.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Литературные направления 1840-х годов


вернуться в оглавление учебника...

Г. Н. Поспелов. "История русской литературы ХIХ века"
Издательство "Высшая школа", Москва, 1972 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

1. Литературные направления 1840-х годов

Существенные изменения в содержании и формах русской художественной литературы, знаменовавшие ее переход на новую ступень исторического развития, происходили уже в 1840-е годы.
В стране господствовала атмосфера тяжелой правительственной реакции. Литература и журналистика находились под невыносимым цензурным гнетом. Но глубокие сдвиги, наметившиеся в недрах русского общества, активизировали общественную мысль и возбуждали новые идейные интересы. К середине 1840-х годов в стране вновь возникает некоторый общественный подъем, происходит оживление литературной жизни.
Гораздо определенней и резче, чем в 1830-е годы, в литературе и критике выступили друг против друга два лагеря: прогрессивный и консервативный. В каждом из них появились молодые писатели и критики, стремившиеся выразить новые общественные идеи. С обеих сторон были выдвинуты новые взгляды па задачи и сущность художественного творчества. В русской литературе отчетливо оформлялись новые литературные направления.
Прогрессивное литературное направление, в котором постепенно объединилась целая группа новых, молодых талантливых писателей, продолжало традиции русского реализма 1820—1830 гг. — традиции реалистического творчества Пушкина, Лермонтова и в особенности Гоголя. Еще в 1830-е годы творчество Гоголя было очень высоко оценено Белинским, уже тогда видевшим в Гоголе «главу» русской литературы, писателя, который занял место, оставленное Пушкиным.
В начале 1840-х годов Белинский вступил в новый период идейного развития. Он стремился воздействовать своими статьями на новых прогрессивных писателей, требуя от их творчества «верности действительности», традициям гоголевского реализма. Вскоре Белинский стал называть их «гоголевской школой» в русской литературе, а затем также «натуральной школой».
Молодые прогрессивные писатели 1840-х годов творчески развивались под большим влиянием литературных и общественных взглядов Белинского. Особенное значение имели те писатели, которые в последующие десятилетия создали своим творчеством новую, самую высокую ступень развития русского критического реализма. Это были И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, А. И. Герцен, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков. Под влиянием творческих идей «натуральной школы» начинал тогда свою деятельность и А. Н. Островский. Даже Л. Н. Толстой, выступивший несколько позднее, в значительной мере исходил в своем творчестве из тех же передовых литературных традиций. Этих наиболее талантливых писателей окружала большая группа писателей менее одаренных, но передовых по своим взглядам.
Прогрессивная русская литература 1840-х годов отражала особенности нового периода развития русского общества. Поэтому она заметно отличалась по содержанию и формам от литературы предыдущего периода.
Белинский провозгласил «социальность» своим «девизом». «Социальность, социальность — или смерть! Вот девиз мой», — писал он Б. П. Боткину в сентябре 1841 г. «Что мне в том, что живет общее, когда страдает личность? Что мне в том, что гений на земле живет в небе, когда толпа валяется в грязи? Сердце мое обливается кровью и судорожно содрогается при взгляде на толпу и ее представителей. Горе, тяжелое горе овладевает мною при виде и босоногих мальчишек, играющих на улице в бабки, и оборванных нищих, и пьяного извозчика, и идущего с развода солдата, и бегущего с портфелем под мышкою чиновника, и довольного собою офицера, и гордого вельможи» (1). Белинский увлекается теперь не отвлеченными философско-историческими и эстетическими вопросами. Он раздумывает о социальных противоречиях и контрастах жизни Петербурга, о бедственном положении «толпы» и обеспеченном самодовольном житье власть имущих. Эти новые интересы и переживания возникали тогда не только у Белинского. Они так или иначе проявлялись во всей передовой литературе 1840-х годов, которая все более проникалась пафосом социальности. Высказывания Белинского в частном письме уже таили в себе программу «натуральной школы».
Важнейшей стороной творчества писателей этой школы был резко усилившийся интерес к нравственно-бытовым отношениям жизни городских, демократических слоев населения к внутреннему миру их представителей, стремление показать и защитить их нравственное достоинство. К середине 1840-х годов в творчестве писателей новой школы изображение обездоленного люда в его повседневной жизни сделалось одной из важных задач художественной литературы. Писатели изображали городскую бедноту, обре-
------------------------------------------------
1. Белинский В. Г. Письмо В. П. Боткину от 8 сентября 1841 г. — Полн., собр. соч., т. 12, с. 69.
----------------------------------------------------
ченную на ненормальное существование, и противопоставляли ее обездоленность блестящей и обеспеченной жизни привилегированных слоев общества. Из писателей старшего поколения всего ближе к такому пониманию жизни подошел Гоголь в «Шинели», напечатанной всего за три года до того, как оформилась «натуральная школа». И Достоевский имел полное основание сказать впоследствии о себе и других представителях этой школы: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя».
Вскоре с этих же позиций прогрессивная литература 1840-х годов стала изображать и крепостное крестьянство. Эта тема не была новой в русской литературе. Но реалистического изображения повседневной жизни и внутреннего мира крестьянства до 1840-х годов по существу еще не было.
Писатели новой школы показывали жизнь народа в определяющих ее непримиримых социальных противоречиях. При этом они раскрывали не только страдания крестьян под властью помещиков, но и те внутренние богатства, те задатки человеческого развития, которые таились в людях, обрекаемых крепостничеством на забитость и неразвитость.
Защита обездоленных трудящихся масс соединялась, естественно, в творчестве писателей «натуральной школы» с сатирическим изображением высших слоев общества. Хотя здесь представители «натуральной школы» в большей мере были связаны преемственностью с творчеством Гоголя, они в то же время сделали значительный шаг вперед. Они сатирически изобразили дворянство и крупное чиновничество, противопоставив их беспечное, паразитическое существование миру труда и нищеты, доказав, что подобное существование уродует и их собственную жизнь.
Передовые писатели 1840-х годов следовали за Гоголем и в самих принципах изображения жизни. Одним из важнейших эстетических достижений Гоголя было осознание жизни в ее социально-бытовой характерности и применение в качестве средств типизации характеров множества портретно-бытовых и речевых деталей.
Гоголь раскрывал социальную характерность портретно-бытовых и речевых деталей по преимуществу с их комической стороны. И писатели новой, «гоголевской школы» отчасти следовали за ним в этом. Но они применяли подобные же приемы типизации характеров и для других идейно-эстетических задач — для раскрытия социальной угнетенности и страданий народных масс, для выявления нравственных достоинств жизни бедных тружеников города и деревни.
Таким образом, прогрессивная литература 1840-х годов сделала значительный шаг вперед в расширении и углублении проблематики реалистического изображения жизни. Она обладала вместе с тем и значительной эстетической принципиальностью, Белинский поддерживал реалистические искания молодых писателей, теоретически разъяснял им сущность реалистического изображения жизни.
Однако само слово «реализм» еще не употреблялось тогда в литературной критике. Белинский применял в этом смысле слово «натурализм», разумея под натурализмом верность изображения действительности. «Мерка достоинства поэтического произведения есть верность его действительности» (1), — писал он.
Таким образом, творчество писателей «натуральной школы» явилось своеобразным и ранним этапом в развитии русского критического реализма как уже вполне оформившегося литературного направления.
Литература, консервативная по идейной направленности и противостоящая «гоголевской школе», имела свои творческие традиции и свою творческую программу. В основном это была традиция этико-философского романтизма 1820—1830 гг.
В 1840-е годы эту традицию продолжала довольно большая группа поэтов-лириков. Среди них были представители старших поколений: Н. М. Языков, С. П. Шевырев, А. С. Хомяков, Ф. И. Тютчев и молодые, начинающие поэты: А. А. Фет, А. Н. Майков, Н. Ф. Щербина, Я. П. Полонский, Л. А. Мей. Все они проявляли себя по преимуществу или даже исключительно в области пейзажной, любовно-элегической и философской лирики, почти не обращаясь ни к эпосу, ни к драме, ни тем более к бытовой прозе. Они стремились так или иначе обойти вопросы социальной жизни, уходя от них в мир внутренних переживаний личности, осознавая в свете «вечных» вопросов жизни и смерти, или отдавались романтическому восприятию природы.
В провозглашении эстетических идеалов консервативной литературы 1840-х годов активное участие принимал С. П. Шевырев, приверженец этико-философского романтизма. В 1820—1830 гг. он пропагандировал в своих статьях религиозно-мистическое понимание художественного творчества. К 1840-м годам он, видимо, понял, что подобные идеи уже не могут иметь успеха в русском обществе. Шевырев ограничивался теперь утверждением абстрактно-моралистического и абстрактно-эстетического значения художественной литературы. Этим он обосновывал идею «чистоты» искусства, его независимости от интересов и запросов общественной жизни.
К Шевыреву присоединились тогда же и некоторые молодые критики из группы «славянофилов»: И. В. Киреевский, К. С. Аксаков и др. Все они противопоставляли идее «верности искусства действительности», объединявшей прогрессивную литературу, идею «искусства для искусства». В консервативной литературе 1840-х годов по существу складывалось новое литературное направление — направление «чистого искусства», противостоящее реалистическому направлению, «натуральной школе».
----------------------------------------------------
1. Белинский В. Г. Литературный разговор, подслушанный в книжной лавке. — Полн. собр. соч., т. 6, с. 359.
----------------------------------------------------
Итак, в 1840-е годы вновь усиливается борьба резко обозначившихся литературных направлений. В них находили свое творческое н теоретическое выражение новые, только возникавшие тогда течения общественной мысли.
Поэтому очень важно выяснить основные особенности общественных взглядов наиболее значительных писателей и критиков этого времени. Особенно важны общественные и литературные взгляды Белинского.