Техническая и промышленная революции; сущность и основные характеристики


вернуться в оглавление учебника...

"Исторический материализм", под ред. А.П.Шептулина и В.И.Разина
Москва, "Высшая школа", 1974 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Глава III.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ)


Намеченный в материалах XXIV съезда КПСС целый комплекс важнейших мер по широкому использованию достижений научно-технической революции в решении проблем интенсификации развития общественного производства, ускорению темпов экономического и социального прогресса в нашей стране ставит перед философами, как и перед представителями других общественных наук, ряд сложных и актуальных ндучных проблем по исследованию особенностей проявления научно-технической революции в социалистическом обществе, по разработке присущих социализму форм соединения науки с производством, выявлению стимулов и источников дальнейшего ускорения темпов научно-технического прогресса.
В данной главе рассмотрение социальных проблем научно-технической революции мы ограничим кратким анализом технической (XVIII в.) и промышленной (XVIII—XIX вв.) революций, как особых исторических явлений, которые связаны с переходом человечества к индустриальному характеру развития нашей цивилизации и которые привели впоследствии к формированию предпосылок научно-технической революции. Выяснение генетического единства данных революций способствует более целенаправленному и конкретному применению марксистско-ленинской методологии для раскрытия сущности и основных характеристик научно-технической революции. Кроме того, рассмотрим основные характеристики науки и техники, роль научно-технической революции в развитии общественного производства и характер ее социальных последствий в условиях двух противоположных систем — капиталистической и социалистической.

§ 1. Техническая и промышленная революции: сущность и основные характеристики

К. Маркс в «Капитале» и в подготовительных рукописях к нему, исследуя историю техники, поставил перед собой цель выяснить, какие факторы внутри периода, предшествовавшего технической и промышленной революциям (XVIII—XIX вв.), способствовали и делали возможным последние (1).
В истории предмашинной техники, как отмечал К. Маркс, «водяная (ветряная) мельница и часы — это те две унаследованные от
--------------------------------------------------------------
1. См. об этом, например: К. Маркс. Машины. Применение природных сил и науки (Из рукописи 1861—1863 гг. «К критике политической экономии»). К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 47.
------------------------------------------------------------------
прошлого машины, развитие которых уже в эпоху мануфактуры подготовляет период машин» (1).
В этих технических изобретениях К. Маркс видит предпосылки будущей технической революции, а в опыте их использования — начала новой науки, которая в будущем станет неотделимой от прогресса техники и развития общественного производства. Внутри этих явлений и на их основе идет процесс развития науки нового времени, новых социальных сил, обусловивших затем высокие темпы социального прогресса в XVIII—XIX вв. (2)
Но как бы ни были важны эти явления, их еще было недостаточно для осуществления технической революции и создания принципиально нового средства труда — машинной техники. К. Маркс к числу дополнительных факторов, делающих возможной техническую революцию в исторически важный период перехода от домашинной техники к машинной, относит прогресс в разделении труда и невиданный ранее рост доходящего до искусства профессионального мастерства работника на основе дифференциации труда внутри ремесленного производства, резкое увеличение числа работников подобного типа (3).
Параллельно с прогрессом разделения труда и ростом квалификации работника ремесленное и мануфактурное производство доводят до высшей степени специализацию и совершенствование ручного орудия труда, его упрощение.
Опыт промышленного использования этого дифференцированного, специализированного и упрощенного труда и инструмента был, наряду с опытом использования таких технических средств труда, как мельницы, источником знания, на основе которого создавалась механическая модель определенных трудовых функций работника. «Начиная с того момента, — писал Маркс, — когда непосредственное участие человека в процессе производства свелось всего лишь к тому, что он стал действовать в качестве простой силы, принцип выполняемой работы стал определяться машинами. Механизм был налицо; двигательная же сила впоследствии могла быть замещена водой, паром и т. п.» (4).
Всеобщий закон преемственности развития этих факторов, как отмечал К. Маркс, «сocтоит в том, что материальная возможность
-------------------------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 47, стр. 418.
2. К. Маркс об этом периоде пишет так: «В XVIII столетии многие ученые усердно взялись за обстоятельное изучение ремесел, мануфактур и фабрик. Некоторые из них сделали эту область предметом своего специального исследования. Лишь в новейшее время надлежащим образом осознана связь механики, физики, химии и т. д. с ремеслом» (следовало сказать: с производством). К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 47, стр. 422.
3. На этот факт, как предпосылку технической революции, указывал и В. И. Ленин. «Крупная машинная индустрия не смогла бы так быстро развиваться в пореформенный период, — писал он, — если бы позади нее не стояла продолжительная эпоха — подготовка рабочих мануфактурой» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 3, стр. 429).
4. К. Маркс и Ф Энгельс. Соч., т. 47, стр. 406.
-------------------------------------------------------------
последующей формы [производства] — как технологические условия, так и соответствующая им экономическая структура предприятия — создается в рамках предшествующей формы» (1). Эти положения К. Маркса имеют исключительно важное методологическое значение не только для понимания сущности технической революции, но и дают возможность провести генетическую линию к промышленной революции XVIII—XIX вв., понять связь технической революции с особенностями развития науки и техники нового, новейшего и современного периодов, выделить в этих явлениях предпосылки научно-технической революции, т. е. «всеобщий закон» преемственности в развитии важнейших сфер человеческой деятельности, обусловливающих темпы социального прогресса общества.
В самой общей форме можно сказать, что техническую революцию вызывает целая совокупность причин: резкий рост количества функций, выполняемых техникой в производственной деятельности человека, изменение технических средств и их естественнонаучных основ, переход к использованию новых видов движения, законов и вещества природы, изменение технологических принципов производства и т. д., а главное — степень научно-технической и социально-экономической зрелости общества, делающей возможным реализацию этих причин и осуществление технической революции.
Сущностью технической революции нового времени являются коренные преобразования технологического способа производства, связанные с переходом от ручной техники (орудия труда) к созданию рабочей машины, с переворотом в принципах, на основе которых создавались прежние средства труда. Эта техническая революция по характеру решаемых поблем, по своему историческому месту в развитии техники, роли в общественном прогрессе — явление уникальное, ибо, занимая свое место в истории развития орудий труда, техники, будучи связанной линией преемственности в прогрессе техники, она не имела аналогии в прошлом и не может повториться в будущем (2).
Это относится также и к промышленной революции XVIII— XIX вв., научной революции конца XIX — начала XX в. и научно-технической революции наших дней. Каждая из них органически связана только со своим историческим периодом, собственным объемом социальных, технических, научных и других проблем, обусловленных сущностью исторических задач данной эпохи, деятельностью передовых, прогрессивных классов этого периода.
Сущность рассмотренной выше технической революции оказала решающее влияние на весь дальнейший процесс развития техники. С данного периода техника развивается только как машинная техника. Техническая революция нового времени послужила начальным этапом в истории современной техники, которая, по характеристике
--------------------------------------------------------------
1. К.. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 47, стр. 461.
2. См. также об этом: К. Тессман. Проблемы научно-технической революции. М., ИЛ, 1963, стр. 83.
---------------------------------------------------------
К. Маркса, выступает как «вычлененное» тело природы», как «опредмеченный труд» человека, как форма материализации и опосредования в «искусственных органах» человека естественных процессов и законов природы, используемых человеком в процессе осуществления им обмена веществ между природой и обществом в ходе трудовой деятельности.
В условиях современной техники основой целесообразной деятельности людей, связанной с обменом веществ между обществом и природой, выступает сознательное целенаправленное использование естественных процессов и законов природы, на основе применения которых осуществляется диалектическая взаимосвязь между развитием человека, как субъекта процесса производства, и развитием средств труда, техники, как материальным воплощением этих законов и процессов в орудиях человеческой деятельности.
Человек расширяет сферу действия своих членов и органов чувств путем применения орудий, которые постепенно опосредуются и существуют как «опредмеченный труд», как общественные условия труда, независимые от его индивидуального личного существования и выступающие материальной основой исторического процесса, средством накопления, использования и передачи информации о производственном опыте последующим поколениям (1).
Общественный опыт производственной деятельности человека имеет тенденцию к опережению достигнутого уровня развития остальных элементов производительных сил. Для человека практика формирует характер и направление определенных изменений и усовершенствований как в самом трудовом процессе, самом человеке, так и в средствах труда, технике. В результате этого создаются необходимые предпосылки изменения технологии изготовления продукта, определяются требования к орудиям труда, принципам работы машин, особенностям их конструкций, вовлекаются в производственный процесс все новые «тела природы» и законы. С учетом этих характеристик техники ее функциональная роль может быть рассмотрена в двух планах - «широком» и «узком». В «широком» плане: в процессе развития техники можно видеть, как люди воплощают в производстве материальной жизни, с одной стороны, свое отношение к внешней природе, с другой — отношение друг к другу. Оба эти отношения диалектически обусловливают друг друга и являются важнейшими характеристиками общества на любом историческом этапе его развития, наиболее адекватно раскрывая сущность, темпы и содержание общественного прогресса. Измененная, «очеловеченная» природа и соответствующее данной ступени освоения природы общество являются в конечном счете продуктами человеческой деятельности на достигнутом уровне развития средств труда, техники.
В «узком» плане функциональная роль техники понимается в рамках диалектической системы «человек — техника», когда техни-
----------------------------------------------------------------------
1. См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 27, стр. 402.
------------------------------------------------------------------
ка предстает человеку тем «органом, который он присоединяет к органам своего тела, удлиняя таким образом, вопреки библии, естественные размеры последнего» (1), и посредством этого, воздействуя на «внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти» (2).
Изложенное выше можно суммировать в виде наиболее существенных свойств и признаков техники (3).
1. Техника — опосредующее звено в целенаправленной трудовой деятельности человека по овладению и преобразованию природы, способ разрешения развивающегося противоречия между относительной слабостью, ограниченностью естественных органов человека и возрастающими в объеме, по мере исторического прогресса, потребностями в обмене веществ между человеком и природой.
2. Техника — «вычлененное тело природы», опосредствованная форма использования в процессе трудовой деятельности законов природы.
3. Техника, как средство труда, выступает одной из основ формирования самого человека, его «духовных представлений», способностей, навыков, опыта, развивающихся в процессе практической деятельности, в которой осознанно используются законы природы. Процесс «очеловечивания» природы особенно ярко проявляется и в технике, которая, с одной стороны, выступает как «тело природы», а с другой — как носитель «человеческого» элемента, тех качеств, которыми наделяет ее человек как субъект производства.
4. Техника — «опредмеченный труд», «овеществленная сила знаний», «очеловеченное тело природы» и «овеществленный» производственный опыт человека. Техника — это часть материальной культуры, общества, которая, обладая известной самостоятельностью развития, с необходимостью вызывает то преобразование первоначальных отношений работника и средств труда, при которых человек в своих условиях жизни и деятельности оказывается зависимым от «всеобщих сил» (Маркс), определяемых результатами прошлого труда.
Выделенные признаки техники, анализ ее функций и характеристик в современной марксистской литературе приводит к выводу, что под техникой следует понимать совокупность искусственно созданных материальных средств целесообразной деятельности человека в сфере материального производства, культуры, науки, просвещения, военном деле и других, сферах.
О технике можно также говорить как об искусственно смоделированном устройстве, с помощью которого человек получает возможность использовать законы и процессы природы как средство
------------------------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 23, стр. 190.
2. Там ж е, стр. 188—189.
3. См. об этом дополнительно: Ю. С. Мелещенко, С. В. Шухардин. Ленин и научно-технический прогресс. М., «Наука», 1969, стр. 25, 30; Н. И. Дряхлов. К вопросу об определения техники и о некоторых закономерностях ее развития. «Вестн. Московского ун-та», сер. VIII, Философия, 1966, № 4.
-----------------------------------------------------------------
собственной целесообразной деятельности во всех сферах общественного производства. Это инженерная модель, которая позволяет природные силы и науку использовать как общественную силу труда и на этой основе обеспечивать неоднократный рост промышленного производства.
Техническая революция послужила начальным этапом развития не только современной техники, но и дала материальную основу и социальные предпосылки развитию современной науки. Развитие науки и техники с этого периода все более и более характеризуется тенденцией к их системному единству, ибо, «если процесс производства становится применением науки, то наука, наоборот, становится фактором, так сказать, функцией процесса производства» (1). На этой почве получило свое начало новое качество науки, связанное с процессом превращения ее в непосредственную производительную силу общества. Наука становится одной из общественных сил труда.
История развития науки показывает, что ее воздействие на производство росло в прямой связи с прогрессом общества, оно определялось уровнем развития всех элементов производительных сил, формами связи науки и производственной деятельности людей. До возникновения машинного производства наука не оказывала непосредственного влияния на развитие общества в целом и его производительных сил. Лишь сформировавшиеся в обществе социальные потребности и экономические интересы буржуазии, как дополнительный стимул, обусловили использование в производстве достижений науки и техники и тем самым создали социальные и технико-экономические условия для повышения общественного уровня производительности труда. «Развитие самих естественных наук (а они образуют основу всякого знания),— писал К. Маркс,— так же как и всякого знания, имеющего отношение к процессу производства, само происходит опять-таки на основе капиталистического производства, которое в значительной степени впервые создает для естественных наук материальные средства исследования, наблюдения, экспериментирования... Поэтому вместе с распространением капиталистического производства научный фактор впервые сознательно и широко развивается, применяется и вызывается к жизни в таких масштабах, о которых предшествующие эпохи не имели никакого понятия» (2).
В этих условиях постоянно сокращается разрыв между научным открытием и научно-технической разработкой способов его реализации. Так, известно, что сформулированная идея о возможности создания электромотора была реализована через 65 лет, телефона — 56 лет. Этот путь для радио был равен 35 годам, для радара — 15, телевизора —14, ядерного реактора —10, лазера и мазера — 9, а для транзистора — уже 5 годам, нейлона — 3 годам (3). В современных условиях процесс, взаимозависимого и взаимосвязанного развития
-------------------------------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 47, стр. 553.
2. Там же, стр. 556.
3. См.: «Горизонты науки и техники». М., «Мир», 1969, стр. 7.
------------------------------------------------------------------
науки и техники стал самоочевидным фактом и является еще одним подтверждением формирования системы «наука—техника».
Ю. С. Мелещенко и С. В. Шухардин, суммируя результаты теоретических исследований сущности процесса превращения науки в непосредственную производительную силу, вполне правомерно приходят к выводу, что «во-первых, превращение науки в непосредственную производительную силу означает материализацию именно научных знаний в вещественных элементах производительных сил (техника, технология и т. д.), а также воплощение их в соответствующие организационные формы; во-вторых, этот процесс означает, что научные знания непосредственно включаются в деятельность работников производства при выполнении тех или иных трудовых функций и операций; в-третьих, процесс превращения науки в производительную силу означает, что наука вообще становится теоретической базой производственных процессов. Таким образом, наука в своем новом качестве — в качестве производительной силы — функционирует и как духовное явление и как материализованное знание» (1).
Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу является доминирующей тенденцией развития современной науки, и есть все основания предполагать, что он будет возрастать в обозримом будущем пропорционально темпам научно-технического прогресса. Причем, важнейшей особенностью процесса превращения науки в непосредственную производительную силу, его закономерностью, которая обусловливает постоянный рост эффективности науки в решении экономических, социальных, технических, культурных проблем общественного прогресса, является фронтальное взаимосвязанное развитие как современной науки, так и материального производства.
В процессе превращения науки в непосредственную производительную силу выражается сущность ее социальных функций — обслуживать общество теоретическими знаниями и разработками в той мере, в какой этого требует общественное производство. В этом же проявляется и сущность современной науки как особой сферы деятельности общества, как особого общественного явления, функция которого состоит в осознании опыта практической деятельности человека, раскрытии законов природы и общества и разработке способов и средств их использования в различных сферах деятельности людей и, главным образом, в общественном производстве. Подобное понимание науки органически связано с понятием техники, характером их системного единства и взаимозависимого процесса их исторического развития и современного функционирования.
Системное единство науки и техники носит исторический характер и известной зрелости достигает лишь в современных условиях, когда научно-техническая революция стала реальным фактом.
-----------------------------------------------------------------------
1. Ю. С. Мелешенко, С. В. Шухардин. Ленин и научно-технический прогресс и превращение науки в непосредственную производительную силу. В кн.: «В борьбе за технический прогресс». Лениздат, 1965.
--------------------------------------------------------------------------
Поэтому выяснение генезиса становления системы «наука — техника», причин, вызвавших ее, перспектив развития представляет особый научный интерес, ибо позволит значительно ближе подойти к раскрытию сущности и основных характеристик научно-технической революции, ее научных, технических и социальных предпосылок.
Задача исследования сложившегося системного единства науки и техники может быть решена при условии учета исторических особенностей их развития, раскрытия закономерностей преемственности и характера структурных изменений при переходе от одного периода к другому, при условии уяснения «внутренней» логики науки и техники, особенностей эволюционного и революционного периодов их развития и связи последних с изменением социальных функций науки и техники в общественном прогрессе. Только при учете всех этих факторов можно понять качественные и количественные отличия научных и технических революций, особенности и общность развития науки и техники в различные исторические эпохи.
Разбор основных характеристик, понятий и социальных функций техники и науки необходим в данном случае как логическое звено, без которого невозможно рассмотреть связь технической, промышленной и научно-технической революций.
Техническая революция, создав принципиально новое средство труда — машины, тем самым подготовила техническую возможность осуществления промышленного переворота. «Итак, — писал К. Маркс,—промышленная революция, характерная для капиталистического способа производства, исходила из переворота именно в той части орудия, которая непосредственно соприкасается с обрабатываемым материалом» (1). Важнейшей задачей промышленной революции является превращение машины в господствующее средство труда, распространение машин вширь, что приводит к коренному изменению технического базиса общества.
На определенной ступени «зрелости» промышленной революции в обществе происходит революция социальная, связанная с переходом от феодализма к капитализму. Буржуазная, революция выступает закономерным актом преобразований в политической, юридической и других частях надстройки в соответствии с теми изменениями в классовой структуре, характере собственности, технологическом способе производства и т. д., которые сопутствовали промышленной революции и произошли под ее прямым влиянием.
Завершение промышленной революции было возможно лишь после свершения буржуазных революций, которые привели к созданию капиталистических производственных отношений, соответствующих уровню развития производительных сил общества того времени, и сформировали необходимые социально-экономические условия ускоренного развития общественного производства на какой-то исторический период.
-------------------------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 47, стр. 405.
--------------------------------------------------------------
Характеристика этого процесса, его сущность исключительно емко и точно выражены в ряде работ В. И. Ленина. «...Машинная индустрия,— писал он, — является гигантским прогрессом в капиталистическом обществе не только потому, что она в громадной степени повышает производительные силы и обобществляет труд во всем обществе, но также потому, что она разрушает мануфактурное разделение труда, делает необходимостью переход рабочих от одних занятий к другим, разрушает окончательно отсталые патриархальные отношения, в особенности в деревне, дает сильнейший толчок прогрессивному движению общества как по указанным причинам, так и вследствие концентрации индустриального населения. Прогресс этот сопровождается, как и все другие прогрессы капитализма, также и «прогрессом» противоречий, т. е. обострением и расширением их» (1).
Какие изменения были вызваны промышленной революцией в важнейших областях жизнедеятельности общества? В технической области она сделала господствующим средством труда машину, системы машин, и тем самым создала материальные условия коренного преобразования характера труда человека. Благодаря системе машин стало возможным включение науки в общественное производство в тех же масштабах и такими же темпами, какими происходила технизация (или машинизация) различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. В социально-технической области промышленная революция господствующим принципом общественного производства сделала принцип крупной машинной индустрии. Она привела к концентрации предприятий и капитала, обусловила тенденции к научной организации труда и производства, довела до совершенства выработанные в мануфактуре принципы организации и управления производством и сделала производство массовым. Изменение технологического способа производства с помощью машин создало возможность превращения кооперации труда, природных сил и науки в общественную силу труда. Благодаря действию этих факторов производство все в большей- степени переходит от экстенсивного к интенсивному развитию. Растет значение прошлого труда в промышленном процессе.
В социально-экономической области промышленная революция привела к формированию общественных классов последней антагонистической формации, привела к такому положению, когда, как отмечал Ф. Энгельс, «производительная сила человеческого труда достигла такого высокого уровня, что создала возможность — впервые за время существования человечества — при разумном разделении труда между всеми не только производить в размерах, достаточных для обильного потребления всеми членами общества и для богатого резервного фонда, но и предоставить каждому достаточно досуга для восприятия всего того, что действительно ценно в исто-
--------------------------------------------------------------------------
1. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 2, стр. 180, 231; т. 3, стр. 455; т 6, стр. 216 и др.
------------------------------------------------------------------------
рически унаследованной культуре — науке, искусстве, формах общения и т. д., — и не только для восприятия, но и для превращения всего этого из монополии господствующего класса в общее достояние всего общества и для дальнейшего развития этого достояния». С этой стороной промышленной революции связано возникновение и развитие классовой борьбы пролетариата как одной из движущих сил этой революции. С этим связано изменение социальной структуры общества, концентрация труда и капитала в масштабах, которые подготовили предпосылки перехода к -социализму. С этим связано становление мирового рынка, начало превращения капиталистической собственности в государственно-монополистическую, невиданные ранее темпы развития социального организма, приведение в действие всех потенциальных возможностей общества в развитии промышленного производства. Вместе с тем объективный ход истории свидетельствует о неспособности капитализма использовать промышленную революцию в интересах общества. Капитализм входит в завершающую стадию своего кризиса.