Создание и укрепление русского централизованного многонационального государства и развитие права


вернуться в оглавление книги...

"История государства и права СССР", под ред. С.А.Покровского, часть I, Москва, 1959 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Глава пятая
СОЗДАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И РАЗВИТИЕ ПРАВА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XV в.—ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVII в.)


В 70—80-х гг. XV в. сложилось единое Русское централизованное государство с центром в Москве. Это дало мощный толчок дальнейшему социально-экономическому развитию Руси. Русь быстро преодолевает последствия татаро-монгольского ига.
В сельском хозяйстве продолжают распространяться трехполье, садоводство, огородничество, возделывание технических культур. Расширяется и укрепляется феодальное землевладение. Феодалы ведут наступление на «черносошные» земли, осваивают пустоши, стремятся завладеть новыми землями на востоке, в Поволжье, к югу от Оки («Дикое поле»), на западе, в Смоленщине, Ливонии.
В XVI—XVII вв. строилось множество новых городов, особенно на юге и востоке. Выстроено несколько пограничных линий из городов-крепостей. Многие из таких крепостей потом превратились в ремесленные и торговые центры. Ремесло продолжало развиваться и специализироваться. Большого расцвета достигает торговля. Купечество ведет торговлю через Сурож, Каффу(Феодосию) с Турцией, Ближним Востоком, через Смоленск и Нарву (которая в XVI в. около 20 лет была в руках русских) с Западом. С XVI в. развивается торговля через Архангельск. В XVI в. Русское государство овладевает волжско-каспийским путем, который облегчил торговые связи с Кавказом, Закавказьем, Персией, Средней Азией, Китаем. С присоединением в XVII в. Сибири русские промышленники, купцы, служилые люди доходят до Тихого океана. Растет и внутренняя торговля. Идет специализация отдельных районов.
Так, Поморье поставляло рыбу, икру, Устюжна — металлические изделия, из Соли Камской везли соль, из заокских земель — зерно, продукты животноводства. В разных районах страны шел процесс складывания прочных экономических связей, создания областных рынков, а с XVII в. и всероссийского рынка.
В. И. Ленин указывал: «Только новый период русской истории (примерно с 17 века) характеризуется действительно фактическим слиянием всех таких областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это вызвано было... усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок» (1).
С 30-х годов XVII в. на базе развития ремесла появляются первые русские мануфактуры, где применялся как крепостной, так и наемный труд.
В рыночные отношения втягиваются не только ремесленники, купечество, но и землевладельцы, особенно крупные. Все больше продуктов сельского хозяйства поступает в продажу, создается хлебный рынок. Однако в сельском хозяйстве по-прежнему господствовала рутинная, примитивная техника, свойственная феодально-крепостническому строю.
Необходимость увеличить товарность имений толкает феодалов на расширение запашки, освоение новых и захват крестьянских земель. Разгорается борьба из-за земли и рабочих рук внутри класса феодалов. Усиливается эксплуатация, увеличивается барщина, появляется и приобретает все большее значение денежная рента, оформляется крепостное право.
Усиление эксплуатации повлекло за собой обострение классовой борьбы крестьянства и городских низов. Массовые восстания имели место в 1547 году, 1603 году. В 1605—1606 гг. разразилась крестьянская война под руководством Ивана Болотникова. Крупные восстания проис-
-----------------------------
1. В. И. Ленин, Соч., т. 1, стр. 137.
-----------------------------
ходили в XVII в. (например в 1648 г.). Кроме того, было множество более мелких восстаний. Массовые формы приобретает бегство крестьян, разбои, порубки лесов, запахивание земли феодалов. Дворянское государство подавляет эти выступления всей своей мощью, нередко используя военную силу.
Русское феодальное государство, заинтересованное в освоении новых земель, в выходе на мировые торговые пути, проводит активную внешнюю политику. Она была направлена на воссоединение вокруг Москвы всех русских земель (в том числе захваченных великим княжеством Литовским и Речью Поcполитой), на охрану южных и восточных рубежей от набегов татар и турецкой агрессии и, наконец, на приобретение торговых путей.
В XVI—XVII вв. Русское государство ведет ряд тяжелых длительных войн за выход к морю. (Ливонская война) и за воссоединение русских и украинских земель вокруг Русского централизованного государства.

§ I. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

Правовое положение класса феодалов. С созданием Русского централизованного государства изменяется организация и правовое положение господствующего класса. Он формируется теперь не только из московских бояр и дворян, но и из феодалов других княжеств. По мере присоединения того или иного княжества к Москве его боярство вливалось в состав московского. При присоединении к Московскому государству татар, башкир и других народов их феодальная верхушка тоже уравнивалась в правах с московскими боярами и дворянами. Так шло формирование класса феодалов.
В состав служилого московского боярства вливаются и составляют его верхушку бывшие удельные князья. Теперь боярство становится чином, который жалуется великим князем лишь самым знатным, богатым и влиятельным феодалам, главным образом, бывшим удельным князьям Рюриковичам и Гедиминовичам. Бояре «вводятся» в этот чин великим князем и именуются «боярами введенными». Остальные феодалы возводятся в чин окольничих, стольников, чашников, постельничих и т. д. Бояре и окольничие являлись членами Боярской думы.
Начиная с XIV—XV вв. значительно усиливается роль широких слоев мелких феодалов — «детей боярских» и «дворян». Дворянство составляло основную вооруженную силу великокняжеской (царской) власти. Поэтому великие князья стремятся обеспечить дворян землей, так как в условиях натурального хозяйства земля, населенная крепостными крестьянами, была единственным средством обеспечения службы дворян.
Уже сразу после образования Русского централизованного государства стала раздаваться дворянству земля, принадлежавшая ранее так называемым «ордынцам» и «числякам», обязанным принимать и содержать послов и баскаков татарского хана. Большое количество земли, отобранной у бояр, было пожаловано дворянам после присоединения Новгорода и Пскова, Тверского и Рязанского княжеств. Усиленно раздавались и черные земли в центральных московских уездах.
Однако земли для испомещения дворян не хватало, и они поставили вопрос о перераспределении земель и рабочих рук внутри класса феодалов. В связи с этим были сделаны попытки провести секуляризацию церковных земель. Впервые такая попытка была сделана в 1503 году и повторена в 1551 году. Подобные действия совершались и в первой половине XVII в., однако они не имели успеха в связи с сопротивлением церковных феодалов.
Особенно остро разгорелась борьба между боярством и дворянством из-за земли и крестьян в 60—70-х годах XVI в., когда правительство Ивана Грозного ввело опричнину и при ее помощи конфисковало у бояр и роздало дворянам огромные земли. Бояре взамен получали земли на окраинах Московского государства. Опричнина нанесла решительный удар по экономическому могуществу боярства. В первой половине XVII в. дворянское поместное землевладение уже преобладало. Дворянство, организованное в поместное ополчение, было наиболее мощной политической и военной силой.
Дворянство претендовало также на участие в государственной власти, стараясь ослабить роль бояр. Боярство же, стремясь сохранить свои привилегии времен феодальной раздробленности, защищало систему местничества, которая сложилась в XV в. При поддержке дворянства царское правительство проводит ряд ограничений местничества.
Однако, несмотря на то, что борьба между боярством и дворянством порой носила ожесточенный характер, все же это было столкновение внутри класса феодалов. Основным же в феодальном обществе было противоречие между классом феодалов и феодальнозависимым крестьянством. Когда классовая борьба серьезно обострялась, весь класс феодалов сплачивался против крестьянства, несмотря на внутренние противоречия. Так было пооле восстания 1547 года в Москве, когда создалось правительство «Избранной рады», проводившее политику компромисса между боярами и дворянами.
После опричнины, нанесшей сильнейший удар боярству, и иностранной интервенции начала XVII в., во время которой немало бояр перешло на сторону врага, дворянство становится ведущей силой класса феодалов. Боярство теряет свои позиции и постепенно сливается с дворянством в единое сословие, составляя его верхушку.
В XV—XVII вв. оформляется исключительное сословное право феодалов на землю и феодальнозависимых крестьян. Уже первый общерусский законодательный акт — Судебник 1497 года защищал границы феодальной поземельной собственности усиленными карами. За нарушение межи полагалось битье кнутом и штраф в 1 руб. Судебник 1550 года и Соборное Уложение 1649 года усиливают это наказание. Кроме того, в Соборном Уложении прямо указано, что владеть землей могут только «служилые люди».
Феодалы закрепляют свою привилегию занимать посты в государственном аппарате. По-прежнему они обладали правом вотчинной юстиции, то есть могли судить своих крестьян, правда, за исключением тяжких политических и уголовных дел. Такие дела подлежали разбору в государственных судах. Это еще больше ограничивало иммунитет феодальных владельцев. С 1550 года выдача иммунитетных грамот была прекращена.
Сами феодалы имели право судиться в специальных судебных учреждениях. Такого права добились и дворяне. Указом Ивана IV от 28 февраля 1549 г. они были освобождены от юрисдикции наместников и приравнены в этом отношении к боярам. Дела дворян разбирались во Владимирском судном приказе. Законодательство защищало жизнь, честь и имущество феодалов суровыми наказаниями.
Серьезную силу внутри класса феодалов представляло духовенство. Церкви принадлежало до 1/3 всех обработанных земель и феодальнозависимых крестьян. Кроме того, монастыри вели обширную торговлю, занимались ростовщичеством. Их владения продолжали расти, что представляло уже угрозу для дворянства. Однако рост церковных владений был ограничен запрещением продавать землю монастырям без разрешения правительства. Земли бывших удельных князей нельзя было завещать церкви. В первой половине XVII в. был создан монастырский приказ для управления церковными землями и они, таким образом, были поставлены под контроль правительства.
Духовенство оформилось в самостоятельное сословие и имело целый ряд особых прав и привилегий. Так, оно было освобождено от несения государственной службы и повинностей и от налогов, а также имело своё сословное управление и суд. Духовными судебными органами были митрополит (с 1589 г. — патриарх), архиепископы, епископы, игумены монастырей и их приказчики. Церковному суду подлежало все духовенство и зависимое от церкви население, кроме дел об измене, «душегубстве, татьбе и разбое с поличным». По ряду дел (например, преступления против нравственности, развод и т. д.) этому суду подлежали и все светские люди.
Правовое положение крестьянства. Крестьянство постепенно, консолидировалось в единое сословие. В Северо-Восточной Руси оно получило общее название «сирот», «людей». Так как крестьяне составляли подавляющее большинство населения, то их чаще всего называли «христианами». Отсюда произошло и само название «крестьяне». Крестьяне, жившие на государственных землях, назывались «черными» или «черносошными».
«Черные» крестьяне жили общинами («мир» или «волость») и несли повинности в пользу государства. Дела общины управлялись сходом и выборным старостой. «Мир» распоряжался своей землей, собирал налоги. Однако все большее число «черных» земель захватывалось феодалами и «жаловалось» им великим князем (царем). Эксплуатация частновладельческих крестьян осуществлялась, главным образом, в виде уплаты ими натуральной ренты (или ренты продуктами). Однако применялась и отработочная рента, хотя и в небольших размерах. Перечисление повинностей крестьян имеется, например, в грамоте митрополита Киприана 1391 года Константиновскому монастырю. В ней говорилось, что крестьяне обязаны поставлять монастырю мясо, рыбу, яйца, масло, хлеб и т. д., ходить по грибы и ягоды, доставлять игумену «приношения», обрабатывать монастырскую пашню, строить «хоромы» и выполнять ряд других работ. Размеры повинностей определялись обычаем, или «стариной». Однако с XV в. происходит общее увеличение этих повинностей. Они особенно растут с середины XVI в. в связи с развитием барщинного хозяйства и товарно-денежных отношений. Именно в это время появляется денежная рента. Феодалы усиливают и внеэкономическое принуждение, стремятся закабалить, закрепостить крестьян.
С начала XV в. среди крестьян различаются «старожильцы» и «новоприходцы». Крестьяне искали спасения от эксплуатации в переходах от одного владельца к другому. Этому способствовала и борьба феодалов за рабочие руки. Феодалы, стремясь привлечь к себе крестьян, сманивали их друг у друга, давали им «льготы», освобождали на 10—16 лет от повинностей. После истечения льготного срока «новоприходцы» становились «старожильцами».
Для более прочного закабаления феодалы ссужали крестьянам в долг «серебро». При общей бедности крестьян и неустойчивости их хозяйства они легко попадали в должники — «серебряники», тем более, что отработки шли только в уплату процентов, а долг надо было отдавать отдельно. «Серебряники» не могли уйти от феодала, не возвратив долга. Это означало фактически прикрепление их к земле. Правда, за «серебряников» иногда уплачивал долг тот феодал, к которому они собирались перейти. Но это означало уже не переход крестьянина, а его вывоз.
Переходы крестьян являлись формой классового протеста. Они превращались в массовые побеги. Феодалы требовали от правительства их ограничения. Еще в середине XV в. издаются первые грамоты великих князей об ограничении переходов. Имеются грамоты великого князя Василия II Троице-Сергиеву монастырю о крестьянах Углицкого уезда, о крестьянах села Присек, в которых запрещались такие переходы. Например, в грамоте Ферапонтову монастырю крестьянам разрешалось переходить один раз в году — в «Юрьев день». В Судебнике 1497 года Иван III удовлетворил требование дворянства в ст. 57 «О христианском отказе», установив в общегосударственном масштабе один срок в году для переходов — Юрьев День — 26 ноября (за неделю до него и неделю спустя). Кроме того, была установлена плата «пожилого» в пользу феодала, что тоже затрудняло переходы. Судебник 1497 года явился шагом на пути закрепощения крестьян.
Судебник 1550 года увеличил плату «пожилого» с одного рубля до рубля и 2 алтын и сократил срок пользования льготами новоприходцев до пяти лет.
Тяготы многолетней Ливонской войны, ломка боярского землевладения и насаждение дворянских поместий, набеги татар, эпидемии привели к массовому разорению крестьян. Запустение особенно ярко проявилось в центральных уездах, в Новгородской и Псковской землях (1). Масса поселений и деревень стояли пустые, жители их или погибли или бежали на окраины (2). Преодоление хозяйственного упадка проходило медленно и за счет нового усиления эксплуатации крестьян. Проводилась борьба с их побегами.
В 1581 году был издан указ о «заповедных летах», который запрещал крестьянские переходы и в «Юрьев день». В 1592 году проведена была перепись земли и живущих на ней крестьян. «Писцовые книги» 1592 года стали считаться основанием для прикрепления крестьян к земле. В 1597 году правительство Бориса Годунова издало указ о розыске беглых в течение пятилетнего срока и возвращении их бывшим владельцам. Позже срок исковой давности для розыска беглых, или «урочные годы», правительством царя Василия Шуйского был увеличен до 15 лет. Наконец, Соборное Уложение 1649 года удовлетворило требования дворянства и полностью оформило закрепощение крестьян. Теперь их можно было разыски-
---------------------------
1. В Московском уезде по данным 1584—1585 гг. пашни было около 16%, а земли в перелоге — 84%. В Шелонской пятине Новгородской земли количество запустевшей земли достигало 83,58% 2. В Московском уезде число жилых поселений в 1584 году составляло лишь 25,5% к общему их числу.
---------------------------
вать «без урочных лет», то есть бессрочно и возвращать прежним владельцам вместе с женами, детьми и имуществом. Того, кто укроет беглого, помимо штрафа в 10 руб. ожидало строгое наказание вплоть до битья кнутом. Крепостной подлежал суду своего владельца (вотчинной юстиции) по всем делам, кроме преступлений против церкви, государственных, «душегубства, татьбы и разбоя с поличным». Крестьянин отвечал своим имуществом за долги феодала.
В XV—XVII вв. еще существовало холопство. Однако законодательство того времени свидетельствует о постепенном изживании этого института. Часть холопов наделялась землей и средствами производства и превращалась в крепостных крестьян —«страдников» (1). Судебник 1497 года точно определил источники рабства. Судебник 1550 гола сократил их. Так, ключники и тиуны (приказчики) не считались холопами, если противное не было оформлено специальной грамотой. Дети, родившиеся до поступления их родителей в холопство, также не были холопами. Запрещено было принимать в холопы служилых детей боярских и дворян, находившихся на государственной службе. В 1559 году была даже введена смертная казнь для лиц, составивших подложную грамоту о холопстве на вольного человека. В 1560 году запрещено было идти в холопы должникам даже при их желании.
Однако вместо холопства с XV в. появляется новая форма зависимости — «служилая кабала». Внешне она носила форму «свободного договора». Кабальный человек брал в долг и отрабатывал феодалу проценты, а основной долг должен был выплачивать особо. В кабалу шли крестьяне, оказавшиеся не в состоянии сохранить свое хозяйство в условиях развития товарно-денежных отношений. Кабальных часто рассматривали, как холопов, так как они фактически не могли освободиться от неволи, не имея возможности собрать деньги для уплаты долга. В феврале 1597 года был издан закон, серьезно изменивший положение кабальных. Они лишались права ликвидировать свою зависимость путем уплаты долга и оставались в кабальном состоянии до смерти господина. Этот закон предписывал взять принудительно «служилые кабалы» у всех
-----------------------------
1. Страдники не пользовались правом перехода даже и в «Юрьев день».
------------------------------
свободных людей, которые работали у своих хозяев добровольно, без «крепостей». Введена была обязательная регистрация холопов и кабальных в приказе Холопьего Суда. В Соборном Уложении содержалась специальная глава о кабальных и о холопах, в основном воспроизводившая указанные выше положения.
Таким образом, развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему усилению эксплуатации крестьян и к новым шагам до пути их полного закрепощения.
Правовое положение городского населения. Подавляющее большинство жителей городов составляли «черные люди» — ремесленники. Видное место среди городского населения занимали купцы. В летописях и других документах того времени они обычно ставились вслед за вельможами и боярами.
В городах наблюдалось резкое имущественное расслоение. Высшие слои московского купечества составляли две корпорации: гостей — «сурожан», ведших торговлю с Югом, и суконщиков, торговавших с Западом.
Сурожане торговали, главным образом, шелками, а суконщики — сукнами. И те, и другие объединялись в свои особые корпорации, или «сотни». Центром корпорации сурожан была церковь Иоанна Златоуста в Москве, при которой находились торговые подвалы, амбары и хранилась купеческая казна.
Сурожанами и суконщиками были крупнейшие купцы, владевшие большим имуществом. Они нередко давали в долг деньги царю, боярам, сами покупали землю и даже роднились с боярством и становились боярами. Крупнейших купцов правительство нередко привлекало к сбору налогов и к работе финансовых приказов. Купцы пользовались рядом привилегий, могли торговать беспошлинно в пределах Московского государства. В ряде законодательных актов содержится обязательство великого князя «блюсти» гостей и суконщиков, которые имели привилегию судиться непосредственно у великого князя.
«Черные люди», то есть мелкие торговцы и ремесленники, тоже имели свою организацию. Она проявляла нередко большую активность (особенно во время обороны городов) и противопоставлялась боярам. Ремесленники одной специальности объединялись в цехи, или «братчины», «сотни», «ряды» со своими центрами.
Например, центром у кузнецов была церковь Кузьмы и Демьяна, где хранились документы и общая казна «братчины». Среди «молодших» посадских людей встречались и лица, работавшие по найму: лодочники, грузчики и т. д. Например, в Новгороде в 1523 году существовала «гильдия носильщиков». «Сотни», «братчины», «гильдии» были не только производственными, но и территориальными и военными организациями. Отряды ремесленных сотен входили в городское ополчение. На случай осады городские сотни были расписаны по участкам обороны (стенам и воротам). Сотни были и податными единицами. Городское население несло повинности — «тягло» — в пользу великого князя (царя), и потому называлось тяглым или черным.
В связи с ростом экономического значения городов усиливалось политическое влияние городского населения — посадских людей. К середине XVI в. посадское население добилось права на самоуправление. В городах были созданы «земские избы» во главе с выборными земскими старостами и «целовальниками». Земские органы самоуправления собирали налоги и вели борьбу с «разбойниками, татями, душегубцами». Царская власть стремилась найти в лице посадского населения опору в деле укрепления централизованного государства.
Представители посадов поддерживали царя в Земских Соборах. Именно в крупных богатых городах — Нижнем Новгороде, Ярославле — зарождается всенародное ополчение под руководством Минина и Пожарского, освободившее Москву от иностранных интервентов. Правительство подчас вынуждено было идти на серьезные уступки посадам. Например, по Соборному Уложению 1649 года были ликвидированы так называемые «белые места» в городах (1). «Беломестцы» под угрозой конфискации обязывались продать свои лавки и мастерские «государевым тяглым людям», то есть посадским.
Основная масса посадского населения подвергалась всем тяготам феодальной эксплуатации со стороны царя, феодалов и городской верхушки. Соборное Уложение
------------------------------
1. Бояре и дворяне нередко через своих людей занимались промыслом и торговлей в городах. Лавки и мастерские, принадлежавшие им, не облагались тяглом и назывались «белыми». Это вызывало серьезное недовольство горожан, которым трудно было с ними конкурировать.
-------------------------------
оформило окончательное прикрепление «черных» людей к тяглу. Бежавших посадских людей предписывалось так же, как и крестьян, возвращать обратно в прежние их сотни с женами, детьми и всем имуществом.
В связи с усилением феодального гнета городские низы неоднократно выступали с оружием в руках против феодального гнета. Особенно крупными были восстания в Москве в 1547, в 1605 и в 1648 гг.

§ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

С 80-х годов XV в., после присоединения к Москве Твери, Рязани, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода н освобождения Руси от татарского ига, начинается реорганизация государственного аппарата. Существовавшая до этого дворцово-вотчииная система государственного управления, сложившаяся еще во времена феодальной раздробленности, была непригодна в новых условиях. Значительно усиливается власть великого князя (царя), оформляется Боярская дума, создаются центральные органы управления — приказы.
В формировании централизованного государства великокняжеская (царская) власть опиралась на многочисленное дворянство, политическое значение которого все возрастало, и на купечество. Дворянство добивается передачи в его руки управления на местах путем замены наместников выборными дворянскими губными старостами. В городах им соответствовали купеческие земские старосты.
Чтобы иметь возможность опереться на организованно выраженную волю дворянства и посадов, в противовес Боярской думе, правительство созывает Земские соборы из представителей всех сословий (за исключением крепостных крестьян). Таким образом, создается сословно-представительная монархия, которая характеризуется наличием сословно-представительных органов как в центре (Земский собор), так и на местах (губные и земские органы). Царское правительство опирается на эти органы дворян и купечества для подавления эксплуатируемых масс, а также для борьбы с феодальной аристократией, стремившейся возродить порядки периода феодальной раздробленности.
Сослозно-представительная монархия — важный этап развития феодального государства на пути к самодержавию.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

Царь. С созданием Русского централизованного государства политическая власть все больше и больше сосредоточивалась в руках великого князя. Иван III уже именует себя великим князем «всея Руси» и «самодержцем». Правда, термин «самодержец» имел в то время главным образом внешнеполитическое значение. Этим подчеркивалась независимость Московского государства (1).
Чтобы еще больше подчеркнуть власть и значение великого князя, был разработан сложный и пышный придворный церемониал, особенно после женитьбы Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. С той же целью Иван III венчался «шапкой Мономаха», которая становится теперь символом русского самодержавия. Иван IV в 1547 году впервые принял титул «царя», равный по значению императорскому. Усиление власти царя получило идеологическое обоснование в политической теории о Москве как «Третьем Риме». Вместе с тем в XV—XVII вв. царская власть идеологически обосновывалась якобы ее божественным происхождением и преемственной передачей в роде российских «скипетродержавцев». Даже после избрания Земским собором в 1613 году на престол Михаила Романова официальная идеология доказывала его родственные связи с династией Рюриковичей (с Иваном Грозным) и истолковывала это как волю божью.
Царской власти были посвящены особые главы в Соборном Уложении. Оно не делает никакого различия между преступлениями против личности царя и против государства. И те, и другие объединяются понятием «слова и дела государева». Царь являлся главой государства. Он законодательствовал в масштабе всей страны, был главой исполнительной власти, командовал войсками, распоряжался финансами, был высшим судебным органом.
---------------------------------
1. Во время татарского ига московские князья формально были вассалами татарского хана и «держали» княжество по ханскому «ярлыку».
--------------------------------
Все государственные функции царь осуществлял при участии Боярской думы, земских соборов через систему приказов и воевод.
Боярская дума. Боярская дума развилась из совета при князе, включавшего наиболее крупных феодалов. В Думу вошли потомки бывших удельных князей и наиболее родовитые и влиятельные бояре, которые получали чин боярина. Представители менее родовитых фамилий состояли в Думе в чине окольничего. В XVI в. Боярская дума из феодальной курии при князе превращается в государственный орган сословно-представительной монархии. Состав этого органа значительно расширяется в XVII в. за счет возведения в боярское достоинство неродовитых царских фаворитов, родственников цариц. Включаются в Думу и представители дворянства и служилой бюрократии (дьяки).
Таким образом, в первой половине XVII в. Дума состояла из людей четырех степеней: бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков. Неродовитые бояре, дворяне и дьяки, выражавшие интересы служилого дворянства, значительно потеснили старую феодальную аристократию. Значение этих дворянских элементов было велико, так как думные дворяне и дьяки в большинстве случаев попадали в Думу после 20—30 лет службы, обладали большим опытом и знаниями и, как правило, были докладчиками по делам, формулировали решения Думы. Старая феодальная знать понесла большие потери во времена опричнины (1). Однако Боярская дума все еще сохраняла свой аристократический характер.
Как бы не изменялись состав Думы и взаимоотношения ее с царем, она представляла власть крупных феодалов и действовала нераздельно с царем, который сам был крупнейшим землевладельцем-феодалом.
Заседания Думы проходили под председательством царя или наиболее родовитого из бояр. Компетенция ее, в основном, была намечена Судебником 1550 года и Соборным Уложением (2).
-----------------------------------
1. Из 33 бояр, входивших в Думу к концу 1564 года, 15 были казнены, 3 насильственно пострижены в монахи. Из 9 окольничих 4 были казнены. Из 17 бояр, бывших в Думе в 1572 году, только 8 имели боярское звание до введения опричнины.
2. В Судебнике 1550 года говорилось: «А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела, с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, и те дела в сем Судебнике приписывати». В ст. 2 главы X Соборного Уложения указывалось: «А спорные дела, которых в приказах зачем вершити будет не мощно, взносить из приказов в доклад к государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Руси и к его государевым боярам и окольничим и думным людям. А боярам и окольничим и думным людям сидети в палате и по государеву указу государевы всякие дела делати всем вместе».
--------------------------------
Боярская дума не имела твердо очерченной компетенции, отдельной от царской власти. Дума участвовала в законодательстве, обсуждала законопроекты, затем утверждавшиеся царем. Поэтому многие указы по важнейшим делам начинались формулой: «царь указал, а бояре приговорили». Дума обсуждала запросы приказов и воевод о делах, которые эти органы не могли решить, давала указания приказам и воеводам по делам текущего управления. В ней обсуждались военные и международные вопросы, через нее проходила дипломатическая переписка. Дума же была высшим контрольным учреждением. Она собирала сведения о служилых людях, интересовалась расходами приказов, вникая подчас в такие мелочи, как, например, о том, сколько денег было истрачено в приказе на свечи, чернила и дрова. Решение Думы (особенно с участием царя) по сложному делу, поступившему из приказа, или по частной жалобе становилось прецедентом при разборе в приказах аналогичных дел.
Однако обширная по своему составу и сохранявшая аристократический характер Дума не могла удовлетворить потребности зарождавшегося самодержавного государства, которое нуждалось в более оперативном бюрократическом органе. Еще про Василия III говорили, что он решает дела без Думы, «запершись сам-третей у постели». Так же стремился делать и Иван Грозный. При первых Романовых наряду с Думой «всех бояр» уже действовала «ближняя» или «тайная» дума из немногих доверенных лиц, приглашенных царем, еще не имевшая постоянного состава. Во второй половине XVII в. она оформилась в особое учреждение — «комнату».
Земский собор. В XVI — первой половине XVII в. царская власть опиралась на особое учреждение — Земский собор. Еще Иван III перед походом на Новгород в 1471 году совещался с «воями», с дворянством. Это был прообраз будущих соборов. Первые соборные совещания (1549 года, 1551 года и др.) были еще недостаточно полными по своему составу: на них не было представителей посадов. Впервые наиболее широко все сословия (за исключением крестьянства) были представлены на Соборе 1566 года, созванном для решения вопроса о затянувшейся Ливонской войне. Особенно большую роль Соборы стали играть в первой половине XVII в. В 1611 — 1612 гг. «Совет всея земли» руководил всенародным движением за изгнание интервентов и при отсутствии царя фактически являлся высшим органом власти, перед которым было ответственно правительство Минина и Пожарского. Вплоть до 20-х годов XVII в. соборы заседали регулярно. Соборы первой половины XVII в. отличались наиболее широким представительством. Так, на Земском соборе 1613 года присутствовало около 700 человек, в том числе члены Боярской думы, Освященного собора (церковные феодалы), а также по 10 человек от каждого города и уезда из дворян, посадских людей, крестьян черных волостей и казаков. Однако представителей частновладельческих крестьян не было даже и на этом Соборе.
На других соборах первой половины XVII в., в том числе и на Соборе 1648 года, не было такого широкого представительства. В них участвовали члены Боярской думы, Освященного собора, представители московских и провинциальных служилых людей (дворянства), находившихся на службе в Москве, а также представители суконной сотни и тяглецов московских черных слобод.
Земские соборы обсуждали и решали важнейшие дела, такие как выборы царя (Соборы 1598 года, 1613 года), вопросы войны и мира, коренные внутренние реформы и законодательство (Собор 1649 года, утвердивший Соборное уложение).
Порядок работы Собора не был регламентирован какими-либо законодательными актами. Решения этих органов не были обязательны для царской власти, однако она не могла не считаться с организованным волеизъявлением сословий.
Приказы. С расширением территории и созданием единого централизованного Русского государства различные отрасли управления — «пути» — поручались («приказывались») отдельным лицам из великокняжеского окружения. Вокруг этих «путных» бояр складывался штат помощников, возникало учреждение. Такие центральные органы государственного управления в XVI в. получили названия приказов. Первые сведения о них относятся еще к концу XV в. Так, Разряд впервые упоминается в 1478 году, Ямская изба — в 1494 году. Но основная масса приказов создается к 50—70-м годам XVI в. и получает свое развитие в XVII в. Всего в XVII в. действовало до 80 приказов, но часть из них была временными, созданными в связи с конкретными поручениями.
Постоянных приказов насчитывалось до 40. Их система образовывалась по мере надобности, без определенного плана, сфера их компетенции переплеталась.
Приказы можно разделить на: 1) ведавшие отраслями управления в масштабе всей страны, 2) ведавшие определенными территориями, 3) приказы дворцового управления.
Для содержания этих новых учреждений к каждому из них были приписаны определенные города и уезды, доходы с которых поступали в данный приказ. Приказ управлял этими городами и уездами и был для них судебным органом. Даже к Посольскому приказу были приписаны города Романов, Елатьма, Касимов. С присоединением территорий бывших удельных княжеств к Московскому государству для управления ими в центре также создавались приказы. Города и уезды управлялись из центра, и местные органы управления были подчинены мелочному надзору приказов, которые подавляли всякую самостоятельность мест. Приказы были подчинены царю и Боярской думе. По всем более или менее важным делам они обязаны - были докладывать царю и Думе. Начальниками приказов назначались бояре или окольничие. Но в ряде важнейших приказов (например Посольском) начальниками были, как правило, думные дьяки. В приказах сложился обширный и влиятельный слой приказных дьяков и подьячих — дворянской бюрократии.
Из приказов с общегосударственной компетенцией важнейшие были: Посольский, Разряд, Ямской, Разбойный, Челобитенный, Стрелецкий, Пушкарский, Холопьего Суда, Поместный, Большого приказа и Большой казны.
Посольский приказ ведал иностранными делами. Разряд вел учет служилых людей и производил им смотры, назначал поместный оклад и денежное жалованье, ведал назначениями на службу. Поместный приказ наделял служилых людей поместьями в размерах, назначенных Разрядом, давал разрешения на все сделки с землей и регистрировал их.
Разбойному приказу были подведомственны дела об убийствах, разбоях и кражах на территории всего государства за исключением Москвы. Судебные тяжбы служилых людей разбирались во Владимирском и Московском судных приказах. Споры о холопах рассматривал Приказ Холопьего суда. К приказам с областной компетенцией относились: Земский, управлявший Москвой, Казанского дворца, ведавший территорией бывшего Казанского ханства, Сибирский. Существовали еще дворцовые приказы. Приказ Большого дворца управлял дворцовый хозяйством. В него входили хлебный, кормовой, сытенный и другие дворы. Казенный приказ ведал царской казной, Конюшенный — царскими конюшнями.
Строго централизованное приказное управление явилось огромным шагом вперед в деле укрепления государственного аппарата. Однако неопределенность компетенции, подотчетность только высшим органам власти и безответственность перед населением порождали бюрократизм, взяточничество и волокиту.

МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ

Вся территория Московского государства в административном отношении делилась на уезды, волости и станы. Основной административной единицей был уезд с центром в городе. Но города обычно подчинялись непосредственно Москве. Уезд состоял из волостей. В Новгородской земле еще сохранилось деление на пятины, соответствовавшие уездам, и на погосты (волости), а в Псковской земле — на губы (уезды).
Уезды слагались постепенно. Обычно вновь присоединенное к Москве удельное княжество составляло уезд. В XV в. в города и уезды назначались наместники и волостели — «кормленщики». Наместник управлял городом, а волостель — волостью или уездом. Жалования от великого князя «кормленщики» не получали. Они «кормились» на месте за счет сборов с населения. Часть сборов наместник должен был передавать в великокняжескую казну.
Должности «кормленщиков» были очень доходными. Это была еще одна форма присвоения феодалами прибавочного труда феодальнозависимого населения.
На определенном этапе система наместничьего управления была орудием централизации власти в руках великих князей, так как наместники заменяли удельных князей. Но с ликвидацией феодальной раздробленности система кормлений отжила и использовалась реакционным боярством против великокняжеской власти.
Правительство принимает меры для ограничения власти «кормленщиков». Они назначались обычно на краткий срок (один год) и часто сменялись. Для централизации финансовой системы и суда великие князья выдают уставные грамоты отдельным городам и уездам. В грамотах точно устанавливались размеры различных пошлин и поборов, которые раньше регулировались обычаем — «стариной», то есть определялись алчностью наместника и терпением населения. Судебник 1497 года уже в общегосударственном масштабе ввел ограничения власти наместников и усилил контроль великокняжеской власти за местными органами. Судебник установил твердые размеры судебных пошлин, единый порядок судопроизводства, обязал наместников по важнейшим делам докладывать в Москву.
Однако таких мер было явно недостаточно. Дворянство и посадские люди добиваются передачи власти на местах выборным органам и ликвидации системы наместников. Эта реформа местного управления проводится в середине XVI в. В 1555 году кормления были отменены. На местах создаются губные и земские органы управления. Местное дворянство избирало губного старосту и целовальников (присягавших на верность правительству — «целовавших крест»). В их задачу прежде всего входила борьба с разбоями и антифеодальными выступлениями крестьян. Деятельностью губных органов руководил из центра Разбойный приказ. Для сбора налогов и управления посадами и черносошными крестьянами создавались земские органы, избираемые тяглыми людьми, в составе земского старосты и целовальников. Сборы, которые раньше шли в пользу «кормленщика», теперь население должно было выплачивать в виде «кормленого окупа» непосредственно Москве за право иметь свою выборочную администрацию.
Передача власти на местах из рук кормленщиков непосредственно в руки местного дворянства и верхов посадских людей свидетельствовала о росте влияния этих слоев населения.
С конца XVI в. на окраинах государства правительство стало назначать воевод, а в первой половине XVII в. в связи с отражением иностранной интервенции и обострением классовой борьбы воеводы стали назначаться повсеместно. В их руках сосредоточивалась военная, гражданская, полицейская, судебная власть. Они следили также за обором налогов. В XVII в. воеводам были подчинены губные и земские органы. На окраины (Астрахань, Тобольск, Архангельск) назначались «большие» воеводы с «боярским судом», имевшие власть московского приказа и даже ведавшие сношениями с пограничными государствами. В помощь воеводам назначались дьяки с правом подписи документов. Вместе с тем дьяки наблюдали за деятельностью воевод и доносили в Москву. Воевода имел свою канцелярию — «съезжую избу».
Компетенция воевод была чрезвычайно широка. Однако реальных сил в своем распоряжении они имели мало. Воеводы по всем делам должны были «отписывать» в приказы в Москву, самостоятельность их была, незначительной. Будучи подчинены иногда целому десятку приказов, воеводы превращались в простых исполнителей их ведомственных требований. Широко была распространена практика посылки из Москвы па места «сыщиков» для решения сложных вопросов, подавления антифеодальных выступлений и т. д.
Воеводы назначались из числа бояр и дворян и получали «государево жалованье», поэтому они не должны были брать поборов с населения. Однако на практике воеводы жили за счет таких поборов. Недаром в одной челобитной на имя царя в 1642 году говорилось, что население от воевод разорено «пуще, чем от турских басурман».

продолжение главы...