.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Структура, функции и система исторического материализма


вернуться в оглавление учебника...

"Исторический материализм", под ред. А.П.Шептулина и В.И.Разина
Москва, "Высшая школа", 1974 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

§ 2. Структура, функции и система исторического материализма

Исторический материализм как наука и идеология имеет свое содержание и структуру, определяемые его предметом исследования.
Структуру исторического материализма классики марксизма всецело выводили из основного общесоциологического закона, согласно которому способ производства материальной жизни обусловливает социальную, политическую и духовную жизнь общества. Сообразно с этим в историческом материализме необходимо различать следующие составные части:
1. Исторический материализм как наука;
2. Учение о материальной жизни общества и его законах;
3. Учение о социальной жизни общества и его законах;
4. Учение о политической жизни общества и его законах;
5. Учение о духовной жизни общества и его законах;
6. Учение об общественно-экономических формациях как ступенях всемирной истории.
Исторический материализм представляет собой органическое единство всех его частей. Из предмета и структуры исторического материализма вытекают и его функции. В связи с анализом двух аспектов предмета исторического материализма было установлено наличие у него философской и социологической функций. В большинстве учебных пособий не проводится различия между философской и социологической функциями исторического материализма, что приводит к смешению философского и социологического знания, к утрате их специфики.
Будучи составной частью марксистско-ленинской философии, исторический материализм имеет онтологическую, логическую, гносеологическую, мировоззренческую и методологическую функции. Так, в материалистически-диалектическом учении об обществе, о наиболее общих законах его развития находит свое выражение онтологическая функция исторического материализма. Это и понятно, так как без учения об общественном бытии и закономерностях его развития нет и не может быть материалистического понимания истории.
Вместе с тем все понятия и категории исторического материализма выработаны для обозначения различных сторон общественного бытия и их отражения в общественном сознании. В этом находит свое выражение логическая функция исторического материализма. «Точно так же,— писал Ленин,— как познание человека отражает независимо от него существующую природу, т. е. развивающуюся материю, так общественное познание человека (т. е. разные взгляды и учения философские, религиозные, политические и т. п.) отражает экономический строй общества» (1). В общественном познании как отражении общественного бытия и закономерностей его развития находит свое выражение гносеологическая функция исторического материализма. Будучи составной частью философии марксизма-ленинизма, исторический материализм является необходимым компонентом диалектико-материалистического мировоззрения. Философия Маркса, по словам Ленина, есть законченный философский материализм, который дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу — в особенности. Таким образом, исторический материализм выполняет и мировоззренческую функцию.
Вместе с тем исторический материализм несет и методологическую функцию, так как он является всеобщим методом научного познания общественных явлений и руководством к действию.
Наконец, исторический материализм выполняет идеологическую функцию, так как он является философско-социологическим обоснованием победы пролетариата над буржуазией, социализма над капитализмом. Стало быть, исторический материализм — не только наука, но и революционная идеология рабочего класса. Единство всех функций исторического материализма характеризует его це-
-------------------------------------------------------------
1. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 23, стр. 44.
----------------------------------------------------------
лостный характер как монолитного учения об обществе и закономерностях его развития.
Вместе с тем исторический материализм является системой развивающихся философских и социологических знаний, в основе которых лежат определенные принципы, законы и категории. При анализе исторического материализма как научной системы необходимо иметь в виду ее философский и социологический аспекты.
Важнейшими принципами исторического материализма являются принцип партийности, принцип единства теории и практики, принцип первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, принцип первичности материальных отношений и вторичности идеологических отношений и т. д. Содержание этих принципов будет раскрыто в процессе дальнейшего изложения курса. Однако отметим, что основным принципом материалистического понимания истории является признание первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. «Если материализм вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, — писал Ленин,— то в применении к общественной жизни человечества материализм требовал объяснения общественного сознания из общественного бытия» (1).
Из предмета исторического материализма следует, что он имеет и свои законы, отражающие объективный естественноисторический процесс развития и функционирования общественно-экономических формаций.
Знание общественных законов структуры, функционирования и развнтия является научной основой управления социалистическим обществом (2).
Следует отметить, что Энгельс особенно подчеркивал статистический характер общественных законов: «Все они не имеют иной реальности, кроме как в приближении, в тенденции, в среднем, не в непосредственной действительности. Это происходит отчасти потому, что их действие перекрещивается с одновременным действием, других законов, отчасти же и вследствие их природы как понятий» (3).
В зависимости от сферы действия законы исторического материализма делятся на общие и специфические. Общеисторические законы действуют во всех или в ряде формаций. Так, закон определяющей роли материального производства в общественном развитии является общеисторическим, поскольку он присущ всем формациям.
Специфические конкретно-исторические законы свойственны той или иной определенной формации. Например, закон распределения по труду является принадлежностью социализма. О важности, изучения специфических законов Ленин писал: «Научное значение такого исследования состоит в выяснении тех особых (исторических) законов, которые регулируют возникновение, существование
-----------------------------------------------------
1. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 26, стр. 56.
2. О структурно-функциональных законах см.: В. Г. Афанасьев. Научное управление обществом. М., Политиздат, 1968, стр. 261—272.
3. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 39, стр. 355.
------------------------------------------------------
развитие и смерть данного общественного организма и замену его другим, высшим организмом» .
По своему содержанию общественные законы разделяются на ряд видов в зависимости от систем общественных отношений, к которым они относятся. Например, экономические законы относятся к системе производственных отношений, социальные и политические законы — к системе социальных и системе политических отношений. Следовательно, общественные законы следует различать в по их содержанию.
Исторический материализм как философская наука и марксистско-ленинская социология имеет и свои категории, отражающие закономерные связи и отношения в общественном развитии. Важнейшими категориями являются: общественное бытие и общественное сознание, базис и надстройка, общественно-экономическая формация, необходимость и свобода, производительные силы и производственные отношения, классы и классовая борьба, социальная революция и т. д. Такие категории, как «общественное бытие» и «общественное сознание», являются конкретизацией общефилософских категорий «бытие» и «сознание».
Категории, как и законы исторического материализма, делятся на общеисторические и конкретно-исторические. Категории «базис» и «надстройка», «производительные силы» и «производственные отношения» являются общеисторическими, действующими во всех формациях. Категории «социалистическая революция» и «диктатура пролетариата» являются конкретно-историческими.
Разумеется, категории отличаются и по своему содержанию, отражая экономическую, социальную, политическую и духовную жизнь различных формаций. Из этого следует, что одни и те же категории могут быть использованы разными науками. Так, категории «производительные силы» и «производственные отношения» входят в понятийный аппарат исторического материализма, политической экономии и научного коммунизма.