Творческий путь поэта


вернуться в оглавление учебника...

Г. Н. Поспелов. "История русской литературы ХIХ века"
Издательство "Высшая школа", Москва, 1972 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Федор Иванович Тютчев (1803—1873) вошел в историю русской литературы как высоко одаренный лирический поэт, выразивший в своем творчестве романтическое понимание душевной жизни человека и жизни природы. Он продолжал традиции Жуковского и немецкой романтической культуры, но развивал их на основе нового — не религиозного, а философско-идеалистического миропонимания, не связанного с образами и сюжетами христианской мифологии. Он отказался от лиро-эпического рода поэзии, у него нет мотивов фантастики, свойственных балладам Жуковского. Тютчев всецело посвятил свою лирику философско-психологическим проблемам. Тютчевское понимание жизни вызывало настроения глубокого трагизма, ставшего основным мотивом творчества поэта. Вместе с тем лирика Тютчева полна романтической значительности, отличается глубиной анализа душевных переживаний и восприятия природы; в этом — сильная сторона его творчества. Поэзия Тютчева получила высокую оценку современников и сохранила идейно-эстетическое значение до нашего времени.

1. Творческий путь поэта

Первые, обладавшие творческой оригинальностью стихотворения, юноша Тютчев написал в начале 1820-х годов. В это время, будучи студентом словесного отделения Московского университета, он входил в круг молодежи, отличавшейся философско-романтическими интересами. Его близким другом был тогда М. П. Погодин. Домашним учителем и литературным наставником поэта был С. Е. Раич, примыкавший сначала к Союзу Благоденствия, но постепенно отошедший от гражданских интересов. К 1822г. вокруг Раича сложился литературный кружок, очень близкий по своим романтико-философским интересам московскому «Обществу любомудрия», возглавляемому В. Ф. Одоевским и Д. В. Веневитиновым. Участниками этого кружка были М. Погодин, С. Шевырев, А. Муравьев, Д. Ознобишин и другие.
Однако именно тогда, когда кружок Раича вполне сформировался, Тютчев был вынужден поступить на дипломатическую службу и летом 1822 г., по окончании университета, уехал в Баварию. Пребывание в Мюнхене на государственной службе в течение 20 с лишним лет отрывало Тютчева от непосредственного участия в общественной и литературной жиани России. Он не считал себя профессиональным поэтом, не искал литературной славы и не проявлял большой заинтересованности в публикации своих произведений.
Все это и определило своеобразную судьбу его творчества. Впервые Тютчев выступил в печати еще в 1819 г. со стихотворением «Послание Горация к Меценату». Но только через четыре года после отъезда за границу Тютчев стал присылать друзьям на родину свои новые стихотворения. Они изредка появлялись в различных журналах и альманахах. Лишь в самом конце 1820-х годов такие публикации стали появляться чаще, и в разных номерах журнала Раича «Галатея» были напечатаны одно за другим 9 стихотворений. А потом за всю первую половину 1830-х годов в печати появилось лишь 5 стихотворений поэта. Заметный перелом наметился в 1836 г., когда через Вяземского и Жуковского с новыми стихами Тютчева познакомился Пушкин. Он ими восхищался и в 3-м и 4-м выпусках «Современника» напечатал 24 стихотворения под заглавием «Стихотворения, присланные из Германии», за подписью «Ф. Т.». Уже после смерти Пушкина, в 1837—1840 гг., четырнадцать стихотворений Тютчева появились на страницах «Современника», редактируемого Плетневым, но и они неизменно обозначались только инициалами. Таким образом, даже тогда, когда широкие круги русских читателей получили возможность лучше познакомиться с новым выдающимся поэтическим дарованием, они еще не знали, чьими произведениями восхищаются. Имя поэта, живущего за границей, пока оставалось почти неизвестным на родине. Даже ближайшим друзьям поэта не были известны тогда все его творения — около трети стихотворений Тютчева, написанных за границей, напечатаны были лишь после его смерти.
Осенью 1844 г. Тютчев возвратился в Россию, вскоре начал служить в Петербурге и блистал в светских, чиновно-дворянских кругах столицы своим талантом и остроумием. В 1845—1847 гг. в период напряженной идейной борьбы вокруг «натуральной школы», Тютчев не написал ни одного стихотворения. Но после 1848 г. он пережил новый творческий подъем. За пять лет, по 1854 г., поэт создал около 50 стихотворений, из которых свыше 40 были тут же напечатаны в журналах, главным образом в «Москвитянине» Погодина, но также и в «Современнике» Некрасова.
Редакция «Современника» много сделала в эти годы для того, чтобы познакомить русскую общественность с творчеством Тютчева и дать ему достойную оценку, В начале 1850 г. Некрасов написал и поместил в своем журнале статью «Русские второстепенные поэты», в которой, подробно разбирая стихотворения Тютчева, опубликованные Пушкиным и Плетневым в 1830-е годы, отнес их автора «к русским первостепенным поэтическим талантам» (1).
-----------------------------------------------
1. Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем, т. 9. М., с. 220.
--------------------------------------------------
В марте 1854 г. в виде приложения к «Современнику» был выпущен первый сборник стихотворений поэта, а в мае в журнале было опубликовано 18 новых его стихотворений. Наконец, в том же году "Современник" напечатал под редакцией Тургенева более полное издание лирики Тютчева. Читающая Россия узнала теперь имя «одного из самых замечательных наших поэтов, как бы завещанного нам приветом и одобрением Пушкина» (1).
В последующие 20 лет — в годы предреформенного политического подъема и пореформенной реакции —Тютчев создал еще много стихотворений. Но период творческого расцвета был для него уже в прошлом. Все меньше создает он теперь лирических пьес, представляющих собой собственно художественное творчество, все больше пишет стихов, относящихся лишь к частной жизни, или же тенденциозных стихотворений на политические темы. И все резче проявляется теперь консервативность его убеждений.
Хотя Тютчев еще юношей на долгие годы уехал за границу, в своем идейном развитии он имел много общего с некоторыми представителями русской дворянской интеллигенции, жившими на родине, в особенности с такими поэтами, как Е. Баратынский и А. Хомяков. Они с ранних лет обнаруживали философски-романтические умонастроения, отличавшие их от тех современников, которые были причастны так или иначе к гражданско-романтическим интересам. И все они на протяжении 1830-х годов пришли, каждый по-своему, к тому миропониманию, какое в 1840-е годы получило название «славянофильства».
Мировоззрение этих поэтов не сводилось, однако, к славянофильской исторической доктрине, основанной на резком противопоставлении социального уклада России и Запада. Для них большее значение имели морально-философские вопросы. Они считали отрицательными явлениями человеческой жизни рассудочность и индивидуализм, будто бы идущие с Запада, и противопоставляли им нравственные чувства и стихийное нравственное содружество людей как начала, будто бы свойственные лишь русской национальной жизни.
Тютчев еще в 1826 г. в стихотворении, обращенном к декабристам («14 декабря 1825»), осудил их, назвав «жертвами мысли безрассудной» и вместе с тем жертвами развращающей силы «самовластья». Позднее Тютчев принял некоторое участие в разработке исторической доктрины славянофильства своими брошюрами «Россия и Германия» (1844), «Россия и революция» (1849), статьей «Папство и римский вопрос» (1850). Он выразил свои славянофильские взгляды и в ряде стихотворений, написанных в те же годы и позднее,— таких, как «Море и утес», «Молчит сомнительно Восток», «Славянам», «Современное» и т. п. И в них было больше риторики, чем поэзии. В других своих стихах он пытался осознать самобытность русской жизни в свете ложной анти-
-------------------------------------
1. Т у р г е н е в И. С. Несколько слов а стихотворениях Ф. И. Тютчева.— «Современник», 1854, № 4.
------------------------------------
тезы ума и нравственного чувства. Так, в 1855 г., незадолго до крестьянской реформы, Тютчев в стихотворении «Эти бедные селенья» идеализировал бедность и «долготерпенье» русского крестьянства, символически выразив его страдания и кротость в образе Христа, в «рабском виде» исходившего всю Русь. А в 1866 г., в период разгула реакции после покушения Каракозова, Тютчев писал:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Не за такие стихи, при всем их искреннем патриотизме, высоко оценили русские читатели поэзию Тютчева. Идеализация России с ее патриархальной отсталостью не заключала в себе исторической правды. Русское общество искренне увлекалось той большей и лучшей частью стихотворений Тютчева, где нашли свое выражение мотивы романтического восхищения красотой природы, развивающие и углубляющие ее эстетическое восприятие, мотивы философского самосозерцания, способствующего углублению и облагораживанию человеческих переживаний.