Предисловие


вернуться в оглавление книги...

Г. Н. Поспелов. "История русской литературы ХIХ века"
Издательство "Высшая школа", Москва, 1972 г.
OCR Biografia.Ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

История русской художественной литературы второй половины XIX в. включает творчество многих очень разных писателей и немало больших по объему и сложных по содержанию произведений. Она тесно связана с историей литературной критики, публицистики, журналистики, где в этот период также было особенно много разнообразного, сложного и противоречивого.
Задача историко-литературного курса, по мнению автора, заключается не только в том, чтобы показать общие особенности развития художественной литературы, но и в том, чтобы эти особенности объяснить. Поэтому курс должен дать характеристику основных тенденций идейного развития общества, возникновения и борьбы различных литературных и общеэстетических взглядов, столкновения различных литературных объединений (литературных групп, обществ, кружков, редакций, журналов и т. п.) и, наконец, охарактеризовать те глубокие процессы, происходившие в общественной жизни, которые обусловливали явления идейного и литературного развития.
Выполнению этих задач служат в основном обзорные главы учебника. Они дают общую картину литературной жизни того или другого периода. В них творчество отдельных писателей рассматривается в отношении к определенным литературным течениям. Под «литературным течением» разумеется художественное творчество ряда писателей, различных по жизненному опыту, уровню и размаху таланта, но связанных относительным единством взглядов, миропонимания, а следовательно, и проблематики. Затем прослеживается, как писатели разных течений группируются в процессе идейной и эстетической борьбы, выступая в роли критиков и публицистов, объединяются на основе определенных творческих программ или, иначе говоря, входят в то или иное литературное направление. Развитие писателей всегда происходит в идейной атмосфере, создаваемой определенными идейно-политическими противоречиями жизни общества в тот или иной исторический период. Поэтому в обзорных главах много места уделяется важнейшим течениям общественной мысли, которые всегда оказывают прямое или косвенное влияние на художественное творчество.
Крупные писатели, чье творчество более полно рассматривается затем в отдельных главах учебника, получают в обзорных главах лишь общую характеристику. Второстепенные писатели, о которых говорится только в обзорах, характеризуются подробнее. Литературная критика и публицистика, даже в лице крупнейших представителей, рассматривается только в обзорных главах.
В главах, посвященных отдельным крупным писателям, рассматривается их идейно-творческое развитие. Биографические данные, которые легко найти в учебных пособиях и монографиях, в них не включаются.
Одна из основных задач монографических глав состоит в установлении конкретных социально-исторических закономерностей возникновения и развития творчества писателя. Закономерности эти характеризуются наличием определенных идеологических предпосылок, обусловивших особенности замыслов писателя (выбора, понимания и оценки изображаемых характеров) и направления, в котором он мог углублять и изменять их в процессе реалистического отражения жизни.
С другой стороны, большое внимание в этих главах уделяется возможности противоречия в содержании того или иного произведения — противоречия между пониманием характеров, вытекающим из общественных идеалов писателя, часто романтических, и объективным смыслом произведения, вытекающим из его реализма и определяющим его общенационально-прогрессивное, народное значение. Под романтикой имеется в виду такое идейное утверждение жизни, которое заключает приподнятое эмоциональное стремление личности к возвышенному идеалу. Романтика была характерной стороной содержания многих произведений романтического направления («романтизма»), но она проявлялась и в произведениях других направлений. Под реализмом разумеется верность воспроизведения характеров в их внутренних закономерностях, созданных общественными отношениями эпохи. Писатель может, следовательно, выражать в образах своих героев романтическое понимание и оценку их характеров и в то же время отражать эти характеры реалистически.
Наконец, соответствующие главы пособия содержат характеристику стиля писателя — особенностей всех основных сторон художественной формы его произведений, выражающих особенности их содержания.
В конце каждой главы пособия даны ссылки на источники и пособия, к которым студенты могут обратиться при самостоятельном изучении соответствующих разделов курса.