Заключение


перейти в начало книги...

А.В.Басов "Флот в Великой Отечественной войне 1941-1945"
Издательство "Наука", Москва, 1980 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Заключение

Великая Отечественная война была войной между противниками, расположенными на одном европейском континенте. Фашистская Германия обладала сильнейшей сухопутной армией и авиацией капиталистического мира. Она использовала в борьбе против СССР также вооруженные силы своих союзников — Финляндии, Румынии, Венгрии, Италии и некоторых других государств. Основная мощь противника была сконцентрирована на суше и поэтому исход войны решался вооруженной борьбой на сухопутных фронтах. Советский Военно-Морской Флот оказывал существенное влияние на ход вооруженной борьбы активным содействием сухопутным войскам и решением самостоятельных задач на Баренцевом, Балтийском и Черном морях.
Характер использования Военно-Морского Флота определялся, с одной стороны, ходом вооруженной борьбы на сухопутном фронте и, с другой — действиями военно-морских сил противника на наших театрах. Главным предназначением флота было содействие сухопутным войскам. Все остальные задачи: уничтожение сил флота противника, нарушение вражеских морских коммуникаций, защита своих морских сообщений выполнялись главным образом в интересах сухопутных войск, вытекавших из планов и хода стратегических операций.
Советское Верховное Главнокомандование стремилось использовать Военно-морской Флот в системе общих усилий Вооруженных Сил в качестве одного из основных компонентов при ведущей роли сухопутных сил. В первом периоде войны гитлеровское командование вынуждено было вводить в действие против Советского Флота все больше и больше военно-морских и военно-воздушных сил. В результате противник добился определенного успеха в обеспечении своих прибрежных коммуникаций, особенно на Балтийском море, нарушении внешних морских перевозок на Севере. В то же время ни на одном из театров военно-морские силы Германии не смогли оказать эффективного содействия своим сухопутным войскам и помешать Советскому Флоту совместно с сухопутными войсками вести успешную борьбу на приморских направлениях. Поддержка Советским Флотом сухопутных войск, оборонявших приморские направления, значительно увеличивала их боеспособность. Особенно упорной была борьба за базы, которая потребовала гораздо больше сил и времени, чем предполагало германское верховное командование.
В ходе стратегической обороны совместное с сухопутными войсками удержание обширных приморских плацдармов составляло основу боевой деятельности флотов. Цели достигались поражением приморских группировок врага и нарушением морских коммуникаций, в первую очередь воинских перевозок. В период борьбы за стратегическую инициативу велась борьба за вытеснение противника из отдельных районов, в которых должны были развиваться последующие наступательные действия. В стратегическом наступлении флоты использовались для содействия сухопутным войскам в разгроме приморских группировок врага. При этом наиболее активной формой содействия являлись морские десанты и действия флота по нарушению морских коммуникаций изолированных на побережье вражеских группировок.
Ряд стратегических и оперативных задач Военно-Морской Флот решал самостоятельно. Одни из них оставались неизменными всю войну, другие возникали в ходе борьбы в зависимости от обстановки. В целом наблюдалось стремление, во-первых, обеспечить морские коммуникации (перевозки) собственного государства и нарушить коммуникации (перевозки) противника; во-вторых, обеспечить наращивание военно-экономического потенциала за счет сырьевых и промышленных ресурсов других государств и в то же время препятствовать в этом противнику; в-третьих, использовать море для развертывания группировок сухопутных войск на отдельных изолированных направлениях, снабжать их и в случае необходимости эвакуировать, одновременно препятствуя противнику в решении аналогичных проблем.
Разумеется, все эти задачи могли быть решены более успешно при выгодном для нас соотношении сил на театрах военных действий. Поэтому в ходе борьбы флоты стремились изменить его путем уничтожения или ослабления сил противника, лишения его выгодных баз или блокирования в ограниченном районе. Шла постоянная борьба за удержание инициативы действий.
Советскому Флоту удалось сохранить в целом превосходство в силах на Черном море, на Балтике: в Рижском и Финском заливах в 1941 г. и затем в восточной части Финского залива и на Ладожском озере в период блокады Ленинграда; в восточной части Баренцева моря (в частности, у побережья Кольского полуострова) и в Арктике. Это обстоятельство предопределило успешное прикрытие флангов сухопутных войск, эффективное содействие им на приморских направлениях, надежное обеспечение воинских перевозок.
Исторический опыт учит, что в любом районе Причерноморья (Южная Украина, Северный Кавказ, Закавказье, территория Румынии и Болгарии) военные действия зависят от обстановки на Черном море, от степени превосходства в морских силах. Кроме наличия сил, обстановку на море определяет также обладание Крымским полуостровом. Оно во многом диктует оперативно-стратегические действия на Черном море и в Причерноморье. Ход событий в Великой Отечественной войне полностью подтвердил этот вывод. Черноморский флот и флотилии, развертываемые на Дунае, Днепре и Азовском море, играли важную роль в достижении целей борьбы на юго-западном стратегическом направлении.
В ходе войны продвижение сухопутных войск сторон севернее Причерноморья с запада на восток и обратно отсекало обширные приморские районы от центральных областей страны и изолировало расположенные на них крупные группировки вооруженных сил. За эти районы велась упорная и длительная борьба, оказавшая влияние на события на всем южном крыле советско-германского фронта.
Для устранения угрозы со стороны советских приморских группировок противник был вынужден поворачивать к морю значительные силы своих войск. Против Одессы действовала 4-я румынская армия в составе 18 дивизий и отдельные немецкие части. В Крым были повернуты 11-я немецкая армия и румынский горнострелковый корпус в составе 12 дивизий и отдельных частей, а также 4-й авиационный корпус. Периодически в Крым перебрасывался 8-й воздушный бомбардировочный корпус. Против Черноморской группы войск Закавказского фронта действовала 17-я немецкая армия, корпус 1-й танковой армии и румынский кавалерийский корпус общей численностью 15 дивизий. Таким образом, против черноморских плацдармов советских войск противник в разное время направлял 45 дивизий и значительные силы авиации. Он принимал также меры к увеличению военно-морских сил на Черном море за счет переброски на этот театр немецких и итальянских малых кораблей по Дунаю, шоссейным и железным дорогам.
В борьбе за Крым, продолжавшейся с сентября 1941 г. по май 1944 г., с обеих сторон участвовали крупные силы: со стороны противника — немецкие 11-я и 17-я армии, два румынских корпуса и отдельные соединения, 4-й воздушный флот, румынские, немецкие и итальянские военно-морские силы на Черном море; с советской стороны — 51-я Отдельная, Приморская и Отдельная Приморская армии, войска Кавказского, Северо-Кавказского, Крымского, 4-го Украинского фронтов, 4-я и 8-я воздушные армии, Черноморский флот и Азовская флотилия. За это время они осуществили свыше 20 оборонительных и наступательных операций. Борьба за Крым определялась не только важностью стратегического плацдарма, но и самостоятельным военно-политическим значением, что дает основание указанную совокупность операций именовать «битвой за Крым».
Первый этап борьбы за Крым (24 сентября — 21 ноября 1941 г.) закончился в пользу противника. Прибытие из Одессы в Крым Приморской армии также не повлияло коренным образом на соотношение сил. Однако флоту и Приморской армии удалось удержать главную базу Севастополь и отразить первое наступление на него.
Новый этап борьбы за Крым начался зимой 1941/42 г. Ставка ВГК использовала превосходство Черноморского флота, стойкую оборону Севастополя и резервы войск Закавказского фронта для развития стратегического наступления, начатого под Москвой. Керченско-Феодосийская десантная операция (25 декабря 1941 г. — 2 января 1942г.) поставила немецкие войска в Крыму в критическое положение и создала условия для его полного освобождения.
Но затем противник блокировал Крым, создал превосходство в авиации и танках. Не менее напряженной была борьба за освобождение Крыма, удержание которого, по мнению гитлеровцев, являлось гарантией дружественного отношения Турции, верности Румынии и Болгарии союзническим обязательствам, а также недоступности северо-западного побережья для советских десантов. Ставка ВГК приняла проверенный опытом способ последовательного завоевания Крыма: вначале захват плацдармов на северных перешейках и на Керченском полуострове, затем одновременным ударом сухопутных войск при поддержке флота в направлении на Севастополь — разгром основных сил врага (8 апреля — 12 мая 1944 г.). Кроме участия в этих операциях, флоту ставилась задача нарушать коммуникации, ведущие в Крым, добиваться его блокады.
Новороссийско-туапсинский приморский район, борьба за который продолжалась с августа 1942 по октябрь 1943 г., фактически был изолирован от основной территории страны, так как железнодорожной связи между Сочи и Сухуми в то время еще не было, а Черноморское шоссе имело ограниченную пропускную способность. Основные массовые перевозки осуществлялись морем. Большую роль играла и непосредственная поддержка сухопутных сил.
В отличие от Ленинграда здесь для этого использовались не все силы флота, но значительная их часть — Азовская флотилия, Керченская, Новороссийская и Туапсинская военно-морские базы, а также систематически привлекались авиация флота и корабли эскадры. Район был не только удержан, но и постепенно превращен в исходный плацдарм для наступления. Борьба за него завершилась 9 октября 1943 г., когда Северо-Кавказский фронт, Черноморский флот и Азовская флотилия освободили Таманский полуостров.
В ходе освобождения Молдавии (20—29 августа 1944г.), а затем Румынии и Болгарии (в сентябре 1944г.) Черноморский флот был использован для преодоления оборонительных рубежей врага по Днестру и Дунаю, захвату военно-морских баз и опорных пунктов, что обеспечивало стремительный характер операций. Ударами авиации флота по кораблям в Констанце и Сулине (19—25 августа) морские силы противника были в значительной степени дезорганизованы и не смогли оказать содействия своим сухопутным войскам. Соединения левого крыла 3-го Украинского фронта при содействии Дунайской флотилии 21—22 августа стремительно форсировали Днестровский лиман, изолировали на побережье 3-ю румынскую армию и вынудили ее капитулировать. 23—24 августа флотилия, высадив десанты, овладела устьем Дуная и не допустила отхода вражеских кораблей из Черного моря вверх по реке, чтобы помочь сухопутным войскам закрепиться на рубеже Дуная. Флот высадил небольшие морские десанты в Констанцу, Варну и Бургас, лишив врага возможности использовать эти порты в своих целях. Немецкое командование, потеряв все базы на Черном море, вынуждено было затопить большинство своих кораблей.
Таким образом, и оборона, и освобождение любых районов Причерноморья осуществлялись совместными усилиями армии и флота.
Краснознаменный Балтийский флот в ходе войны был развернут для обороны Северо-Запада нашей Родины, стратегические цели по этапам войны на этом направлении достигались, как правило, совместными усилиями сухопутных войск фронтов (Северо-Западного, Северного, Ленинградского, Волховского, Карельского), флота и входивших в его состав военных флотилий на Ладожском, Онежском и Чудском озерах, авиации (в том числе дальнего действия) и Войск ПВО страны. На завершающем этапе войны КБФ взаимодействовал с войсками Прибалтийских, 2-го и 3-го Белорусских фронтов, уничтожавших группировки вермахта в Прибалтике, Восточной Пруссии и Померании.
В то же время ряд стратегических задач КБФ решал самостоятельно. Этому способствовал пересеченный характер морского театра с глубоко вдающимися в материк заливами Ботническим, Финским, Рижским, а также Данцигской бухтой и закрытым проливным районом, связывающим порты Германии, Дании, Швеции и Норвегии. Финляндия как союзник гитлеровской Германии могла продолжительное время находиться в состоянии войны на стороне фашистского блока благодаря надежной морской коммуникации с Германией. Мощная группировка вермахта в Северной Норвегии в составе Лапландской (20-й горной) армии (в 1943 г. свыше 205 тыс. человек), 5-го воздушного флота, эскадры надводных кораблей и флотилии подводных лодок снабжалась морским путем, проходившим через проливную зону и норвежские шхеры, а также частично через Ботнический залив. Снабжение для войск группы армий «Север» в значительной мере шло морским путем через Лиепаю, Ригу, Таллин. В последний период войны в связи с изоляцией на приморских плацдармах сухопутных войск противника ему пришлось решать задачи по их эвакуации. Наконец, гитлеровцы использовали Балтийское море в качестве полигона для подготовки вступавших в строй подводных лодок перед их посылкой в Атлантику. Поэтому нарушение свободы судоходства противника в Балтийском море являлось важнейшей задачей Краснознаменного Балтийского флота.
В ходе приграничного сражения в Прибалтике КБФ создал передовую минноартиллерийскую позицию по линии Ханко, устье Финского залива, Моонзундские острова, Ирбенский пролив, которая сыграла важную роль в недопущении сил противника в Финский и Рижский заливы, а также в обороне Эстонии. Героическая оборона Лиепаи (22—27 июня) дала пример борьбы за военно-морские базы в случае изоляции их сухопутными войсками противника. Большое значение имел Моонзундский архипелаг, превращенный в передовой опорный пункт флота, в его передовую базу. В течение июля-августа 1941 г. все активные действия флота начинались из Моонзунда (вывод подводных лодок в Балтийское море, блокада Ирбенского пролива, налеты авиации на Берлин). В ответ враг был вынужден проводить операцию по его захвату.
КБФ не допустил прорыва немецких морских сил в Финский залив и одновременного давления на Ленинград с суши и моря. С этой целью он оборудовал еще две оборонительные минноартиллерийские позиции: Восточную в средней части Финского залива и тыловую — у входа в Невскую губу. Он осуществил операцию на коммуникациях в Ирбенском проливе и Рижском заливе (6 июля—27 августа), в результате которой противник не смог использовать Ригу в качестве порта снабжения.
Флот содействовал войскам Ленинградского фронта на ближних подступах к Ленинграду морской пехотой, авиацией, огнем кораблей и фортов (8 августа—28 сентября). Он осуществил операции по эвакуации войск с изолированных плацдармов по истечении целесообразности их обороны и явился, таким образом, собирателем сил для непосредственной обороны города. С помощью флота была осуществлена рокировка войск 8-й армии с ораниенбаумского плацдарма в Ленинград и затем из Ленинграда через Ладожское озеро на Волховский участок фронта.
Активные действия КБФ вынудили немецко-фашистское командование в ходе наступления на Ленинград выделять силы для борьбы с ним. Попытки стеснить действия кораблей с помощью минных заграждений, которые противник ставил от Лиепаи до Кронштадта, не допустить их выхода в Балтийское море блокадными действиями в устье Финского залива не принесли успеха врагу. Больших усилий и времени потребовало уничтожение передовых пунктов базирования флота. Борьба за базы приковала к себе значительные силы врага и способствовала обороне всего северо-западного направления. Поэтому противник предпринял попытку ослабить КБФ потоплением основных кораблей во время его передислокации в конце августа из Таллина в Кронштадт. Наконец, испытав огневую силу артиллерии флота на ближних подступах к Ленинграду, враг предпринял в конце сентября 1941 г. воздушную операцию с целью уничтожения кораблей в Кронштадте.
Гитлеровские планы по захвату Ленинграда и уничтожению КБФ были сорваны в 1941 г. При этом флот, хотя и понес потери, сохранил основные силы и высокую их боеспособность. Поэтому на всех последующих этапах борьбы верховному командованию Германии приходилось учитывать КБФ как реальный фактор и для борьбы с ним выделять значительные силы.
В общем плане сокрушения СССР в 1942 г. наряду с наступлением на южном крыле фронта и прорывом в Закавказье были предусмотрены захват Ленинграда и установление связи на суше с финнами. В порядке подготовки к штурму города в апреле 1-й немецкий воздушный флот осуществил безуспешную операцию с целью уничтожения крупных надводных кораблей, закованных льдом на Неве. Крупные надводные корабли вместе с береговыми батареями и артиллерией кронштадтских фортов оставались мощным огневым щитом в обороне Ленинграда.
Для сохранения свободы судоходства в Балтийском море противник блокировал КБФ в восточной части Финского залива. Для этого он создал специальное соединение кораблей «Восток» и использовал финский флот, оборудовал в Финском заливе две противолодочные позиции.
На завершающем этапе войны руководители вермахта стремились как можно дольше удерживать приморские плацдармы, чтобы затруднить Советскому Флоту использование портов Балтийского моря и тем самым сохранить за собой там свободу действий. При достижении этой цели сухопутные войска попадали в окружение в прибрежных районах и несли большие потери.
Во время блокады Ленинграда КБФ был использован с учетом предшествующего опыта совместных действий. Флот и Ладожская флотилия были включены в единое оперативное построение сил, оказавшихся внутри блокируемой зоны, их силы использовались согласованно и комбинированно.
Борьба за Ленинград определяла обстановку на северозападном стратегическом направлении и в Балтийском море, поэтому Ставка ВГК неоднократно предпринимала попытки деблокировать Ленинград. Все они (с октября 1941 г. по сентябрь 1942 г.) не имели успеха главным образом вследствие того, что встречный удар из блокированной зоны был слабым. Чтобы усилить войска внутри блокированной зоны и увеличить их боеспособность, нужно было наладить надежное снабжение Ленинграда. Исключительная роль в этом принадлежала Ладожской военной флотилии.
Советскому командованию удалось эффективно использовать водный путь через Ладожское озеро в течение лета и осени 1942 г. В результате в Ленинграде нормализовалась трудовая деятельность населения, усилилась боеспособность войск фронта и соединений флота. К моменту перехода советских войск в стратегическое наступление в ноябре 1942 г. Ленинград из ослабевшего, уязвимого пункта был превращен в оплот всего северо-западного направления. Войска Ленинградского фронта и флот были способны нанести мощные удары изнутри блокированной зоны. Операция по прорыву блокады «Искра» (12—30 января 1943 г.) завершилась успехом.
Прорыв блокады создал хорошие условия для дальнейшего накапливания и роста сил в районе Ленинграда. Ленинградско-Новгородская, Выборгская и Свирско-Петрозаводская наступательные операции привели к разгрому немецких и финских войск на подступах к Ленинграду и в Южной Карелии, что выдвинуло очередные стратегические задачи: освобождение Прибалтийских республик, вывод Финляндии из войны, развертывание Советского Флота в Балтийском море с целью воспретить Германии свободное его использование и оказать советским войскам содействие при наступлении на приморском направлении.
Участие КБФ в Таллинской (17—26 сентября 1944 г.) и Рижской (14—27 сентября 1944 г.) наступательных операциях, а также в Моонзундской десантной операции (27 сентября—24 ноября 1944 г.) содействовало скорейшему очищению Прибалтики от врага. Поражение немецко-фашистских войск в Прибалтике и выход Финляндии из войны вынудили военно-морские силы Германии покинуть Финский и Рижский заливы.
В Прибалтийской стратегической операции Ленинградского, 1-го, 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов (14 сентября—22 октября 1944 г.) Краснознаменный Балтийский флот принял участие лишь частью сил и поэтому не смог оказать существенного влияния на ход борьбы. Отсутствие давления со стороны Советского Флота явилось одной из причин того, что группа армий «Север» не была полностью разгромлена. Более 30 ее дивизий отошли (в том числе и из Эстонии) в Латвию, организовали там мощную оборону и смогли удерживать так называемый курляндский плацдарм до дня капитуляции.
В ходе операций по разгрому немецко-фашистских войск в Восточной Пруссии (13 января—25 апреля 1945 г.) и Померании (10 февраля—4 апреля 1945 г.) КБФ принял участие только авиацией, железнодорожной артиллерией и боевыми катерами (небольшое число подводных лодок продолжало нарушать морские коммуникации). В результате противнику удалось опереться на побережье, где образовались изолированные с суши группировки войск. В конце войны там были три огромных «котла», из которых наиболее боеспособные дивизии фашистское командование пыталось перевезти на берлинское направление. КБФ содействовал сухопутным войскам в непосредственном уничтожении противника на плацдармах и препятствовал эвакуации его войск.
Северный флот являлся важной - составной частью вооруженных сил в обороне Заполярья. Противник развернул там 19-й горный корпус, затем армию «Лапландия» (она же 20-я горная армия) с целью захвата Мурманска и Полярного. Но его боеспособность оказалась в большой зависимости от подвоза снабжения морским путем и от поддержки флота.
В такой же зависимости находились и войска 14-й армии Карельского фронта, оборонявшие мурманское направление. В отличие от противника Северный флот оказал решающее влияние на ход военных действий. Он помог сухопутным войскам остановить наступающего противника на полпути от государственной границы к Мурманску. Успех зависел от степени взаимодействия сухопутных войск и сил Северного флота, усиления Ставкой ВГК авиации, организации надежной ПВО путем создания Мурманского дивизионного района ПВО страны.
Немецко-фашистское командование вскоре убедилось, что для захвата района Мурманска нужна значительно большая, чем корпус, группировка сухопутных войск. Но если создать такую группировку, то в условиях систематического противодействия Советского Флота ее невозможно снабжать. Вследствие этого оно вынуждено было отказаться от плана захвата Мурманска.
В целом опыт войны показал, что в условиях Заполярья стратегические цели могут быть достигнуты только совместными действиями сухопутных войск и военно-морских сил. Это подтвердила и Петсамо-Киркенесская наступательная операция, где войска Карельского фронта и силы Северного флота действовали целеустремленно по единому плану.
Таким образом, основной формой оперативно-стратегического использования Советского Военно-Морского Флота в Великой Отечественной войне была совместная с сухопутными войсками борьба за удержание и освобождение приморских районов, разгром приморских группировок врага.
В сфере действия Военно-морского Флота взаимодействующими с ним видами Вооруженных Сил были сухопутные войска, Войска ПВО страны и реже авиация дальнего действия. Объединить и правильно организовать все эти компоненты военной мощи означало создать органическое целое, что значительно больше, чем простая сумма частей, его составляющих. Сочетание сил и средств для решения оперативных задач различалось по основе, вокруг которой группировались соединения, — вокруг сухопутных войск или военно-морского флота. Координацию сил в период стратегической обороны осуществляли обычно командующие фронтами (направлениями), в период стратегического наступления — представители Ставки ВГК.
Прикрытие флангов сухопутных войск на каждом театре осуществлялось по-разному: на Черном море — сохранением превосходящих группировок морских сил; на Балтике — созданием оборонительных минноартиллерийских позиций и удержанием превосходства в силах; на Севере — превращением полуостровов Средний и Рыбачий в сильно укрепленный опорный пункт, сформированием там самостоятельной группировки сил — Северного оборонительного района. Во всех случаях важную роль играло удержание вблизи линии фронта военно-морских баз, обеспечивавших постоянное базирование сил.
В истории второй мировой войны не было более сложной линии фронта, чем под Ленинградом. Западнее города и восточное его она по четыре раза выходила к побережью и обрывалась у уреза воды в Невской губе и в южной части Ладожского озера. Краснознаменный Балтийский флот и Ладожская военная флотилия, удерживая господство в восточной части Финского залива и на Ладожском озере, не допустили в эти районы военно-морские силы противника. При этом они взаимодействовали с войсками девяти армий: 23, 42, 55, 67, 8 и 7-й армий и Приморской оперативной группы (после прорыва блокады со 2-й Ударной, 21-й и 59-й армиями).
Группировка сил на полуостровах Средний и Рыбачий не только прикрывала северный фланг советско-германского фронта, но со временем сама стала угрожать флангу противника, вынудив его для обороны побережья держать до двух дивизий.
Черноморский флот в ходе боевых действий сам угрожал флангу противника в большей или меньшей степени в зависимости от обстановки на приморском участке фронта, вынуждая его держать значительные силы для обороны побережья.
Поддержание внешних экономических связей с союзными государствами достигалось в ходе войны, как правило, с помощью военно-морского флота. Великобритания, США и другие союзники по войне помогали материалами и вооружением Советскому Союзу, несущему основную тяжесть борьбы. Но доставка их являлась чрезвычайно сложным мероприятием, требовавшим совместных усилий флотов союзных стран.
Для ввоза материалов и вооружения в СССР из союзных стран были использованы три пути, три различных способа перевозок и их обеспечения: на Севере — совместными усилиями всех союзников; на Дальнем Востоке — советским морским транспортным флотом; на Юге (через Иран) — только силами и средствами союзников. Всего за время войны было доставлено около 17 млн. т различных грузов. Значительное количество грузов, главным образом сырья, было вывезено из советских портов.
Огромное значение имело установление на Севере в 1941 г. связи с флотом Великобритании. Взаимодействие вначале касалось лишь обеспечения морских перевозок. Позднее оно осуществлялось и при координации усилий против морских перевозок врага вдоль берегов Северной Норвегии, а также против военно-морских сил в этом районе. Советский Северный флот вместе с частью военно-морских сил союзников создавал угрозу немецким позициям в Скандинавии, оттягивал значительные силы врага из Атлантики.
В плане ограничения фашистской агрессии в страны Среднего Востока существовала определенная взаимосвязь между Советским Черноморским флотом и средиземноморским флотом Великобритании. Они удерживали противника от вторжения на Средний Восток через море.
Со второй половины 1944 г. Советский Союз начал налаживать торгово-экономические связи со Швецией, Финляндией, Румынией, Болгарией и средиземноморскими странами. На первом этапе установления коммуникаций на военно-морские силы легла обязанность обеспечения их безопасности от мин, а на Балтике — и подводных лодок.
Защита своих коммуникаций оставалась важной задачей флота на протяжении всей войны. Народнохозяйственные и воинские морские перевозки за годы войны составили свыше 110 млн. т грузов и 10 млн. военнослужащих и гражданских лиц.
Уникальный опыт получили Вооруженные Силы в обеспечении «Дороги жизни» через Ладожское озеро в осажденный Ленинград. Ладожская военная флотилия сыграла в этом решающую роль. Озерная коммуникация прочно связала Ленинград с «Большой землей». В обоих направлениях было перевезено 2335 тыс. т различных грузов и более 1848 тыс. человек, в том числе по водной трассе 1689 тыс. т грузов и 1112 тыс. человек и по ледовой трассе — 646 тыс. т грузов и 736 тыс. человек. Это оживило деятельность многомиллионного города. Были созданы условия для прорыва блокады совместным ударом извне и изнутри блокируемой зоны.
На каждом театре в зависимости от складывавшейся обстановки существовали свои особенности в защите морских коммуникаций. На Севере обеспечение безопасности движения двух союзных конвоев (приходящего и уходящего) планировалось как самостоятельная так называемая конвойная операция. Характер операций носили действия по обеспечению перехода в Арктику в начале навигации и выводу в конце ее из Арктики транспортов и ледоколов.
Защита морских коммуникаций Краснознаменным Балтийским флотом там, где маршруты пролегали в зоне действий артиллерии и авиации, в наиболее напряженные периоды приобретала характер операций. Важным было создание надежной противоминной и противовоздушной обороны морских путей и конвоев. Новым было привлечение для этой цели сил и средств фронта и войск ПВО страны.
Черноморский флот морские перевозки обеспечивал в порядке повседневной боевой деятельности путем конвоирования судов. При доставке в блокируемые порты Крыма, в Новороссийск и Туапсе воинских частей и грузов ему пришлось использовать быстроходные транспорты и боевые корабли, проводить специальные обеспечивающие действия.
Не менее важной задачей флота являлось нарушение морских коммуникаций врага с целью ослабления его экономики и снижения боеспособности приморских группировок сухопутных войск. Боевые возможности вражеских войск в Заполярье, Финляндии и Прибалтике, на Таманском плацдарме и в Крыму во многом определялись бесперебойностью снабжения по морю. В то же время нарушение ввоза в Германию железной и никелевой руды, нефти и хрома отражалось на ее промышленном потенциале.
Командования и штабы флотов стремились в первую очередь нарушать такие перевозки, которые не позволили бы противнику ввести в сражение новые соединения, лишали его горючего, боеприпасов. От действия советских сил противник понес большие потери, но прервать его сообщения не удалось.
Исследования показывают, что на короткой и труднодоступной коммуникации через Керченский пролив он вынужден был использовать большое число малых плавсредств, канатную дорогу и транспортную авиацию. В период эвакуации из Крыма 80% всех участвовавших в операции судов и кораблей противника было потоплено или повреждено. Однако для полной блокады крымских берегов не хватало крупных надводных кораблей.
Коммуникации врага на Балтийском море оказались самыми труднодоступными для Советского Флота. Лишь летом и осенью 1942 г. подводные лодки, осуществив операцию на коммуникациях Балтийского моря, вынудили противника перейти к системе конвоев и провести широкие оборонительные мероприятия. Некоторый успех имели действия торпедоносцев в 1943 г. Активные действия на всем театре Балтийский флот развернул с осени 1944 г. после вывода Финляндии из войны и перебазирования авиации и торпедных катеров в Прибалтику. И все же наибольшие потери в транспортных судах и боевых кораблях противник понес на Балтийском море, когда в условиях ожесточенной борьбы на суше он был вынужден в операциях 1944—1945 гг. резко увеличить морские перевозки. На всех морях очень эффективными были согласованные действия авиации, военно-морского флота и сухопутных войск по портам и базам. Суммарные потери флота противника от ударов Советского Военно-Морского Флота составили около 1300 судов общим тоннажем свыше 3 млн. брутто-регистровых тонн и 1245 боевых кораблей и катеров.
Необходимость создания благоприятных условии для совместных действий с сухопутными войсками и на коммуникациях вынуждали флоты вести борьбу за инициативу действий. Для этого они уничтожали или ослабляли противника, лишали его военно-морских баз, блокировали в ограниченных районах, а также осуществляли противоблокадные действия. Изменение соотношения сил на театрах достигалось также путем межтеатрового маневра, привлечения военно-морских сил союзников, организации оперативного и стратегического взаимодействия с ними.
Общее превосходство Советского Черноморского флота на театре уже в начальный период позволило ему осуществить ряд целеустремленных наступательных действий и добиться оперативных результатов. Активные действия Дунайской флотилии и авиации флота совместно с 14-м стрелковым корпусом 9-й армии Южного фронта от устья Дуная на протяжении свыше 130 км до Галаца на четыре недели задержали наступление противника на этом направлении (22 июня—19 июля 1941 г.). Активные действия вначале авиации, а затем надводных кораблей и подводных лодок вынудили противника провести широкие оборонительные мероприятия и, в частности, по усилению ПВО Румынии, которые в целом носили оперативный характер.
Преимущество Советского Флота в силах, способность его обеспечить коммуникации в северо-западном районе моря создали условия для обороны района Одессы совместно с приморской группой сухопутных войск Южного фронта. Наличие на Кавказе резерва сухопутных войск и успешная оборона Севастополя дали возможность высадить десант с целью освобождения Крыма уже в ходе контрнаступления Красной Армии под Москвой. С переходом Советских Вооруженных Сил в наступление активизировал свои действия и Черноморский флот на вражеских коммуникациях и осуществил несколько десантных операций, в том числе Новороссийскую и Керченско-Эльтигенскую. Вторжение в Крым произошло одновременно войсками 4-го Украинского фронта в его северную часть и войсками Северо-Кавказского фронта на Керченский полуостров. В течение всей войны Черноморский флот сохранял превосходство в силах и удерживал инициативу действий на театре.
Очень сложно протекала борьба за инициативу на Балтийском море. В 1941 г. Советский Флот удерживал инициативу во всем Финском заливе. Это позволило поддерживать бесперебойную связь с передовыми военно-морскими базами, выводить в море подводные лодки, содействовать сухопутным войскам в обороне. С осени 1941 г. и до весны 1942 г. силы КБФ находились в Ленинграде и Кронштадте и противник беспрепятственно использовал Балтийское море.
С мая по ноябрь 1942 г. подводные лодки прорвались через заграждения в Финском заливе, нарушили свободное судоходство во всем Балтийском море. Противник вынужден был провести на всем театре широкие оборонительные мероприятия и перейти к системе конвоев. В 1943 г. и первой половине 1944 г. блокадные позиции в средней части Финского залива врагом были настолько усилены, что корабли не могли прорваться. Только авиация нарушала свободу судоходства в восточной части Балтийского моря.
После разгрома вражеских войск в Прибалтике и вывода Финляндии из войны все море вплоть до проливной зоны стало ареной боевых действий военно-морских сил. Превосходство в корабельных силах оставалось на стороне противника, и Советский Флот не мог поэтому осуществить полной блокады изолированных на побережье группировок вражеских войск или высадить оперативные десанты в юго-западной части моря.
В арктических морях почти в течение всей войны Северный флот и военно-морские силы союзников держали инициативу в своих руках. Правда, летом 1942 г. крупным воздушным и морским силам противника, сосредоточенным в Северной Норвегии, удалось на короткий срок прервать движение союзных конвоев. С 1943 г. союзные военно-морские силы прочно владели инициативой. Большое значение имели рост сил Северного флота и число кораблей союзников, привлекаемых на этот театр. Особый вклад внесла советская авиация, добившаяся господства в воздухе.
В ходе войны по мере того как стороны увеличивали на театре количество сил и средств районы боевых действий распространялись к северу до Шпицбергена и к востоку до моря Лаптевых. Почти вся Арктика стала районом военных действий. В связи с этим пришлось сформировать новые пункты базирования сил.
В период борьбы за стратегическую инициативу действия флотов перемещались, как правило, на морские коммуникации, имея целью достичь надежных морских сообщений и нарушить сообщения противника. По существу, это являлось формой завоевания и удержания господства в районе моря, примыкающем к сухопутному фронту.
Верховное Главнокомандование стремилось согласовать и объединить усилия Военно-Морского Флота с другими видами Вооруженных Сил для удержания инициативы действий и достижения самостоятельных оперативных результатов. В течение всей войны оно превосходило противника в искусстве создания на реках и озерах военных флотилий и использования их для содействия сухопутным войскам в обороне и наступлении. Кроме этого, флотилии решали задачу обороны водных коммуникаций, которые иногда имели стратегическое значение, как, например, на Волге, Ладоге и Дунае. Боевая практика дала обширный материал для обоснования проблемы защиты перевозок по внутренним водным путям страны в условиях большой воздушной и минной опасности.
Приобретенный опыт дает возможность выявить тенденции в оперативно-стратегическом применении флота. Совместные действия армии и флота в ходе войны приобрели такой размах и масштабы, что они вылились в новую форму стратегических операций по разгрому вооруженных сил врага на приморских направлениях и плацдармах. Флоты использовались для содействия сухопутным войскам и для проведения самостоятельных операций, находившихся в оперативно-стратегической связи с операциями, проводившимися на суше. Операции считались самостоятельными, если действия военно-морских сил находились в оперативной связи с действиями сухопутных войск на приморском направлении. Операция флота считалась частью фронтовой или армейской операции, если действия военно-морских сил находились в непосредственной тактической связи с действиями сухопутных войск.
Главную задачу на приморских направлениях решали сухопутные войска путем разгрома противостоящих группировок врага и овладения территорией. Этим определялась необходимость оперативного подчинения флотов фронтам, флотилий — армиям.
Совместная операция по обороне приморских направлений и плацдармов требовала удержания господства на театре (Черное море) или в ограниченном районе театра (Финский залив, Ладожское озеро, прибрежные районы Баренцева моря). Она включала в себя обеспечение надежной и бесперебойной коммуникации обороняемого плацдарма с «Большой землей». В ходе операций Военно-Морской Флот осуществлял традиционные виды содействия сухопутным войскам; иногда возникала необходимость проведения операции по прорыву в блокированный порт, а также операции по эвакуации войск с изолированного участка побережья.
В годы войны вопрос о завоевании господства на море как самостоятельная цель не стоял. Но флоты должны были создавать обстановку, благоприятную для ведения боевых действий и решения очередной оперативной задачи. Для этого увеличивались силы, в том числе и за счет резервов Ставки ВГК, осуществлялось предварительное ослабление сил противника, наносились удары по базам, аэродромам, затруднялось базирование минными постановками. В целом затруднялось действие сил противника и обеспечивалась свобода действий собственных сил.
В стратегическом наступлении на приморском направлении действия Военно-Морского Флота начинались в период подготовки к операции. Когда разрабатывался план наступления, флот получал указания об усилении действий по нарушению морских сообщений противника с тем, чтобы ослабить его сухопутные войска и обеспечить морские перевозки, способствовавшие созданию группировок войск для наступления.
Операция флота по содействию сухопутным войскам в уничтожении группировки противника на побережье являлась частью фронтовой или многофронтовой операции. С переходом войск фронта в наступление группировки сил флота участвовали в прорыве обороны противника и поддержке наступающих войск вдоль побережья. Темп наступления увеличивался обходом фланга противника и высадкой десантов в оперативной глубине, захватом плацдармов и портов и перевозкой на них группировок сухопутных войск. Если удавалось окружить и прижать к морю группировку противника, ее судьба зависела главным образом от действия флота.
К концу войны практика потребовала от флотов в стратегической наступательной операции планировать действия военно-морских сил на двух направлениях: на приморском — план содействия сухопутным войскам (огневая артиллерийская и авиационная поддержка, высадка десантов, прикрытие фланга наступавших войск и др.); на морском направлении — план срыва морских сообщений противника с целью нарушения подвоза, а затем также и эвакуации. При благоприятной обстановке и значительном превосходстве в силах последняя задача иногда перерастала в блокаду приморского плацдарма.
В течение всей войны военно-морские силы вносили самостоятельную частицу в общие усилия Вооруженных Сил. Прежде всего флот эффективно воздействовал на важнейшее звено военно-экономического потенциала противника — морские перевозки. В то же время он обеспечивал защиту внешних коммуникаций, по которым доставлялось в страну некоторое количество вооружения, дефицитных материалов и сырье.
Борьба на коммуникациях приобрела непредвиденно большой размах. Советский Военно-Морской Флот оказался подготовленным к успешной защите своих морских перевозок и нарушению морских перевозок противника на закрытых и прибрежных морях. Но ни его состав, ни состояние морского транспортного флота не позволяли своими собственными силами обеспечивать внешние морские перевозки, а также нарушать коммуникации врага в океанах и удаленных морях.
В коалиционных войнах характер участия государств и сферы приложения их усилий различны. На Советский Союз выпала основная тяжесть борьбы на сухопутных театрах. Великобритания и США главные усилия направили на борьбу за океанские коммуникации, которая являлась общей проблемой всех воюющих государств противоборствующих сторон. Ее успешность во многом зависела от взаимодействия национальных сил. Действия Советского Северного флота против немецких подводных лодок были частью общей борьбы за Атлантику, так же как и обеспечение союзными силами внешних конвоев в порты СССР являлось частью борьбы за удержание атлантических коммуникаций.
В первый период войны удары по коммуникациям врага наносили с целью нарушения или срыва его морских перевозок без учета характера перевозимого груза. В ходе войны стали учитывать не только частоту движения судов, но и характер перевозимых грузов, стали планировать нарушение как экономических, так и воинских перевозок.
Обеспечение перевозок при превосходстве сил противника требовало проведения специальных конвойных операций. В остальные периоды они осуществлялись в порядке повседневной боевой деятельности. При нарушении морских коммуникаций существовала обратная зависимость. Поэтому в последний период войны флоты чаще проводили операции на коммуникациях.
Наиболее решительным способом срыва морских перевозок оказались операции по блокаде. К ней прибегали при превосходстве в силах и наличии баз, близко расположенных к объекту блокады. Она проводилась в определенном районе в ограниченный срок с целью воспрещения эвакуации, срыва перевозок или недопущения свободы действий вражеских кораблей. Блокадные и противоблокадные действия приобрели характер самостоятельных операций, тогда как в предвоенных документах они рассматривались как часть операций по нарушению и защите коммуникаций.
Получили развитие операции против баз и береговых объектов. Они имели цель ослабить или парализовать силы флота противника во время нахождения их в базах, разрушить береговые сооружения и расстроить его систему базирования. Обычно они предворяли другие операции с более важными целями. Ведущая роль в этих операциях, как правило, отводилась авиации. Обычно предусматривалась и постановка мин.
В ходе войны возрос масштаб повседневной боевой деятельности флотов, которая включала ведение разведки и все виды обороны в своей операционной зоне, постановку минных заграждений, в том числе и в водах противника, конвоирование транспортов и эскортирование боевых кораблей, а также другие виды боевой деятельности, если они не требовали проведения операций, и цель достигалась, как правило, скрытностью действий.
Повседневная боевая деятельность являлась формой оперативного использования флота. Основная ее черта — непрерывность и распространение на весь морской театр военных действий. В период подготовки и проведения операции она целеустремлялась на обеспечение основных сил в достижении целей операции. Постепенно повседневная боевая деятельность стала планироваться на определенный оперативный период в масштабе всего флота.
Совместные действия видов и родов сил потребовали тщательного согласования их усилий. Дальнейшее развитие получило взаимодействие военно-морских сил союзных стран на театре, а также военно-морских сил и сухопутных войск, дальней авиации, войск ПВО страны.
Основной ударной силой в борьбе на море были подводные лодки и авиация. Поэтому получили развитие операции, в которых основная роль отводилась авиации либо подводным лодкам. Широкие блокадные действия противника вызвали разработку различных операций с прорывом минноартиллерийских, противолодочных позиций, преодолением блокадных зон.
Повседневные боевые действия и операции в прибрежном районе предусматривали широкое использование надводных кораблей различного предназначения: артиллерийских, торпедных, минных и сетевых заградителей, противолодочных и обязательно большое число тральщиков. Широко применялась в боевых действиях и морская пехота.
Таким образом, Военно-Морской Флот в ходе Великой Отечественной войны применялся для содействия сухопутным войскам в оборонительных и наступательных операциях, для установления и обеспечения внешних экономических связей, для использования внутренних и прибрежных морей в транспортных целях и воспрещения или затруднения в этом противнику, для защиты побережья и приморских районов от ударов с моря и создания угрозы нападения на приморские объекты врага.
Опыт войны показал не только увеличение удельного веса совместных действий армии и флота, усложнение организации их взаимодействия, но и усиление взаимного проникновения видов Вооруженных Сил в смежные сферы действий, вследствие чего возросло число объектов на море и суше для совместных ударов различных видов Вооруженных Сил. Это обстоятельство выдвинуло новые требования к управлению силами, наметилась тенденция к более полной централизации. Возникшие в ходе войны оборонительные районы являлись формой оперативного объединения различных видов сил на приморских направлениях.
В целом Военно-Морской Флот, являясь одним из видов Вооруженных Сил, в ходе Великой Отечественной войны успешно решал в рамках единой военной стратегии государства задачи на приморских направлениях и в прибрежных морях.