Биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека


вернуться в оглавление учебника...

"Исторический материализм", под ред. А.П.Шептулина и В.И.Разина
Москва, "Высшая школа", 1974 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

§ 2. Биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека

Признание того, что сущность человека социальна, отнюдь не означает, что можно сбросить со счета биологические особенности и признаки человека, тем более что они играют немаловажную роль в его социальной жизни. Маркс, подчеркивая социальную сущность, писал в то же время: "Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он, с одной стороны, наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений..." (1). Человек обладает биологической структурой и организацией, имеет наследственную программу поведения, целью которой является продолжение человеческого рода. Его биологические особенности сказываются и на силе нервных процессов, темпераменте, характере и других психических свойствах. Человек обладает и биологической системой регуляции, с помощью которой осуществляется приспособление организма к изменяющимся условиям существования. И хотя биологические особенности человека, отличающие его от остальных видов живого,
---------------------------------------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Иа ранних произведений, стр. 631.
-----------------------------------------------------------------------------
сформированы его социальным бытием, не следует забывать и того» что человек не перестает быть природным существом, подчиняющимся природным законам, и эти законы, обладая самостоятельностью, хотя и в «снятом виде», включаются в движение социальной материи, обеспечивая бытие человека, его деятельность, его жизнь и развитие (1). А это значит, что проблемы природного бытия человека, его здоровье, его биологические потребности, задатки, на основе которых формируются способности к различным видам деятельности и, в конечном счете, творческий потенциал общества, имеют важнейшее социальное значение.
Хотя в характеристике дичности выделяются специфически социальные качества, следует иметь в виду, что «совокупность социальных качеств», как таковая существует лишь в абстракции, а реально существует конкретный человек с его природным и социальным бытием, обладающий в соответствии с этим природными и социальными качествами. В практике обучения, воспитания, в процессе управления различными формами общественной деятельности мы имеем дело с конкретными людьми, а не с научными абстракциями. В силу этого возникает целый ряд проблем, связанных с тем, как соотносятся между собой биологическая и социальная структуры качеств и системы регуляции поведения индивида, в какой связи находятся биологическое развитие и созревание с социальным формированием личности в ходе обучения и воспитания.
В последние годы возрос интерес к биологической структуре человека, к соотношению социального и биологического, к выяснению их взаимовлияний и взаимодействия. Одна из причин этого заключается в том, что борьба с биологизаторскими концепциями личности, устраняющими принципиальную разницу между животным и человеческим поведением, отодвинула на второй план разработку социальных аспектов проявления биологического в общественной жизни человека. Но это скорее частная причина. Более общая заключается в противоречивом воздействии современной научно-технической революции на среду и условия жизнедеятельности человека. В целом степень и характер этого воздействия зависят от социальных условий и в каждом обществе проявляются по-своему, однако некоторые противоречия научно-технического прогресса в социалистическом обществе требуют сознательного вмешательства человека в эти процессы в интересах его дальнейшего существования и развития не только как социального, но и как природного существа.
В условиях современной научно-технической революции активность психической деятельности человека с необходимостью возрастает, поскольку возрастает общее количество раздражителей и стимуляторов этой деятельности. Это имеет свои позитивные и не-
----------------------------------------------------------------------------------------
1. См.: В. М. Банщиков. Проблема личности и современная наука; Е. В. Шорохова. Некоторые методологические вопросы психологии. В кн.: «Проблемы личности» (Материалы симпозиума).М., 1970; Т. В. Карсаевская. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. М., 1970.
--------------------------------------------------------------------------------
гативные стороны, соотношение которых в основном определяется социальными условиями и тем, насколько человек может регулировать общественные последствия своих действий.
Научно-техническая революция изменяет и характер труда, порождая тенденцию к возрастанию удельного веса и значения различных видов умственной деятельности, что является огромным стимулом развития разнообразных умственных способностей человека, повышения его культурно-технического уровня. Разумеется, степень реализации этой тенденции зависит от характера общества, от его социально-классовой структуры, от того места, которое занимает трудящийся человек и труд в системе общественных, прежде всего производственных, отношений.
Вместе с тем нельзя не отметить и того факта, что сокращение удельного веса и изменение характера физического труда меняют условия развития физических способностей человека. Это в ряде случаев ведет к нарушению естественной гармонии между физическим и .умственным развитием и ставит перед обществом задачу организации и развития специальных форм деятельности. Комплекс этих мероприятий разнообразен, начиная от спорта, производственной гимнастики, туризма и кончая разработкой специальных мер психогигиены или установления нормальной психологической атмосферы в трудовых или учебных коллективах.
К этому следует добавить, что с прогрессом научно-технических знаний возрастает объем информации, необходимой не только для профессионального развития, но и во всех сферах жизнедеятельности личности. В науке это порождает потребность в специальных информационных службах, в повседневной практике — тенденцию к динамизму, мобильности жизненного опыта, потребность в непрерывном обновлении знаний. В процессе воспитания и обучения также возникает проблема овладения постоянно возрастающим объемом информации. Лучшие, наиболее продуктивные в творческом отношении годы затрачиваются на овладение накопленным опытом, а не на его приумножение. Если к этому прибавить перегрузку в процессе учебы и то, что содержание профессиональных знаний постоянно обновляется, — становится очевидным, как остро стоят проблемы гармонии умственного и физического развития человека и создания научно обоснованных режимов труда, учения и отдыха, особенно для подрастающего поколения. К сожалению, до сих пор средняя и особенно высшая школа не имеют научно обоснованных рекомендаций, в которых учитывались бы реальные возможности усвоения учебного материала.
Как разрешить возникающее противоречие между ограниченным временем и практически неограниченным ростом необходимой для плодотворной деятельности информации? Сократить объем информации, задержать научно-технический прогресс невозможно; надеяться на возможности и резервы мозга было бы неразумно, поскольку нет еще точных научных данных об этих резервах вообще, к тому же они обладают индивидуальной вариантностью. В одном человечество имеет действительно практически неограниченные возможности — в совершенствовании своих «искусственных органов», с помощью которых усиливаются природные возможности человека (например, ЭВМ, технические хранилища информации и т. п. устройства облегчают накопление и переработку информации). Очевидна и необходимость в соответствии с этим изменять систему обучения, его методы, осуществлять своевременный и научно обоснованный отбор информации в учебных программах.
Не менее важным является и «повышение прочности и надежности» человеческого организма посредством физического воспитания, развития спорта и т. п. Проблема охраны природы, исключающая хищническую эксплуатацию природных богатств, не должна ограничиваться только защитой водной, воздушной и других сред, в которых живет человек. Она должна включать в себя и специально разработанный учеными, включая врачей и педагогов, комплекс мероприятий, охраняющих самое человеческую природу и обеспечивающих гармоническое развитие физических сил человека. В социалистическом обществе для этого существуют богатейшие возможности, но многие из них остаются недостаточно использованными.
Проблема биологических особенностей человека имеет и другой аспект, который весьма важно учитывать в практике обучения. Исследования советских психологов — Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, В. С. Мерлина и других — убедительно показывают, что биологические особенности, тип высшей нервной деятельности, темперамент и другие свойства не предопределяют уровня достижения человека, однако они сказываются в процессе обучения и воспитания. Равные достижения у лиц с разными биологическими данными могут быть достигнуты за счет методов обучения и воспитания и выработки индивидуального стиля работы. Применение одинакового подхода к людям с разными возможностями, оправданное в определенных условиях, в других может стать тормозом их развития. Всесторонний учет индивидуальных особенностей, как биологических так и социально-психологических, важен в процессе подготовки личности к труду.
Сказанное отнюдь не означает, что биологические «механизмы» предопределяют поведение человека в обществе. Последнее типично для фрейдистских и неофрейдистских концепций личности, обстоятельная критика которых уже давалась в нашей литературе. Гипертрофия биологического в человеке, проповедь роковой предопределенности сущности человеческой личности, ее поведения биологическими данными — все это низводит человека до уровня животного, не объясняя того, как биологические особенности проявляются в социальном бытии людей. Биологические особенности скорее сказываются на динамике поведения личности, чем на его сущности. Например, особенности биологического созревания проявляются в поведении подростков, которое характеризуется повышенной активностью, нервной возбудимостью, слабостью «тормозов», отсутствием жизненного опыта, эмоциональностью. Эти особенности должны учитываться в процессе воспитания.
Наукой доказано, что нет врожденных социальных или антисоциальных программ поведения, вообще социальное поведение индивида биологически не запрограммировано. На любом биологическом основании (исключая патологию) может быть сформирована социально-позитивная личность (равно как и социально-негативные качества). Это зависит от общественных условий, от характера социальной среды и воспитания. Человек есть единство биологической, психологической и социальной структур; при всей их взаимосвязанности они обладают относительной самостоятельностью в своем формировании и развитии. Эти структуры больше изучены в своей изолированности друг от друга, чем во взаимной связи и взаимодействии. Они представляют собой как бы своеобразные «уровни» личности, каждый из которых включает специфическую совокупность качеств; возникают и складываются они также не одновременно; причем в их становлении возможны расхождения. Например, наблюдаемое сейчас явление акселерации свидетельствует о том, что физическое созревание подростка наступает в среднем на 2—3 года раньше, чем, скажем, 50 лет назад. Между тем возрастающая сложность социальной жизни ведет к тому, что социальная зрелость, т. е. способность человека выполнять наиболее существенные социальные функции в обществе, наступает несколько позже. Возникает известное несоответствие, которое оказывает влияние на поведение юношества, на формирование семьи и семейных отношений. Известны, например, факты, когда все трудности обеспечения молодой семьи и воспитания детей ложатся на старшее поколение. Неизбежным следствием этого являются моральные и эмоциональные потери. Юные родители приобретают нередко эгоистическую и потребительскую психологию, дети практически лишаются интеллектуального, эмоционального и нравственного влияния родителей. А в ряде случаев такие родители и не могут оказать благотворного воздействия на воспитание ребенка, ибо сами они еще не достигли того уровня социальной зрелости, который необходим, чтобы выступить в роли воспитателей. В результате ненормально складывается и вся система тончайших психологических семейных отношений, что не может не сказаться на развитии ребенка, на его отношении к своим родителям.
Важнейшей общественной функцией человека является не только трудовая деятельность, обеспечивающая воспроизводство общественных ценностей, но и воспроизводство и продолжение человеческого рода, воспитание интеллектуально и эмоционально полноценного поколения. Поэтому гармоническое воспитание личности, подготовка ее к участию в общественной жизни включает в себя не только воспитание человека как труженика, гражданина, субъекта познания, но и как семьянина, что неизбежно связано с взаимодействием биологических и социальных факторов в формировании личности и с необходимостью всестороннего его изучения.
Сейчас подавляющее большинство исследователей, независимо от того, какой точки зрения они придерживаются в вопросе об определении личности, сходятся в одном — в необходимости комплексного подхода к изучению человека представителями естественных и общественных наук. Однако комплексность изучения человека сталкивается с труднейшими методологическими проблемами. Если признать наличие относительно самостоятельных структур — биологической, психологической и социальной, то наибольшая трудность заключается в понимании целостности этих структур, а также в определении роли и места каждой из них в формировании личности. Не менее важной является и выработка понятийного аппарата, с помощью которого каждая наука исследует эту проблему. Известно, что простое перенесение в социологию «чужих» (например, специально биологических или психологических) концепций и понятийного аппарата не ведет к выяснению сути дела. Полезно при этом вспомнить слова В. И. Ленина о том, что игра в биологические термины при объяснении социальных явлений, стремление переодеть социальные проблемы «в наряд биологической и энергетической терминологии» никакого исследования общественных явлений не дают (1).
Психологическая структура проявляется в своеобразном психическом складе личности, сказывается во всех ее психических процессах и качествах. В этой структуре выделяются обычно темперамент (структура природных свойств, связанных с типом высшей нервной деятельности), способности (интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства) и направленность (потребности, интересы, мотивы, идеалы). Без психологической структуры нет личности, однако было бы односторонне интерпретировать личность лишь в аспекте ее психологических характеристик. Дело в том, что выявление структуры психологических качеств личности происходит при значительном отвлечении от исторически-конкретного социального содержания. Такого рода абстракция оправдана до определенных пределов. Однако гипертрофия психологического подхода, а тем более перенос психологического подхода на изучение социального бытия и специфики социального поведения личности ведут к искажению и обеднению ее сущности.
Известен ряд психологических концепций личности в социологии. Одни из них носят откровенно идеалистический характер, поскольку рассматривают внутренний, субъективный мир личности в полной изоляции от социального мира, а самое личность как замкнутую, изолированную от общества сущность. Такой подход связан с ненаучными спекуляциями, ибо, изолировав личность от социального мира, мы теряем одновременно и возможность к изучению ее научными методами. Другие концепции просто сводят личность к абстрактной сумме психических свойств и качеств, которые хотя и реализуются во взаимодействии с внешним миром, но не обладают социальной конкретностью. Отношения личности с социальной средой рассматриваются нередко по типу отношений
-------------------------------------------------------------------------------------------
1. См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 348.
-----------------------------------------------------------------------------------
«организм — среда», где организм, удовлетворяя свои потребности, стремится к установлению равновесия со средой.
Необходимо заметить, что крайняя формализация связи «личность— среда» и рассмотрение ее по типу связей «организм — среда» стирает качественное различие между человеком и животным: формирование личности рассматривается лишь как приспособление к среде. Перенесение в социологию подобных концепций дает основание для социального конформизма. Нередко в психологических концепциях личность описывается через совокупность различных качеств, например, активность, самообладание, способность добиться признания, общительность, деловитость и т. п. Разумеется, все эти качества, в разной степени развитые, есть у личности. Однако определение личности через совокупность этих качеств абстрактно в плане ее социальной характеристики. К примеру, активность бизнесмена или преступника по динамике психических процессов может давать одну и ту же картину, а по социальному содержанию — другую. Одни и те же системы физических действий и сходный (или одинаковый) психологический «механизм» действия индивидов могут выражать социально различную и даже противоположную активность и деятельность (например, революционная и контрреволюционная деятельность).
Из всех компонентов психологической структуры именно направленность личности ярче всего выражает единство психологического и социального. Однако это единство неравноценных сторон, поскольку определяющей и ведущей является социальная сторона (сущность личности). Биологическая и психологическая структуру «обслуживают» социальную жизнедеятельность человека, подчинены ей и проявляются лишь в «снятом» виде. Каждая из этих структур обладает относительной самостоятельностью в своем формировании; период, когда происходит формирование «биопсихических» качеств, может не совпадать полностью с социальным становлением личности. Соответственно этому и понятие «распад личности» в психологическом и социологическом аспекте включает в себя разное содержание: в первом случае это граничит с патологией, во втором — может осуществляться на фоне биопсихического здоровья, проявляясь в разрушении определенных социальных качеств личности.
Процесс воспитания личности в социалистическом обществе предполагает достижение гармонического развития всех ее структур. В социальном аспекте важно воспитание не только черт характера, но и направленности личности. Важно, какие именно потребности, интересы и мотивы движут человеком, на что направлены его воля и энергия, как соотносятся потребности, интересы, идеалы личности и общества. Каково социальное содержание чувств, мыслей человека, что именно переживается как доброе, справедливое, прекрасное, что вызывает нравственное и гражданское негодование, что составляет предмет мечтаний и вдохновения, что является его жизненным идеалом, каковы его жизненные планы, побуждения, интересы и т. д. — все это будет существенно различаться у людей, принадлежащих к разным эпохам, классам, социальным группам.
Биологические и психологические свойства в процессе изучения должны быть взяты в «социальном контексте», в единстве с социальной направленностью личности, с тем чтобы формируемые качества отвечали потребностям общественного развития. Именно в единстве этих аспектов проявляется полная зрелость личности, ее целостность. При этом социальная структура, стержень всей личности, характеризует ее социальную направленность. Это отнюдь не простой «набор» характеристик человека, раскрывающих его социально-классовую, национальную или профессиональную принадлежность. Социальная структура личности представляет собой сложное образование, включающее следующие компоненты: систему социальной деятельности личности, систему объективных социальных связей и отношений, складывающихся при выполнении человеком разнообразных общественных функций, и обусловленный ими духовный мир личности, ее социально-политические, правовые, нравственные, эстетические и другие знания, ценностные ориентации, нормативы, вкусы.