Ранний период творчества


вернуться в оглавление учебника...

Г. Н. Поспелов. "История русской литературы ХIХ века"
Издательство "Высшая школа", Москва, 1972 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

VIII. Поэзия и драматургия А. К. Толстого

Среди поэтов «шестидесятых годов» особое место занимал Алексей Константинович Толстой (1817—1875). Подобно Тютчеву, Фету, Майкову и другим сторонникам теории «чистого искусства», он не хотел видеть в художественном творчестве служение интересам общественной жизни. Но тем не менее идеалы поэта имели гражданско-романтический характер, а его произведения часто обладали ярко выраженной политической направленностью. Толстой заявлял себя сторонником поэзии, обращенной к вечным, непреходящим идеалам добра и красоты. Но вместе с тем в лучших своих произведениях — в балладах и «былинах», драматической трилогии — он обращался к изображению определенных исторических эпох, противопоставляя их современности. По происхождению и образу жизни Толстой принадлежал к высшей дворянской знати, был врагом демократического движения, но с нескрываемой враждебностью относился также к бюрократическому режиму самодержавия, осуждая который выступал и как сатирик. Даже в своей «чистой» лирике, выражая личные переживания, поэт часто обращался к мотивам народного творчества и этим придавал своим стихотворениям социальную настроенность. Толстой опровергал своим творчеством ложную теорию «искусства для искусства».

1. Ранний период творчества

Первое выступление А. К. Толстого в литературе относится к 1841 г., когда он выпустил отдельным изданием под псевдонимом «Краснорогский» фантастическую повесть «Упырь». Он примкнул к прозаической традиции консервативного романтизма, представленной особенно ярко В. Ф. Одоевским, а также и А. А. Перовским (А. Погорельским), автором повестей «Лафертова маковница» и «Двойник, или Мои вечера в Малороссии». Толстой был племянником Перовского и развивался под его идейным и эстетическим влиянием. Сюжету своей ранней повести он придал романтико-сатирическую направленность. Представителей чиновно-дворянской среды — генеральшу Сугробину и статского советника Теляева — он изобразил «упырями» (вампирами) и для мотивировки такого изображения разработал средневекового типа легенду о предсмертном проклятии убитого, осуществившемся в трагической судьбе потомков убийцы. Повесть заслужила положительную оценку Белинского, который нашел в ней много достоинств и заключал, что «все это заставляет ожидать в будущем многого от автора «Упыря», что в нем есть «решительное дарование» (1).
Но затем творческие интересы Толстого значительно изменились. Он обратился к поэзии и в течение 1840-х годов написал ряд лирических стихотворений, а также первые исторические баллады. Основные мотивы ранней лирики поэта — это раздумья об увядании жизни старого, родовитого дворянства («Ты помнишь ли, Мария...», «Шумит на дворе непогода...», «Пустой дом»), жалобы об утере былой счастливой жизни («Благовест», «Ой, стоги, стоги...») и обращение к историческому прошлому России и Украины с его героическими деяниями (первая редакция «Колокольчиков», «Ты знаешь край, где все обильем дышит...»).
Интерес к героическим характерам и событиям прошлого привел Толстого к созданию исторических баллад. В некоторых из них старинная воинская жизнь интересует поэта лишь в общем романтическом контрасте с современностью. Такова баллада «Князь Ростислав», представляющая собой разработку одного из вставных эпизодов «Слова о полку Игореве», а также «Курган», в которой поэт пытается изобразить неизвестного богатыря отдаленнейших времен. Но некоторые баллады более определенно выражают гражданско-романтические идеалы молодого Толстого. Такова отчасти «Ночь перед приступом», избражающая один из эпизодов польской интервенции начала XVII в., в котором главными представителями национально-освободительного движения выступают монахи Троице-Сергневой лавры с мечами и топорами, с «железным терпением» и «смиренною молитвою». А в еще большей мере это относится к балладам «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». В них Толстой впервые обращается к изображению даря Ивана Грозного, который явится в дальнейшем героем его романа и первой трагедии.
Уже в ранних балладах Грозный стал для Толстого особенно ярким воплощением жестокого деспотизма царской власти. А од-
----------------------------------------------------------------------
1. Белинский В. Г. «Упырь». Сочинение Краснорогского. — Полн. собр, соч., т. 5, с. 474.
----------------------------------------------------------------------
ностороннее представление о Грозном как о лютом кровожадном тиране было для Толстого выражением его резко отрицательного отношения к деспотизму русского самодержавия. И поэт противопоставляет Грозному людей, которые лишь потому стали жертвами его тиранства, что сохранили человеческое достоинство, нравственную независимость и чувство гражданского долга. Таких людей Толстой ищет прежде всего в среде старой, феодальной аристократии, которая, в его глазах, издавна особенно активно служила национальным интересам, а также и в народной среде, разделяющей подобные стремления. В первой из названных баллад— это князь Курбский, ненавидящий опричнину и в порыве возмущения изменивший родине, это его стремянный Шибанов, преданный своему господину, но в глубине души осуждающий его измену. Он — «не раб, но товарищ и друг» князя, принявший ради него страшные мучения. Во второй балладе — это князь Репнин, смело поднявший свой голос против опричнины, против лести и рабства и сознательно пошедший за это на трагическую смерть. Характеры и конфликты, избранные Толстым, могли бы стать предметом широкого эпического изображения, темами больших поэм. Но Толстой создавал не эпические поэмы, а баллады — произведения лиро-эпические, претендующие не на полноту воспроизведения характеров, а на экспрессивность авторского повествования, и вследствие этого небольшие по объему. Автор стремился раскрыть в них не всю сложность происходящих событий, но лишь их нравственный смысл. Поэтому поэт избражал только кульминационные моменты конфликтов и усиливал выразительность повествования с помощью эпических повторов.
Все поэтические произведения Толстого 1840-х годов, кроме первого стихотворения «Бор сосновый в стране одинокой стоит», не публиковались вслед за своим созданием. В период напряженной борьбы вокруг «натуральной школы» Толстой не участвовал в литературной жизни. Он начал выступать как поэт лишь в 1854г., публикуя ранние произведения наряду с написанным позднее и участвуя в создании поэзии Козьмы Пруткова.