Проблема ноосферы


вернуться в оглавление учебника...

"Исторический материализм", под ред. А.П.Шептулина и В.И.Разина
Москва, "Высшая школа", 1974 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

§ 5. Проблема ноосферы

В теоретическом плане допустим такой уровень развития материального производства, который обеспечил бы автотрофность человечества, его независимость от биосферы. Если продолжить данную мысль, то возникает вопрос: не приведет ли научно-технический прогресс к замене биосферы техносферой, синтезирующей продукты питания, очищающей воду, регулирующей газовый состав атмосферы, короче, дающей людям все, что они получают в настоящее время от биосферы? Для такого вывода нет оснований.
Человек перестраивал и будет перестраивать природу. Но техносфера должна не разрушать, а поддерживать принципы организации биосферы, дополнять биосферу и взаимодействовать с ней в качестве части единой динамической системы. Образование подобного «симбиоза» техносферы и биосферы позволяет говорить о принципиально новом планетарном явлении. В связи с этим возникает проблема ноосферы (1).
Термин «ноосфера» был введен в конце 20-х годов XX в. французским математиком и философом-бергсонианцем Э. Леруа. Этим термином широко пользовался П. Тейяр де Шарден и основоположник биогеохимии академик В. И. Вернадский.
В отличие от П. Тейяра, сводящего в конечном счете ноосферу к некой надматериальной основе, непосредственно связанной с центральным очагом психического сосредоточения — «точкой Омега» (богом), В. И. Вернадский подошел к поставленной проблеме прежде всего как естествоиспытатель, исследующий планетарные явления. По количеству перемещения химических элементов и изменениям, вносимым в ландшафтную сферу Земли, процессы, вызванные производственной деятельностью человека, соизмеримы с естественными геологическими процессами. Однако человек не может и не должен превращать свою деятельность в стихийную геологическую силу. В докладе «Несколько слов о ноосфере» (1944), углубляя свое понимание данной проблемы, В. И. Вернадский выделил наряду с естественным и ее социальный аспект.
Перед разумом и трудом человека стоит задача сознательного коренного преобразования биосферы в интересах всего человечества. «Это новое состояние биосферы, — отмечал В. И. Вернадский,— к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфе-
-------------------------------------------------------------
1. Термин «ноосфера» от греческого «ноос» — разум.
--------------------------------------------------------------
ра» (1). Ее естественные посылки возникают, следовательно, не вместе с возникновением на Земле разумного существа, как это предполагалось В. И. Вернадским в более ранних трудах, а тогда, «когда геологическая роль человека начинает господствовать в биосфере и открываются широкие горизонты его будущего развития» (2). С глубоким оптимизмом В. И. Вернадский обращал внимание на то, что идеалы нашего общества «идут в унисон... с законами природы, отвечают ноосфере» (3).
Ноосфера — результат планомерного сознательного преобразования природы. Если в геологическом отношении образование ноосферы протекает несравненно быстрее, чем образование биосферы, то с позиций социальной истории — это длительный процесс, завершение которого связано с утверждением и развитием на Земле коммунистического общества. Зарождаясь в виде явления планетарного, ноосфера, в силу специфики развития социальной формы движения материи, становится явлением космическим.
Ноосфера в том смысле, в каком это понятие было развито В. И. Вернадским, есть сфера разума, точнее, сфера, организованная и управляемая разумной деятельностью людей. Необходимым моментом такого понимания ноосферы выступает сочетание в единой динамической системе техносферы и биосферы. С точки зрения-перспектив формирования и развития ноосферы, не только техносфера, но и биосфера выходят за пределы Земли, обретают, благодаря человеческой деятельности, космическое значение.
В будущем не отдельные элементы природной среды, а вся природная среда станет единым подвластным человеку комплексом естественных условий и технических средств, поддерживающих эти условия. Возникает органическое единство природы и общества, проявляющееся не только в том, что человек не может существовать без природы, но и в том, что природа не может существовать» в своем преобразованном виде без функционирования руководимых человеком технических средств. Такое состояние природы и общества будет означать создание ноосферы. Как и географическая среда, ноосфера — естественносоциальное понятие. Однако естественное и социальное, отражаемые в этом понятии, приобретают здесь совершенно новое качество. Организованное состояние природы неотделимо от коммунистических общественных отношений.
При переходе от низших форм движения материи к высшим изменение материального субстрата естественных форм движения связано с уменьшением его суммарной массы и объема. Четко прослеживается закономерность — чем выше форма движения материи, тем ниже указанные параметры. Достаточно сравнить, применительно к нашей планете, химическую и биологическую формы движения.
---------------------------------------------------------------
1. В. И. Вернадский. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., «Наука», 1965, стр. 328.
2. Там же, стр. 270.
3. Там же, стр. 329.
----------------------------------------------------------------
Применительно к социальной форме движения материи обнаруживается нечто иное — возникает тенденция не ограниченного какими-либо фиксированными пределами увеличения суммарной массы и объема материального субстрата жизни общества. По грубой оценке, уже сейчас масса материального субстрата жизни общества приблизилась к земной биомассе и в ближайшее десятилетие превзойдет ее. Что же касается суммарного объема, то уже сейчас сфера деятельности человека вышла за пределы биосферы.
Нельзя не отметить и того, что возрастание суммарной массы и суммарного объема материального субстрата жизни общества, иначе — «общественного тела», сопровождается возрастанием связанной информации. Обратно пропорциональная зависимость между изменением суммарной массы и суммарного объема, с одной стороны, и изменением количества связанной информации (негэнтропии) — с другой, характерная для естественных форм движения материи, уступает место прямо пропорциональной зависимости.
В процессе развертывания социальной формы движения материи непрерывно нарастают суммарная масса, суммарный объем и связанная информация «общественного тела». Но изменение количества рано или поздно приводит к изменению качества. Такими новыми качественными моментами, порождаемыми современным этапом количественного изменения «общественного тела», является необходимость перестройки самих принципов взаимодействия общества с природой. Производство и воспроизводство непосредственной жизни, наряду с производством и воспроизводством собственной жизни посредством труда и чужой жизни посредством рождения, должны теперь включать производство и воспроизводство окружающей природной среды, планомерное преобразование природных комплексов, сознательное управление естественными процессами. Все это в итоге и будет означать утверждение ноосферы — сферы упорядоченной и организованной человеком (адекватно коммунистическим общественным отношениям) природы. Становление ноосферы — естественноисторический процесс, вызываемый к жизни закономерностями развития материального мира.