Социальная структура общества и тип личности


вернуться в оглавление учебника...

"Исторический материализм", под ред. А.П.Шептулина и В.И.Разина
Москва, "Высшая школа", 1974 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

§ 3. Социальная структура общества и тип личности

При всей значимости «природных качеств» человека, необходимости учета их в процессе социального развития не следует забывать, что сущность личности социальная. Маркс писал: «...сущность «особой личности» составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество» (1).
Как же формируется «социальное качество» человека? Человек не рождается личностью, он ею становится, усваивая общественный опыт. Характер развития человеческого индивида в личность зависит от общества. Условием формирования и развития личности является ее реальная социальная деятельность, выполнение человеком определенных функций в обществе. Маркс и Энгельс неоднократно подчеркивали, что социальные качества человека формируются при выполнении им определенных социальных функций, причем сами по себе эти общественные функции и сферы деятельности есть «не что иное, как способы существования и действия социальных качеств человека» (2). Анализируя процесс формирования личности, важно разграничить следующие аспекты: процесс становления личности, достижения ею социальной зрелости; вхождение человека в определенную социальную среду и дальнейший процесс ее существования и развития в определенном обществе. В первом случае речь идет о развитии ребенка в процессе общественного обучения и воспитания, в ходе которого он усваивает чело-
--------------------------------------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т 1, стр. 242.
2. Там же.
---------------------------------------------------------------------------------
веческие формы деятельности и отношений, нормативы и ценности общественного сознания, необходимые ему для того, чтобы он достиг социальной зрелости и стал способным к выполнению определенных общественных функций. Во втором — имеются в виду социальные условия существования, деятельности и развития взрослого человека.
Какие виды деятельности или социальные функции наиболее существенны для формирования социальных качеств человека?
Деятельность человека в социалистическом обществе, например, широка и разнообразна, она не может быть сведена к профессионально-трудовой деятельности, хотя последняя играет главную роль в социальной жизни человека. Система социальной деятельности включает в себя общественно-политическую деятельность в сфере управления производством и обществом в целом; художественно-эстетическую и познавательную деятельность (в профессиональной и непрофессиональной форме); деятельность в сфере образования, воспитания, самообразования и самовоспитания; лично-семейную жизнь и разные формы отдыха, развлечений и т. п.
Выполняя общественные функции, человек формируется разными гранями своей личности: как труженик, как хозяин-организатор и исполнитель, как гражданин, как семьянин, потребитель, воспитатель и воспитуемый, как субъект познания, общения, досуга и т. п. При этом надо иметь в виду, что социальная деятельность личности — это не вообще комплекс всех видов общественной практики, а те виды деятельности, в которых человек принимает более или менее активное личное участие. Какими видами деятельности и формами отношений овладевает человек, какова степень участия его в разных формах общественной деятельности, каков вид труда, характер и уровень образования, личная активность и инициативность в различных областях общественной жизни, каково распределение времени на выполнение различных функций и их личная значимость, каково их конкретное сочетание у данного человека — все это существенные показатели его социально типических черт и меры усвоения конкретным индивидом совокупности общественных отношений.
Общество выступает как нечто целое по отношению к конкретной личности, оно развивается по своим собственным объективным законам. Личность может существовать и действовать лишь постольку, поскольку она усваивает и воспроизводит в своей деятельности формы отношений, типичные для общества. В силу этого личность формируется в известном смысле «по образу и подобию» типичных социальных отношений и для ее понимания необходимо постоянно иметь в виду, какие социальные функции она выполняет, какие требования предъявляются к ней существующей общественной системой, какие деятельность и поведение формируются в соответствии с объективными законами движения общественной системы и одобряются общественным сознанием. Каждый человек, живущий в определенную историческую эпоху, в обществе с определенным экономическим строем, социально-политической структурой, системой общественных отношений и культурой, так или иначе воплощает в себе типичные черты, присущие эпохе, стране, классу или социальной группе, к которым он принадлежит. Поэтому марксизм изучает не только «человека вообще» и его общую социальную природу, но и раскрывает исторически конкретные взаимосвязи личности и общества, показывает разные социальные типы личностей, порожденные разными общественными отношениями, в которых человек формируется, живет и действует. Марксизм раскрывает исторически конкретный процесс формирования личности, принадлежащей к разным общественно-экономическим формациям, классам и социальным группам. Социальные функции человека, его социальная деятельность, все условия формирования, а следовательно, и социально-психологический облик личности существенно различаются в зависимости от того, в какую систему экономических, политических, нравственных и других отношений включен человек, к какому классу или социальной группе он принадлежит. В. И. Ленин писал: «...социолог-материалист, делающий предметом своего изучения определенные общественные отношения людей, тем самым ... изучает и реальных личностей, из действий которых и слагаются эти отношения» (1)
. Типичные черты личности, принадлежащей к определенной социальной группе или классу, создаются тем, что каждый вид этих социальных образований и общностей есть звено целостной социальной структуры и обладает признаками и чертами, принадлежащими общественному целому. В разных общественно-экономических формациях связь личности с обществом опосредуется особенностями классовой и групповой среды. В целом, вид и формы деятельности конкретного человека определяются прежде всего его принадлежностью к классу или социальной группе, в этих рамках существует и конкретное разнообразие социальных функций человека, и их социальное содержание.
Социальная типология личностей является порождением и отражением определенной социальной структуры общества. В этом аспекте личность является своеобразной персонификацией определенных общественных сил, объективным представителем социальных групп, классов, разделяющим их образ жизни, деятельности, а следовательно, и мыслей. Таким образом, в социальной характеристике личности речь идет прежде всего о социальном типе, о том образе действий и мыслей, который с необходимостью естественного закона предписывается объективно существующей системой общественных отношений всем конкретным индивидам и который в разной степени усваивается ими.
Как член класса, человек является носителем классовой психологии, которая формируется в специфических условиях бытия класса. Важно при этом заметить, что для социальной характеристики личности важна не только принадлежность ее к классу, но и то, разделяет ли человек сознательно интересы класса. Известно,
-----------------------------------------------------------------------------------------
1. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, стр. 385.
-------------------------------------------------------------------------------------
что классово сознательные рабочие ведут себя иначе, чем равные им по экономическому положению, но политически индифферентные.
В произведениях К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина даны великолепные социально-психологические характеристики типов личности пролетария, крестьянина, мелкого буржуа, капиталиста — от «рыцарей первоначального накопления» до империалистических хищников монополистического капитала. Маркс отмечал, что типичная для буржуа деятельность и отношения, в ней складывающиеся, толкают его к тому, чтобы быть хитрым мошенником, маклером-надувателем, продажным корыстолюбцем, бессердечным и бездушным, чуждым общественному духу, беспрепятственно тортующим интересами общества спекулянтом, ростовщиком, сводником, холопом, ловким льстецом, сухим денежным плутом и т. п. (1). Необходимость революционного низвержения общества «золотого тельца», где человек низведен до уровня вещи, где все продается и покупается, породила социальный тип пролетарского революционера, человека, для которого служение обществу, людям — высший смысл жизни. Шедевры мировой литературы могут дать богатейший материал для социально-психологической характеристики типов личности. Достаточно вспомнить галлерею образов О. Бальзака, Э. Золя, М. Горького, М. Шолохова и др., чтобы проиллюстрировать социальную типологию личностей.
Проблема социальной типологии личностей, критерии выделения социальных типов, особенно в социалистическом обществе, — одна из наиболее важных, сложных и наименее разработанных проблем в теории личности. Перенесение же психологической типологии в область, социологии методологически неоправданно, поскольку в едином социальном типе могут находиться самые разнообразные психологические типы. Существует необходимость в создании более конкретизированной и расчлененной социальной типологии личностей социалистического общества, учитывающей внутриклассовые социальные различия, профессионально-квалификационные различия, национальные особенности и всю гамму сложных экономических и политических отношений, взятых в процессе их становления и развития (2).
Раскрывая объективное социальное положение человека в обществе, его классовую принадлежность, не следует при этом упускать из виду, что люди в обществе различаются не только как представители определенных классов, социальных или этнических групп, но и как индивидуальности внутри класса. Индивидуальный облик личности создается, с одной стороны, наличием определенных биопсихических предпосылок, с другой — тем, что человек в процессе своего формирования и развития последовательно живет и действует в разнообразных связях и отношениях, выполняет раз-
-------------------------------------------------------------------------------
1. См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, стр. 577— 578, 599
2. См.: М. Я Корнеев. Проблемы социальной типологии личности. Л., Изд-во ЛГУ, 1971; см.; Г. Л. Смирнов. Советский человек. М., Политиздат, 1971.
------------------------------------------------------------------------------
ные функции и выступает членом разных групп, ассоциаций и организаций — от политических до спортивных, каждая из которых предъявляет к человеку специфические требования. Человек как бы является той точкой, где скрещиваются и отбираются разные социальные влияния. Поэтому люди различаются не только по своему месту в обществе и по характеру функций, но и по тому, как они их выполняют, вкладывая в деятельность свой ум, талант, способности, волю и чувства, и по тому, как они относятся к своему положению и общественным функциям, какую они имеют для них ценность. Маркс и Энгельс отмечали: «Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем как она это делает» (1).
Социально типические черты раскрываются в огромном многообразии человеческих индивидуальностей. На основе реального образа жизни каждого человека формируются и типичные социально-психологические черты, характеризующие людей, живущих в одном обществе, принадлежащих к определенному классу или социальной группе. Бесконечное же разнообразие условий жизни, среды, окружающей человека, выявляется в особенностях его жизненного пути и неповторимом своеобразии его социально-психологических характеристик. Однако если свести понимание индивидуальности к наличию у человека разнообразных особенностей в физическом облике, темпераменте, психическом складе, то логично предположить, что такого рода индивидуальностью человек обладает от рождения и на приобретение ее можно не затрачивать собственных сил. Понятие «индивидуальность» можно рассматривать на биологическом, психологическом и социальном «уровнях», выявляя особенности этих уровней. При всей их взаимосвязи они не подменяют друг друга. Биология, например, отмечает, что общее число генов столь огромно, что оно обеспечивает чрезвычайное разнообразие людей, практическую неповторимость человеческих комбинаций, так что каждый настоящий и будущий индивид будет обладать уникальным набором генетических групп (2).
Индивидуальность личности не сводится к особенностям биологическим, морфологическим или психическим, хотя все они участвуют в ее формировании. Личность в своем становлении стремится утвердить себя, быть оригинальной, непохожей на других. Иногда это выражается чисто внешне — в одежде, манере поведения, в отношении к общепринятым нормам. Это «болезнь роста», однако нередко она сохраняется на всю жизнь, прикрывая внутреннюю пустоту или шаблонность образа мышления, чрезвычайную зависимость от «мнений» соседа. Индивидуальность личности проявляется в степени развития ее творческих сил, ее социальной инициативности и активности, в том, чем каждый человек обогащает или общество в целом (если это выдающаяся личность), или тот или иной коллектив и то дело, которому он служит. В процессе воспитания весьма важо стимулировать потребность личности в развитии тех индивидуальных способностей и сил, которыми она может обогатить не только свою жизнь, но и окружающих.
Разумеется, личность не может быть сведена к сумме социальных функций, но и без них абстрактный, изолированный от общества индивид личностью не становится. Являются ли общественные функции исполнением чуждых, извне навязанных человеку «ролей», а сам человек — «марионеткой», или они представляют собой собственную жизнедеятельность человека и средства его развития — это зависит прежде всего от тех законов, по которым развивается общественная практика. Так, разрыв и обособление различных видов человеческой деятельности между разными социальными группами и классами, взаимный антагонизм их целей и интересов, отчуждение деятельности от человека характеризуют капиталистическое общество, основанное на эксплуатации человека (3). В социалистическом обществе сущность личности неотделима от ее социальной деятельности и отношений, в которых она формируется и проявляется. Необходимо при этом иметь в виду, что социалистическое общество находится в развитии. Поскольку разные сферы общественной жизни обладают разными темпами и особенностями развития, постольку и общественные условия формирования личностей разнообразны. «Построение» гармонической системы социальной деятельности на основе коммунистических форм отношений завасит от социальных преобразований в разных сферах общественной жизни — на производстве и в быту, в области управления и организации, в системе образования и воспитания, которые осуществляются в процессе построения материально-технической базы и совершенствования общественных отношений.
Формирование личности, ее социальных качеств осуществляется в процессе деятельности и общения, в ходе которых индивид приобретает собственный опыт и усваивает социальный опыт, выраженный в традициях, обычаях, формах поведения окружающих людей, в определенных системах действий. Вся система обучения и воспитания готовит кадры для определенных видов общественной деятельности и в конечном итоге — к разнообразной жизнедеятельности их в обществе.
В процессе деятельности личность включается в систему объективных общественных отношений, которые детерминируют ее поведение, побуждают к развитию определенных качеств. Здесь складывается система общения людей, происходит их взаимодействие, обмен опытом, знаниями, взаимное влияние и обогащение. В деятельности складывается и кооперация усилий, стимулирующая активность людей, пробуждающая в них новые силы. Именно общественный характер деятельности, степень развития коллективистских отношений, общение между людьми оказывают главное
-----------------------------------------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Об искусстве. М., «Искусство», 1957, т. 1, стр. 29.
2. См.: А. Барнетт. Род человеческий. М., «Мир», 1968.
3. Подробнее об отчуждении труда в капиталистическом обществе и влиянии его на развитие личности см.: К. Маркс. Экономическо-философские рукописи 1844 г. (К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, стр. 561, 563, 565 и др.).
---------------------------------------------------------------------------------
воспитательное воздействие на человека, являются огромным, ни с чем не сравнимым стимулом его личного развития и самоусовершенствования. Деятельность является условием, формирующим личность не только через совокупность тех операций, которые человек осуществляет. Главное — общественный смысл, цель деятельности, ее назначение и социальное направление. «Сизифов труд» дает лишь отрицательный воспитательный эффект, возбуждая отвращение к бессмысленной деятельности и трате сил. В деятельности формируется и реализуется внутренний мир человека, его мировоззрение, нравственные принципы, политические позиции, способности, знания, навыки и опыт.
В изучении «субъективных» аспектов личности, ее духовного мира есть свои трудности. Не отрицая тех методов (анкета, интервью, наблюдения, самоанализ и т. д.), которые имеют своей целью выяснить особенности сознания, духовного мира личности в его различных структурных компонентах (мнения, оценки, суждения, мотивы, стереотипы, установки и др.). важно подчеркнуть, что в раскрытии реального уровня сознания личности и ее социальных качеств изучение социальной деятельности имеет свои преимущества. Деятельность есть, с одной стороны, существенное качество, принадлежащее к внутренним характеристикам личности, с другой — процесс перевода "внешнего во внутреннее", общественного в индивидуальное и, наоборот, процесс реализации психологических особенностей, способностей, ума и чувств личности во всем многообразии проявления общественной жизни.
Деятельность личности есть конкретное единство внутреннего и внешнего, доступное научному изучению. Изучая исторически конкретное строение социальной деятельности человека, можно проникнуть и в содержание его сознания, изучить его социальную структуру, совокупность реально усвоенных и применяемых на практике профессиональных знаний, нравственных норм, эстетических вкусов, политических идеалов и т. д., а также их взаимовлияние (1). Такой подход дает возможность изучать реальный уровень и особенности сознания личности, а не конструировать абстрактные схемы ее идеальных качеств.
Разумеется, между поведением и сознанием личности существует отнюдь не однозначная и не прямолинейная связь. Могут быть внешне одинаковые формы поведения при совершенно различных внутренних целях и мотивах, возможны и разные формы поведения при относительном единстве мотивов, целей, намерений. Однако при всех индивидуальных особенностях деятельность всегда является не только процессом реализации психологических способностей, ума и чувств человека, но и процессом их формирования.
------------------------------------------------------------------------
1. А. Н. Леонтьев отмечает, что изучение жизненных отношений человека, особенно строения его деятельности чрезвычайно важно для изучения сознания, его структуры и изменений, так как «вместе с изменением строения деятельности человека меняется и внутреннее строение его сознания». (Проблемы развития психики. М., АПН РСФСР, 1959, стр. 221.)
----------------------------------------------------------------------
Сформировавшись в определенной деятельности, способности человека, его социальные потребности и интересы, нравственные принципы и нормы, его идеалы и ориентация являются условием ее дальнейшего осуществления. А это значит, что не только люди в совокупности своих качеств зависят от содержания и направления общественной деятельности, но и сама деятельность, уровень ее развития и темпы зависят от людей, которые ее осуществляют. Уровень достижений личности, как и коллектива в целом, зависит от того «прошлого опыта», который запечатлен во внутренней структуре личности в виде ее способностей, навыков, умений, мотивов и который привносится в деятельность коллектива, обогащая или, напротив, обедняя его.
Создание гармонической системы деятельности — важнейшая социальная задача, решение которой в настоящем и будущем зависит от социальных преобразований в различных сферах общественной жизни. Предпосылками ее решения в социалистическом обществе являются: преобразование социального содержания труда на основе научно-технической революции, демократизация общественной жизни, развитие самоуправления и привлечение трудящихся к его различным видам, разнообразие и доступность видов обучения, развитие новаторства, рационализаторства, художественной самодеятельности и т. д. Гармоничность духовного мира личности предполагает такое соотношение областей духовной жизни личности, при котором система знаний не находится в противоречии с жизненным опытом, но соответствует ему, и не обязательно по объему и содержанию, а по основной направленности. Такая гармония знаний и жизненного опыта является одним из важнейших условий формирования прочных убеждений и жизненных установок, направляющих деятельность и поведение личности. Дисгармоничность личности, разрыв между словом и делом, между сознанием и поведением являются прежде всего продуктом тех общественных условий, в которых знания, сообщаемые людям и усваиваемые ими через систему общественного воспитания, противоречат непосредственному познанию жизни. В классово антагонистическом обществе это естественное следствие общественно-экономических условий и отношений, поскольку бытие людей, принадлежащих к разным классам и общественным группам, различно, а воспитание ведется в духе идеологии господствующего класса. Природа социализма исключает возможности конфликтов в этой области. Однако реализация этих возможностей, как никогда в истории, зависит от сознательной деятельности людей, от субъективного фактора, от научной системы управления и воспитания.
Духовный мир личности сложен и многообразен, и в своей целостности он еще мало поддается научному изучению. Грани между отдельными его компонентами столь подвижны и текучи, что трудно говорить об их жестком разграничении. Но сознание личности — это не стихийный «поток переживаний», оно выступает как необходимое и важнейшее условие деятельности. Благодаря сознанию личность соотносит выполнение различных социальных функций с общественными требованиями, планирует и регулирует их выполнение, организует свою деятельность, распределяя силы, время и средства, оценивая личную значимость всех социальных явлений.
В соответствии с этими функциями в сознании личности можно выделить определенные «сферы»; ориентирующую, которая включает в себя определенную систему знаний о мире и выработанные личностью жизненные планы; регулирующую, в которую входят определенные общественные нормативы, принятые личностью и превратившиеся в ее личные принципы и привычки поведения; побудительную, к которой относятся потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации и установки. Конечно, эти «сферы» весьма относительны, знания могут выполнять функцию регулятора, а нормы — побудителя к действию.
Относительная самостоятельность этих «сфер» индивидуального сознания сказывается уже в том, что они могут быть развиты в разной мере и даже на разном социальном основании. В соответствии с этим в сознании личности возникают внутренние коллизии, когда, скажем, личность знает, как нужно действовать, но это идет вразрез с ее ценностными ориентациями или потребностями. Нередко возникает и такая ситуация, когда человек может понимать, но не принимать «для себя» ту или иную норму, может одобрить какой-либо принцип «вообще», но не для себя, может знать, но не руководствоваться этим знанием в своих действиях, может даже (что еще хуже), приспосабливаясь к обстоятельствам, поступать как должно, а внутренне относиться к этому неодобрительно или равнодушно. Такое поведение приобретает формальный характер и сопровождается нередко негативизмом, нигилизмом и даже цинизмом по отношению к тем принципам и нормам, которыми руководствуется общество.
Формирование сознания личности на основе знаний и собственного жизненного опыта является законом социальной психологии, условием превращения знаний в убеждения, в устойчивые жизненные установки и привычки поведения. Именно непосредственная практическая деятельность личности и объективные связи и отношения , складывающиеся в учении, в труде, в общественной деятельности коллектива, в школе, семье, быту, в общественной и культурной жизни, формируют у человека сознание жизненной необходимости и ценности тех или иных знаний, принципов и побуждают его к выбору необходимой информации из той, которая предлагается ему обществом.