Предмет исторического материализма


вернуться в оглавление учебника...

"Исторический материализм", под ред. А.П.Шептулина и В.И.Разина
Москва, "Высшая школа", 1974 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Глава I.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ КАК НАУКА


До возникновения марксизма господствовал идеалистический взгляд на общественную жизнь и ее историю. Домарксовская социология и историография в лучшем случае давали изображение отдельных сторон исторического процесса.
Развитие классовой борьбы пролетариата привело к возникновению марксистской науки об обществе. Открытие Марксом материалистического понимания истории устранило коренные недостатки прежних общественных теорий и указало путь к научному изучению закономерностей развития общества. Материалистическое понимание истории общества представляет собой распространение положений диалектического материализма на область общественных явлений. Термин «исторический материализм» впервые ввел в марксистскую науку в 1892 г. Энгельс «для обозначения того взгляда на ход всемирной истории, который конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и обмена, в вытекающем отсюда разделении общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой» (1).
С тех пор термин «исторический материализм» стал синонимом материалистического понимания истории. К историческому материализму необходимо относиться как к науке, имеющей свой, самостоятельный предмет исследования.

§ 1. Предмет исторического материализма

Классики марксизма-ленинизма впервые научно обосновали предмет исторического материализма, вычленив в нем философский и социологический аспекты.
Исторический материализм органически связан с философским материализмом. «Углубляя и развивая философский материализм,— писал Ленин, — Маркс довел его до конца, распространил его познание природы на познание человеческого общества» (2).
Известно, что основной вопрос философии по отношению к обществу приобрел значение вопроса об отношении общественного сознания к общественному бытию. Исторический материализм прежде всего изучает отношение общественного сознания к общественному бытию.
Чтобы выяснить сущность и содержание указанного отношения, необходимо исследовать его стороны, т. е. общественное бытие и общественное сознание.
Общественное бытие — это материальный жизненный процесс, складывающийся независимо от общественного сознания.
К общественному бытию относятся прежде всего материальные отношения между людьми, возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления, — производственные отношения.
Основным признаком общественного бытия является не факт его существования сам по себе, а независимость этого существования от общественного сознания.
В нашей научной и учебной литературе понятие общественного бытия трактуется различно. В. П. Тугаринов понимает под общественным бытием всю реальную практическую жизнь и деятельность людей (3). А. П. Шептулин определяет общественное бытие как всю совокупность материальных отношений, в рамках которых протекает реальный процесс жизни людей, всю совокупность общественных материальных условий их существования (4). Есть и иные определения понятия «общественное бытие» (5), но вне зависимости от этого все авторы, стоящие на позициях исторического материализма, признают первичность общественного бытия, все считают основой общественного бытия те общественные отношения, которые складываются в процессе производства материальных благ, и критикуют различные попытки обойти или спутать основной вопрос философии в области общественных явлений. Образец такой критики дал В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм».
Общественное бытие различных общественно-экономических формаций изучается такими науками, как исторический материализм, политическая экономия, история и др. Исторический материализм, как философская наука, изучает общественное бытие как первичное и определяющее по отношению к общественному сознанию. Политическая экономия исследует систему экономических отношений, законы ее функционирования и развития. Историческая наука изучает реальную жизнь людей в конкретных формах ее проявления у разных народов и в различных формациях.
Многообразие сторон общественного бытия отражается в многообразии форм общественного сознания. Общественное сознание — это общественная психология и общественная идеология групп, классов, масс, народов. Следовательно, основным признаком общественного сознания является его вторичность по отношению к общественному бытию. Суть учения Маркса в том, что общественное сознание отражает общественное бытие.
---------------------------------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т, 22, стр. 306.
2. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 23, стр. 44.
3. См.: В. П. Тугаринов. Соотношение категорий исторического материализма. Л., Изд-во ЛГУ, 1958.
4. См.: А. П. Шептулин. Философия марксизма-ленинизма. М., Политиздат, 1970.
5. Анализ различных точек зрения по этому вопросу, а также положительное изложение проблемы даны в кн.: В. И. Газенко «Общественное бытие». М., 1968
--------------------------------------------------------------------------
Общественное сознание также является объектом изучения многих наук. Исторический материализм изучает общественное сознание как вторичное по отношению к общественному бытию, т.е. в плане решения основного вопроса философии. Социальная психология, этика, эстетика и т. д. изучают различные формы общественного сознания, опираясь на материалистическое объяснение отношения общественного сознания к общественному бытию.
Исторический материализм осуществляет исследование отношения общественного сознания к общественному бытию, опираясь на экономическую, социальную, политическую и духовную историю стран и народов, на материалы различных общественных наук. Примером такого исследования может служить работа Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», которая написана на основе громадного исторического и политического материала. Энгельс считал, что лучшее изложение вопросов исторического материализма им дано в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».
Однако исторический материализм изучает не только отношение общественного сознания к общественному бытию, но и законы их развития. Задача исторического материализма как философской науки сводится к открытию общих законов развития человеческого общества.
В этом отношении исторический материализм отличается от частных общественных наук, изучающих специфические законы движения и развития различных сторон или сфер общественной жизни. Так, политическая экономия изучает только экономические законы.
Естественноисторический процесс развития различных общественных формаций характеризуется не только определенными закономерностями, но и движущими силами общественного развития. «Исследовать движущие причины, — писал Энгельс, — которые ясно или неясно, непосредственно или в идеологической, может быть, даже в фантастической форме отражаются в виде сознательных побуждений в головах действующих масс и их вождей, так называемых великих людей, — это единственный путь, ведущий к познанию законов, господствующих в истории вообще и в ее отдельные периоды или в отдельных странах» (1).
Таким образом, исторический материализм изучает отношение общественного сознания к общественному бытию и наиболее общие законы и движущие силы общественного развития.
Данное понимание предмета исторического материализма является конкретизацией предмета диалектического материализма в его применении к обществу. Это показывает глубокую внутреннюю связь диалектического материализма и исторического материализма. Такое определение предмета исторического материализма выражает его философскую функцию.
--------------------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 308.
------------------------------------------------------------------
Однако исторический материализм не только философская наука, но и социология.
В последнее время о социологии и ее соотношении с историческим материализмом высказано достаточно много различных мнений. При этом, как справедливо подчеркивает Д. И. Чесноков, дело не обходится без преувеличения и крайностей. «Некоторые неосведомленные в истории социологии и в истории научного познания люди объявляют эти социальные исследования совершенно новым, неизвестным в науке способом познания общественных явлений. Говорят о новой науке социологии, которая якобы только что возникла или возникает на наших глазах» (1).
Исторически понятие «социология» означало учение об обществе. Неопределенность и многозначность термина очевидна. Получалось так, что все относящееся к обществу считалось предметом социологии. В особенности велико многообразие точек зрения на предмет социологии среди буржуазных социологов (2). Естественно, что с возникновением исторического материализма по-новому встал вопрос о предмете и задачах социологии. Особенно велика заслуга Ленина в обосновании предмета марксистской социологии. Ленин считал гениальной идею материализма в социологии. Она превратила социологию в науку. Классическая формулировка основных положений материализма в применении к обществу дана Марксом в предисловии к «Критике политической экономии».
Характеризуя предмет марксистской социологии, Ленин писал: «...социолог-материалист, делающий предметом своего изучения определенные общественные отношения людей, тем самым уже изучает и реальных личностей, из действий которых и слагаются эти отношения» (3).
Значит, марксистско-ленинская социология изучает не человека вообще и не общество вообще, а определенную систему общественных отношений, характерную для каждой формации. Известно, что человек есть общественное существо, субъект истории. Поэтому всякое проявление его деятельности является утверждением его общественной жизни. Маркс поэтому и считал, что сущность человека есть совокупность всех общественных отношений.
Вместе с тем и общество есть результат взаимодействия людей. Каждая общественно-экономическая формация, по Ленину, является особым «социальным организмом», системой общественных отношений; каждая такая общественная система является сложной, так как она состоит из различных видов общественных отношений, каждый из которых образует свою частную систему. Так, система экономических отношений включает в себя отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления.
---------------------------------------------------------------------
1. Д. И. Чесноков. Исторический материализм и социальные исследования. М., «Знание». 1967, стр. 3—4.
2. См.: И. Кон. К вопросу о предмете социологии (Краткий исторический очерк). В сб.: «Вопросы марксистской социологии». Л., Изд-во ЛГУ, 1962.
3. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, стр. 424.
---------------------------------------------------------------------
Следовательно, каждая формация является системой систем или подсистем общественных отношений (классовая формация является системой материальных, социальных, политических и духовных отношений, между которыми существуют закономерные связи).
Каждая система общественных отношений имеет свои законы структуры, функционирования и развития, изучаемые марксистско-ленинской социологией.
Структурность — объективное свойство общественных систем. Все системные объекты состоят из элементов, между которыми существуют закономерные связи и отношения. Структура является внутренним законом строения систем. Совокупность производственных отношений образует экономическую структуру общества той или иной формации, так же как совокупность социальных отношений образует социальную структуру общества.
Вместе с тем каждая общественная система, обладающая определенной структурой, осуществляет свою жизнедеятельность на основе законов функционирования. Основной экономический закон социализма, выражая отношения между производством, распределением и потреблением, является законом функционирования. Каждая общественная система не только функционирует, но и имеет свою историю, проходит определенные ступени развития. Естественноисторический процесс существования общественных систем осуществляется на основе законов развития, выражающих качественное изменение систем.
Законы структуры и законы функционирования выражают устойчивость, относительное постоянство системы общественных отношений, а законы развития выражают ее изменчивость. Марксистско-ленинская теория структурно-функциональных законов и законов развития несовместима с буржуазными концепциями структурализма и функционализма.
Таким образом, исторический материализм, как социология, изучает систему общественных отношений, законы ее структуры, функционирования и развития (1). Подобно тому как принято различать политическую экономию в широком и узком смысле, так необходимо в социологии различать ее широкий и узкий смысл.
Марксистско-ленинская социология в широком смысле изучает систему общественных отношений, наиболее общие законы ее структуры, функционирования и развития, свойственные всем формациям.
Марксистско-ленинская социология в узком смысле изучает систему общественных отношений, особые законы ее структу-
---------------------------------------------------------------------
1. Несколько иное понимание предмета марксистско-ленинской социологии дано в работах других авторов: Д. И. Чесноков. Исторический материализм. М., «Мысль», 1964; Г. В. Осипов. Карл Маркс — основоположник научной социологии. См. «Информационный бюллетень. К. Маркс и социология». М., 1968; А. Г. Здравомыслов. Методология и процедура социологических исследований. М., «Мысль», 1969.
--------------------------------------------------------------------
ры, функционирования и развития, свойственные отдельной формации.
Марксистско-ленинская социология по предмету своего исследования отличается от частных наук. Отношение социологии к частным наукам такое же, как отношение «обобщающего» естествознания к частным наукам о природе. Плеханов писал, что «кроме истории (в широком смысле) есть еще социология, которая занимается "общим" в такой же мере, как и естествознание. История становится наукой лишь постольку, поскольку ей удается объяснять изображаемые ею процессы с точки зрения социологии. Поэтому она относится к социологии совершенно так же, как геология относится к «обобщающему» естествознанию».
Марксистско-ленинская социология имеет преимущества перед современной буржуазной социологией, так как она органически соединена с философией марксизма-ленинизма. XXIV съезд КПСС призвал работников общественных наук к наступательной борьбе против современной буржуазной идеологии, антикоммунизма, антисоветизма, правого и «левого» ревизионизма.