Общественно-историческая сущность человека и методологические принципы определения личности


вернуться в оглавление учебника...

"Исторический материализм", под ред. А.П.Шептулина и В.И.Разина
Москва, "Высшая школа", 1974 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Глава X
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО


Всестороннее и гармоническое развитие личности — одна из главных целей коммунистического строительства. «Великое дело — строительство коммунизма немозможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека. Без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как невозможен он и без соответствующей материально-технической базы. Морально-политические качества советских людей формируются всем социалистическим укладом нашей жизни, всем ходом дел в обществе, но прежде всего целенаправленной, настойчивой идейно-воспитательной работой партии, всех ее организаций» (1). Это побуждает к теоретическому осмыслению социальных, социально-психологических и педагогических закономерностей формирования и развития личности, всестороннему изучению отношений между личностью и обществом.
Человеческая личность изучается разными науками, каждая из которых акцентирует внимание на определенной совокупности качеств. Дать определение личности, которое удовлетворяло бы разные области научного знания, — дело отнюдь не простое, немало здесь спорных моментов. К тому же никакое определение не в состоянии охватить всего богатства содержания, которым обладает личность. Большинство исследователей разделяют ту точку зрения, что человек есть биосоциальное существо, изучаемое комплексом естественных и общественных наук. Личность — специфически социальная характеристика человека, его общественная сущность, выявленная в конкретном мыслящем и чувствующем человеке.
Каждый человек есть конкретная индивидуальность, он обладает неповторимым своеобразием. Научному исследованию, изучающему существенные аспекты общественной жизни личности и отражающему их в понятийной форме, доступны отнюдь не все грани личности. Ее своеобразие, оригинальность, самобытность, оттенки и нюансы ее духовной жизни, особенности образа мыслей, чувств и действий охватываются не столько научным, сколько художественным познанием. Только искусство в состоянии дать нам многоцветный образ индивидуальности, раскрыть богатство и разнообразие человеческой сущности, неповторимый мир человека.
В философском и социологическом изучении личности степень абстракции от ее конкретных проявлений достаточно велика, но и философия, и социология имеют своей целью не только проникновение в сущность, но и мысленное воспроизведение конкретного в системе понятий.
------------------------------------------------------------------------------------
1. Л. И. Брежнев. Отчетный доклад ЦК КПСС XXIV съезду КПСС. См.: «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 83.
-------------------------------------------------------------------------------

§ 1. Общественно-историческая сущность человека и методологические принципы определения личности

Критикуя антропологический материализм Л. Фейербаха, Маркс и Энгельс подчеркивали, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (1).
Определение сущности человека как совокупности общественных отношений ракрывает родовую природу человека как объекта и субъекта исторического действия. Каждый человек является носителем совокупности общественных отношений (экономических, политических, правовых, нравственных и др.), характеризующих исторически-конкретное общество, причем в той мере и степени, в какой они им, человеком, освоены и выявлены в конкретных видах его социальной деятельности и общественных связях.
Употребляя понятие «отношение» для характеристики социальной сущности человека, необходимо иметь в виду его «двузначность». С одной стороны, оно характеризует объективные общественные связи и взаимодействия, с другой — субъективное отношение человека к миру, с которым он взаимодействует. Непонимание этого нередко ведет к крайностям в раскрытии социальной структуры личности. Одна из них состоит в том, что сущность личности не раскрывается со стороны объективного положения, места, занимаемого ею в системе объективных общественных отношений, а сводится к чисто духовным или психологическим характеристикам, теряя свое социальное содержание. Другая, напротив, ведет к «безличному» изучению структуры общественных отношений, при котором личность теряет индивидуально-психологические характеристики и становится абстрактным символом.
Сложность определения личности и раскрытия ее сущности заключается в том, что здесь не помогает ни механическое объединение духовных свойств и объективных отношений, ни перечень всей совокупности «антропологических, психических, культурных, интеллектуальных, социальных черт». Необходимо, как нам кажется, выделить тот момент в характеристике человека, в котором объективное и субъективное существовали бы в диалектическом конкретном единстве. Это качество должно удовлетворять, по меньшей мере, следующим требованиям: оно должно быть главным условием формирования личности и ее духовного мира; выступая в нем, личность являлась бы действительным, а не номинальным элементом общественной системы и субъектом общественных отношений. Таким специфическим качеством обладают не только социальные отношения, но и социальная деятельность человека. Личность — это исторически конкретный человек в совокупности его социально-психологических качеств, формирующихся и реализующихся в социальной деятельности, осуществляющейся в определенных общественных отношениях.
--------------------------------------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 3, стр. 3.
---------------------------------------------------------------------------------
Личность можно понять всегда только в связи с социальной структурой общества, и в этом смысле личность включена в общую деятельность общественной системы, выполняет в ней определенные функции; сущность личности формируется и проявляется в ее социальной деятельности, а объективные общественные отношения личности выступают как ее деятельные связи с обществом; личность социально активна, степень этой активности варьируется в зависимости от характера общества и самой личности; хотя личность выполняет социальные функции, она отнюдь к ним не сводится и обладает относительной самостоятельностью в своем формировании, существовании и развитии; существенные характеристики личности не сводятся только к психическим или духовным качествам, но относятся также к ее деятельности и результатам. Сознание же личности с его содержательной стороны определяется местом личности в системе объективных общественных отношений, характером ее связей с окружающим миром, а также является результатом индивидуальных особенностей жизненного пути и может быть изучено через ее деятельность и отношения с обществом. Понятие личности в социологии носит синтезирующий характер, оно акцентирует внимание на определенной целостности объективных отношений, форм социальной деятельности человека и его внутренних, социально-психологических качеств, характеризующих особенности его субъективного отношения к миру. Оно имеет методологическое значение для изучения различных аспектов личности общественнными науками.