.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Государство и право народов СССР в IX—XVI вв. (продолжение)


вернуться в оглавление книги...

"История государства и права СССР", под ред. С.А.Покровского, часть I, Москва, 1959 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Глава шестая
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО НАРОДОВ СССР В IX-XVI вв.

§ 3. ЛИТОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛИТОВСКОГО ГОСУДАРСТВА


Зарождение литовской государственности. В IX — X вв. в Литве на базе роста производительных сил интенсивно шел процесс образования класса привилегированных крупных землевладельцев и класса феодально-зависимого крестьянства. В XI— XII вв. на территории Литвы возникает ряд небольших княжеств, представлявших собою первые феодальные политические объединения.
Литовские князья XI—XII вв. имели укрепленные замки и дружины. Князь содержал дружину за счет дани со своих сел и городов, а также за счет добычи от набегов на чужие земли. Обычным явлением были усобицы и вооруженные конфликты между князьями.
Сопротивление крестьян процессу феодализации, разорительность почти непрерывных феодальных войн, а также возросшая в XIII в. внешняя угроза со стороны немецких рыцарей поставили перед литовской знатью вопрос о жизненной необходимости объединения мелких княжеств в одно, относительно единое государство.
Союз литовских князей. Первым крупным шагом по пути объединения было складывание в союзы отдельных групп князей. В начале XIII в. имелся уже общелитовский союз князей. Он был еще непрочным объединением, составленным из территорий, сильно отличавшихся друг от друга по уровню общественно-экономического развития. Власть старшего князя над другими была невелика, а их зависимость от него — неодинакова. Князья — члены союза — были его вассалами. Вассалитет обычно был без лена, то есть вассал нес повинности с земли, полученной им от своих предков, а не от великого князя, или же лены состояли из даней. Последнее означало, что вассал получал от сюзерена не земельное владение (лен), а лишь право обращать в свою пользу часть дани, взимаемой им с населения для великого князя.
Образование Великого княжества литовского. В середине XIII в. центральная власть сильно укрепляется. Великий князь Миндовг (умер в 1263 году), истребляя одних князей и подкупая других, объединяет литовские земли в единое раннефеодальное государство — «Великое княжество Литовское». Это стало возможным благодаря героическому сопротивлению русского народа монголам, спасшему литовские земли от нашествия. Столь же важную роль сыграл разгром в 1242 году Александром Невским немецких рыцарей, остановивший их продвижение на Восток. Используя благоприятную международную обстановку, Миндовг захватил Полоцк и ряд других русских земель, что определило огромную роль русской народности в Великом княжестве Литовском.
Достаточно сказать, что государственным языком Литвы стал язык русский, а основой права Литовского княжества — русское право.
Преемники Миндовга, особенно князь Гедимин - (1316—1341 гг.), продолжали политику укрепления великокняжеской власти и присоединения украинских, белорусских и русских земель, за счет которых территория Литвы увеличилась во много раз. Захвату этих земель Литвой способствовало стремление нелитовских феодалов иметь сильную государственную власть, которая помогала бы им закрепощать крестьян и давать отпор татарам и немцам. К тому же социально-экономический строй захваченных земель не изменялся, а напротив, находясь на более высоком уровне развития, оказывал большое влияние на общественно-политическое устройство Литвы.
В середине XIV в. вследствие углубления процесса феодализации началось дробление Литовского государства.
Соединение (уния) Великого княжества литовского с Польшей в одно государство. К концу XIV столетия, особенно после разгрома татар на Куликовом поле в 1380 году, высоко поднявшего престиж Москвы, в Литовском государстве обострились политические и национальные противоречия. В русских, украинских и белорусских землях, захваченных Литвой, резко усилилась тяга к воссоединению с крепнущим Русским государством. В Литве же развернулась династическая война между внуками Гедимина — Ягайло и Витовтом, чем воспользовались польские паны для осуществления своих планов соединения Литвы с Польшей путем брака Ягайло с польской королевой Ядвигой. В 1385 году в городе Крево было заключено соглашение (Кревская уния) о том, что Ягайло, став польским королем и мужем Ядвиги, примет католичество и обратит в лоно католической церкви всех своих некрещенных подданных, а также навсегда присоединит земли Литовского государства к польской короне.
Однако мощное движение во главе с Витовтом за самостоятельность Литовского государства привело к подписанию в октябре 1413 года на польско-литовском съезде в городе Городле нового акта унии. Городельская уния подтвердила соединение Литовского княжества с польским королевством «на вечные времена». Но в отличие от Кревской унии она установила, что во главе Литвы будет стоять свой, отдельный государь — великий князь литовский, находящийся под верховенством польского короля. Государь должен был избираться литовскими феодалами. Однако они могли избрать только лицо, рекомендованное прелатами и панами Польши и затем предложенное польским королем. Поляки в свою очередь обязались избирать короля с ведома и совета литовских феодалов. Общие дела, касающиеся обоих государств, было решено рассматривать на совместных совещаниях панов и шляхты королевства Польского и княжества Литовского. Оговаривалось, что участвовать в совместных польско-литовских совещаниях, а равно занимать высшие государственные должности в Литве могут только католики. Городельская уния, будучи серьезной победой литовской знати, одновременно ослабляла позиции Литвы, так как еще более обострила национальные и религиозные противоречия в стране.
В 1440 году уния была ликвидирована. Но позднее литовские и польские феодалы не раз обсуждали вопрос о ее возобновлении. Литовские феодалы соглашались на унию, ибо видели, что они одни не в состоянии удержать захваченные русские, украинские и белорусские земли.
Летом 1569 года в городе Люблине литовские и польские феодалы решили объединить на федеративной основе Литву («Княжество») и Польшу («Корону») в единую Речь Посполитую, имеющую одного короля и один сейм. По Люблинской унии украинские земли перешли от «Княжества» в непосредственное подчинение «Короне». В порядке компенсации этой потери за Литовским княжеством была сохранена некоторая внутренняя самостоятельность.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КЛАССОВ

Паны и шляхта. Класс феодалов в Литве, делился на две основные группы: а) князья и паны — крупные землевладельцы — «люди высшего стану», б) шляхта (бояре, земяны) — средние и мелкие землевладельцы — «люди низшего стану». Князья и паны владели землями «со всем правом и панством», то есть были государями в своих владениях. Они имели собственные вооруженные отряды и знамена — «хоругвей», раздавали, как и великий князь, мелким феодалам земли под условием выступать по их приказу «конно, збройно и оружно». Численность и роль шляхты в государстве и особенно в войске непрерывно увеличивались. Сознавая собственную силу, она упорно боролась за уравнение своих прав с панами. Во второй половине XVI в. (реформа 1565—1566 гг.) шляхта, используя трудности, вызванные Ливонской войной, добилась уравнения своих политических прав с панами и образования единого шляхетского сословия. Однако экономическое преобладание панов превращало на деле равноправие, которым так кичилась мелкопоместная шляхта, в фикцию.
Волостные люди. Земледельцы назывались в Литве «волостными людьми», «людьми», «мужиками». «Люди» делились на великокняжеских («господарских»), частновладельческих («панских») и церковных. По мере перехода великокняжеских земель в распоряжение отдельных феодалов росло число «панских» людей. С развитием в конце XV—XVI вв. товарно-денежных отношений феодалы расширяют свои права в отношении имущества и личности крестьянина.
Частновладельческие и церковные крестьяне закрепощаются, теряют право перехода от одного землевладельца к другому. Поэтому их зовут «непохожие люди» (от слова «ходить») в отличие от крестьян «похожих», то есть сохранивших личную свободу.
Во второй половине XVI в. были закрепощены и «господарские люди». В 1557 году великий князь издал «Уставу на волоки», согласно которой сельские общины уничтожались, вся господарская земля, на которой жили «мужики», делилась на волоки — одинаковые земельные участки в трех полях, площадью около 21 гектара. Часть волок отводилась под великокняжеские фольварки (имения), а остальные делились между крестьянскими дворами. «Людям» запрещалось самовольно оставлять свой участок. «Волочная» система вызвала рост крестьянского движения против закрепощения.
Рабы («челядь невольная») имелись в незначительном количестве. В конце XV - начале XVI вв. они в своем большинстве были посажены на небольшие земельные участки («приробки») и эксплуатировались как крепостные.
Мещане (городское население). Наиболее крупные, экономически мощные города в XIV—XV вв. добились так называемого «магдебургского права», то есть самоуправления. Они были освобождены от «моцы, владности и суда» наместников великого князя, а также от несения натуральных повинностей. За это города раз в год платили великому князю определенную сумму и делали в казну отчисления от промыслов и торгов. Городское самоуправление и суд полностью находились в руках богатых купцов, выделившихся уже в XIV в. из общей массы мещан (от слова «место» — город).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Форма правления. С середины XIII в. до 40-х годов XIV в. Литовское государство было относительно единым. Затем наступил период феодальной раздробленности. В начале XV в. с развитием товарно-денежных отношений укрепляются экономические и политические связи центра с землями. Великокняжеская власть усиливает борьбу за централизацию, ликвидирует ряд местных княжеств, заменяя князей своими наместниками — старостами и воеводами. Однако до конца XV в. Литовское государство находилось на стадии ранней феодальной монархии, представляя собой иерархическую систему крупных сеньорий, связанных с великим князем литовским отношениями сюзеренитета-вассалитета. Местные князья были господарями в своих владениях: обладали собственным войском и крепостями, сами судили, собирали, а подчас и устанавливали подати, имели свои, только им подчиненные, органы управления, княжеский совет из крупных панов (раду) и т. д. Великому князю «господарю» они платили «подданщину» (дань), выступали по его зову в военные походы, являлись членами великокняжеского совета (Панской рады).
В XVI в. с образованием органов сословного представительства — Великого вального сейма в центре и сеймиков в каждом повете (уезде) — Литовское государство становится разновидностью сословно-представительной монархии. Ее существенной особенностью было отсутствие в сейме и сеймиках представителей «людей простого стану» — мещан и крестьянства. Органы сословного представительства включали только князей, панов, представителей шляхты и духовенства, а также высших лиц центрального и местного управления.
Господарь носил титул — «Великий князь литовский, русский и жмудский». Характерной особенностью литовской монархии была выборность монарха собранием крупных вассалов, а с XVI в.— сеймом. С ростом централизации устанавливается обычай избирать на престол сына умершего великого князя.
В XV—XVI вв. расширяется компетенция великого князя. Он был верховным главнокомандующим литовского войска, верховным судьей, законодателем и главой исполнительной власти. Постепенно росло его вмешательство в деятельность местных князей. Но свои функции он осуществлял вместе с советом крупных вассалов — Панской радой.
Панская рада во второй половине XV в. стала органом с довольно постоянным составом, включавшим наиболее влиятельных должностных лиц центрального и местного управления. Закон 1492 года, изданный по требованию панов Александром Казимировичем, юридически ограничил власть великого князя Панской радой, установив, что раздача должностей, расходование государственных средств, вопросы войны и мира и другие важные дела господарь обязан решать только с согласия Рады. На практике дела решались господарем по совету с небольшой группой виднейших сановников, получившей название «Передней рады». Панская рада в полном составе собиралась лишь в особо важных случаях. Такие ее съезды, на которые особыми повестками («позвами») приглашались все крупные землевладельцы, получили названия сеймов. В конце XV в. шляхта добилась участия своих представителей в сеймах, когда там решались вопросы о войне и мире, о военных налогах и новых законах. Однако решающую роль в сеймах XV в. играли паны.
Великий вальный сейм. В XVI в. роль шляхты в сейме резко возрастает, в связи с чем увеличивается и его значение. Он становится единственным законодательным органом и получает название Великого вального сейма. С 1512 года шляхта каждого повета (уезда) избирает по два представителя в сейм — так называемых «послов земских». После Люблинской унии «послы земские» составили нижнюю палату сейма, а Панская рада — верхнюю. По мере консолидации класса феодалов сейм становится общешляхетским органом, что приводит к снижению роли Панской рады. Считалось, что сейм представляет «всю землю».
Центральный аппарат управления. С упрочением к середине XV в. великокняжеской власти укрепляется и получает известную стройность система центральных органов управления. Дворцовое управление обособляется от общегосударственного.
Высшим должностным лицом был государственный канцлер — хранитель большой государственной печати и глава канцелярии при великом князе и Панской раде. Рост бюрократизации привел к созданию в середине XVI в. должности помощника канцлера — подканцлера, ставшего хранителем меньшей государственной печати. Канцлер и подканцлер докладывали великому князю и Панской раде все дела, поступавшие на их рассмотрение, редактировали и опубликовывали принимаемые ими решения.
Во главе финансового ведомства стоял земский подскарбий (от слова «скарб» — казна), имевший помощников — скарбников. Он находился в непосредственном подчинении господаря, а с 1492 года — и Панской рады.
Большой вес имело ведомство земского маршалка, осуществлявшего полицейские и судебные функции в месте пребывания господаря, Панской рады и сейма.
Военный уряд возглавлялся земским гетманом. Главными чинами дворцового управления были маршалок дворный и подскарбий дворский. Ниже их стояли чашник, стольник, кухмистер, конюший, ловчий, ложничий и другие.
Местные органы власти и управления. До XV в. основными органами власти на местах были удельные князья. Постепенно их власть ограничивается. С первых десятилетий XV в. крупные уделы один за другим превращаются в области, где вся полнота власти находится в руках великокняжеского наместника (старосты или воеводы). Области делились на поветы, во главе которых стояли державцы. В каждом городе во главе администрации и суда был войт, назначавшийся господарем. В городах, получивших самоуправление, войты и их помощники — радцы и бурмистры — избирались.

РАЗВИТИЕ ПРАВА ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО

Источники права. Главными источниками права Литовского государства в XIII—XIV вв. были «Русская Правда» и русское обычное право. С конца XIV в. в Литве развивается законодательство. Господари издают большое количество особых грамот — «привилеев» (латинское priva lex — частный закон) о пожаловании тем или иным представителям феодальной знати земель, должностей, льгот. Привилеи давались и группам лиц, сословиям (например, духовенству, мещанам). Особое значение получили областные привилеи, в которых определялась организация местного управления, содержались нормы уголовного, гражданского и финансового права. Наряду с привилеями, источниками права служили господарские «листы» — договоры между великим князем и удельными князьями, а также судебные решения господаря. Все эти акты, издававшиеся при активнейшем участии Панской рады, служили интересам князей и панов. Шляхта добилась первого привился только в 1387 году. Но отдельные привилеи не могли удовлетворить ее растущих притязаний. Она борется за пересмотр и кодификацию всего законодательства с тем, чтобы положить конец произволу панов, расширить свои политические права и права в отношении имений, чтобы завершить и оформить в законодательном порядке всеобщее закрепощение крестьян.
Первым опытом кодификации права — первым сборником законов, изданных для всего княжества, явился «Судебник короля Казимира Ягелловича, данный Литве 1468 г. февраля 29». Судебник содержал всего 25 статей, главным образом нормы уголовного права и процесса, заимствованные из «Русской Правды». Он установил единообразный порядок судопроизводства, ввел смертную казнь за увод крепостных и «челяди невольной», много внимания уделил татьбе (краже). Этим Казимир шел навстречу требованиям шляхты. Но Судебник оставил неурегулированными многие важные вопросы суда и управления и потому в целом не удовлетворил шляхту.
Литовские статуты. В 1529 году на сейме в городе Вильно был утвержден Первый Литовский статут, явившийся первым общим кодексом, содержавшим нормы всех основных отраслей права.
Статут признал за панами и за шляхтой полноту власти над крестьянством. Он обязал правителей областей назначать в состав суда двух представителей местной шляхты. Однако этот акт не удовлетворил притязаний шляхты, ибо санкционировал положение, при котором верховная власть делилась великим князем литовским с Панской радой, признавал привилегированное положение панов в суде, изымая их из подсудности областных судов и т. п. Первый статут был в основном кодификацией прежнего права, выгодного магнатам.
Начиная с 1544 года, шляхта на каждом сейме стала настойчиво требовать «поправы» Статута. Двадцать лет великий князь и паны отклоняли «просьбы» шляхты. Но в годы Ливонской войны им пришлось пойти на создание комиссии для пересмотра Статута. Большинство комиссии составляли шляхтичи. В 1566 году Сейм принял Второй Литовский статут, законодательно оформивший «шляхтизацию» общественно-политического строя Литвы. Новый свод законов был своего рода хартией прав и вольностей шляхты. Он закрепил представительство шляхты на сеймах, санкционировал раздел власти между великим князем и сеймом и удовлетворил все другие требования шляхты.
После Люблинской унии 1569 года польские феодалы потребовали пересмотра Второго статута, чтобы исключить постановления, напоминавшие о былой самостоятельности Литовского государства и положить в основу новой редакции статута право Польши. Люблинский сейм утвердил специальную комиссию по пересмотру. Но комиссия, состоявшая из представителей Литовского княжества, составила новую редакцию Статута в полном противоречии с Люблинской унией как кодекс самостоятельного Литовского государства. Поэтому Третий Литовский статут не представлялся на рассмотрение единого польско-литовского сейма, а был в 1588 году утвержден королем Сигизмундом III, стремившимся обеспечить себе поддержку литовских феодалов.
Содержание Третьего статута полнее двух предыдущих. Более обстоятельно в нем разработано гражданское и уголовное право. Он окончательно закрепостил крестьянство. Большее место в новом Статуте заняло польское право, но основным источником этого акта оставалось русское феодальное право. Третий статут был напечатан, тогда как первые два в период их действия были распространены в рукописном виде. Он действовал до 1840 года.
Гражданское право. Право поземельной собственности. Феодальная собственность на землю в Литве имела две основные формы: 1) земли «отчизные, полученные по наследству, которыми владелец мог неограниченно распоряжаться, 2) «данины» (держания), жаловавшиеся господарем под условием службы пожизненно («доживотно») или временно («до ласки и воли» господаря). «Данины» нельзя было отчуждать без разрешения соответствующего органа власти. В 1566 году сейм отменил такое ограничение, осуществив тем самым давнее требование шляхты о приравнении «данин» к «отчизным» землям.
Семейное право. Жена находилась во власти мужа, имевшего право наказывать ее. Муж мог отдать жену кредитору во временное рабство. Нередко и суды выносили решения о выдаче жены должника кредитору для отработки долга. Родители имели неограниченное право наказывать своих детей и распоряжаться свободой несовершеннолетних детей — отдавать их во временное или полное рабство кредитору, закладывать и т. п.
Наследственное право. До 1529 года литовское право знало свободу завещаний. Первый Литовский статут, чтобы предотвратить дробление имений, указал, что отчуждение, а следовательно, и завещание «отчизных», то есть родовых имений, возможно лишь с разрешения великого князя или старосты (воеводы), да и то в размере не свыше 1/3. Третий Литовский статут полностью запретил завещание «отчизных» имений.
Жена не являлась наследницей. До 1529 года вдова управляла всем оставшимся после мужа имуществом до выхода замуж, после чего получала записанное за ней вено. Первый Литовский статут перестал считать вдову главой семьи. С 1529 года жена сразу после смерти мужа получало вено (приданое).
Уголовное право. Преступление до издания статутов называлось «кривдой», «злочинством», что соответствовало термину «обида» в «Русской Правде». Литовские статуты рассматривают преступление как нарушение юридической нормы и называют его «выступом».
Формы виновности. Статуты различали действия: умышленные («3 умысла»), за которые наказания назначались в полной мере, и случайные («3 неведомости», «неумысльне»), не влекшие за собой кары.
Действия, совершенные по неосторожности, в особую категорию не выделялись, а относились или к умышленным, или к случайным. Покушение на преступление наказывалось слабее, чем оконченное действие, но покушение на политическое преступление каралось так же, как и совершенное преступление. Даже обнаружение умысла против государя наказывалось, как оконченное преступление. Наказание было тем строже, чем ниже общественное положение преступника и чем выше общественное положение потерпевшего. За одинаковые преступления закон назначал разные наказания для шляхты и для «волостных людей» и мещан.
Цели наказания. На первых этапах своего развития литовское право проявляло большую заботу об удовлетворении пострадавшего, в пользу которого присуждались разные денежные выкупы, а также об извлечении материальных выгод государством (штрафы в пользу господаря). По мере обострения классовой борьбы, вызывавшегося ростом закрепощения крестьян, на первое место выходит устрашение. Наказание прежде всего преследует цель запугать, терроризировать эксплуатируемые народные массы.
Принцип индивидуальной ответственности за преступление установился не сразу. Еще по Судебнику Казимира семья, знавшая о краже, совершенной ее главой, привлекалась к ответственности. Статуты твердо проводят линию, что каждый отвечает только за себя: «не мает нихто ни за кого терпети...»
Виды наказаний. Литовское право XV—XVI вв. знало следующую систему наказаний:
1) Имущественные наказания. Пострадавший и казна («скарб господарский») получали «вину пенежную», то есть денежное взыскание с преступника. Лица, бывшие не в состоянии уплатить «вину пенежную», подвергались телесным наказаниям, тюремному заключению, а в ряде случаев и смертной казни.
2) Лишение прав («выволание») заключалось в лишении гражданских прав и изгнании за пределы государства. Оно назначалось за невыполнение судебного решения. Запрещалось давать «выволанцу» (изгнаннику) убежище. Он лишался супружеских, родительских и имущественных прав: «Жена его маеть бити разумека яко вдова, дети его сиротами, а дом его пустой».
3) Лишение чести назначалось только панам и шляхтичам по приговору господарского суда за тяжкие преступления, влекшие для человека «простого стану» смертную казнь. Это наказание заключалось в лишении шляхетских прав и привилегий. Всем запрещалось вступать с осужденным в какие-либо отношения, вследствие чего ему приходилось или эмигрировать за границу, или поступать в рабы.
4) Позорящие наказания имели цель унизить преступника. Например, убийцу своих родителей возили по наиболее людным местам и щипцами рвали его тело, после чего подвергали позорной смертной казни — зашивали в кожаный мешок вместе с собакой, кошкой, ужом и курицей и топили в реке.
5) Смертная казнь. До середины XV в. лишение жизни назначалось за кражу и государственные преступления, а со второй половины XV в. — и за воинские преступления. Статуты предусматривают смертную казнь также за многие другие преступления — против веры, нравственности, семьи, за убийство, за ряд преступлений против здоровья и имущества. Если прежде смертная казнь осуществлялась обычно в форме повешения, то статуты, отражая обострение классовой борьбы, широко применяют сожжение, четвертование, утопление, посажение на кол и «строгую» казнь, способ которой определялся судом. Смертная казнь применялась почти исключительно к «людям простого стану».
6) Телесные наказания делились на два вида: а) болезненные, б) членовредительские. Им подвергались главным образом крестьяне.
7) Тюремное заключение устанавливалось за маловажные преступления на срок от трех недель до одного года и шести недель. Тюрьмы разделялись на подземные (погреба или «порубы») и наземные. Заключение в последних считалось более легким наказанием.
Виды преступлений. Наиболее тяжелыми считались политические преступления — посягательства на существовавший строй и внешнюю безопасность государства. Они назывались «ображенье маестату» (оскорбление величества) и карались смертной казнью, лишением чести и конфискацией имущества. В статутах имеется ряд разделов о преступлениях против порядка управления. Среди них особо выделяются воинские преступления — «об обороне земской» и преступления против судебной власти — «о судьях и судах». Статуты содержат ряд норм о религиозных преступлениях. Например, под угрозой смертной казни запрещается совращать христиан в магометанскую или иудейскую веру. Специальные разделы статутов посвящены преступлениям против жизни, здоровья, чести и свободы, а также имущественным и против нравственности и семьи.
Характеристика суда и процесса. В Литовском государстве существовали следующие суды:
1) Государственный — суд господаря (высший суд) совместно с Панской радой или без нее, суд старосты и воеводы, суд державцсв (низший суд). В середине XVI в. была отменена привилегированная подсудность князя и панов и созданы единые суды для всей шляхты: «Замковый» суд для уголовных дел, «Подкормский» для разбора земельных споров и «Земский» для всех других дел. Учреждение этих судов знаменовало первый шаг по пути отделения суда от администрации и от законодательства.
2) Вотчинный — суд панов и шляхтичей над населением их имений.
3) Церковный.
4) Общинный («копный»), когда жители волости или нескольких волостей («копы») сами расследовали преступления, судили и наказывали преступника.
До статутов процесс был в основном обвинительным (состязательным). Статуты ввели начало следственного (инквизиционного) процесса. В качестве доказательств применялись собственное признание, для получения которого разрешалась пытка («мука»); свидетельские показания; письменные акты, считавшиеся главными доказательствами; присяга и жребий.

§ 4. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ПРАВА В ПРИБАЛТИКЕ
ЗАРОЖДЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В IX—XII вв.


Вопрос о времени возникновения классов и государственности в Прибалтике до недавнего времени был предметом острой дискуссии. Буржуазная историография упорно «доказывала», что до XIII в., когда Прибалтика была завоевана немцами, прибалтийские народы находились на стадии первобытно-общинного строя, что феодальные отношения начали развиваться здесь только при немецком господстве.
Советские ученые разоблачили эту фальсификацию истории, доказав, что в V—IX вв. у прибалтийских племен происходило значительное имущественное и социальное расслоение. В IX—X вв. родоплеменная знать в Прибалтике крепнет экономически и упрочивает свои общественные позиции, чему способствовала оживленная торговля с феодальным Русским государством.
Прочные связи с Русью, установившиеся еще в первом тысячелетии нашей эры, ускоряли процесс феодализации общественно-политического строя в Прибалтике. Но этот исключительно важный фактор исторического развития Прибалтики — славянское влияние — игнорировался буржуазными историками.
Ныне твердо установлено, что феодальная государственность и правовые институты народов Прибалтики стали возникать под непосредственным влиянием феодального Древнерусского государства (Киевской Руси), а позднее — Великого Новгорода, Пскова и Полоцка. Объединение с Древнерусским государством значительной части латышских и эстонских земель способствовало их дальнейшему экономическому, политическому и культурному развитию. Так, во время нахождения латышей и эстонцев под властью Древнерусского государства среди них стала распространяться письменность. Русские князья не вмешивались во внутренние дела латышей и эстонцев, а ограничивались сбором умеренной дани.
В XI—XII вв. в Прибалтике уже имелось крупное землевладение и складывались феодальные классы. Источник IX в. («Житие св. Ансгария») говорит о «королевстве» Курсе. В начале XII в. (до немецкого завоевания) в Курсе имелось девять крупных феодальных владений. Одному из их властителей — Ламекияу принадлежало 15 замковых округов. Феодализирующуюся латышскую знать источники называют «благородными», «лучшими людьми». Им противостояли «люди» — лично свободные крестьяне, владевшие земельными наделами. На низших ступенях общественной лестницы находились «калпы» (холопы) и «сервы» — крепостные. Калпов и сервов источники нередко объединяют в одну социальную труппу, которую зовут «не люди».
В «народных собраниях», созывавшихся вплоть до XIII в., «не люди» участвовать не могли, а влияние «людей» было небольшим, ибо собрания были народными только по названию, а по существу являлись совещаниями феодализировавшейся знати.
Таким образом, задолго до XIII в. в Прибалтике имелись внутренние причины для дальнейшего развития государственности. Но этому препятствовала политическая зависимость прибалтийских народов от русских и скандинавских княжеств. Например, киевские князья широко использовали латышских и эстонских князьков в качестве своих агентов по сбору дани, но не позволяли ни одному из них подчинить себе обширную территорию, могущую стать базой для крупного, независимого государства.
После распада Древнерусского государства политическое верховенство над Прибалтийскими землями установили Великий Новгород, Псков и Полоцк. Вассалами Полоцка были Ерсикское и Кокнесское княжества, вассалом Пскова — Талава и т. д. В конце XII в. князьки латышских племен, куршей и земгалов пользовались полной политической самостоятельностью.
Развивавшийся процесс образования латышами и эстонцами своей государственности был насильственно прерван нашествием немецких феодалов и крестоносных полчищ, использовавших разъединение народов Прибалтики и ослабление всегда их защищавших русских княжеств, боровшихся против татаро-монгол.

УПРАВЛЕНИЕ ПРИБАЛТИКОЙ В ПЕРИОД НЕМЕЦКОГО ИГА (XIII—XVI вв.)

В первой половивне XIII в. немецкие и датские феодалы, направляемые Римским папой, сломили огнем и мечом отчаянное сопротивление латышей и эстонцев и полностью завоевали всю Ливонию, как с XIII в. стала называться по имени латышского племени ливов вся территория Латвии и Эстонии. Немецкое нашествие было величайшим историческим несчастьем для латышского и эстонского народов. Немецкие, а также датско-шведские захватчики принесли им «язву христианства (Christen-seuche), крепостное право, и их стали истреблять» (1).
Крестоносные завоеватели образовали на территории Латвии и Эстонии несколько феодальных владений. Одни из них принадлежали Ливонскому ордену и были вассалами Германской империи, другие — католическим епископам и стали вассалами папы, третьи превратились в колонию Дании.
Завоеватели — немецкие «псы-рыцари» — составили основное ядро господствующего класса феодалов. Латышское и эстонское крестьянство представляло собой угнетенный класс, находившийся под двойным гнетом колониальной и феодальной эксплуатации.
Города Ливонии были превращены немецкими захватчиками в свои политические и экономические центры. В XIV в. городским жителям «не немцам» было запрещено заниматься розничной торговлей и выступать в роли торговых посредников. Ограничивались права латышских и эстонских ремесленников. Для политической истории Ливонии характерна постоянная напряженная борьба между Орденом и католическими епископами за господство в стране. Но соперники откладывали в сторону свои распри, когда требовалось подавлять неоднократные восстания латышей и эстонцев против ига немецких феодалов.
Во владении Ордена, приобретшего в XIV в. датскую колонию, находилось свыше 60 процентов всей территории Ливонии, во владении Рижского архиепископа — около 18 процентов. Остальная территория делилась между тремя епископствами и городом Ригой, имевшим свой «патримониальный округ».
--------------------------
1. Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. V, стр. 340.
---------------------------
Управление Землями Ливонского ордена, являвшегося с 1237 года составной частью немецкого ордена, было наиболее централизованным. Во главе Ливонского ордена стоял магистр, резиденцией которого был Рижский замок. Владения ордена делились на округа, во главе которых стояли комтуры и кастеляны (фогты). В XV в. имелось 9 комтурств и 11 кастелянств. Округа делились на имения (амты).
При магистре имелся весьма влиятельный совещательный орган — Конвент, куда входили все комтуры, кастеляны и остальные высшие должностные лица. Конвенту принадлежало право выбора нового магистра после смерти прежнего. Строго централизованная, сцементированная крепкой дисциплиной, военно-политическая организация ордена имела целью обуздание и беспощадное подавление местного населения. Большая часть земель Рижского архиепископства была роздана на ленном праве вассалам, являвшимся основной военной силой архиепископства. При архиепископе имелся капитул (совет) соборных каноников, состоявший из 12 высших священников. Капитул пользовался решающим словом во всех делах управления.
Во второй половине XIV в., когда выросла политическая роль вассалов, их собрание — Ландтаг — стало направляющим политическим учреждением архиепископства. В XV в. был создан совет архиепископства, куда входили шесть крупнейших вассалов и шесть членов капитула. Он стал главным руководящим органом архиепископства. Все ливонские епископства с середины XIII в. были формально подчинены Рижскому, но на деле остались политически вполне самостоятельными.
После разгрома Немецкого ордена польско-литовско-русскими войсками в 1410 году под Грюнвальдом в политическом строе Ливонии произошли изменения. Ослабленный поражением Немецкий орден не мог уже оказывать постоянной поддержки своему Ливонскому ответвлению. Видя это, Рижский архиепископ, а также город Рига энергично выступили против гегемонии Ливонского ордена. Чтобы ограничить его политическое могущество, они созвали Б 1421 году в городе Валке первый общеливонский ландтаг, ставший сословно-представительным органом Ливонии.
Ландтаг состоял из четырех курий: 1) епископов, куда входили все епископы Ливонии, капитулы каноников и настоятели монастырей; 2) Ливонского ордена, включавшей его высших должностных лиц; 3) вассалов, объединявшей вассалов всех территорий Ливонии; 4) городской, составлявшейся из представителей городов. Самыми влиятельными куриями были первая и третья. Крестьяне — латыши и эстонцы — не были представлены в Ландтаге.
Ландтаг созывался не периодически, а в случае необходимости, по инициативе архиепископа, ордена или одного из епископов. Ландтаг был первым общеливонским органом. Но его деятельность не стала и не могла стать достаточно эффективной, ибо любое его постановление считалось действительным только при единогласном решении всех четырех курий. Такое единогласие легко достигалось лишь в одном вопросе — об усилении крепостного гнета.
Войну против Ливонского ордена и епископов, начатую в 1558 году Иваном IV, латышское и эстонское крестьянство справедливо восприняло как борьбу за полное освобождение их Родины от немецких феодалов. Успешные действия русских войск явились непосредственным поводом к развязыванию мощной крестьянской войны. Ливонская война для Москвы, Латвии и Эстонии окончилась неудачно. Русское государство было отрезано Польшей и Швецией от Балтийского моря. Латвия стала колонией польско-литовских магнатов, а в начале XVII в. ее разделили между собой Польша и Швеция. Эстония была расчленена на колониальные владения панской Польши, Швеции и Дании. Но разгром и окончательное уничтожение Москвой Ливонского ордена и епископских владений подготовили политическое объединение Восточной Прибалтики с Россией в XVIII веке.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ПРИБАЛТИЙСКОГО ПРАВА

Крестьянское право. В XII в. и в самом начале XIII в. в древней Ливонии возникли сборники крестьянского права ливов, латышей и эстонцев. В науке им присвоены следующие названия:
1) Сборник крестьянского права ливов;
2) Сборник крестьянского права куров;
3) Так называемый сборник крестьянского права Рижского архиепископа;
4) Сборник крестьянского права Западной Эстонии.
Древнеливонское крестьянское право имеет ряд общих черт с «Русской Правдой». Например, почти аналогично содержание ст. 12 крестьянского права Рижского архиепископа и статей 41 и 43 Пространной Правды.
Рижское городское право. Патрициат (богатая верхушка) Риги воспринял право города Гамбурга. Но оно не отвечало условиям Риги, где жило много «не немцев». Поэтому гамбургское право подверглось в Риге настолько серьезной переработке, что появилось качественно новое право, которое стало называться Рижским городским правом. Его ввели в действие все более или менее крупные города Ливонии.
Решения Ландтага. Ландтаг принял немало общеобязательных законов и административных постановлений. Кроме того, он рассматривал наиболее серьезные судебные дела и выносил по ним окончательные решения.
«Рыцарское» право. В XIV в. было кодифицировано так называемое «рыцарское» право — составлены сборники «Ливонское зерцало» и «Вальдемар-Эрикское право».
Во всех древнеливонских правовых сборниках первое и преобладающее место занимали нормы уголовного права, затем шли процессуальные нормы и на последнем месте были гражданско-правовые нормы. По своему классовому содержанию это были нормы феодального права, права-привилегии.

перейти к следующей главе...