Дружба с К. Марксом и Ф. Энгельсом


вернуться в оглавление книги...

А. И. Демиденко. "Петр Лавров"
Издательство "Просвещение", Москва, 1969 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Дружба с К. Марксом и Ф. Энгельсом

Поездка в Бельгию и Лондон имела в жизни Лаврова очень важное значение. Он лично познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, которые стояли во главе Генерального совета Интернационала. Правда, это знакомство было кратковременным, однако оно положило начало дружественным отношениям между ними, которые развивались, крепли и продолжались до самой смерти вождей мирового пролетариата.
П. Л. Лавров состоял в деловой переписке с Марксом и Энгельсом, советовался с ними, давал им на отзыв свои работы. Он находился также в дружественных отношениях с семьей Маркса.
Учение Маркса и Энгельса оказало глубокое влияние па мировоззрение Лаврова. В своей биографии он писал, что признает себя учеником Маркса с тех пор, как познакомился с его теорией. Это знакомство с учением Маркса произошло сравнительно поздно, в возрасте 50 лет, когда Лавров уже был сложившимся ученым с твердыми убеждениями. Однако, к чести его, следует сказать, что он всемерно стремился применять положения Маркса в своей научной работе и практической революционной деятельности. Во многих работах Лаврова, которые были написаны в этот, второй период его жизни, чувствуется влияние идей Маркса и Энгельса. Марксистом однако Лавров не стал.
В 1898 г. друзья Лаврова в Париже отмечали его 75-летие. Было очень много приветствий, отмечались его заслуги перед русским и мировым революционным движением. В заключение выступил сам П. Л. Лавров. Убеленный сединами, юбиляр поднялся со своего места, окинул взором присутствующих и спокойно, но твердо сказал:
— Я игнорирую первые полвека моей жизни и говорю себе: здесь русские социалисты пришли поздравить товарища с тем, что тому 25 лет, как он явно и определенно выступил в рядах армии социалистов...
Воцарилась тишина. Все напряженно слушали идущие из глубины сердца слова ветерана революционного движения. Юбиляр продолжал:
- Будем считать мои годы не со дня случайного рождения, а с минуты моего вступления в ту армию, которой, как мы все верим, предстоит завоевать мир.
Эти слова произвели глубокое впечатление на всех присутствующих, свидетельствуя о чрезвычайной скромности Петра Лавровича, который всегда умалял свои заслуги. (Когда ему однажды в Париже сказали о большом влиянии, оказанном на молодежь «Историческими письмами», он только махнул рукой: это нечто вроде фельетона, теперь он бы их не написал).
Огромная эрудиция, широта кругозора и личное обаяние Лаврова делали его интересным собеседником. Маркс отмечал, что никто не мог заставить его так долго говорить, как Лавров. Маркс и Энгельс видели в Лаврове друга и товарища в борьбе за общее дело освобождения трудящихся. Личная переписка между ними началась в 1871 г. во время пребывания Лаврова в Лондоне. Так, 12 июля 1871 г. Лавров получил от Маркса следующую записку:
«Дорогой друг! Не будете ли Вы так добры прийти к нам отобедать в ближайшее воскресенье в 5 часов вечера? Вы встретите у нас несколько наших парижских друзей. С братским приветом Карл Маркс» (1).
Под «нашими парижскими друзьями» Маркс имел в виду деятелей Парижской коммуны.
Круг вопросов, по которым обменивался мнениями Лавров с Марксом и Энгельсом, был очень разнообразен. Тут и вопросы революционного движения, и вопросы теории, и положение дел в России, и открытия в науке. Маркс и Энгельс пристально следили за развитием научной мысли в Европе и были в курсе всех новейших научных открытий. Лавров был в числе тех, кого они информировали о важных событиях в науке. Так, в письме от 18 июня 1875 г. Маркс пишет Лаврову:
«Дорогой друг! Когда я был у Вас третьего дня, я забыл сообщить Вам важную новость, которая, быть может, Вам еще неизвестна. Физиологу Траубе в Берлине удалось создать искусственные клеточки. Это, конечно, еще не натуральные клеточки: в них нет ядра...» (2).
Интересна переписка Лаврова с Энгельсом относительно теории Дарвина. Известно, что теория Дарвина о происхождении видов сыграла большую роль в выработке научного взгляда на мир. Она дала научные объяснения развитию организмов. Однако буржуазные идеологи пытались применить теорию Дарвина к объяснению явлений общественной жизни. Как происходит отбор в природе, так происходит такой же естественный отбор и в обществе, утверждали они. Таким образом социальные дарвинисты по существу отождествляли законы природы с законами общественного развития, чтобы оправдать классовое деление общества.
В то время эти взгляды были очень модными и вызывали горячие споры. Лаврова очень интересовала точка зрения Энгельса по этому поводу. В письме Лаврову от 12—17 ноября 1875 г. Энгельс дал резкую критику социальным дарвинистам. Он показал
-----------------------------------------------
1. «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями». М., Госполитиздат, 1951, стр. 191.
2. «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями», стр. 209—210.
-----------------------------------------------
принципиальное отличие законов природы от законов общественного развития. «Существенное отличие человеческого общества, — писал Энгельс, — от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это, правда, основное различие делает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество» (1).
В эти годы Лавров главное внимание уделял вопросам революционной теории, которая указывала бы передовой части русского общества, особенно молодежи, цель борьбы и пути к ее достижению. Лавров пропагандировал и распространял социалистические идеи. Когда вместе с группой товарищей он задумал издавать «Русскую социально-революционную библиотеку», то в число намеченных к изданию произведений был включен «Манифест Коммунистической партии». В связи с этим Лавров решил обратиться к Марксу и Энгельсу с просьбой написать специальное предисловие к русскому изданию «Манифеста». В письме к Марксу в январе 1882 г. он писал: «Перехожу теперь к просьбе, с которой мы, редакторы «Русской социально-революционной библиотеки», обращаемся к авторам «Манифеста», т. е. к Вам и к Энгельсу. Не будете ли Вы так добры написать несколько строк, как специальное предисловие, для нашего издания. Нашим читателям было бы крайне интересно узнать, как авторы «Манифеста» толкуют его в 1882 г., и это придало бы большую ценность нашему переводу в глазах публики. Если Вы и Энгельс согласитесь выполнить нашу просьбу, мы будем Вам очень благодарны» (2).
Основоположники научного коммунизма ответили согласием на просьбу Лаврова. Они уже давно интересовались положением дел в России, изучали русский язык, чтобы в подлиннике читать произведения Н. Г. Чернышевского и других авторов. Письмо Лаврова Марксу было послано в январе. В том же месяце Лавров получил от Маркса ответ, к которому было приложено написанное К. Марксом и Ф. Энгельсом предисловие к русскому изда-
------------------------------------------------
1. «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями», стр. 213.
2. «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями», стр. 257.
-------------------------------------------------
нию «Манифеста Коммунистической партии» в переводе и с примечаниями Г. В. Плеханова (1).
В этом предисловии К. Маркс и Ф. Энгельс дали ответ на один очень важный вопрос, волновавший русских революционеров. Это вопрос о русской общине, которая рассматривалась многими революционерами того времени как необходимая форма перехода к социализму.
Одни русские революционеры считали, что главной движущей силой социалистической революции в России будут крестьяне. Они исходили из того, что в России существует уже зародыш социализма — деревенская община, т. е. совместное коллективное владение крестьян землей. Такая точка зрения бытовала еще и потому, что в России по существу не было тогда настоящего пролетариата, он только формировался, многие рабочие, трудившиеся на фабриках и заводах в городах, не теряли прежней связи с деревней.
Были однако и такие революционеры, которые необходимость социализма в России объясняли особой природой крестьян, утверждая, что русский крестьянин по своей природе социалист, что у него социалистический инстинкт. Известный революционер и анархист М. А. Бакунин называл русский народ, под которым он понимал главным образом крестьянство, инстинктивным бунтарем и революционером, «коллективным Стенькой Разиным». А раз так, то в России социалистическая революция должна произойти раньше, чем в Западной Европе, которая объявлялась «гнилой».
Такое противопоставление отсталой крестьянской России якобы гнилому Западу было необоснованным. Однако оно исторически объяснимо. Многие русские революционеры считали, что если события в России должны повторять все то, что совершилось на Западе, то революцию придется отложить на долгие времена. Надо ждать целые десятилетия, пока в России по-настоящему не разовьется капитализм, пока не сформируется настоящий рабочий класс, насчитывающий если не большинство, то, во всяком случае, значительную часть населения страны. Наконец, надо ждать, пока не произойдет расслоение деревни, пока каждый мужик не «выварится в рабочем котле».
----------------------------------------------
1. Первый перевод «Манифеста Коммунистической партии» был сделан М. А. Бакуниным.
----------------------------------------------
Все эти вопросы и соображения имели большое практическое значение для революционеров того времени. Они хотели быть уверенными, что в социалистической революции можно делать ставку на крестьян и через общину прийти к социализму.
На основании глубокого изучения положения дел в России К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «...может ли русская община — эта, правда, сильно уже разрушенная форма первобытного коллективного владения землею — непосредственно перейти в высшую, коммунистическую форму землевладения? Или, напротив, она должна пережить сначала тот же процесс разложения, который присущ историческому развитию Запада?
Единственный возможный в настоящее время ответ на этот вопрос заключается в следующем. Если русская революция послужит сигналом пролетарской революции на Западе, так что обе они пополнят друг друга, то современная русская общинная собственность на землю может явиться исходным пунктом коммунистического развития» (1).
Предисловие к «Манифесту Коммунистической партии» первоначально было напечатано в журнале «Народная воля» (в Женеве) в номере 8-9 за 1882 г. Об этом Лавров сообщил в письме Ф. Энгельсу. Прося Лаврова прислать ему текст напечатанного предисловия, Энгельс писал, имея в виду Маркса и себя: «Мы гордимся тем, что состоим ее сотрудниками» (речь шла о сотрудничестве в «Народной воле»), и далее сообщал, что их мысль была передана очень хорошо.
Это было в апреле 1882 г., а в марте 1883 г. Маркса уже не стало. Лавров тяжело переживал смерть величайшего мыслителя и революционера. Он писал по этому поводу: «От имени всех русских социалистов шлю последний прощальный привет самому выдающемуся из всех социалистов нашего времени. Угас один из величайших умов; умер один из энергичнейших борцов против эксплуататоров пролетариата.
Русские социалисты склоняются перед могилой человека, сочувствовавшего их стремлениям во всех превратностях их страшной борьбы, борьбы, которую они продол-
-----------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в двух томах, т. I. М., 1955, стр. 3—4.
-----------------------------------------------
жают и будут продолжать, пока не восторжествуют окончательно принципы социальной революции. Русский язык был первым, на котором появился перевод «Капитала» — этого евангелия современного социализма. Студенты русских университетов были первыми, кому довелось услышать сочувственное изложение теорий могучего мыслителя, которого мы теперь потеряли. Даже те, кто расходился с основателем «Международного Товарищества Рабочих» в практических организационных вопросах, всегда бывали вынуждены все же склониться перед всеобъемлющими знаниями и высокой силой мысли, сумевшей глубоко вскрыть сущность современного капитала, эволюцию экономических форм общества и зависимость всей человеческой истории от этой эволюции. Даже самые яростные противники, которых он встретил в рядах революционных социалистов, не могли, однако, не внять великому революционному призыву, который Маркс и Энгельс, друг всей его жизни, бросили тридцать пять лет тому назад: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Смерть Карла Маркса пробудит скорбь у всех, сумевших понять его мысли и оценить его влияние на нашу эпоху.
Я позволю себе прибавить, что эта смерть пробудит еще более тяжкую скорбь у тех, кто знал этого человека в его интимной жизни, а особенно у тех, кто любил его как друга.
П. Лавров».
В приведенном послании Лавров дает очень глубокую и правдивую оценку Карлу Марксу как мыслителю, революционеру и человеку. Лавров справедливо отмечает то огромное влияние, которое Маркс оказал на его эпоху.
После смерти Маркса Лавров продолжал находиться к дружественных отношениях с его семьей. Он проявлял заботу об идейном наследии Карла Маркса, об издании написанных им трудов. В письмах к Энгельсу Лавров интересовался планами издания второго тома «Капитала». Он спрашивал: «... не думаете ли Вы написать труд о жизни Маркса и развитии его идей; подобный труд
---------------------------------------------
1. Здесь в смысле откровения, т. е. открытия законов общественного развития.
---------------------------------------------
лучше всего можете написать именно Вы. Меня, так же как и многих наших друзей, живо интересует все это» (1).
В письмах, которые Энгельс посылал Лаврову, он сообщал о своей работе над подготовкой к изданию рукописей К. Маркса, в частности второго и третьего томов «Капитала». В письме от 28 января 1884 г. он ставит в известность Лаврова, что передаст в его распоряжение целую русскую библиотеку из книжного фонда Маркса. Это известие было принято Лавровым с большой благодарностью.
«Сейчас я начал, — писал Энгельс Лаврову, — здоровье мне это, наконец, позволяет, — приводить в порядок книги и т. п., оставленные Марксом. Среди прочего имеется целая русская библиотека, которая составилась благодаря любезности Даниельсона (2) и содержит очень ценные материалы о современном социальном положении России. Там собрано почти все, что вышло по этому вопросу. В моем возрасте и при моей чрезмерной загруженности работой я лишен возможности вновь приняться за углубленное изучение России, которое, к несчастью, прервалось смертью нашего друга. Тогда мне пришла мысль, и Тусси (3) согласилась со мной, что наш долг — предоставить эти книги в Ваше распоряжение. Вы, как признанный представитель русской революционной эмиграции и старый друг покойного, конечно, больше, чем кто-либо другой, имеете право на собрание книг, — составленное благодаря преданности Ваших и наших друзей в России, — для Вашего личного пользования или для того, чтобы оно послужило ядром при создании библиотеки русской революционной эмиграции» (4).
Энгельс время от времени сообщал Лаврову, как идут дела с изданием рукописей Маркса, жаловался на свою болезнь, которая позволяет ему работать лишь по не-
-------------------------------------------------
1. «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями», стр. 266.
2. Н. Ф. Даниельсон (1844—1918) — русский народнический экономист и публицист.
3. Маркс-Эвелинг, Элеонора (Тусси) (1855—1898) — младшая дочь Маркса, жена Э. Эвелинга, активная участница английского и международного рабочего движения.
4. «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями», стр. 269.
--------------------------------------------------
скольку часов в день. В письме к Лаврову от 5 февраля 1884 г. Энгельс писал: «Особенно это беспокоит меня потому, что я — единственный из оставшихся в живых, кто в состоянии расшифровать этот почерк и эти сокращения отдельных слов и целых фраз» (1).
Известно, что Ф. Энгельс блестяще справился с гигантской работой по подготовке к печати второго и третьего томов «Капитала». Только благодаря его поистине героическому труду все три тома «Капитала» Маркса стали достоянием человечества. Это был самый лучший памятник, который Энгельс смог воздвигнуть своему незабвенному другу. Особенностью этого памятника было то, что на нем золотыми буквами Энгельс написал и свое собственное имя.
Представляет интерес приветствие, с которым обратился Лавров к Энгельсу по случаю его семидесятилетия. Отметив, что многие юные друзья могут черпать новую энергию в вечно молодой старости Энгельса, Лавров продолжал: «Я поздравляю всемирный социализм, который имеет возможность назвать Вас в числе самых полезных и энергичных борцов. В этом письме я шлю Вам привет и наилучшие пожелания не только от своего имени, от имени Вашего личного друга и друга нашего дорогого Маркса, — я передаю Вам горячие поздравления и от имени социалистов моей родины. Они приветствуют в Вашем лице единственного человека, имя которого навеки вписано в историю социализма рядом с именем Маркса и не тускнеет от блеска этого великого имени. Они ждут, что Вы, именно Вы воздвигнете грандиозный памятник из собрания трудов и биографии того, чьим неразлучным спутником Вы были. От Вас, и только от Вас, надеются они услышать веское слово, которое раскроет истинный смысл и четко обрисует границы научного социализма. Вы обязаны жить и работать еще долгие годы, чтобы выполнить задачу, возложенную на Вас историей» .
Энгельс выполнил эту задачу. Он явился достойным продолжателем великого дела, за которое всю свою жизнь боролся его друг Карл Маркс. Наряду с Марксом Энгельс оказал большое положительное влияние не толь-
--------------------------------------------
1. «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями», стр. 273.
--------------------------------------------
ко на Лаврова, ио и на многих русских революционеров того времени, которые жадно искали путь к революционной научной теории.
Хотя Лавров познакомился с учением Маркса в возрасте 50 лет, когда он уже был сложившимся и известным ученым, он все же сумел усвоить отдельные стороны учения Маркса, что способствовало его росту как мыслителя и революционера. В силу отсталости России, где почти отсутствовал пролетариат, когда Лавров вышел на общественно-политическую арену, он, как и многие его современники, не понимал всемирно-исторической роли рабочего класса и все свои надежды в борьбе за переустройство общества возлагал на крестьянство.
Однако, попав за границу и познакомившись с учением Маркса и западноевропейским рабочим движением, Лавров признал за пролетариатом решающую революционную силу буржуазного общества и диктатуру пролетариата как необходимое условие для победы социализма.

продолжение книги...