Структурные компоненты общественного сознания и их взаимосвязи


вернуться в оглавление учебника...

"Исторический материализм", под ред. А.П.Шептулина и В.И.Разина
Москва, "Высшая школа", 1974 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

§ 2. Структурные компоненты общественного сознания и их взаимосвязи

Общественное сознание — сложное и многогранное явление. Его исследование связано с немалыми трудностями, которые сказываются уже в том, что духовные явления не выступают в чистом виде, — они непременно объективированы. Овладевая продуктами духовного производства, «распредмечивая» их, т. е. переводя в идеальный план заключенное в них содержание, мы тем самым овладеваем и общественным сознанием. Трудности исследования состоят и в том, что духовные явления могут быть раскрыты лишь в связи с анализом социальной деятельности людей, общественных отношений, стороной которых духовные явления выступают. Поэтому, рассматривая компоненты общественного сознания, его структуру, мы вынуждены соотносить их с компонентами, структурой других, по своей природе недуховных, социальных явлений. Структура общественного сознания как бы накладывается на другие социальные структуры и выступает их своеобразным выражением.
Специфика общественного сознания, его структуры заключается в том, что, в отличие от материальных систем, оно не может быть разделено на «части». Между общественным сознанием как целостным образованием и его отдельными элементами существуют отношения не в плане «целое — часть», а в плане «род — вид». Если мы рассматриваем какой-либо элемент общественного сознания, то оказывается, что отделить его от других элементов и представить в «чистом виде» невозможно. Возьмем, к примеру, такой компонент общественного сознания, как политическое сознание, которое представляет собой совокупность или систему идей, взглядов, чувств, выражающих отношения между классами, нациями, государствами. Политическое сознание получает общественное проявление в программах партий, манифестах, декларациях, лозунгах, заявлениях политических и государственных деятелей и т. п. Если мы проанализируем любой из этих политических документов и высказываний, то обнаружим, что в нем содержатся также моральные, правовые, философские и другие взгляды, посредством которых выражена какая-то политическая идея или программа. Иными словами, в политическом сознании представлены идеи, взгляды и чувства всех других форм общественного сознания, поскольку без их привлечения нельзя обойтись хотя бы потому, что политическая деятельность нуждается в моральном оправдании, правовом обосновании с точки зрения законности, апеллирует к чувствам людей, их психологии и т. д. Аналогичная картина наблюдается и в правовом сознании, которое, как система, содержит элементы политического, морального, философского и других видов сознания, потому что не может быть построено и выражено без участия этих элементов. Если изъять из правового сознания политические, моральные, философские и другие «неправовые» взгляды и представления, то мы не получим никакого «чистого» правового сознания, поскольку тем самым ликвидируем его вообще. То же самое относится к идеологии, которую, как систему идей, также невозможно целиком «отделить» ни от науки, ни от общественной психологии, поскольку в идеологии органически содержатся как отдельные научные представления, так и элементы общественной психологии. Сама идеология, ее элементы представлены и в науке, и в общественной психологии, и в видах общественного сознания.
Таким образом, если фактически невозможно полностью отделить и представить как «часть» любой элемент общественного сознания, это означает, что к общественному сознанию вообще не применим принцип деления на части (целое — часть). Поэтому необходимо искать другие критерии, позволяющие разграничивать, отличать друг от друга элементы общественного сознания.
В работах классиков марксизма, по существу, дается ответ на этот вопрос. Основной критерий, позволяющий различать явления общественного сознания, следует искать не в самом сознании, а в его объективных проявлениях, в связи сознания с объективной действительностью (1). Так, В. И. Ленин писал: «...По каким признакам судить нам о реальных «помыслах и чувствах» реальных личностей? Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей, — а так как речь идет только об общественных «помыслах и чувствах», то следует добавить еще: общественные действия личностей, т. е. социальные факты" (2).
Сознание становится общественным сознанием лишь тогда, когда оно проявляется в деятельности людей, выполняет внешнюю практическую функцию, служит духовным средством в изменении мира человеком. Отдельные явления общественного сознания возникают в связи с практическими потребностями общества и обслуживают определенные виды человеческой деятельности и общественных отношений. Маркс писал, что «люди, которые устанавливают общественные отношения соответственно развитию их материального производства, создают также принципы, идеи и категория соответственно своим общественным отношениям» (3).
Таким образом, прослеживая связь тех или иных явлений общественного сознания с определенными общественными потребностями, видами деятельности и общественных отношений, мы можем на этом основании различать явления общественного сознания, т.е. исследовать его структуру, функции отдельных элементов. Общественное сознание в целом обслуживает общественное бытие, и в этом смысле может рассматриваться как функция общественного бытия. Отдельные стороны, виды общественного сознания обслуживают определенные виды деятельности и общественных отношений, включены в какой-либо вид деятельности и отношений, выполняя при этом определенные функции. В области духовного производства имеется своеобразное разделение труда (сферы, виды, уровни общественного сознания, их различная роль в общественной жизни), которое в конечном счете определяется разделением труда в материальном производстве различием сторон в области материального производства. Эта зависимость не является прямой и однозначной, а предполагает относительную самостоятельность общественного сознания, его активное влияние на другие стороны общественной жизни. Взаимодействие материального и духовного производства в определенной мере опосредовано надстроечными отношениями, которые связаны с разными сторонами как экономических отношений, так и общественного сознания. Так, каждый из видов общественного сознания вклю-
--------------------------------------------------------
1. «Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 13, стр. 7).
2. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, стр. 423—424.
3. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 133.
---------------------------------------------------------
чен в определенные общественные отношения, является субъективной стороной этих отношений.
Наряду с названным критерием (связь явлений сознания с видами общественной деятельности и отношений) имеются и другие критерии, позволяющие разграничивать явления общественного сознания. Такими критериями служат те особенности явлений общественного сознания, которые характеризуют процесс познания или отражения объективной действительности: что отражается в том или ином явлении общественного сознания (какая сторона действительности), каким способом или в какой специфической форме происходит отражение, каков уровень отражения или познания объекта и т. п.
Соответственно указанным критериям структура общественного сознания может рассматриваться в двух основных аспектах: гносеологическом и социологическом.
В гносеологическом аспекте структурные компоненты общественного сознания различаются главным образом по уровням, формам и способам отражения общественного бытия. Такими компонентами являются.
1) Обыденное сознание и теоретическое сознание, представляющие два уровня отражения действительности — познание явлений и познание сущности. Обыденное сознание возникает как осознание повседневных нужд и потребностей людей и ограничено непосредственными практическими условиями жизни людей различных общностей. Оно охватывает и обобщает по преимуществу внешние связи и отношения общественной жизни, но, как правило, не раскрывает ее существенных сторон и не способно предвидеть отдаленные последствия человеческой деятельности. Этот уровень сознания, не систематизированный в целом, включает опыт народных масс и разнообразные эмпирические знания, выработанные в процессе исторического развития (народные знания в области производства, быта, медицины, фольклор и другие виды народного творчества, представления о явлениях природы, в том числе предрассудки, суеверия и т. п.).
Энгельс характеризует повседневное сознание как «здравый человеческий рассудок» с присущим ему метафизическим способом мышления, которому противостоит теоретическое мышление, основанное на диалектическом методе. Энгельс отмечает,- что «искусство оперировать понятиями не есть нечто врожденное и не дается с обыденным, повседневным сознанием, а требует действительного мышления, которое тоже имеет за собой долгую эмпирическую историю, столь же длительную, как и история эмпирического исследования природы» (1).
Вместе с тем обыденное сознание создает в общественно-историческом плане предпосылку и условия возникновения теоретического сознания, а также его дополнение. Наиболее глубокие обобщения и понятия повседневного сознания переходят на высший
-----------------------------------------------
1.К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 14.
-------------------------------------------------
уровень познания и становятся достоянием теории и науки. Так, известно ленинское высказывание о том, что наивный материализм, т. е. выработанное человечеством стихийное представление о мире в целом, сознательно кладется марксизмом в основу своей философии.
Теоретическое сознание выступает как более высокий уровень познания, для которого характерно открытие сути природных и общественных явлений, их закономерных связей и отношений. Этот компонент общественного сознания существует в форме систем идей, понятий, законов и т. п. Теория, как систематизированное сознание, представлена наукой и идеологией, а идеологические системы в свою очередь могут различаться как научные и ненаучные. Кроме того, теоретическое сознание дифференцировано и имеет градации, определяемые глубиной проникновения в сущности различного порядка. В этом плане Маркс рассматривал буржуазную политическую экономию как вульгарную теорию, познавательные возможности которой ограничены интересами класса капиталистов, и ставил перед собой задачу создать подлинную экономическую науку, объясняющую процесс движения капитала в целом (1). В. И. Ленин, указывая на существенное различие между марксистской и буржуазной политической экономией, отмечал: «Там, где буржуазные экономисты видели отношение вещей (обмен товара на товар), там Маркс вскрыл отношение между людьми» (2).
Обыденное и теоретическое сознание воспроизводятся исторически как необходимые уровни познания, которые непрерывно взаимодействуют друг с другом. Границы между ними изменяются в каждую эпоху, с каждым крупным разделением труда, в связи с научно-техническими и социальными переворотами и другими моментами общественного процесса и определяются конкретно развитием общественной практики.
2) Формы познания: эмпирическое и теоретическое познание, художественно-образное и научное познание и др. Виды общественного сознания (или формы, как их чаще называют по традиции), а также идеология, общественная психология и наука не являются структурными образованиями в чисто гносеологическом плане. Хотя они и различаются по уровням, способам, видам отражения и т. д., но признаки отражения не составляют существенной стороны этих духовных явлений, а сами определяются ею, выступают как вторичные, производные признаки.
В социологическом аспекте структурными компонентами общественного сознания являются идеология, общественная психология и наука, а также виды общественного сознания.
Критериями выделения этих компонентов общественного сознания являются их связь с определенными общественными потребностями в смысле обратного влияния на общественную жизнь, а так-
-------------------------------------------
1. См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 25, ч. I, стр. 13, 29.
2. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 23, стр. 45.
----------------------------------------------
же соответствующие этому функции сознания. Имеется в виду связь с потребностями конкретных субъектов сознания, которыми являются классы, нации, народы. Общественные потребности субъектов сознания выступают как их интересы. Идеология и общественная психология служат при этом духовными средствами осознания и осуществления интересов различных общностей. Между этими сторонами (сферами) общественного сознания имеется различие в способе их связи с действительностью и в соответствующих функциях. Наука, например, вызвана к жизни общественными потребностями в знаниях и направлена к удовлетворению этих потребностей. Она выполняет главным образом познавательную функцию.
Специфика идеологии проявляется в том, что она возникает на основе существующих в обществе экономических отношений и отражает действительность через призму этих отношений. В классовом обществе экономические отношения выступают в форме классовых интересов, поэтому специфику идеологии можно конкретнее представить как отражение действительности через призму интересов определенных классов, как систему идей и взглядов классов. Идеология есть теоретическое оружие, самосознание классов. В этом состоит ее главная социальная функция.
В идеологических концепциях или теориях выражаются прежде всего самые существенные, коренные интересы классов. Не случайно поэтому классовые противоречия находят свое проявление и в идеологической борьбе. Идеология носит классовый характер. В классовом обществе нет и не может быть надклассовой или внеклассовой идеологии. Так, идеология эксплуататорских классов в своих теориях оправдывает угнетение и социальную несправедливость в обществе. Идеология же рабочего класса служит делу освобождения этого класса и всего общества от эксплуатации и угнетения, служит делу построения коммунистического общества. Идеологии эксплуататорских классов по своему характеру являются, как правило, иллюзорными, в то время как идеология рабочего класса — марксизм-ленинизм — носит научный характер. Научную идеологию разрабатывает Коммунистическая партия и вносит ее путем убеждения в умы широких масс народа.
Относительно внесения марксистско-ленинской идеологии в сознание масс следует заметить, что необходимость его сохраняется и в условиях социалистического и коммунистического строительства. Пролетарская идеология при своем возникновении имела материальную основу — положение пролетариата в капиталистической системе на том этапе ее развития, когда капиталистические, производственные отношения вступили в конфликт с возникшими при капитализме новыми производительными силами. Пролетарская идеология сложилась как идеология революционного, коммунистического движения. С победой социалистической революции основу развивающегося сознания масс стали составлять новые общественные отношения. Однако идеология не только в прошлом, но и в настоящем не является непосредственным отражением условий жизни общества, положения масс, поэтому перед обществом всегда будет вставать задача внесения идеологии в сознание людей.
Наряду с идеологией другим духовным образованием выступает общественная психология. Если идеология есть система теоретически разработанных взглядов, и представлений и входит в сферу знания, то общественная психология охватывает по преимуществу эмоциональную и волевую сферы и представляет собой вид массового сознания, т. е. сознание всей массы представителей определенного класса или иной социальной общности.
Содержание общественной психологии многообразно. Обычно оно подразделяется на три группы социально-психологических явлений: психический склад определенной социальной группы (социальный характер, привычки, традиции), эмоциональные явления (настроения, социальные чувства и т. д.) и социально-психологические явления непосредственно взаимодействующей группы (мода, слухи и т. д.). Однако названные группы духовных явлений не исчерпывают содержания психологии.
Общественная психология, как массовое сознание, непременно включает в себя политические, правовые, нравственные и иные идеи и представления, но не в форме теорий, систем взглядов, как это имеет место в идеологии, а главным образом в форме убеждений, верований, социальных установок на восприятие действительности и отношение к ней. Если в идеологии мы различаем идеи и взгляды прежде всего по их содержанию, то в общественной психологии имеем дело уже с убеждениями людей (целых групп классов), т. е. с тем, насколько идеи и взгляды, распространяемые в процессе идеологической работы среди масс, овладели сознанием последних, являются стимулами их поведения. При этом непременно учитывается и содержательная сторона идей и взглядов, но как бы в снятом виде; главное же внимание переносится на их усвоение, на то, стали ли они глубокими убеждениями или нет, как они проявляются в поступках, переживаются, закрепляются в привычках, традициях и т. д. Убеждения социальных групп, классов и других общностей составляют основное содержание общественной психологии.
Общественная психология и идеология различаются между собой и по выполняемым функциям. Общественная психология является той сферой сознания, функции которой проявляются при решении практических задач повседневной жизни. Она вплетена в практическую деятельность людей. Этим она отличается от идеологии, выступающей в форме теории, в форме знания. Функция общественной психологии, вплетенной в ткань практической деятельности людей, проявляется в объективизации сознания. Это касается функций приспособления, коммуникации, регулирования отношений и других, присущих общественному сознанию в целом. Так, психология обеспечивает приспособление людей к существующим общественным отношениям; посредством своих образований, в особенности привычек, обычаев и традиций, регулирует отношения между людьми; в социальных нормах поведения объективирует жизненный опыт людей и передает новым поколениям.
Наиболее характерной функцией общественной психологии является стимулирование людей к деятельности, или эмоционально-волевая функция. Энгельс говорил, что у отдельного человека, для того чтобы он стал действовать, все побудительные силы, вызывая его действия, неизбежно должны превратиться в побуждения его воли. Это же самое можно сказать и относительно любой общности людей; побудительные силы, вызывающие действия общности, выражаются в эмоционально-волевых состояниях массового сознания. Эмоционально-волевая функция подчеркивает специфику общественной психологин как сферы сознания, непосредственно направленной на практическую деятельность.
Идеология и общественная психология тесно связаны между собой и находятся в состоянии постоянного взаимодействия. Основу взаимодействия составляют социально-экономические отношения, порождающие идеологические и социально-психологические явления. Идеология и общественная психология составляют в совокупности классовое сознание и, являясь сторонами последнего, не могут не взаимодействовать, не оказывать друг на друга своего влияния.
История развития общественного сознания показывает, что психология способствует возникновению и формированию идеологии, хотя взаимоотношения между ними в разных обществах и у различных классов носят специфический характер. Например, мелкобуржуазная идеология представляет собой своеобразную «кристаллизацию» психологии мелкого буржуа. Но этого нельзя сказать об идеологии основных классов буржуазного общества. Идеологи теоретически приходят к тем выводам, к которым стихийно стремится класс в своих потребностях, интересах, чаяниях. Так, идеология рабочего класса вырастала не из стихийного движения, не из психологии, а из науки.
Однако психология рабочего класса не оставалась безучастной к выработке и распространению идеологии, напротив, она активно способствовала усвоению идеологии. По замечанию В. И. Ленина, класс стихийно влечется к идеологии, выражающей его интересы и потребности. В рядах рабочего класса встречается «инстинктивное влечение» к социализму, которое побуждает его идеологию к научному формулированию классового интереса.
Марксистская идеология, вырастая из науки и будучи внесенной в сознание широких масс, активно воздействует на психологию рабочего класса, всех трудящихся. Под влиянием идеологии социальные чувства, настроения и другие социально-психологические образования принимают осознанный характер; идеология способствует преодолению старых привычек, традиций, обычаев и утверждению новых.
Структурными образованиями общественного сознания, анализируемого в социологическом аспекте, наряду с рассмотренными, выступают и соответствующие его виды (или формы). Речь идет об экономическом, политическом, правовом, нравственном, эстетическом, религиозном и философском видах сознания. Данные виды сознания существуют не наряду с идеологией, общественной психологией и наукой, а выступают проявлениями последних. Именно они конкретизируют связь общественного сознания с определенными видами деятельности людей и их отношениями, реализуют выполняемые им социальные функции (1). Перечисленные виды общественного сознания, за исключением, пожалуй, экономического сознания, довольно подробно изучены. Относительно экономического сознания следует заметить, что нет единства взглядов среди исследователей на правомерность выделения данного вида сознания. На наш взгляд, такое выделение вполне правомерно и обусловлено оно особенностями экономической жизни общества. Организуя производство, люди ставят перед собой конкретные цели и задачи. Экономическая жизнь немыслима без сознания, направленного на ее обслуживание.
Экономическое сознание отражает деятельность людей и их отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления. В отличие от других видов общественного сознания оно направлено на регламентирование, развитие и регулирование хозяйственной жизни, на поиски определенных методов хозяйствования, принципов ведения хозяйства в соответствии с интересами субъектов хозяйствования. Экономическое сознание не исчерпывается экономическими учениями, в которых в логической связи излагаются проблемы развития экономики, в теоретической форме выражаются те или иные способы производства. Оно проявляется и на уровне обыденных представлений и взглядов.
В условиях социализма в содержание экономического сознания включаются знание и умение использовать экономические законы в практике хозяйствования, осознание того, что социализм невозможен без активного и творческого участия всех членов общества в общественном труде, экономного и рационального использования рабочего времени, сырья и материалов, без повышения эффективности общественного производства и т. п.; оно включает в свое содержание также и знания по организации трудового процесса, управлению производством непосредственно на конкретном предприятии, в масштабах отрасли, всего народного хозяйства. При социализме, как ни в каком другом обществе, возникает потребность в экономическом сознании, его развитии и распространении среди широких масс.
Следует сделать краткое замечание и относительно места политического сознания среди видов общественного сознания в связи с встречающейся его недооценкой.
------------------------------------------
1. Вопрос о видах (формах) общественного сознания является одним из наиболее разработанных и освещенных в литературе, что позволяет в данном случае опустить его и отослать к соответствующей литературе. См.: Г. М. Гак. Учение об общественном сознании в свете теории познания. М., I960; В. Келле, М. Ковальзон. Формы общественного сознания. М., 1959; «Формы общественного сознания». М., Изд-во МГУ, 1960; А. К. Уледов. Структура общественнного сознания. М., 1968.
-------------------------------------
Политическое сознание есть отражение коренных интересов классов, классовых взаимоотношений, касающихся так или иначе вопросов государства, его устройства, и управления, участия в его деятельности, удержания существующей власти или ниспровержения ее. Оно отражает общественное бытие в виде постановки целей и задач, преследуемых классами в их борьбе за осуществление своих интересов. Политическое сознание, будучи целеполагающим по своему характеру отражением коренных интересов классов, классовых взаимоотношений, в системе общественного сознания занимает ведущее место, скрепляя все ее элементы в единое целое. При анализе общественного сознания в социологическом аспекте в его структуре выделяются и такие духовные образования, как специализированное и массовое сознание. Эти образования имеют сходство (но не совпадают) с теоретическим и обыденным сознанием. Как отмечалось выше, выделяемые в гносеологическом плане анализа теоретическое и обыденное сознания суть уровни познания действительности. Они различаются между собой глубиной отражения: если обыденное познание останавливается на уровне явления, то теоретическое проникает в самое сущность изучаемых объектов. В отличие от этого в социологическом плане анализа мы встречаемся со степенью распространенности тех или иных представлений и взглядов.
Специализированным сознанием являются духовные образования, не получившие еще распространения, а массовым, напротив, уже широко распространенные. Скажем, научные представления, идеологические взгляды на первых порах всегда выступают как специализированное сознание. Лишь по мере их распространения среди широких слоев населения они приобретают характер массового сознания.
Однако ни специализированное, ни массовое сознание не выступают особыми типами сознания. На это следует обратить внимание потому, что иногда настаивают па определении массового сознания как специфического типа. При этом специфику его усматривают в том, что оно «разрушает» границы всех существующих в обществе классов, слоев, групп населения и является сознанием «экс-групповым»; утверждают, что массовое сознание «определяется» столько же «бытием», сколько, к примеру, и средствами массовой информации и даже больше последними, чем первым.
В связи со сказанным следует напомнить суждения К. Маркса о массовом сознании. К. Маркс, анализируя массовое сознание (он не употреблял этого термина), подчеркивал: «Над различными формами собственности, над социальными условиями существования возвышается целая надстройка различных и своеобразных чувств, иллюзий, образов мысли и мировоззрений. Весь класс творит и формирует все это на почве своих материальных условий и соответственных общественных отношений» (1).
----------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 8, стр. 145.
-------------------------------------
Для Маркса массовое сознание — это отнюдь не «эксгрупповое» сознание, не сознание, которое «разрушает» классы, социальные группы. Напротив, он всячески подчеркивал классовый характер такого сознания. И он не сомневался, что идеи, взгляды, представления, составляющие содержание массового сознания, детерминированы социальными условиями жизни людей. Вряд ли следует отказываться от того подхода к анализу массового сознания, которого придерживался Маркс.
В. И. Ленин оставил превосходные образцы анализа массового сознания в революционные эпохи истории. Здесь уместно сослаться на поучительный пример должного отношения к сознанию широких масс в годы русских революций. Не подлежит сомнению, что авангардом социалистической революции выступает коммунистическая партия, вооруженная марксистской теорией. Но «самые лучшие авангарды, — говорил Ленин, — выражают сознание, волю, страсть, фантазию десятков тысяч, а революцию осуществляют, в моменты особого подъема и напряжения всех человеческих способностей, сознание, воля, страсть, фантазия десятков миллионов, подхлестываемых самой острой борьбой классов» (1). Поэтому-то Ленин и проявлял интерес к сознанию рабочих и крестьян. В связи с ленинскими высказываниями о массовом сознании следует обратить внимание на то, что массовое сознание включает в свое содержание — наряду с настроениями, социальными чувствами — и взгляды людей по самым различным вопросам. Массовое сознание — это вся совокупность духовных образований, разделяемых целыми классами, социальными группами общества. Частое употребление Лениным таких выражений, как «настроения масс», «социальные чувства», не может служить основанием для утверждения о том, что он сводил массовое сознание к эмоциональной стороне общественного сознания. Настроения, социальные чувства — самые распространенные формы проявления массового сознания; отсюда и неизбежное употребление таких выражений. За внешними проявлениями массового сознания всегда скрывается его сущность. И такую сущность Ленин усматривал в сознательности масс, в сознательном (глубоко понятном и прочувствованном) отношении их к решению стоящих перед обществом задач.
Массовое сознание, рассматриваемое не только со стороны формы проявления, но и со стороны содержания, никак не может быть отнесено к низшему (чувственному) уровню отражения действительности. В нем органически сливаются и собственно психологические образования и идеологические представления и взгляды.
Массовое сознание не может быть отождествлено и с идеологией. Различия между массовым сознанием и идеологией лежат не в плане отражения действительности, а главным образом в плане того, что первое из них уже непосредственно определяет действия и поступки больших масс людей, выступая в качестве «сознательного побуждения», а вторая, прежде чем выполнять такую функ-
-----------------------------------------
1. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 41, стр. 80—81.
-----------------------------------------
цию, должна еще получить распространение в массах, стать содержанием массового сознания.
Ленинские высказывания по названному вопросу позволяют понять специфику массового сознания. Специфика его состоит в том, что в нем проявляются интересы и социальные позиции классов и социальных групп и проявляются они в форме убеждений, установок, оценок и т. п.
(....) Структура общественного сознания исключительно сложна, и понятно, что предложенная схема не вскрывает всех его структурных образований и закономерных связей между ними. Она позволяет составить лишь самое общее представление об общественном сознании как целостном образовании.
В связи с рассмотрением структуры общественного сознания в литературе встречаются высказывания о так называемом практическом сознании (1). При этом общественное сознание подразделяют на три вида: теоретическое, практическое и эмоциональное, которые различают между собой по особенностям отражения и выполняемым функциям. Например, А. В. Баранов характеризует эти виды общественного сознания следующим образом:
а) теоретическое сознание «отражает объект сам по себе, вскрывая внутреннюю сущность, закономерность явления»;
б) практическое сознание «отражает объект через призму задач взаимодействия человека с миром»;
в) эмоциональное сознание «отражает не вещь, а ценность, значимость явления для данной социальной группы».
Роль этих видов сознания он усматривает в том, что теоретическое сознание имеет целью объяснение явлений, эмоциональное сознание оценивает значение явлений, тогда как целью практического сознания является изменение мира.
На наш взгляд, с выделением особого вида сознания, называемого практическим, нельзя согласиться по той причине, что таким
---------------------------------------
1 См.: А В. Баранов. О структуре общественного сознания. «Вестник. ЛГУ», 1960, № 17; Диньо Гърдев. Струтурен анализ на общественного съзнание. София, 1970.
--------------------------------------
путем смешиваются понятия теории и практики, допускается возможность отрыва теории от практики как основы познания.
Понятия «практика» и «познание» («теория») являются философскими категориями, обозначающими противоположные стороны единой общественно-исторической деятельности человека. Практика означает направление деятельности или процесс превращения субъективного в объективное, в то время как познание есть противоположный процесс превращения объективного в субъективное. С разделением труда на умственный и физический теория и практика расходятся на разные общественные полюсы, а их связь представляется не слишком очевидной. На этой основе возникали различные идеалистические мировоззрения. Как отмечал Маркс, «с этого момента сознание может действительно вообразить себе, что оно нечто иное, чем осознание существующей практики» (1).
В философии имели место попытки разделить общественное сознание на теоретическое и практическое (Аристотель, Гегель, Кант). Кант в работе «Критика практического разума» называл практическим разумом деятельность воли и противопоставлял эту деятельность познавательным способностям сознания, чистого разума. Однако такое противопоставление неправомерно, поскольку оно приводит к отрыву теории от практики. Допуская существование «теоретического сознания», мы должны признать, что это сознание отражает объект сам по себе, без взаимодействия человека с миром, вне практики. Но в реальной жизни такого сознания не существует. Сознание постоянно, прямо или опосредованно включено в практическую деятельность, и поэтому любой вид сознания связан с практикой. Другое дело, что в структуре общественного сознания мы различаем уровни и формы познания (теоретическое и обыденное сознание, эмпирическое и теоретическое познание и т. д.), однако они разграничиваются по иным критериям.
В XX в. теорию «практического мышления» пытался построить французский философ и психолог Анри Бергсон, основатель идеалистической философии интуитивизма, принижающей роль разума. Он и его современные последователи объединяют понятием «практическое мышление» условные рефлексы животных и трудовые навыки человека. Сторонник этой теории француз Г. Вио недавно издал книгу «Мышление», в которой называет практическим мышлением не что иное, как продолжение естественного инстинкта. Он полагает, что для осуществления трудовых функций человека достаточно понимаемого таким образом «практического мышления». Эта теория - не только антинаучна, но и выполняет идеологическую роль оправдания эксплуатации рабочих, как людей, обладающих лишь «практическим мышлением».
Термин «практическое мышление» был заимствован некоторыми советскими психологами из буржуазной психологии. Однако советские авторы пытались дать другое толкование этому понятию. В частности, Б. М. Теплов протестовал против трактовки «практического ума» как более низкой, элементарной формы интеллектуальной деятельности (2).
Другой советский психолог — С. Л. Рубинштейн в связи с попытками разделения сознания на теоретическое и практическое высказал ряд критических замечаний, показавших неосновательность такого разделения. Он писал: «Собственно всякое познание, как бы теоретично оно ни было, имеет, и не может не иметь, отношение к жизни, к практике, к судьбам людей, поскольку в качестве познания оно раскрывает нам действительность и обусловливает возможность действовать в ней.
Теоретическое познание, таким образом, это тоже знание практическое, но только более далекой и широкой перспективы. В силу этой своей связи с практикой всякое научное познание имеет прямое отношение к судьбам людей» (3).
Несколько по-иному подходит к определению практического сознания болгарский философ Д. Гърдев. Он выделяет в общественном сознании два существенных признака: абстрактность и конкретность. Кроме того, различает общую и конкретную теорию, считая на этом основании, что «практическое сознание может рассматриваться как своеобразная конкретная теория практического изменения материального мира народными массами» (4).
Эти аргументы не доказывают существования какого-то практического сознания, поскольку в любой теории абстрактное и конкретное выступают в единстве как диалектически взаимосвязанные, противоположные моменты познания предмета. Абстрактное выступает как момент или сторона конкретного в процессе достижения истины. В. И. Ленин отмечал, что научные абстракции имеют объективное содержание, что «мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит — если оно правильное... от истины, а подходит к ней» (5). Общие теории, если они научны, также выражают конкретную истину и служат духовным средством изменения материального мира. Примером такой теории является ленинская теория социалистической революции.
Что же касается наличия у общественного сознания разных функций, то они действительно существуют. В частности, можно говорить о том, что сознание постоянно сопровождает практическую деятельность людей. Вполне справедливо, на наш взгляд, сопоставлять сознание в целом, как отражение действительности с присущими ему умственными, эмоциональными и волевыми моментами, с сознанием, тоже взятом в целом, но уже как деятельностью, или вернее, с сознанием, реализующимся в практической деятельности людей.
-------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 30.
2. См.: Б. М. Теплов. Проблемы индивидуальных различий. М., Изд-во Ак. пед. наук РСФСР, 1964.
3. С. Л. Рубинштейн. Бытие и сознание. М., Изд-во АН СССР, 1957 стр. 316.
4. Диньо Гърдев. Структурен анализ на общественен съзнание, стр. 109.
5. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 152.
---------------------------------------------
Такое различие не противоречит диалектико-материалистическому подходу к анализу явлений, имеющему одним из своих принципов тот, согласно которому одно и то же явление выступает в разном виде, приобретает различное значение и форму, будучи включенным в определенную систему связей и отношений. Общественное сознание, рассматриваемое в связи с активным воздействием человека на окружающий мир, выступает как регулятор деятельности человека. Оно выполняет практическую функцию. В самом деле, люди отражают внешний мир и вместе с тем изменяют его благодаря сознанию в процессе практической деятельности. Если познание порождает идеи, образы и т. д., то практическая деятельность производит изменения в материальном мире. И общественное сознание всегда связано с данной функцией людей, можно сказать, выполняет эту практическую функцию. Выполняя ее, общественное сознание приобретает такое качество, как активность. Поэтому, видимо, следует говорить не о практическом сознании как особом виде сознания, а об активности общественного сознания.