Социальная среда и личность


вернуться в оглавление учебника...

"Исторический материализм", под ред. А.П.Шептулина и В.И.Разина
Москва, "Высшая школа", 1974 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

§ 4. Социальная среда и личность

Личность формируется в социальной среде. Что же представляет собой эта среда и из каких «компонентов» слагается? Методологический принцип, сформулированный Марксом, подчеркивает, что среда человека — это особый социальный мир, «вторая природа», являющаяся «продуктом промышленности и общественного состояния», результатом деятельности целого ряда поколений людей (1). Человек не пассивный «объект» в руках мистических обстоятельств, он сам активный субъект изменения условий своей жизни; связь человека со средой осуществляется посредством деятельности. Маркс и Энгельс подчеркивали, что обстоятельства, в которых действуют люди, сотворены самими людьми и, в свою очередь, выступают по отношению к ним как объективные условия их существования и развития.
Раскрывая общественную среду как определяющий фактор развития личности, важно анализировать прежде всего общественное бытие, структуру общественно-экономической формации, систему разделения труда и социальных отношений, не упуская при этом и те компоненты социальной действительности, с которыми человек непосредственно взаимодействует и которые составляют его ближайшую «микросреду». При этом «микросреда» есть звено общих социальных условий, преломляющее их воздействие на личность. Неправильно было бы рассматривать ее в отрыве от общих законов функционирования общества или представлять отношения в микроокружении человека моделью всех общественных отношений. В буржуазной эмпирической социологии подобный подход является своеобразным средством отказа от анализа объективных общественных отношений — экономических, социально-политических, правовых и других — при рассмотрении условий формирования личности и сведения всех социальных авязей к «психологическим контактам», типичным для малых групп человеческого общения. Этим самым устраняются исторически конкретные социальные формы бытия, определяющие социально-классовую типологию личностей, и все сводится к абстрактной «всеобщей природе человека», не зависящей фактически от реальной истории.
Среда личности представляет собой сложное единство общего, особенного и единичного. Не только черты общества в целом, его социально-классовой структуры, но и особенности групп, коллективов, к которым принадлежит человек, семья, группы общения и т. д., — все это оказывает влияние на развитие личности, формирует индивидуальное своеобразие ее духовного мира. Особенности этих групп, разный уровень их социального развития и зрелости предполагают разнообразие в обычаях, традициях, нормах, которыми регулируется поведение человека. Эта разница «микроусловий» преломляет усвоение личностью общественной информации. Существенным компонентом социального окружения человека является «идейная среда», «нравственно-психологическая атмосфера», которые складываются из взаимодействия разных моментов, характеризующих общественную идеологию и психологию, средства и методы воспитания, объем, содержание и методы распространения той информации, которую общество предоставляет лично-
--------------------------------------------------------------------------------------
1. См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 38, 41—44.
--------------------------------------------------------------------------------------
сти, настроения, мнения, а также особенности психологии разных групп и духовный облик окружающих личностей.
Немаловажны здесь и условия места (территориальное окружение человека) — город, рабочий поселок, деревня, национально-этническое окружение, формы и размер дохода семьи, объем свободного времени, формы проведения досуга, обычаи и традиции ближайшего окружения. Все это формирует определенный уклад жизни, сказывается на обычных, привычных формах отношений человека с миром, его окружающим.
Изучение социальной среды, окружающей личность, должно охватывать все компоненты, которые неравноценны в общем значении, но в индивидуальном воздействии каждый из них может стать фактором, стимулирующим развитие личности в том или ином направлении. Немаловажное значение имеет «вещное окружение» человека. Вещи также обладают социальным значением и играют разную роль в жизни человека. С вещами связан уклад жизни, с ними передаются из поколения в поколение разные системы действий (особенно в производстве). Вещи, окружающие человека, являются посредником в передаче определенных нравов, эстетических вкусов. Они несут в себе и разное социальное содержание. Например, при капитализме стремление к личному обладанию вещным богатством — движущий стимул буржуазной личности. Значительность личности определяется ее собственностью, а сама вещь становится не просто предметом потребления, а символом престижа. При капитализме возникает и так называемая престижная культура, когда обладание какой-либо вещью становится ценным не само по себе, а из-за престижных соображений, как свидетельство определенного социального положения личности. Культ вещей, погоня за предметами моды формируют человека-потребителя.
Социалистическому обществу чужд культ вещей, но опасность формирования потребительского отношения к жизни, к сожалению, полностью не изжита. Поэтому воспитание разумного отношения к материальным и духовным потребностям есть одна из важнейших задач формирования гармонической личности, у которой функция потребления не должна разрастаться до размеров, грозящих поглотить саму личность. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что школа почти не уделяет внимания развитию материальных потребностей; установки молодежи в сфере потребления складываются в основном стихийно и поэтому далеко не всегда правильно.
В сфере социальных отношений и общения личности огромную роль играют традиции и обычаи. В воспитании человека как гражданина велика роль революционных традиций. Их поддержанию и развитию способствуют и специальные средства, с помощью которых традиции оживляются и приобретают эмоциональную окраску. Организация праздников, походов, военно-спортивных игр дает молодежи возможность ощутить дух революционной героики, прочувствовать все величие подвига, совершенного во время революции и в Великую Отечественную войну. Это тем более необходимо, что многие исследователи отмечают нередко отставание социального опыта современной молодежи от уровня ее знаний.
Традиции и обычаи, привычные формы отношений могут обладать разным социальным содержанием. Они могут быть сознательно организованными формами жизни и отношений людей. В пользу этого говорит педагогический опыт А. С. Макаренко и других педагогов, с определенной педагогической целью создававших соответствующий комплекс деятельности и отношений, побуждавших личность к восприятию социалистических норм поведения. К сожалению, традиции и обычаи той микросреды, в которой воспитывается личность, могут нести в себе и некоторый запас старых, досоциалистических форм, относящихся к области пережитков. Например, ребенок, воспитывающийся в семье, где еще сохраняется индивидуалистический уклад жизни, где бытуют пьянство и грубость, приходя в школу, приносит с собой и определенные навыки поведения, которые могут восприниматься и другими детьми. Для устранения подобных антисоциальных привычек недостаточно одних бесед о морали, важно так перестроить систему отношений ребенка с окружающими, чтобы он смог приобрести новые привычки, нравственно-позитивный опыт.
Социальные функции личности реализуются внутри тех коллективов, где протекает ее жизнедеятельность. Это прежде всего семья, в которой начинается вхождение человека в общественный мир, школа и другие воспитательные учреждения, общественные организации, трудовые коллективы и разнообразные группы общения на работе, в быту и т. д. Все эти коллективы разнообразны по своему содержанию, по значению, по уровню социальной зрелости (если иметь в виду развитие в них социалистических принципов и отношений). Личность в своем формировании осознает и соотносит общественные, коллективные интересы и требования с личными, может переживать и конфликтные ситуации, когда эти нормы, интересы и требования по тем или иным причинам расходятся.
Индивидуальный облик личности создается тем, что человек в процессе своего формирования и развития последовательно и одновременно живет и действует в разнообразных связях и отношениях: их «пересечение» не только обогащает личность, но и при определенных условиях может иметь отрицательные последствия — «раздвоение личности», разрыв между знаниями, убеждением и поведением и т. п. Человек является той точкой, где скрещиваются и отбираются различные социальные влияния. Это разнообразие ставит его перед ситуацией выбора решения, требующего активной позиции. Воздействие среды, поскольку оно разнообразно, не предполагает однозначного решения; выбор линии поведения осуществляется самим человеком.
Из всех элементов микросреды коллектив оказывает наибольшее влияние на формирование личности как во взрослом, так и в детском возрасте. Структура коллективных отношений сложна, она включает деловые (функциональные), управленческие и нравственно-психологические отношения. Каждый коллектив — это такой социальный организм, в котором личности объединены не только системой объективных взаимоотношений, но и возникающими на их основе «психологическими» связями. В коллективе есть своя «психологическая» структура, проявляющаяся в особенности коллективного мнения, в общности оценок, норм отношений и поведения, в характере требований коллектива к своим членам, в целях, планах и т. д.
Межличностные связи, возникающие в общении членов коллектива, оказывают значительное влияние на формирование индивида. Они обладают известной самостоятельностью по отношению к функционально-деловой или управленческой структуре, поскольку складываются в общении разнообразных индивидуальностей. В этих отношениях существует не только «деловая заинтересованность» личностей, но и чувства их по отношению друг к другу, взаимные симпатии или антипатии, которые создают определенную эмоциональную атмосферу коллектива, влияющую на поведение личности. Существование этой атмосферы может сделать совместную работу или учебу приятной или тягостной для личности, сказываясь и на ее самочувствии, и на общем стиле и тоне отношений в коллективе. Эта эмоциональная атмосфера связывает личность с коллективом или отталкивает от него и делает коллективы значимыми или безразличными для личности. В первом случае они выступают как сильнодействующий инструмент воспитания; мнения и оценки коллектива оказываются чрезвычайно важными для личности.
Весьма важным является и место, которое занимает личность в коллективе, в деловых и в личных отношениях. Это место не всегда одинаково, о чем говорят многочисленные социометрические исследования. Человек дорожит не только своей деловой репутацией, но и личной, он может испытывать страдания, идти на самопожертвование, чтобы не потерять личного достоинства, не пасть в мнении своих товарищей. Это очень важный социально-психологический «механизм», который необходимо учитывать в воспитательной работе. К сожалению, он не всегда несет в себе позитивное содержание; все зависит от социальной характеристики того коллектива, который оказывается максимально значимым в глазах личности. Если личность ориентируется на мнимый коллектив с антисоциальными ценностями, то этот механизм работает против личности, но во всех случаях необходимо учитывать его действие. Через перестройку отношений в коллективе или отношений личности с коллективом можно достигать значительного воспитательного эффекта.
Необходимо учитывать также и социально-психологический механизм авторитета коллектива, который играет большую роль в процессе управления как коллективом, так и его членами. Влияние коллектива на личность и восприятие ею коллективных задач и целей существенным образом зависят от его авторитета, который является как бы «социальным ферментом», усиливающим процесс взаимодействия коллектива и личности. Авторитет личности складывается в разных видах деятельности и отношений. Деловой авторитет, наибольшая компетентность в решении различных вопросов приобретаются через образование, овладение наукой; нравственный авторитет создается и поддерживается в общении с людьми, в принципиальном поведении, в умении применять одни и те же принципы и требования по отношению к себе и к другим людям.
Личность стремится к самоутверждению в коллективе посредством приобретения авторитета в каком-либо виде деятельности, чаще всего в наиболее значимом для коллектива, или в нравственных отношениях. Если ей это удается, она занимает прочные позиции и ее поведение регулируется коллективными нормами. Если же это ей не удается, то стремление приобрести авторитет любой ценой может вылиться в уродливые и смешные формы, и во всех случаях это отрицательно сказывается на позиции личности и на направлении ее развития. В социально-психологических исследованиях отмечаются разновидности мнимого авторитета, с помощью которых личность стремится поразить воображение сверстников, — нарушение дисциплины, небрежное отношение к общепринятым нормам поведения и т. п.
Среда не действует фатально, с роковой предопределенностью, она не обусловливает с железной необходимостью судьбу и внутренний мир человека, его характер, мотивы, установки. Думать так было бы большим заблуждением. Человек активен, он сам создает среду своего существования, сам же ее изменяет, если она не отвечает его потребностям. Конечно, он делает это не в одиночку. Человек отнюдь не бессилен перед лицом обстоятельств, он может быть рабом их, но может быть и хозяином, — это зависит не только от социальных условий, но и от его собственной позиции. Абсолютизация роли среды и недооценка активности личности приводят нередко к большим издержкам в воспитании, к безответственности человека, к его пассивности. Между тем если не вся среда, в которой человек живет, то «микроокружение» является предметом его выбора. Личность может влиять на свое непосредственное окружение, она вовсе не должна приспосабливаться к нему, во многих ситуациях нужно бороться с дурным окружением, преобразовывать характер отношений, форм общения и норм жизнедеятельности в коллективе. Среда может стимулировать активность человека и может, напротив, подавлять ее или одновременно стимулировать в одном направлении и тормозить в другом. Человека не только «воспитывают обстоятельства», но и в определенной мере он сам себя воспитывает в этих обстоятельствах, избирательно относится к окружающим влияниям. Процесс самовоспитания может быть более или менее стихийным, цель педагогического управления этим процессом заключается в том, чтобы стимулировать, пробудить потребность в самовоспитании, в самоусовершенствовании личности. Не следует забывать, как выразился один из литературных героев, что «жизнь не имеет второго варианта... Тот единственный, какой есть, создаем мы сами».
Разработка научно обоснованной системы воспитания личности в нашей стране требует ясного понимания путей, методов и средств ее формирования. Необходимо учитывать, что формирование духовного мира личности осуществляется в различных видах ее активной деятельности. Поэтому преобразование содержания и структуры различных форм социальной деятельности, осуществляющееся в ходе коммунистического строительства, есть необходимое условие преобразования социальной структуры личности. Но условие это создается самими людьми в общественной практике; усвоение социального опыта личностью осуществляется через ее участие в его создании. Поэтому процесс формирования личности не следует отрывать от общих социальных, изменений, происходящих в процессе коммунистического строительства.
Великая Октябрьская социалистическая революция, построение социализма коренным образом изменили место и роль рядового трудящегося человека в обществе, ликвидировали эксплуатацию, социальное неравенство и классовые антагонизмы. С построением социализма существенно преобразовались и наполнились новым содержанием социальные функции, постепенно превращаясь в формы собственной жизнедеятельности и развития личности. Социализм вызвал к жизни новую систему ценностей, существенно преобразовал структуру мотивов трудовой и других видов деятельности у широчайших слоев населения. Стирание социальных и классовых различий в социалистическом обществе привело к выравниванию социальных условий. Уже при социализме индивидуальное развитие личности, характер ее мировоззрения, взглядов, настроений не предопределяются классовой принадлежностью.
Своеобразным продуктом новой социальной структуры социалистического общества является новый советский человек-гуманист, коллективист, интернационалист, труженик и хозяин, организатор и исполнитель, творец и строитель нового общества. Человек-труженик впервые в истории стал главной ценностью социалистического общества.