великим князем московским стал Иван III. На долю Москвы при Иване III выпадает почетная задача: окончательно собрать Русскую землю и покончить с монголо-татарским игом. Ярославские князья просят Ивана III принять их на московскую службу. Москва подчиняет себе Великий Новгород и Тверь. Окончательно покорены Вятка и далекая Пермская земля. Смирилась Рязань. Перешли к Москве исконные русские земли, захваченные Литвой. Князья Вяземские, Новосильские, Одоевские и другие стали служить Ивану III. Теперь Москва — столица сильного Русского государства.
Остаются татары. Но окрепшей Москве уже не страшна Золотая Орда. Когда хан прислал послов за данью, Иван III разорвал басму и растоптал ее. «Идите и расскажите хану, что вы видели, — сказал он послам. — Да скажите ему, что Русь больше платить дани не будет».
Так Иван III объявил татарскому хану, что отныне Москва не признает за собой ханской власти. Хан пошел войной на Русь. Русские войска направились навстречу. На реке Угре несколько месяцев простояли друг против друга татарские и русские войска. Хан не решился выступать против русских, татары повернули обратно. Так в 1480 году русский народ сверг ненавистное монголо-татарское иго, почти два с половиной столетия тяготевшее над Русью. «Отошла пора татарам на Русь ходить» (народная пословица).
Объединение русских земель и окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига подняли международное значение Московского государства. Москву стали усиленно посещать представители иностранных государств. В ней подолгу жили послы из Германии, Италии, Венгрии, Польши, Литвы и других стран.
К. Маркс писал, что в начале своего царствования Иван III все еще был татарским данником, его власть все еще оспаривалась удельными князьями. Польско-Литовское государство стремилось к завоеванию Московии, ливонские рыцари еще не сложили оружия. К концу царствования мы видим Ивана III сидящим на независимом троне, видим, как остатки Золотой Орды толпятся у его двора. Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах.
Росла и крепла экономика Москвы. K последним десятилетиям XV века относится устройство в Москве древнейшей русской мануфактуры — огромного Пушечного двора. Он был расположен на берегу реки Неглинной, там, где теперь Пушечная улица и магазин «Детский мир». Рядом находилась слобода кузнецов, откуда и произошло название улицы Кузнецкий мост.
Московский Кремль уже не соответствовал своим внешним видом ни международному значению Русского государства, ни положению в нем великого государя Московского и всея Руси.
Начинаются перестройка Кремля и строительство соборов. Белокаменный Кремль Дмитрия Донского за сто лет своего существования обветшал. Иван III приказывает заменить старые кремлевские стены новыми. Заново перестраиваются Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы.
Перестраивается и великокняжеский дворец. В 1491 году приступили к строительству большой Грановитой палаты, предназначенной для парадных приемов.
Рост культуры Москвы нашел свое яркое отражение в изобразительном искусстве. Оно особенно проявилось в творчестве гениального русского художника Андрея Рублева. Деятельность Рублева относится к началу XV века. Он принимает участие в росписи Благовещенского собора в Москве, Успенского во Владимире, собора на городке в Звенигороде. С икон А. Рублева на нас смотрят близкие, земные лица русских людей. Рублев — выдающийся художник мирового значения.
Умер Рублев примерно в 1430 году. Он был похоронен в Москве, в бывшем Андрониковом монастыре. Там теперь музей Андрея Рублева.

Глава IV

МОСКВА В ПЕРИОД УКРЕПЛЕНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (XVI ВЕК)

§ 9. Москва — промышленный, торговый и культурный центр государства


С образованием единого Русского государства и ликвидацией татарского ига Москва стала быстро расти как крупнейший промышленный центр. Московская промышленность в это время носила ремесленный характер. При Иване IV была построена бумажная мельница на реке Уче, в 30 верстах от Москвы. Продолжал развиваться Пушечный двор, достигший в XVI веке значительных успехов. Особенно хорошо было поставлено в Москве оружейное дело. Высоким качеством отделки отличались сабли работы московских мастеров. Изготовлялось и огнестрельное оружие, а также порох и пули. Во второй половине XVI века в Москве существовала целая школа замечательных мастеров пушечно-литейного искусства: Чохов, Дубинин, Осипов и другие. Пушкари жили в особой Пушкарской слободе (ныне Пушечная улица).
Москва разрасталась и усиленно строилась, появились умелые плотники и каменщики. В ознаменование «взятия царства Казанского и Астрахани плен» в Москве был создан замечательный памятник русского национального искусства — Покровский собор, известный под названием храма Василия Блаженного (по имени погребенного под его сводами московского юродивого Василия). Строителями этого неповторимого памятника мировой архитектуры были русские зодчие.
Серебреники, жившие в подмосковном Красном селе, изготовляли серебряную посуду — чарки и ковши. Продукция их вызывала восхищение иностранцев и шла за границу. Видное место в ремесленной промышленности Москвы XVI века занимало «хамовное дело», то есть производство полотен и холстов. Ремесленники Кадашевской слободы в Замоскворечье ткали полотна, разные убрусы (платки, полотенца). Московские портные шили разные меховые шубы, кафтаны, сарафаны, однорядки, холстинные рубашки. Около Москвы-реки был расположен район, населенный кожевниками, изготовлявшими сапоги, обувь.
В XVI веке московские ремесленники широко втягиваются в рыночные отношения: они переходят от работы на заказ к работе на рынок.
Для усиления хозяйственного значения Москвы в XVI веке организуется массовый перевод наиболее состоятельных и предприимчивых торговых людей в столицу. Так, из Новгорода в 1569 году переведено было 145 семей, из Пскова — 500 человек. Они были поселены в Замоскворечье. Большое значение имел переезд в 1514 году на жительство в Москву значительной группы богатых смоленских купцов. Все эти люди сохраняли живые связи с городами, откуда они были родом.
В XVI веке московская торговля сосредоточивалась преимущественно в той части Москвы, которая называлась Китай-городом. Здесь были расположены и дворы иностранных купцов. Вдоль Красной площади перед Кремлем также тянулись торговые ряды.
Москрвской торговле уже в XVI веке стало тесно в стенах Китай-города. Отдельные рынки, а также мучные и мясные лавки были разбросаны по Белому городу. Например, лошадей продавали на Конской площади (у Варварских ворот), крупный и мелкий рогатый скот — на Коровьей площадке (у Мясницких ворот). Большой лесной (Лубяной) торг был расположен между Тверскими воротами и Неглинной. Кроме того, вне Китай-города находились гостиные дворы: Соляной, куда складывали привозимую из Поморья соль, Рыбный двор, где продавалась всевозможная рыба.
Московские торговые люди уже в XVI веке имели широкие торговые связи с различными областями страны. В Москву стекались отовсюду «купцы иноязычные» (иностранцы). На московском рынке встречались продукция западноевропейских мануфактур и произведения азиатских мастеров.
Москва становится важнейшим центром, снабжающим страну не только изделиями московских ремесленников, но и разнообразными товарами из других русских городов, а также и из-за границы. Правда, эти торговые связи были еще недостаточно крепки, но так подготавливалась почва для возникновения всероссийского рынка. Он складывается в XVII веке вокруг Москвы, этого хозяйственного центра страны.
Во второй половине XVI века школа в Москве вовсе не была редким явлением. Грамотные люди нужны были в приказах, в земских и воеводских избах (канцеляриях). Они нужны были, чтобы прочесть казенную бумагу, «приложить руку» (расписаться), написать просьбу или жалобу в суд. Рукописные буквари и учебные книги появились уже в XVI веке. Их можно было купить в Москве в отдельном книжном ряду. В XVI веке в Москве открылась типография. Первопечатником был Иван Федоров. В XVII веке появляются печатные буквари. Московский Печатный двор в течение четырех лет (1647—1651) издал 9600 букварей.
Развитие ремесла и торговли способствовало росту Москвы. В XVI веке увеличение площади Москвы происходило главным образом за счет расширения города, посада с многочисленным торговым и ремесленным населением — с «черными», то есть тяглыми, подлежащими государственному обложению, людьми.
В XVI же веке возникли три стены, которые охватили разраставшуюся городскую территорию. Первая стена, воздвигнутая в 1534—1535 годах, окружала территорию Китай-города. Вторая стена (Белый город), возведенная в 1585—1591 годах, шла по Бульварному кольцу и полукольцом охватывала Китай-город и Кремль. Наконец, третья стена (Земляной город), построенная в 1591—1592 годах, тянулась по линии Садовых бульваров и образовала вокруг московских пригородов правильный круг. За чертой Земляного города на просторе лугов, полей и рощ разбросаны были села и усадьбы московских бояр и самого царя. Это — Воробьево, Хорошево, Крылатское, Ростокино. Из более отдаленных царских сел выделялось село Коломенское, любимая загородная резиденция московских государей. Немало сел под Москвой было у епископов и монастырей.

§ 10. Опричнина в Москве

В борьбе с боярами-княжатами за укрепление самодержавия, за государственный порядок Иван IV опирался на мелких служилых людей — помещиков-дворян. Эту борьбу он повел особенно решительно, когда установил опричнину. Все государство Иван IV разделил на две части: земщину и опричнину. Москва тоже была поделена между опричниной и земщиной. В Москве в опричнину отошел весь район от впадения реки Черторыя в Москву-реку до бывшей Никитской улицы, а именно: улицы Чертольская (бывшая Пречистенка, теперь Кропоткинская) с Семчинским селом (ныне Петровско-Разумовское), а также Арбатская до Дорогомилова и левая сторона бывшей Никитской улицы (теперь улица Герцена); кроме того, в опричнину была взята группа слобод, примыкавших к Воронцову полю. Из опричнины были удалены крупные земельные вотчинники, бояре-княжата, а на их место поселены и наделены землей «опричные служилые люди» из малоземельного дворянства, на верность которых царь мог рассчитывать. В самой Москве царь построил себе в 1565 году опричный двор, расположенный на углу нынешних Моховой и улицы Калинина (против здания Манежа).
Опричнина была ознаменована страшными опалами и жестокими казнями, снискавшими Ивану IV имя Грозного.

Глава V

МОСКВА В XVII ВЕКЕ


В XVII веке Русское государство потрясли две крестьянские войны — в начале века под предводительством Ивана Исаевича Болотникова и в 70-х годах, под предводительством Степана Тимофеевича Разина. В середине века произошли два городских восстания в Москве — в 1648 и 1662 годах, Соловецкое восстание в 1668—1676 годах, волнения крестьян московского Симонова монастыря в селе Ильинском Ярославского уезда и ряд других восстаний.
В начале XVII века Русское государство подверглось нашествию польских интервентов, временно захвативших Москву.

§ 11. Москва в годы восстания И. И. Болотникова (1606—1607)

Иван Исаевич Болотников был организатором похода восставших крестьян на Москву. Он шел со своими отрядами от Кром через Калугу, Алексин и Серпухов. От Ельца в это время через Новосиль, Тулу и Коломну двигался к Москве другой руководитель восставших — сотник Истома Пашков (Истома Пашков — служилый человек, обладатель довольно крупного поместья из двух сел в Веневском и Серпуховском уездах. Он имел чин сотника и командовал мелкопоместными детьми боярскими).
К отрядам Истомы Пашкова присоединились рязанские служилые люди — дворяне и дети боярские во главе с Григорием Сумбуловым и Прокопием Ляпуновым. Все они были лишь попутчиками в восстании Болотникова. Недовольные боярским царем Василием Шуйским, они хотели использовать восстание крестьян и холопов в своих целях.
Навстречу восставшим Шуйский выслал из Москвы войска во главе с князем М. В. Скопиным-Шуйским. После битвы на реке Пахре царские войска задержали наступление Болотникова на Серпуховской дороге. Однако в начале октября 1606 года отряды Болотникова подошли к Москве. В начале октября Истома Пашков разгромил у села Троицкого (севернее Коломны) царские войска и присоединился к Болотникову. Число восставших значительно увеличилось: к ним влились крестьяне подмосковных сел.
Опорными пунктами восставших были Коломенское, Котлы, Загорье. В Коломенском и Загорье повстанцы построили укрепленные лагеря. Они захватили и Саввино-Сторожевский монастырь (в Звенигороде). К восставшим присоединились Можайск и Волоколамск. Наступали повстанцы на Москву со стороны Замоскворечья.
Здесь их встретили главные силы царских войск. Здесь же произошли и важнейшие сражения. Болотникову надо было захватить Красное село, чтобы полностью блокировать Москву.
Два месяца (с 7 октября по 2 декабря 1606 года) восйска под руководством Болотникова осаждали Москву. Это было время наивысшего подъема восстания. Ставился под удар не только политический центр государства, но захват Москвы восставшими таил в себе угрозу и для основ власти господствующего класса — помещиков-дворян.
Громадный район Русского государства — от Путивля до Волоколамска, от Стародуба до Астрахани — был охвачен крестьянским восстанием. Города к югу и юго-западу от Москвы (Калуга, Кашира), к западу и северо-западу (Зубцев, Можайск, Звенигород) поддерживали восстание.
Московский царь и бояре оказались в тяжелом положении. Шуйский организует оборону города, мобилизует те войска, которые еще находились в столице, и добивается прихода в Москву подкреплений из районов, которые оставались верными царю.
Московские отряды Шуйский разделил на две части: одна должна была защищать городские укрепления, а другая во главе с князем М. В. Скопиным-Шуйским совершать вылазки против осаждавших город повстанцев. Правительственные войска были расставлены в Замоскворечье, у Калужских и Серпуховских ворот, в Даниловом и Симоновом монастырях. Шуйский послал под Можайск и Волоколамск войска, которые очистили эти города от восставших и соединились здесь с верными правительству дворянскими отрядами.
Положение в столице было очень трудным, напряженным, надвигался голод. Возникла угроза восстания. Движению горячо сочувствовал мелкий посадский люд и боярские холопы.
Паника охватила бояр московских. Болотников призывал народные массы к восстанию. А Василий Шуйский принимал все меры к тому, чтобы не допустить народного восстания в столице. Для воздействия на массы Шуйский использует церковь, которая сразу же выступила против восстания. Особенно непримиримую позицию занял патриарх Гермоген. В грамотах, которые рассылались из Москвы, Гермоген изображает восставших как людей, которые «отступили от бога и повинулись сатане», а царя Василия Шуйского — как «воистину свята и праведна крестьянского царя» (то есть христианского). Патриарх призывает всех православных крестьян к тому, чтобы они «к таковым бы злым врагом и разорителем... не приставали, ни в чем им не верили».
В войске Болотникова наряду с восставшими крестьянами и холопами были также дети бояр и дворян. Эти мелкопоместные феодалы испугались разраставшегося восстания, которое грозило уничтожить господство помещиков. Царю Василию Шуйскому удалось привлечь на свою сторону эти классово чуждые повстанцам элементы. Измена и переход на сторону правительства дворянских отрядов решили исход борьбы за Москву.
16 ноября 1606 года после тайных переговоров приехали к государю, изменив народному восстанию, Григорий Сумбулов и Прокопий Ляпунов с рязанскими дворянами, детьми боярскими и стрельцами московскими.
Болотников решил блокировать Москву. 26 ноября началось окружение столицы у Красного села, где находилось войско Истомы Пашкова. 27 ноября произошли сильные бои. Главное сражение развернулось в Замоскворечье. Правительственные войска сорвали наступление войск Болотникова по левому берегу Москвы-реки (в районе Рогожской слободы и Красного села). В ходе боев, когда успех стал клониться на сторону Шуйского, Истома Пашков с дворянской частью своих отрядов изменил восставшим. Сражение окончилось победой Василия Шуйского.
В конце ноября в Москву прибыли первые отряды верных Шуйскому смоленских и ржевских полков. Обстановка под Москвой сложилась в пользу правительственных войск. И Шуйский 2 декабря предпринял решающее наступление против армии Болотникова.
Сражение произошло у деревни Котлы по пути из Коломенского в Данилов монастырь. В этой битве войска Болотникова потерпели поражение и отступили в село Коломенское. Правительственные войска начали штурм лагеря восставших. Крестьяне и холопы отчаянно сопротивлялись. Царские войска одержали верх. Тысячи восставших остались на поле боя. Большое количество их было взято в плен. Тюрьмы были переполнены. Царь и бояре жестоко расправились с восставшими. Их ставили в ряд, убивали дубиной по голове и опускали под лед в реку Яузу. Правительственные войска захватили также и лагерь восставших в селе Загорье (11 километров южнее Коломенского).
Войска Болотникова отступили к Калуге, затем под натиском царских войск отошли к Туле и сдались 10 октября 1607 года. Болотникова взяли в плен, сослали в Каргополь и там утопили.
Болотников не уничтожил феодальный порядок. Но восстание под его руководством явилось важным этапом борьбы трудового люда против феодального гнета. Этим определяется место восстания Болотникова в истории.

ДОКУМЕНТЫ
(Из приходной книги Волоколамского монастыря)
... Крестьяне монастырские не почели слушати приказщиков и ключников монастырских и монастырских дел никаких не почели делати: хлеба молотити, и в монастырь возити и солодов растити и даней монастыреви давати...
(О крестьянских волнениях в вотчинах Волоколамского монастыря 1594 г.)
(Из «Уставной грамоты митрополита Киприана с перечнем обязанностей монастырских крестьян»)
Монастырь и двор тынити (обносить забором, тыном), хоромы ставити, игумнов жеребий весь орать (пахать) взгоном, и сеяти, и пожати, и свезти, сено косити — десятинами и в двор ввести... сады оплетати, на невод ходити, пруды прудить, на бобры пойти, рожь молоти и хлебы печи, солод молоть, пива варить, а лен даст игумен в села и они прядут, а дают из сел все люди на праздник яловицу (говядину).
(Из «Сказания современника об осаде Москвы. Болотниковым»)
... И возмутишася во странех тех и во градех людине, глаголя: „Идем вси и примем Москву и потребим живущих в ней и овладаем ею и разделим домы вельмож и сильных... И приидоша под Москву многочисленно... яко 187000 и бысть брань велика и сеча зла... Московские воины преодолеща и много побиша, бе убо пленных 21 000, побиенных же множае, яко 1000"...
... Ударили в набат: народ взволновался и бросился к Кремлю с ружьями и пищалями. Они (москвичи) уже готовы были предаться ему (Болотникову)...

§ 12. Разгром польских интервентов в 1612 году

Народное ополчение 1612 года возглавили земский староста города Нижнего Новгорода Козьма Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский. В Нижний Новгород шли ополчения из других городов. Кроме русских, в отрядах были татары, мордва, марийцы. Они горели желанием помочь великому русскому народу изгнать врага из родной страны. В марте 1612 года народное ополчение двинулось через Ярославль к Москве. Слух о нем пронесся по всей Русской земле. И со всех сторон двинулся народ и вступал в ряды народного ополчения.
Во второй половине июля 1612 года Минин и Пожарский получили известие, что на помощь польскому гарнизону, засевшему в Кремле, идет с войсками гетман Ходкевич. Вожди ополчения решили спешить, чтобы не допустить его к Москве. Пожарский выслал против гетмана сначала два отряда. Первому он приказал стать в Москве у северной стены Белого города, близ Петровских ворот, второму недалеко от первого — у Тверских ворот.
4 августа народное ополчение находилось в Троице-Сергиевом монастыре, не так далеко от Москвы. Получив известие, что Ходкевич приближается к столице, Пожарский послал еще отряд. Ему он приказал занять позицию у Чертольских ворот (Пречистенских, ныне Кропоткинская улица), защищавших подступы к Москве с юго-запада. Скоро и главные силы ополчения подошли к Москве и стали от нее в 5 км среди леса на Яузе.
Первой задачей ополчения было заслонить Москву с запада, со стороны Смоленской дороги, по которой двигался Ходкевич. Переночевав на Яузе и получив от разведчиков известие, что москвичи с нетерпением ждут нижегородцев, чтобы биться вместе с ними против поляков, Пожарский 20 августа снялся с места.
Он укрепился у Арбатских ворот. С ранее пришедшими отрядами Пожарский теперь занял весь Белый город. 21 августа разведчики донесли, что гетман двинулся из Вязем к Москве. Ополчение стало готовиться к сражению.
В войске Ходкевича было 12 тысяч человек и 3 тысячи находились в Кремле. Русских войск под Москвой насчитывалось около 10 тысяч. Численно вражеские силы превосходили русских.
Рано утром 22 августа польское войско стало спускаться с Поклонной горы. Ходкевич ставил целью прорваться к Кремлю через Арбатские и Чертольские ворота; со стороны Кремля ему на помощь должен был сделать вылазку польский гарнизон.
На Девичьем поле произошло первое столкновение русского ополчения с поляками. Завязался рукопашный бой, в результате которого войско Ходкевича было отброшено. Попытка осажденного гарнизона произвести вылазку из Кремля к Чертольским воротам тоже окончилась неудачей. Поляков оттеснили обратно в Кремль.
В ночь на 23 августа Ходкевич попытался провезти осажденным в Кремле провиант. Русские отбили запасы. Однако неприятельский отряд в 600 человек пробрался в Кремль через Замоскворечье. Одновременно поляки захватили русское укрепление на Балчуге.
Ходкевич отказался от наступления со стороны Новодевичьего монастыря и решил прорваться в Кремль из Замоскворечья. Со всем войском он двинулся с Поклонной горы к Донскому монастырю, чтобы охватить Кремль с южной и юго-восточной сторон, совершенно не защищен ных русскими. Этот план стал известен Пожарскому и Минину. Вожди ополчения передвинули главные силы на юг, к берегу Москвы-реки, чтобы прикрыть Замоскворечье.
24 августа произошел решающий бой. В первой половине дня войска Ходкевича имели ряд успехов. Передовой его отряд столкнулся с русской конницей. В течение нескольких часов она сопротивлялась врагу, а потом была оттеснена. Под давлением превосходящих сил противника русские оставили ров у Земляного вала. Поляки захватили Климентовские укрепления на Ордынке. Одновременно поляки, сделавшие вылазку из Кремля, также достигли Климентовских укреплений. Но Ходкевичу не удалось закрепить свои успехи.
В момент сражения к Пожарскому подъехал Минин и попросил дать ему отряд ратных людей. Пожарский согласился. Минин отобрал наиболее отличившихся в бою воинов, поскакал с ними к Крымкому броду и с силой ударил в тыл польским войскам. Натиск был так силен и стремителен, что польская конница, отступая, смяла свою пехоту. Это внесло смятение в ряды и других польских частей. С победными криками мчалась конница Минина все дальше в тыл противника.
Видя замешательство врага, не ожидавшего нападения с тыла, Пожарский снова бросил в бой своих воинов. Сражение закончилось полным разгромом поляков. Войско Ходкевича обратилось в паническое бегство. Поляки сначала отступили к Донскому монастырю, затем к Можайску и дальше к литовской границе.
После изгнания войск Ходкевича началась осада Кремля и Китай-города. На предложение сдаться польский гарнизон ответил отказом. Осажденные писали: «Лучше, ты, Пожарский, отпусти к сохам своих людей. Пусть холоп по-прежнему возделывает землю, поп пусть знает церкви. Козьма пусть занимается торговлей — царству тогда будет лучше, чем теперь при твоем управлении».
Между тем среди осажденного гарнизона начался голод. Ели кошек, собак. 22 октября 1612 года ополченцы пошли на штурм и захватили Китай-город. Польский гарнизон в Кремле таял с каждым днем. Наконец поляки начали переговоры о сдаче.
27 октября 1612 года из Спасских ворот начали выходить войска противника и складывать оружие. Москва была освобождена от захватчиков. Велика была у народа радость освобождения. Народ вооруженной рукой отстоял независимость своей Родины. Люди надели свои праздничные одежды и при встрече целовались, поздравляли друг друга.
Главным героем в борьбе с поляками был русский народ. Его боевая отвага, мужество, высокий патриотизм привели к победе над иноземными захватчиками.
ДОКУМЕНТЫ
(Из грамоты, московских жителей в разные города в 1611 году)
... Пишем мы к вам, крестьянам ... Московского государства, как нам, всему крестьянскому народу московскому, так и вам утвердить совет, как нам... не погибнуть ото врагов всего православного крестьянства, литовских людей. Будьте с нами обще, заодно против врагов наших и ваших общих. Помяните одно: только коренье, основанье крепко, то и дерево неподвижно; только не будет, к чему прилепиться ...
ДЕЙСТВИЕ НАРОДНЫХ МСТИТЕЛЕЙ, ТАК НАЗЫВАЕМЫХ «ШИШЕЙ», ПРОТИВ ИНТЕРВЕНТОВ В 1611 ГОДУ (Из записок поляка-очевидца Маскевича)
... Бумаги не стало бы, если бы начать описывать бедствия, какие мы тогда перетерпели. Нельзя было разводить огня, нельзя было на минуту остановиться, — тотчас откуда ни возьмутся шиши; как только роща, так и осыпят нас они. Сильный мороз не давал брать в руки оружия. Шиши отнимали запасы и быстро исчезали. И вышло то, что, награбивши много, поляки привозили в столицу очень мало.

продолжение книги...