Понятие и виды


вернуться в оглавление учебника...

"Исторический материализм", под ред. А.П.Шептулина и В.И.Разина
Москва, "Высшая школа", 1974 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Глава VII
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

§ 1. Понятие и виды политической организации общества


Возникновение классов с неизбежностью привело к разрушению прежней организации общественной жизни. Возник новый тип общественных отношений и постепенно сложилась политическая организация общества.
Политические отношения менялись и меняются в зависимости от уровня общественного развития, от соотношения классовых сил и т. д., но в определенный отрезок времени они более или менее устойчивы.
Организация общественной жизни, которая закрепляет относительную устойчивость, определенное качественное состояние в развитии политических отношений и является политической организацией общества. Политические отношения выражаются и реализуются через определенные организации. Поэтому можно сказать, что политическая организация общества есть совокупность организаций и учреждений, выражающих и защищающих интересы классов и наций данного общества. Господствующим и определяющим в политической организации антагонистического общества является система государственно-правовых и иных организаций и учреждений, при помощи которых осуществляется диктатура класса.
Политическая организация антагонистических общественно-экономических формаций расколота на две части в соответствии с основным классовым делением на эксплуататоров и эксплуатируемых. Но эти противоположные части являются именно частями, причем основными частями политической организации антагонистического общества, которая так же противоречива, как противоречивы надстройка антагонистического общества и все это общество в целом.
Тут мы считаем своевременным напомнить о необходимости целостного подхода к изучению действительности. Само по себе требование целостного подхода вовсе не ново. Основоположники марксизма всегда учили подходить к явлениям действительности с точки зрения всеобщей связи, тем не менее, применительно к проблеме политической организации общества такой подход в последнее время упускался из виду. В нашей юридической литературе можно встретиться с мнением, согласно которому в понятие политической организации общества следует включать лишь такие организации, при помощи которых осуществляется политическая власть. Иначе говоря, политическая организация общества понимается в данном случае лишь как совокупность организаций господствующего класса. При таком подходе остается открытым вопрос о том, куда же отнести многочисленные организации трудящихся в капиталистическом обществе, их партии, профессиональные союзы и иные организации, имеющие политические цели и вeдущиe. политическую борьбу в определенных организационных формах, закрепленных, порою, правовыми актами. Видимо, забвение принципа всеобщей связи не дало возможности сторонникам изложенной точки зрения взглянуть на ту или иную антагонистическую формацию в целом, не дало возможности увидеть в политической организации антагонистического общества неразрывное единство противоречивых частей ее. Нельзя пройти мимо того, что две большие части политической организации антагонистического общества (организации эксплуататоров и организации эксплуатируемых) — это стороны единства противоположностей.
Тут перед нами, можно сказать, классический пример единства противоположностей и борьбы противоречивых частей его.
Итак, одна часть политической организации антагонистического общества — это система организаций и учреждений, при помощи которых господствующий класс осуществляет диктатуру. Другую часть составляют организации угнетенных классов, руководящие борьбой этих классов против эксплуататоров.
Совершенно иной является политическая организация социалистического общества, где нет антагонистических классов, но еще сохраняются классы, отношения между которыми носят дружественный характер; интересы этих классов представлены сотрудничающими между собой организациями, а также организациями, которые оформляют союз этих дружественных классов.
По вопросу об определении понятия «политическая организация общества» в советской литературе нет единого мнения. Ленинградский ученый А. К. Белых считает необходимым включить в понятие «политическая организация общества» не только политические организации, но и политические отношения. Более того, он включает в политическую организацию все общности и коллективы, которые являются носителями политических отношений. По его мнению, сюда относятся классы, нации, народ, трудовые коллективы, семья и даже личность, «если она имеет политический аспект» (1).
М. С. Волков включает в политическую организацию общества не только систему государственных и негосударственных организаций, но также «принципы и систему мер, какими осуществляется регулирование социально-политических отношений» (2).
Изложенное свидетельствует о том, что ученые, занимающиеся исследованием политической организации общества, имеют различные взгляды на предмет исследования, по-разному определяют понятие. При этом надо отметить, что если за последнее время по-
-----------------------------------------------------------------------------
1. См.: А. К. Белых. Политическая организация общества и социалистическое управление. Л., Изд-во ЛГУ, 1967 г. стр. 10, 17, 50—52. Автор везде говорит о социалистическом обществе, но в данном случае это дела не меняет.
2. М. С. Волков. Политическая организация общества. М., «Мысль», 1968, стр. 7—8.
---------------------------------------------------------------------------
нятие политической организации общества хоть как-то разрабатывается, то понятие политической структуры общества еще не привлекло внимания ученых. Но этим дело не ограничивается. Термин «структура» вообще стал очень распространенным в современной литературе, любят его употреблять и в политической литературе, при этом в самых различных значениях. М. С. Волков, например, прямо отождествляет понятия «политическая организация» и «политическая структура», употребляя их как синонимы.
Между тем в науке нельзя произвольно толковать не только одну какую-либо категорию, но и две упомянутые выше по той причине, что они связаны с рядом других, понимание и употребление которых ни у кого не вызывает сомнения.
Так, говоря о политической структуре общества, мы просто обязаны самой логикой науки вспомнить об экономической структуре общества — совокупности производственных отношений. В связи с этим возникает предложение определить политическую структуру как совокупность политических отношений. Маркс определял общество как продукт взаимодействия людей.
Общественная наука занимается изучением именно взаимодействия людей, общественными отношениями. Предметом исторического материализма являются наиболее общие законы развития общества. Политические отношения — один из видов общественных отношений, и потому политическая структура общества есть часть его социальной структуры.
Политическая структура общества — это то, что складывается объективно как непосредственный результат становления и развития того или иного способа производства, именно как совокупность политических отношений, в основе которых лежат отношения экономические (экономическая структура). Политическая структура общества, основу которой составляет классовая структура, остается, в основном, неизменной на протяжении существования данной общественно-экономической формации. Политическая же организщия общества является в значительной степени показателем отношения классовых сил и потому изменяется в результате классовой борьбы.
Когда речь идет об отдельных политических организациях, то сразу же встает вопрос: какие организации можно назвать политическими? Что означает понятие «политический» применительно к какой-то отдельной организации?
Существует довольно распространенное мнение, согласно которому «политический» и «государственный» — термины тождественные. Но это не так. Нет сомнения, что все государственные органы являются политическими. Вряд ли кто будет отрицать и то, что партии тоже являются политическими организациями. Этим, однако, очень часто и ограничиваются. Между тем, согласно марксистско-ленинскому пониманию политики, к категории политических следует отнести все организации, выражающие интересы классов и наций. Таковыми являются профессиональные союзы рабочего класса, крестьянские союзы, союзы промышленников, дворянские общества и т. д. Это не означает, конечно, что все упомянутые организации равнозначны.
В классовом обществе нет организаций, стоящих вне политики; тем не менее надо отличать организации чисто политические от всех других. Целевое назначение собственно политических организаций — регулирование политических отношений. Это — их основная функция. Другие организации имеют иные цели, но вместе с тем несут и политические функции (в большей или меньшей степени).
Как по классовому составу, так и по характеру деятельности все организации можно разделить на организации, носящие ярко выраженный политический характер, и организации, не носящие ярко выраженного политического характера.
К первым относятся, прежде всего, государство, политические партии, профессиональные союзы и другие организации, специально созданные для защиты интересов определенного класса и являющиеся в данном обществе, чаще всего, официально признанными. Их классовый состав, классовая направленность деятельности, их политический характер не вызывают сомнения.
Все организации, которые носят ярко выраженный политический характер, можно, в свою очередь, разделить на одноклассовые организации и организации, оформляющие классовые союзы.
Среди группы организаций, носящих ярко выраженный классовый характер, особое место занимает, конечно, государство. Оно отличается от других политических организаций рядом признаков.
1) Государство, конечно, является одной из наиболе ярко выраженных политических организаций. (Известно, что с этим связано и происхождение самого термина «политика».)
2) Это — единственная организация, которая сопровождает всю историю человечества со времени раскола общества на классы.
3) Государство является основной организацией господствующего класса.
4) Государство может выступать и выступало как организация, оформляющая классовые союзы, но, как правило, оно является основным орудием диктатуры одного класса.
5) Государственная организация обязательно связана с территориальным делением населения, причем именно в государственной организации этот принцип проявляется наиболее ярко.
6) Государственная деятельность осуществляется специальным аппаратом (чиновничество).
7) Государственная организация с необходимостью предполагает сбор налогов с населения в пользу государства для содержания его органов.
8) Деятельность государства, всех его органов в подавляющем большинстве случаев основана на нормах права, носит правовой характер.
9) Государство — единственная организация, осуществляющая правотворчество, т. е. издающая законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения.
10) Государство располагает специальными органами и орудиями принуждения.
Государство как политическая организация отличается от других политических организаций совокупностью перечисленных выше признаков. Если попытаться определить и отграничить государство как политическую организацию от других политических организаций каким-то одним термином, то этим термином будет «государственная власть».
Поэтому вопрос о власти является основным вопросом всякой революции. Не завоевание тех или иных прав и свобод, не захват какого-то органа, а именно завоевание власти, позволяющей создавать законы и принуждать к их исполнению, дает возможность констатировать, что данный класс является господствующим, осуществляет свою диктатуру.
Любая организация отражает и закрепляет те или иные отношения между группами людей или внутри данной группы. В политической организации (или организациях) закрепляются политические отношения, включающие отношения между классами, нациями и государствами. Поэтому о политической организации общества можно говорить как применительно к какой-то данной стране, так и в международном масштабе. В этом последнем случае следует говорить о международной политической организации общества.
К. Маркс, критикуя авторов проекта программы германской социал-демократической партии за ограничение действий рабочего класса «рамками современного национального государства», замечает, что «рамки современного национального государства»... сами в свою очередь находятся экономически «в рамках мирового рынка», политически — «в рамках системы государств» (1).
На необходимость учитывать международные связи, отношения при анализе любых политических явлений неоднократно обращал внимание В. И. Ленин. Более того, В. И. Ленин, как и К. Маркс, ставил вопрос об известной системе государств. Например, в одном из писем В. И. Ленин подчеркивал, что «мы живем не только в отдельных государствах, но и в известной системе государств» (2).
Под международной политической организацией общества следует понимать сложившуюся систему государственных границ, совокупность договоров, союзов, блоков и организаций, призванных упорядочить отношения между государствами (на основе международного права), всю сумму международных негосударственных организаций.
Конечно, о развитой системе международной политической организации общества можно говорить лишь применительно к эпохе капитализма, когда произошел скачок в развитии средств связи и возникла система мирового хозяйства.
--------------------------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 19, стр. 22.
2. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т 49, стр. 370.
--------------------------------------------------------------------
Однако необходимость регулирования отношений с другими государствами давно породила особую отрасль деятельности — дипломатию, призванную осуществлять внешнюю функцию государства мирными средствами. Человечество даже в условиях антагонистических общественно-экономических формаций выработало средства для мирного разрешения международных споров.
Тем не менее история классового общества изобилует войнами, которые велись в целях изменения политической организации общества. На империалистической стадии развития капитализма возникла чрезвычайно сложная международная политическая организация общества, нарушение которой в каком-то звене ведет к тому, что в конфликт втягивается большинство стран — составных частей международной политической организации общества — и война становится мировой.
В связи с возникновением такого рода войн, а также в связи с появлением мощных средств разрушения человечество все более убеждается в необходимости так организовать общество в международном масштабе, чтобы исключить войну из жизни общества. Свидетельством указанной тенденции является попытка создания такой организации, которая была бы правомочна решать международные споры и тем самым предотвращать возникновение мирового конфликта. Конечно, деятельность в этом направлении сопряжена с огромными трудностями, порожденными капиталистической системой, агрессивными устремлениями реакционных кругов империалистической буржуазии, но указанную тенденцию нельзя не отметить.
В связи с усложнением политической жизни вообще, с усложнением политической организации-внутри стран возникли международные связи между родственными негосударственными организациями в различных странах. Они не носят официального характера, но оформляются, как правило, различными уставами, положениями, в результате чего появляются различные международные организации целевого назначения в самых различных областях общественной жизни. Они часто не носят ярко выраженного политического характера, но в обществе, где есть антагонистические классы и классовая борьба, в обществе, которое в целом организовано политически, любая организация и ее деятельность не могут не носить политического характера (в той или иной степени).
Большое место в этой группе связей занимают международные классовые организации, которые возникают как в лагере эксплуататоров, так и в лагере эксплуатируемых. Появление и развитие международных негосударственных организаций свидетельствует о том, что человечеству уже недостаточно общения лишь по государственной линии, что государственная организация общества уже не является единственной. При этом ход всемирной истории показал, что международные связи по линии негосударственной растут и крепнут.
Международная политическая организация общества во многом зависит от характера всемирно-исторической эпохи. Определение исторической эпохи дает возможность выявить тенденцию развития человечества. Переходные эпохи характеризуются именно тем, что в ряде стран еще сохраняется старая общественно-экономическая формация, а в других странах возникла или формируется новая. Переходная всемирно-историческая эпоха занимает тот отрезок всемирной истории, в течение которого происходит переход от одной общественно-экономической формации к другой в международном масштабе.
Любая тенденция развития обычно находит отражение в каких-то организационных формах. В переходные исторические эпохи складывается своеобразная международная политическая организация общества. Она характеризуется наличием двух основных группировок государств, представляющих старый и новый мир. Так, в эпоху буржуазных революций (переход от феодализма к капитализму во всемирном масштабе) сложилась группировка феодальных государств на основе общей цели; она была направлена против молодых буржуазных государств, борющихся за укрепление новой общественной организации.
До Великой Октябрьской социалистической революции международная политическая организация общества была единой в том смысле, что во всех странах существовал эксплуататорский строй, а в большинстве стран сложилась капиталистическая общественно-экономическая формация. Свержение власти эксплуататоров и установление диктатуры пролетариата в России явилось началом коренного, качественного изменения политической организации общества не только внутри страны, но и на международной арене. Пропасть, разделяющая старый и новый мир, становится несоизмеримо более глубокой, чем в эпоху буржуазных революций. Это не могло не найти отражения в международной политической организации общества. «...Мир разделился на два лагеря: капиталистическая заграница и коммунистическая Россия» (1). В мировой политической организации общества появилось совершенно новое политическое формирование — государство диктатуры пролетариата.
Одним из средств борьбы старого мира против молодого государства диктатуры пролетариата было дипломатическое непризнание, что означало отказ допустить его в международную политическую организацию общества. Но все же через несколько лет буржуазные политики не могли не признать Советского Союза. Официальное признание СССР и установление с ним дипломатических отношений означало то, что международная политическая организация перестала быть лишь организацией эксплуататорских государств, что на международной арене в качестве равноправного члена выступает государство диктатуры пролетариата.
Выход социализма за рамки одной страны, образование мировой социалистической системы означало новый этап в изменении международной политической организации общества, связанный с тем, что капиталистическому миру противостоит теперь уже не одно го-
----------------------------------------------------------------------
1. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 43, стр. 129.
----------------------------------------------------------------------
сударство, а новая мировая система, являющаяся мощным ускорителем исторического прогресса. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду было подчеркнуто величайшее значение этого факта в современном историческом развитии. В то же время в докладе отмечены трудности развития социалистической системы и вскрыты их причины. «Сегодняшний мир социализма с его успехами и перспективами, со всеми его проблемами,— отмечается в докладе,— это еще молодой, растущий социальный организм, в котором не все устоялось, многое несет на себе отпечаток прошлых исторических эпох. Мир социализма весь в движении, он непрерывно совершенствуется».
Для международной политической организации современной эпохи характерно также крушение системы колониализма — своеобразной политической организации, возникшей в результате захвата больших территорий горсткой империалистических держав и бывшей неизбежным дополнением мировой капиталистической системы. «Капитализм перерос во всемирную систему колониального угнетения и финансового удушения горстью «передовых» стран гигантского большинства населения земли».
Колониальную систему можно рассматривать как систему управления колониями в международном масштабе потому, что в колониальной зависимости оказалось огромное количество территорий и населения; формы управления колониями были более или менее одинаковыми; возникло международное сотрудничество колонизаторов, их солидарность в подавлении освободительного движения; колониальный вопрос регулировался в определенный период международными организациями. Распад колониальной системы империализма - свидетельство постепенного распада самого империализма.
В результате освобождения колоний и зависимых стран возникают новые политические формирования, которые иногда уже нельзя отнести к лагерю империализма, но которые еще не встали твердо на путь социализма. Они составили особую группу стран, занимающих своеобразное положение в международной политической организации. Важно отметить тенденцию развития этой группы стран. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии подчеркнуто, что «борьба за национальное освобождение во многих странах стала практически перерастать в борьбу против эксплуататорских отношений, как феодальных, так и капиталистических».