.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Период Восточного Чжоу


вернуться в оглавление учебника...

Р.Ф.Итс, Г.Я.Смолин. "Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века"
Учпедгиз, Л., 1961 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Глава II
РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО КИТАЯ.
ОБРАЗОВАНИЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVI-III вв. до н. э.)



ПЕРИОД ВОСТОЧНОГО ЧЖОУ

Чжоу, унаследовавшие иньскую культуру и государственность, не были изолированы от иноплеменных соседей на севере, западе, востоке и юге. Чжоуский Китай с тысячелетней традицией развитого классового общества и высокой культурой оказывал влияние на соседние племена и народы. Чжоу сталкивались на полях войны с северо-западными кочевыми племенами жун и ди, восточными земледельцами дун-и, южными охотниками и рыболовами мань, составлявшими часть саньмяо (союза родственных племен долины среднего течения Янцзы в VIII в. до н. э.)
В контакте с чжоу происходило преобразование отсталых племен и народов. Часть чжоуских соседей, попав под власть завоевателей, ассимилировалась, часть, сохраняя свою независимость, вырабатывала культуру, являющуюся синтезом двух культур — своей и чжоуской. Еще в VIII в. до н. э. и даже двумя веками позднее не существовало окончательно сформировавшейся культуры и народности, которую можно было бы назвать китайской. Предшествующие тысячелетия только подготовляли условия для завершения таких процессов.
Китайские исторические сочинения сообщают, что великий мыслитель древности Конфуций искал подлинную чжоускую культуру вне пределов Чжоу — у племени дун-и. Это показывает, что китайская цивилизация была достоянием многих народов Китая.
Традиция, политическое и культурное главенство чжоуского Китая определили особое место чжоуских ванов. Ванам подчинялись местные правители областей — чжухоу. Особое положение рода чжоуских ванов и вообще чжоуских родов в сложившейся обстановке не отвечало реальному соотношению политических сил.
Бывшие некогда отсталыми иноплеменные области чжоуского Китая наряду с высококультурной областью Лу (место поселения нескольких иньских родов) достигли уже к VIII в. большого прогресса. Система «частных полей» в окраинных владениях приводила к созданию новой группы землевладельцев, не связанных с родовой чжоуской аристократией. Кастовый характер чжоуского общества пришел в противоречие со сложившимися классовыми отношениями. К этому же времени усиливаются набеги северо-западных кочевников жун и ди.
В 789 г. до н. э. чжоу предприняли большой поход против жунов, целью которого было защитить столицу от постоянных набегов кочевников и поднять авторитет правящей династии. Поход окончился неудачей. Чжоу были разбиты, а сам ван чуть не попал в плен. Для подготовки к новому походу ван приказал увеличить обложение общин. Такая мера усилила эксплуатацию крестьян. Общинники вместе с рабами стали выступать против вана. Видя бесперспективность борьбы с жунами, чжоуский ван счел за лучшее перенести столицу на восток, предоставив защиту бывшей столичной области роду цинь, глава которого получил титул чжухоу.
Перемещение столицы на восток в город Лои (Лоян), конечно, не могло явиться причиной, вызвавшей последующий распад единого государства, но оно способствовало усилению сепаратистских стремлений отдельных владетелей северных областей, так как им приходилось испытывать первый удар кочевников. Центральная власть — дом Чжоу — передала функции собственной защиты и защиты всего государства чжухоу. Не имея поддержки от правящей династии, местные правители вынуждены были искать свои пути усиления экономической мощи подвластных областей. Они, конечно, стремились ограничить или ликвидировать влияние правящей династии в местных делах.
К концу VIII в. до н. э. государство Чжоу, ранее объединявшее 1800 уделов и общин, подчиненных центральной власти, превратилось в страну, где власти правящей династии подчинялась только лишь столичная область. На севере, юге, востоке и западе от нее существовали сильные, экономически и политически независимые уделы во главе со своими Гунами или чжухоу. В период Западного Чжоу одной из основных статей доходов ванов были дары владетелей уделов и областей, которые преподносились при ежегодной аудиенции. Во время же существования Восточного Чжоу чжухоу и гуны по существу лишили двор вана этого дохода. Так, за 242 года начального периода Восточного Чжоу правители удела Лу были с дарами на аудиенции всего три раза. Двор вана весьма ослабел политически и экономически, чем пользовались уделы, диктуя свою волю правителям Чжоу, прикрываясь, когда это было нужно, их именем в борьбе с соперниками. Уделы вели между собой борьбу за власть в стране, покоряли более мелкие области, концентрировали в своих руках военно-экономические ресурсы.
VIII—III вв. до н. э. отмечены междоусобными войнами. Они приводили к разрухе, способствовали усилению эксплуатации крестьянства. В традиционной китайской историографии первая половина этого периода (VIII—V вв. до н. э.) носит название эпохи «Чуньцю» — «Весна и осень» (по названию сочинения, приписываемого Конфуцию, где нашла отражение эта междоусобная борьба), а вторая половина (V—III вв. до н. э.) — «Чжаньго» — эпоха «Борющихся государств».
До эпохи Чуньцю-Чжаньго основные сельскохозяйственные орудия были деревянными. Оружие и предметы домашнего обихода аристократии изготовлялись из бронзы. Древние китайские исторические памятники и археологические раскопки показывают, что с конца периода Чуньцю в Китае начинается выплавка железа. Железные орудия труда применяются в сельскохозяйственном производстве и способствуют прогрессу производительных сил китайского общества того времени. Большое развитие выплавка железа получила в двух северных уделах Цинь и Ци.
В период Чуньцю продолжал действовать суровый закон, по которому богатства гор и лесов принадлежали вану и аристократии, а простому народу запрещалось разрабатывать их. Ведало разработкой горных богатств специальное управление, носившее название «Юй». В его же ведении находились и соляные промыслы. На горных выработках применялся труд рабов. Добыча руды и соли давала большую прибыль господствующему классу.
В конце эпохи Чуньцю простой народ, разоряемый аристократами, нарушил существовавший запрет и стал самочинно разрабатывать горные богатства. В древнем памятнике «Цзочжуань» сообщалось, что для пресечения подобных действий были направлены воинские отряды и нарушители преданы смерти. В официальных документах того времени люди, самочинно занимающиеся разработкой недр, назывались бандитами и разбойниками. Однако, так как в результате нарушения запрета были открыты запасы железной руды и начата выплавка железа, правители ряда уделов сняли запрет. Добыча руды и выплавка железа разрешалась при уплате установленного налога.
В период Чжаньго уже существовало немало рудников, где добывали железную руду. В крупнейшем географо-экономическом труде древности «Шаньхайцзин» сообщается: «Меди добывается в горах 467 (единиц), а железа 3609, а мест добычи 33». В знаменитом трактате «Гуаньцзы» приводятся те же цифры. Эти цифры дают представление о производстве железа в период Чжаньго. Железо получило широкое распространение в сельском хозяйстве, ремесле и военном деле. В 50-х гг. нашего столетия при раскопках памятников периода Чжаньго были обнаружены железные сошники, железные мотыги, лопаты, зубья борон, отвалы плугов. В тот период из железа делались гвозди, топоры, пилы и многое другое. Были железные шлемы и панцири, наконечники пик и стрел; железо шло на изготовление телег и колесниц. Распространение железа дало возможность авторам «Гуаньцзы» говорить, что без железа не может обойтись ни крестьянин, ни ремесленник, ни женщина. Железо совершило переворот в экономике страны.
Широкое распространение железа в уделе Ци позволило ему стать сильнейшим и занять положение гегемона других уделов. Росло значение городов — железные изделия стали поступать на рынок. Борьба уделов между собой имела целью захват не только территории и населения, но и городов, ставших центрами торговли и производства железных изделий.
Железные орудия способствовали прогрессу сельского хозяйства. Труд стал более производительным. Стало выгодным разрабатывать пустоши с помощью крестьян-арендаторов. Крупные землевладельцы в конце Чуньцю уже широко используют новую форму эксплуатации земледельцев. Эти изменения привели к широкому развитию ремесла и торговли. Совершенствуется производство железных изделий, лака, шелка, керамических изделий, строительное дело.
С эпохи Чжаньго широко распространяется денежное обращение (медные деньги). Оно способствует возникновению ростовщичества, появлению новой социальной категории людей, не связанных с прежней аристократией. Размеры частных полей в руках владетелей уделов и областей увеличиваются, а аристократические роды разоряются. В новых условиях возникает система купли-продажи земли. Земельные богатства сосредоточиваются в руках нового общественного класса — помещиков, которые обрабатывают землю, эксплуатируя крестьян-арендаторов.
В конце Чуньцю — начале Чжаньго (V—IV вв. до н. э.) на смену рабовладельческому строю приходит феодализм. Феодальные отношения становятся господствующими в общественном производстве, хотя в различных формах сохраняется рабовладельческий уклад.
Ярким выражением становления нового общественного строя явилась борьба рабов и крестьян против господствующего класса, идеологическая борьба философских школ и направлений, борьба различных уделов за гегемонию в стране.
Период Чжаньго — это расцвет древнекитайской идеологии и культуры, время завершения длительного процесса сложения китайской народности. В борьбе идеологий, борьбе отдельных Уделов актуальной становится идея политического и культурного единства Китая.
В междоусобной борьбе крестьянские массы страны несли основную тяжесть военных расходов. По данным хроник, в период Чжаньго сельское население Восточного Чжоу составляло не менее десяти миллионов человек. На это население во время военных действий возлагались подвозная повинность, а также налоги на содержание армии.
Тяжелая участь крестьянских масс страны в период постоянных войн нашла отражение в песнях «Шицзина». В песне «Просо склонило колосья» рассказывается о судьбе крестьян, которых угоняют на войну, а поле остается неубранным.
Клейкое просо склонило колосья,
У проса простого колос уж зреет.
Я же бреду не спеша, одиноко,
Сердце мое от несчастья пьянеет. . .
О, далекое небо, я обращаюсь к тебе,
Как можно жить и ходить на земле?

Население мелких уделов в борьбе своего гуна с более сильным противником принимало сторону сильнейшего, надеясь на улучшение своей участи, рассчитывая защитить свои земли от кочевников и войск других уделов. Когда удел Ци, бывший самым крупным из шести уделов на полуострове Шаньдун, начал войну с уделом Янь в 314 г. до н. э., население Янь не оказало помощи своему правителю и открыло ворота города. Однако, завоевав удел, правители Ци стали притеснять жителей Янь с неменьшей жестокостью. Население Янь — крестьяне и рабы — поднялись на борьбу против захватчиков и способствовали разгрому Ци сильным соседом.
Эпоха Чуньцю-Чжаньго наполнена борьбой крестьянских масс и рабов против господствующего класса. Борьба крестьян была направлена против аристократии, против рабской зависимости землепашца. Хроники сохранили память о самом крупном крестьянском восстании периода Чжаньго — под руководством Чжэ. Его программа была предельно ясна — уничтожение господства аристократов, захват их имущества, распределение поровну богатств между народом.
Восстание Чжэ находило поддержку идеологов, которые, отстаивая интересы помещичьего класса, высказывались за необходимость отдавать предпочтение землепашцам перед ремесленниками и торговцами. Эти идеи находили отражение в песнях «Шицзина». В песне «Рубка сандалового дерева» народ выражает ненависть к аристократам, решимость бороться за лучшую жизнь.
Эй, господин! Вы не сеяли хлеб, не убирали,
Почему же тридцать миллионов снопов отобрали?
Эй, господин! Вы не охотились, за зверьми не гонялись,
Как же в вашем дворце быки оказались?
Настоящий человек не ест никогда
Хлеб праздности — как вы, господа!

Выступления народных масс способствовали прогрессу китайского общества. В условиях раздробленности на отдельные государства народ стремился к прекращению войн, к объединению страны.
В эпоху Чуньцю-Чжаньго гегемония переходила от одного к другому государству. Таких крупнейших государств-гегемонов было шесть — Чу, Ци, Цинь, Цзинь, У и Юэ. По традиционной китайской истории, первый период этой бурной эпохи называется «Уба» — «Пять гегемонов» (Ци, Сун, Цзинь, Чу и У). В других источниках древности вместо У называется государство Цинь.
Система гегемонов возникла как объединение мелких уделов под властью крупного для совместной борьбы против кочевников и других государств.
В древних китайских исторических сочинениях, в том числе «Шицзи», переход гегемонии к уделу Ци связан с правителем Хуань-гуном (684—643). Удачными походами против кочевников, подчинением мелких соседей и тонкой дипломатией Хуань-гун добился поддержки мелких уделов и дома Чжоу. С другой стороны, авторитету Хуань-гуна способствовали успешные экономические мероприятия, проведенные в Ци крупным сановником Гуань Чжуном.
Согласно хроникам, Гуань Чжун ввел охрану лесов от хищнической рубки, защиту водоемов для обеспечения рыбной ловли, начал сооружение дамб и оросительных каналов, распорядился выращивать тутовый шелкопряд, сеять коноплю, разводить в хозяйстве скот и устраивать огороды. Гуань Чжун четко подразделил все население на группы по занятиям: государственных служащих, крестьян, ремесленников и торговцев. Гуань Чжун отводил этим категориям населения особые кварталы и запрещал переход из одной группы в другую.
Эти реформы отражали назревшие потребности общества. Удел, который успел раньше других осуществить хозяйственные мероприятия, оказался более сильным в экономическом и политическом отношении. Начав проводить эти мероприятия, область Ци стала сильнее своих соседей на Шаньдуне, и Хуань-гун в 678 г. до н. э., присоединив к своим владениям уделы Тань и Лу, созвал первый съезд мелких уделов, где был провозглашен гуном-гегемоном. В 650 г. до н. э., после удачной войны с крупным южным государством Чу был проведен второй съезд мелких уделов, который укрепил положение Ци. Съезд оформил коалицию северных областей против Чу, которое было главным противником северных уделов в эпоху Чуньцю-Чжаньго. Характер коалиции определялся еще и тем, что северу, этнически единому, противостояло государство, основу которого составляли иноплеменные группы.
О коалиции, созданной Хуань-гуном, древний философ Мэн-цзы писал: «Самым могущественным из пяти гегемонов был правитель Ауань-гун. Он собрал съезд в Гуйцю. На съезде местные правители связали дощечки, записали договор, но при этом не обмазывали губы жертвенной кровью в знак клятвы верности. Первая заповедь гласила: «Карать непочтительных сыновей, не менять наследников и не делать наложниц женами». Вторая: «Почитать мужей достойных, поддерживать талантливых, прославлять добродетель». Третья: «Уважать старых и лелеять юных, не забывать гостей и путников». Четвертая: «Не делать служилых людей наследственными чиновниками; не допускать соединения в одном лице нескольких должностей; брать на службу только способных; самовольно не казнить сановников». Пятая заповедь гласила: «Не преграждать рек в ущерб другим, не препятствовать закупке хлеба, не жаловать уделов без ведома Сына Неба». Далее в договоре было сказано: «Все мы, участвовавшие в съезде, после заключения настоящего союза обязуемся поддерживать дружбу».
После смерти Хуань-гуна разгорелась борьба между его сыновьями, и удел Ци уступил на время гегемонию Сун. В 639 г.до н. э. удел Сун был разгромлен войсками Чу и гегемонию в стране захватил правитель удела Цзинь, Вэнь-гун (636—628), который сумел нанести поражение Чу и отбить наступление северо-западных кочевников.
Удел Цзинь располагался в пределах современных провинций Шаньси и Хэнань (южная часть). В 632 г. до н. э. Вэнь-гун выступил во главе объединенной армии уделов Цзинь, Сун, Ци, Цинь против армии Чу, Чэнь и Цай. В районе современного уезда Пусянь, провинции Шаньдун, произошло генеральное сражение. Армия Чу была разбита. Однако на этом битвы с Чу не окончились.
В битве 597 г. Цзинь терпит поражение, и гегемоном в стране становится Чжуан—ван удела Чу.
Удел Чу был самым крупным государством Китая этой эпохи. Он занимал территорию современных провинций, расположенных в бассейне нижнего течения Янцзы. Еще в конце периода Западного Чжоу правители Чу присоединили к своей территории 45 мелких уделов. Среди некитайских племен основную группу населения в Чу составляли племена саньмяо — предки мяоских и тайских народов Китая.
В 704 г. глава Чу, Юйтун, первым из всех правителей уделов присвоил титул вана и стал называться У-ван. Его преемники укрепляли государство и не входили в коалицию северных уделов, противопоставляя себя чжоускому двору.
Объединение различных племенных групп способствовало краху могущества государства Чу, что дало возможность правителю другого южного удела (точнее юго-восточного, приморского) У, Холюю (514—496) привлечь на свою сторону соперников Чу и стать Гуном-гегемоном. В первой половине V в. до н. э. удел У был разгромлен южным соседом Юэ, и гегемония перешла к гуну Юэ.
Правитель Юэ был последним гуном-гегемоном. В 403 г. до н. э. удел Цзинь распался на три самостоятельные области; этим начинается период Чжаньго. Чжоу осталось маленьким государством и в 249 г. было завоевано Цинь. На первое место выходит бывший ранее небольшим государством на северо-западе удел Цинь, сумевший подчинить соседние племена и вернуть чжоускую территорию, захваченную жунами.

к следующему параграфу учебника...