Идейно-политическая позиция А.П.Чехова времени написания пьесы «Вишневый сад»


А.И.Ревякин. "Идейный смысл и художественные особенности пьесы «Вишневый сад» А.П.Чехова"
Сборник статей "Творчество А.П.Чехова", Учпедгиз, Москва, 1956 г.
OCR Biografia.Ru

2. Идейно-политическая позиция А.П.Чехова времени написания пьесы "Вишневый сад"

Социально-политические события, определявшие быстрый рост политической сознательности рабочих и крестьян, революционизировавшие всю страну, воздействовали и на Чехова.
Чехов всегда отличался глубоким чувством действительности, и революционное брожение, затронувшее так или иначе все слои населения, не могло не вызывать его отклика. Общая атмосфера надвигавшейся социальной бури обостряла его внимание к общественным вопросам.
Чехов с воодушевлением следил за подъемом освободительного движения, его радовал рост народного самосознания. Все современники Чехова, встречавшиеся с ним в последние годы его жизни, в один голос свидетельствуют о его глубоком интересе к политическим вопросам, к борьбе народных масс за свои права.
Народный гнев против самодержавного произвола вызывал у него горячее сочувствие. В. В. Вересаев, вспоминая свою встречу с Чеховым весной 1903 года (около 20 апреля), пишет:
«Теперь это был совсем другой человек: видимо, революционное электричество, которым в то время был перезаряжен воздух, встряхнуло и душу Чехова. Глаза его загорались суровым негодованием, когда он говорил о неистовствах Плеве, о жестокости и грубости Николая II» (В.Вересаев. Воспоминания. Гослитиздат. М-Л., 1936, стр. 443).
В июне 1903 года Чехов в беседе с Сергеем Мамонтовым говорил:
«Торопитесь писать для театра. Общество будет интересоваться театром всего два, много — три года. А там ему будет не до театра. Нагрянут в России такие события, которые все перевернут вверх дном. Мы переживаем такое же время, какое переживали наши отцы накануне Крымской кампании... Я это знаю наверное» (Сергей Мамонтов, По белу свету, М., 1910, стр. 137).
Чехов связывал с новым подъемом освободительного движения огромные надежды. В августе 1903 года, когда художник Н. 3. Панов, беседуя с Чеховым, вспоминал о том, что Мечников «изыскивает способы продления человеческой жизни», Чехов сказал:
« — Не нужно! Нужен другой Мечников, который помог бы сделать обыкновенную жизнь здоровой и красивой. И, я думаю, такой придет» (Н. П а н о в, Сеанс, «Живописное обозрение», 1904, № 40, стр. 554).
В годы раздумий и работы над пьесой «Вишнёвый сад» Чехов был полон веры в то, что в России очень скоро будет конституция и в жизни последуют решительные изменения.
«Вот увидите, — убеждал он своих собеседников, — скоро у нас будет конституция, без конституции уж больше нельзя» (И. А л ь т ш у л л е р, Отрывки из воспоминаний об А. П. Чехове, «Русские ведомости», 19l4, № 151).
О Чехове последних лет В. Дорошевич рассказывает: «Кто бы в последние годы ни приезжал к нему, — один из первых вопросов он задавал:
— А как вы думаете? Скоро у нас будет конституция?»
Или говорил, как положительно ему известное:
«А знаете, у нас скоро, скоро уже будет конституция.
Он видел ее близость во всем» (В. Д о р о ш е в и ч, Чехову 50 лет. Чеховский юбилейный сборник, М., 1910, стр. № 143).
М. А. Членов, близко знавший Чехова, сообшает об интересе Чехова к социалистическим учениям, о том, что он признавал огромное будущее социал-демократов, что он ждал революцию.
«Его политическое развитие, — пишет Членов, — шло наряду с жизнью, и вместе с нею Чехов все...более и более левел и в последние годы с необычайной для него страстностью, не перенося никаких возражений... доказывал, что мы «накануне революции...»
К социалистическим учениям Чехов относится с большим интересом; он был хорошо знаком с учением социал-демократов и признавал за ними огромное будущее» (М. А. Ч л е н о в, А. П. Чехов и культура, «Русские ведомости» от 2 июля 1906 г., № 169 См. также: С. Е л п а т ь е в с к и й, Воспоминания о Чехове, «Русские ведомости» от 10 августа 1904 г., № 221; Ф. Б а т ю ш к о в, А П. Чехов и освободительное движение, «Мир божий», 1906, апрель; А. К у п р и н, Памяти Чехова. Сборник воспоминаний о Чехове, М., 1910).
Интерес Чехова к социалистическим учениям и большие его надежды на усиливавшееся тогда освободительное движение бесспорны. Но какова же социально-политическая позиция, которую занимал Чехов в годы, предшествовавшие первой русской революции?
Чтобы понять эту позицию, необходимо вспомнить расстановку прогрессивных сил той поры.
Как известно, до 90-х годов прошлого века идеи и тенденции демократизма и социализма не имели отчетливой дифференциации (В. И. Ленин в статье «Крестьянская реформа и пролетарски-крестьянская революция» пишет: «Росли силы демократии и социализма — сначала смешанных воедино в утопической идеологии и в интеллигентской борьбе народовольцев и революционных народников, а с 90-х годов прошлого века начавших расходиться по мере перехода от революционной борьбы террористов и одиночек-пропагандистов к борьбе самих революционных классов» (Сочинения, т. 17, стр. 97)).
В обстановке, предшествовавшей революции 1905 года, процесс размежевания демократической и социалистической тенденций выразился формированием двух основных прогрессивных позиций, противостоящих старому миру: общедемократической и пролетарской, или социалистической.
Общедемократическая позиция являлась выражением борьбы всех более или менее прогрессивных сил против самодержавного, помещичьего порядка, за буржуазно-демократический строй.
Социалистическая позиция была выражением интересов рабочего класса, который, возглавляя движение всего народа за буржуазно-демократическую революцию, намечал в перспективе борьбу против буржуазии, за социалистическую революцию.
В революции 1905 года тенденция демократическая и социалистическая окончательно размежевались друг от друга. В. И. Ленин так характеризовал социально-политическую обстановку 1905 года:
«В современной России не две борющиеся силы заполняют содержание революции, а две различных и разнородных социальных войны: одна в недрах современного самодержавно-крепостнического строя, другая в недрах будущего, уже рождающегося на наших глазах буржуазно-демократического строя. Одна — общенародная борьба за свободу (за свободу буржуазного общества), за демократию, т. е. за самодержавие народа, другая — классовая борьба пролетариата с буржуазией за социалистическое устройство общества» (В. И. Л е н н н, Социализм и крестьянство. Сочинения, т. 9, стр. 280 — 281).
В общественно-политической борьбе предреволюционных лет Чехов стоял не на социалистической, а на общедемократической позиции. Но в пределах этой позиции он держался наиболее левых воззрений.
Общедемократическая позиция Чехова сказалась в отчетливом понимании им того, что остатки крепостнического уклада, ещё бытовавшие в жизни, окончательно изжили себя и являются глубоко враждебными прогрессивному развитию действительности, в критическом отношении к капитализму, к буржуазии, в осознании несправедливости самодержавного режима и необходимости борьбы против него. Но в условиях ХХ века общедемократическая позиция не давала возможности понять полно и ясно всю сложность классовой борьбы, всю глубину и остроту социальных противоречий и перспектив развития действительности. Для этого нужно было стоять уже на социалистической позиции.
Общедемократическая позиция определила и силу и слабость Чехова, присушие ему противоречия. Он отчетливо сознавал необходимость решительного изменения тогдашней действительности, но не знал путей к этому.
Полный стремлений к будущему, мечтая о нем, беспредельно веря в русский народ, сочувствуя страданиям трудового люда, страстно любя свою родину, Чехов не видел конкретной обшественной силы, которая способна была перестроить жизнь на подлинно справедливых началах.
Он не понял и не оценил роли и возможностей революционного пролетариата как единственного класса, способного разрушить старое обшество, основанное на эксплуатации, и построить новое обшество на началах подлинного демократизма.
Он «не обладал ясным представлением о путях революционногo преобразования общества, о великой исторической миссии рабочего класса» (Антон Павлович Чехов», "Правда" от 15 июля 1954 г., передовая статья).
Путь насильственного ниспровержения господствовавшей в ту пору власти Чехов не принимал. До признания диктатуры пролетариата, как единственного средства решения всех социальных вопросов, он не поднимался. Исходя из своей общедемократической позиции, в то время как самое передовое обшественное движение эпохи развивалось уже под знаком социалистических идей, Чехов изображал социальные противоречия окружающей его действительности в явном их смягчении.
Жгуче ненавидя свинцовые мерзости своего времени, он все же чаще обрашался в своих произведениях не к беспошадной и острой сатире, а к обличаюшему юмору, в котором вместе с отрицанием нередко слышится и сожаление, сострадание.
Чехов не показал непримиримых, антагонистических противоречий между трудом и капиталом, между рабочим классом, с одной стороны, и дворянско-буржуазными обшественными кругами, с другой. Он ограничил свое изображение главным образом противоречиями внутри дворянско-буржуазных отношений и связей.
Характерно, что действуюшие лица его пьес, при любых идейных противоречиях, не становятся врагами.
Положительные герои произведений Чехова мечтают о будущем, страстно устремлены к нему, но они не имеют отчетливых представлений ни о средствах его достижения, ни о социальном его устройстве. Их представления о будущем абстрактны, неясны, смутны. Причина этих отвлеченных представлений и суждений о будущем именно в отсутствии ясного понимания исторической роли рабочего класса и путей революпионного преобразования действительности.
Из осуждения и неприятия общественных условий современной ему действительности, из сострадания к людям и бессилия изменить их нелепую жизнь родилась и та грустная улыбка Чехова, которая так отчётливо видна во всех его прозаических и драматических произведениях.

продолжение книги...