.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Дмитрий Николаевич Анучин (продолжение)


вернуться в начало статьи...

Г. В. Карпов, "Д. Н. Анучин"
Издательство географической литературы, Москва, 1954 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение статьи...

Можно подумать, что Анучин читал лекции не готовясь, экспромтом, полагаясь на свою прекрасную память и огромный запас знаний. Но в действительности было не так. К лекциям он всегда серьезно и тщательно готовился. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в его архиве наброски планов-конспектов лекций за разные годы.
Будучи требовательным к студентам, Анучин в то же время был чужд формального подхода к знаниям. Он требовал главным образом знаний по существу, понимания предмета и причинных связей между явлениями действительности.
«При первом знакомстве,— писал академик Л. С. Берг,— Дмитрий Николаевич казался несколько холодноватым и сухим, но на самом деле это был живой, добрый, приветливый и доступный человек. В нем не было и следа высокомерия и чванства, он никогда не был «генералом от науки»; причиной мы считаем, во-первых, его острый природный ум, а во-вторых, многообразие его интересов и многогранность души. Эти качества не оставляли места высокомерию, на заднем фоне которого всегда скрывается ограниченность ума и души.
Анучин был чужд зависти. Он с радостью выдвигал молодых ученых, если только видел в них проблески таланта.
Всем известно, каких трудов стоило в прежнее время выдержать магистерские экзамены у иных профессоров: они заваливали чтением необыкновенного количества многотомных монографий и даже справочников. Ничего этого не было у Анучина. Мало того, даже задания для магистерских экзаменов он обсуждал лично с заинтересованными лицами и вперед намечал такие темы и вопросы, по которым магистрант специально работал. Так было, между прочим, и со мной» (1)
----------------------------------
1. Л. С. Берг. Очерки по истории русских географических открытий, 1946, стр. 310.
----------------------------------
В 1896 году Анучин был избран ординарным академиком по физико-математическому отделению. Получив приглашение Академии наук переехать на жительство в Петербург, Анучин после долгих размышлений пришел к убеждению, что он не может покинуть Московский университет, и отказался от звания ординарного академика. Тогда Академия наук избрала его своим почетным членом. Этим избранием в Академию наук еще больше утверждался его научный авторитет.
Как крупный исследователь и ученый Анучин многократно участвовал в различных русских и международных съездах и конгрессах.
Помимо общественной деятельности по организации и участию в съездах и работе в научных обществах, Анучин писал много популярных работ. В 90-е годы, например, по просьбе редакторов «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона Дмитрий Николаевич пишет многочисленные статьи для словаря. В пределах данной работы нет возможности перечислить эти статьи. Но можно смело сказать, что большинство статей по антропологии, этнографии и географии в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона принадлежит перу Анучина. Из крупных географических статей можно назвать такие, как «География», «Картография», «Кавказ», «Карст», «Россия» и другие.
К концу 90-х и началу 900-х годов географическое отделение Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии получило возможность развернуть, хотя и в очень скромных масштабах, экспедиционную деятельность. Это обстоятельство позволило расширить тематику рефератов, благоприятно отразилось на их качестве и помогло Анучину подготовить квалифицированные кадры молодых географов. В «Землеведение» пришла молодежь, которой Анучин с радостью предоставил страницы журнала.
На состоявшемся в конце 1901 года в Петербурге XI съезде русских естествоиспытателей и врачей, на секции географии и антропологии Анучин сделал сообщение «О новейших исследованиях некоторых групп русских озер». Коснувшись истории вопроса, он отметил, что экспедиция по исследованию истоков русских рек возбудила большой интерес к лимнологии среди широких масс населения России. Дмитрий Николаевич ознакомил участников съезда с результатами лимнологических исследований А. А. Крубера, Д. Н. Леонова, Л. С. Берга, Б. М. Житкова, М. И. Куликовского, Д. М. Елпатьевского, Е. И. Луценко, П. Г. Игнатова. В заключение доклада он внес предложение о ходатайстве перед Министерством просвещения о предоставлении университетам ежегодной субсидии для студенческих экспедиций. Это предложение получило поддержку участников съезда.
Вскоре среди передовых преподавателей географии зародилась мысль об организации географического отделения в составе Педагогического общества Московского университета. Инициатива исходила от Анучина и его ближайших учеников — А. А. Борзова, А. А. Крубера, Н. Г. Тарасова, С. Г. Григорьева, А. С. Баркова, С. В. Чефранова, Е. И. Луценко и Л. Д. Синицкого. В 1902 году состоялось открытие отделения, на котором Анучин выступил с программной речью «О преподавании географии и о вопросах, с ним связанных».
Перед отделением, по мнению Анучина, должны быть поставлены две задачи: что преподавать и как преподавать. Дмитрий Николаевич был убежден, что физико-географический или естественно-исторический элемент должен занимать видное место в географии, однако по отношению к нему необходимо также установление известных пределов, соответственно специально географическим целям. Объект географии — земля, точнее, ее поверхность, но так как земля и все на ней существующее подвергается изменению и преобразованию, то для понимания настоящего необходимо иметь представление о его эволюции, о ходе его развития, о процессах и силах, которыми это развитие вызывалось и обусловливалось. Геология и история должны помогать географу правильно понимать современные географические факты и явления, но не должны занимать доминирующего положения и вытеснять собственно географию. Эти положения Анучина легли в основу географической науки.
Перейдя к практическим вопросам, Анучин указал на то, что главная задача школьной географии — развивать у учащихся интерес к жизни природы, добиваться от них самостоятельных умозаключений, развивая их логическое мышление. Учащийся должен иметь ясное представление о географических явлениях, об их сущности и взаимосвязях. А это достигается только тогда, когда в преподавании географические имена и карты одухотворены наглядными пособиями и живым словом и претворены в реальные образы. Наглядности преподавания как в высшей, так и тем более в средней школе Дмитрий Николаевич придавал исключительное значение. Он относил географию к наглядно-демонстрационным дисциплинам. Поэтому, преподавая географию, он и сам демонстрировал или подлинные образцы, или рисунки и фотографии. Уроки и лекции преподавателей Анучин оценивал в зависимости от степени и качества использованного ими иллюстративного материала.
Эти методологические и методические положения Анучина легли в основу школьной методики преподавания географии и получили дальнейшее развитие в трудах учеников анучинской школы — проф. А. А. Борзова, А. С. Баркова, С. Г. Григорьева, А. А. Крубера и других.
Говоря словами В. В. Богданова, Анучин «не был у нас первым ученым географом по времени, но он был у нас первым ученым географом по существу, первым, который дал верное направление географии в ученом мире нашей страны, в высшей и средней школе и в среде широкой общественности» (1).

* * *
С годами научно-общественная деятельность Анучина не только не ослабевает, а, наоборот, занимает в его разносторонней, творческой жизни все более видное место.
В 1909 году на Анучина, как на председателя подготовительного комитета, легла вся организационная работа по подготовке и проведению XII съезда русских естествоиспытателей и врачей. Он привлек к съезду внимание широчайших кругов русской научной общественности.
На открытии съезда 28 декабря 1909 года Анучин выступил с речью о «Русской науке и съездах естество-
-----------------------------------
1. В. В. Богданов. Д. Н. Анучин. 1843—1923 гг. М., 1940, стр. 37.
-----------------------------------
испытателей». Он сказал, что съезды естествоиспытателей являются праздниками науки, на которых люди продолжают учиться и учить других, общаясь друг с другом, расширять свой научный горизонт. «Съезд не может заменить ни природы, ни книг, ни лаборатории или музея, но, с другой стороны, всем известно, что одним из общепризнанных и наиболее испытанных способов духовного воздействия является авторитетное живое слово и сопровождаемое им наглядное ознакомление с данными опыта и наблюдения».
Отмечая вклад, внесенный в науку русскими учеными, Анучин говорил: «Что касается до оригинальности, то ведь в культуре, как в жизни вселенной, все со всем связано, все от чего-нибудь происходит и чем-нибудь обусловливается. Но если из усвоения заимствованных элементов возникают новые комбинации, если, следуя по указанным путям, расширяют пределы имеющегося и известного, если усвоение сопровождается творчествам, то это новое является плюсом культурной жизни данного народа, а через него — и всего человечества.
Что же нового внесено в человеческую культуру русским народом? На это можно дать ответ: немало; а если принять во внимание все условия нашей страны и истории, то очень много». Развивая эту мысль, Анучин подчеркнул заслуги русского народа в деле освоения огромной территории страны. Он называет ряд «блестящих русских имен, озаривших новым светом многие капитальные вопросы наук физико-химических и биологических и обогативших важными данными познание природы и человека... Но еще важнее, что у нас были и есть ученые, создающие новые научные школы, отмечающие собой эпохи в развитии у нас соответственных наук».
В своей разносторонней научной деятельности Анучин время от времени обращался к постоянно волновавшим его вопросам истории русской науки и просвещения. Несколько работ он посвятил выявлению роли и значения М. В. Ломоносова в развитии русской науки. В выдающейся работе «География XVIII века и Ломоносов», напечатанной в 1912 году, Анучину удалось впервые в научной литературе показать широту взглядов Ломоносова на географию, «остроумие многих его идей, смелость его планов, организаторские его способности» в географической науке и в ряде смежных с ней наук. И в наши дни эта работа Анучина служит одним из основных пособий для желающих ознакомиться с состоянием географических знаний в России в XVIII веке.
Большим событием в истории русской географии явился первый съезд преподавателей географии, созванный Анучиным в начале 1915 года.
Основным вопросом съезда был вопрос о коренном преобразовании преподавания географии в средней школе. В системе школьных курсов география считалась второстепенным предметом, планы и программы по этой дисциплине страдали существенными недостатками. Нехватало хорошо подготовленных преподавателей, географию нередко читали лица, никогда ранее этим предметом не занимавшиеся.
Однако с появлением кафедр в университетах положение изменилось. В крупных городах появились преподаватели-специалисты; они во многом усовершенствовали методы преподавания и значительно обогатили русскую учебную географическую литературу. В некоторых учебных заведениях открылись педагогические курсы, где обязательно читалась и география.
В краткой вступительной речи Анучин призвал преподавателей, имевших большой педагогический опыт, подвергнуть критике действующие в школах планы и программы по географии с тем, чтобы можно было на основании этой критики выработать требования и предъявить их министерству просвещения.
В резолюциях съезда получили отражение следующие идеи, положенные в основу новых программ по географии, рекомендованных съездом для гимназий и коммерческих училищ:
1) проведение географии через все классы; 2) признание главенствующего значения за отечественной географией; 3) обязательное введение практических занятий; 4) предоставление преподавателю свободы в определении рамок и деталей курсов, согласно положениям на этот предмет в объяснительных записках к новым программам.
Введение практических занятий мыслилось как мероприятие, которое должно оздоровить среднюю школу, развить в учащихся «дух самодеятельности и любовь к труду».
Первый съезд преподавателей географии явился демонстрацией выращенных Анучиным научно-педагогических сил, показом достижений анучинской географической школы, ставившей целью перестроить на новых началах преподавание географии в средней школе. Сила и жизненность университетской школы Анучина в том, что она стремилась к развитию отечественной географии не как к самоцели, а как к средству для коренной реорганизации всей системы школьного географического образования в России. Ведущие методологические доклады на съезде были прочитаны ближайшими учениками Анучина — А. А. Крубером, А. А. Борзовым, А. И. Колмогоровым.
Однако школьная география, по мнению Д. Н. Анучина, успешно может развиваться не иначе, как в тесной связи с наукой, изучающей землю в целом и по странам. Основа ее — изучение своего отечества.
В 1915 году, когда перед Академией наук была поставлена задача по изучению производительных сил нашей Родины, Д. Н. Анучин составил «Записку по поводу проекта об изучении производительных сил России», а в следующем году написал статью «К изучению производительных сил России»; в обеих работах он настойчиво проводил идею всестороннего, комплексного исследования нашей страны.
Д. Н. Анучин предложил организовать в Академии наук центральное учреждение, которое бы занималось географическим и этнографическим изучением России. По мысли Анучина в его ведение должен входить широкий круг вопросов. В экспедициях, организуемых этим учреждением, «принимали бы участие различные специалисты, и в результате деятельности которых могла бы обогащаться новыми данными не одна, может быть довольно узкая, область знания, но все землеведение известного участка страны, включая в него и данные о его естественных произведениях и населении».
Для всестороннего исследования страны в Академии наук вскоре была создана комиссия естественно-производительных сил (КЕПС), сначала ставившая перед собой довольно узкие задачи. Позднее, в годы советской власти, она была преобразована в Совет по изучению производительных сил.
Деятельная, кипучая натура Анучина, брльшого ученого и патриота, не могла ограничиться только научной и педагогической работой. Он всегда считал своим прямым долгом непосредственно содействовать просвещению русского народа, видя в росте культуры и самосознания народа путь к улучшению его благосостояния.
Являясь одним из популярных общественных деятелей своего времени, Д. Н. Анучин принимал активное участие во всех общественных мероприятиях, направленных на улучшение положения народа. Особенно ярко эта черта его деятельности проявилась в дни стихийных бедствий, например во время засухи и вызванного ею голода в 1891—1892 годах.
По инициативе Д. Н. Анучина товарищество по изданию газеты «Русские ведомости» предприняло издание научно-литературного сборника «Помощь голодающим», приняв на себя все расходы по изданию. Вся организационная сторона дела и редактирование сборника были поручены Д. Н. Анучину. Он привлек к работе в журнале лучших русских писателей, художников и ученых: Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамина-Сибиряка, И. Е. Репина, И. И. Шишкина, Н. А. Ярошенко, В. Д. Поленова, В. Е. Маковского, В. М. Васнецова и др. Много трудностей пришлось преодолеть при издании сборника: Дмитрию Николаевичу лично приходилось улаживать всевозможные цензурные трудности, часто нехватало бумаги в то время, когда уже печатался тираж, и т. п.
«Издание сборника потребовало от меня немало времени и труда, но доставило и немалое нравственное удовлетворение»,— писал Анучин в своих «Воспоминаниях».
Весь тираж был быстро распродан. Вырученные 18 тысяч рублей Анучин распределил между районами Поволжья, наиболее пострадавшими от неурожая.
Служить делу просвещения народа было главной целью всех мероприятий, всей деятельности выдающегося ученого. Анучин нес знания в народ не только с кафедры университета, с трибуны научных обществ, через печать и т. п., но и непосредственно путем создания в провинции новых культурных учреждений, призванных содействовать распространению знаний в русском народе.
В начале 900-х годов у него возникла мысль организовать на родине отца и матери народные библиотеки-читальни. Приступив к осуществлению этой идеи, Анучин связался с местными земскими органами власти. На пожертвованный Анучиным для этих целей капитал в 1 000 рублей уездное земство Вятской губернии организовало в селе Лапугине народную библиотеку, которой было присвоено имя Д. Н. Анучина.
Дмитрий Николаевич постоянно оказывал новой библиотеке помощь советами, книгами и средствами. В письме к Анучину библиотекарь С. Симонова, между прочим, писала: «Ваше имя пользуется среди крестьян большим уважением, я сказала бы даже — поклонением. Они гордятся Вашим покровительством и относятся к Вам с какой-то родственной теплотой».
Позднее подобную же библиотеку Анучин открыл на родине своей матери в деревне Баулине Костромской губернии.
Дмитрий Николаевич оказывал материальную помощь крестьянской молодежи, желавшей учиться. Анучин полагал, что рост сети культурных учреждений в глубинных районах России ускорит развитие политического самосознания крестьян. Он считал, что таким путем можно улучшить положение русского крестьянства.
Великая Октябрьская социалистическая революция застала Анучина в возрасте 74 лет. С первых же дней он целиком посвятил себя делу строительства молодой Советской республики.
Примкнув к передовым профессорам университета, которые вслед за К. А. Тимирязевым встали на путь сотрудничества с советской властью, Анучин навсегда порвал с реакционной частью профессуры, объявившей его изменником и пытавшейся угрозами заставить его отказаться от активного участия в жизни страны.
При реорганизации Московского университета, по предложению Анучина, кафедра географии и этнографии была разделена на две самостоятельные кафедры: географии и антропологии. Анучину предстояло сделать выбор между двумя в равной мере дорогими ему кафедрами. Кафедра географии уже вырастила хорошо подготовленный коллектив, способный вести самостоятельную работу. Значительно хуже обстояло дело с антропологией. Поэтому, когда возникла самостоятельная кафедра антропологии, Анучин решил возглавить ее, чтобы непосредственно руководить воспитанием нового поколения ученых-антропологов.
В конце 1919 года Анучин разработал два отдельных плана преподавания: по кафедре антропологии и по кафедре географии. Большая и всесторонняя программа преподавания географии в университете фактически развертывала кафедру в самостоятельное географическое отделение.
Уже в 1920 году вводится несколько новых географических курсов. Из них сам Дмитрий Николаевич ведет географический семинар по истории картографии, курс народоведения, курс «Русские путешественники», а также историю землеведения (древние и средние века). По кафедре антропологии Анучин читает также новые курсы — историю антропологии и курс «Происхождение человека».
Помимо университета, Анучин читает лекции по географии, антропологии, истории материальной культуры, народоведению и происхождению человека в Педагогическом институте и на различных курсах.
Много сил и энергии Анучин и теперь отдавал организационной работе в научных обществах и учреждениях. Он разработал первую смету расходов по Обществу любителей естествознания, антропологии и этнографии и направил ее в Совет Народных Комиссаров. В Совнаркоме сочувственно отнеслись к планам Анучина, поддержали их, обязав Наркомпрос всемерно поощрять деятельность Общества.
После Великой Октябрьской социалистической революции Общество развернуло огромную работу по популяризации достижений отечественной науки, организовывало лекции и объяснительные чтения в музеях, готовило к печати научные труды и журналы («Землеведение» и «Русский антропологический журнал»).
Встав во главе Московского археологического общества, Анучин начал борьбу против его консервативного крыла, стремясь подчинить работу Общества интересам развития советской исторической науки и делу популяризации знаний в народных массах. Был намечен обширный план научно-популярных лекций, который и начал осуществляться. Одновременно Анучин развернул работу в организованной в 1919 году Российской Академии истории материальной культуры. Он составил проект антропологического изучения России, участвовал в разрешении организационных вопросов Академии, например в выработке проекта устава Академии, содействовал налаживанию более тесных связей с провинциальными научными организациями и т. п.
Под руководством Д. Н. Анучина Академия приступила к организации экспедиционной деятельности. Так, по проекту, разработанному Анучиным летом 1920 года, была организована экспедиция в район среднего течения р. Оки.
В 1919 году по заданию Наркомпроса Анучин возглавил комиссию по организации Центрального этнографического музея в Москве. Он разработал принципы размещения в музее этнографического материала, которые изложил в «Записке», озаглавленной «К вопросу об устройстве музея народного быта и искусства в Москве». Музей, по его мнению, должен быть «заложен на географической основе: население, народности России не должны быть в нем оторваны от земли, на которой они живут».
В 1918 году Советское правительство в обращении к ученым призвало их приступить к популяризации науки не только путем чтения лекций, но и изданием научно-популярных брошюр, книг и т. п. Собрать квалифицированный авторский коллектив, способный создавать действительно популярные очерки по всем отраслям науки, и техники, поручили Анучину.
В качестве главного редактора Научно-популярного отдела Госиздата Анучин составил первый издательский план и привлек к работе над научно-популярными брошюрами крупнейших ученых Москвы, Петрограда и других университетских городов. Сам Анучин в 1922 году опубликовал в серии научно-популярной библиотеки две книги: «Открытие огня и способы его добывания» и «Происхождение человека». Обе книги не раз переиздавались и были переведены на украинский и белорусский языки. Они написаны просто и увлекательно.
В 1922 году, после четырехлетнего перерыва, начал снова выходить журнал «Землеведение» под редакцией Д. Н. Анучина и А. А. Крубера. В течение 25 лет Анучин бессменно вел этот замечательный периодический орган русской географической мысли, ставший своеобразной школой для нескольких поколений русских географов.
В том же году Анучин напечатал в «Землеведении» большой биографический очерк о жизни и деятельности Н. Н. Миклухи-Маклая. Напечатанию очерка предшествовала длительная работа по собиранию материала о путешественнике, связанная с подготовкой к изданию двухтомника трудов Н. Н. Миклухи-Маклая.
Еще в конце 1921 года Анучин выступил в качестве одного из членов-учредителей Всероссийской научной ассоциации востоковедения при Народном комиссариате по делам национальностей.
Анучин вошел в состав комиссии по подготовке экспедиции в Афганистан. Наиболее интересные доклады, прочитанные на собраниях комиссии, вошли в сборник статей, который открывался работой Анучина «Афганистан и афганцы»; он вышел в свет в 1923 году уже после смерти Анучина.
В связи с возникновением в различных городах страны университетов Анучина пригласили участвовать в учредительных комиссиях по созданию высших учебных заведений.
Вскоре после Октябрьской революции возникла мысль основать в Ташкенте университет. Анучин принял участие в разработке структуры нового научного учреждения и в подборе кадров. Одновременно он работает в бюро по организации Уральского университета в Екатеринбурге (ныне Свердловск), который возник в условиях почти полного отсутствия квалифицированных преподавательских кадров.
Много сил и энергии посвятил Анучин работе в Центральном естественно-педагогическом институте (ЦЕПИ), созданном в 1919 году и возглавившем всю научно-методическую работу по созданию советской трудовой школы.
Анучин стоял во главе географического отделения Коммунального музея города Москвы (1). Он разработал программу географической части экспозиции, которая была положена в основу музея.
25 октября 1922 года Анучин записал в своем «Дневнике»: «Получил от оргбюро секции районирования Госплана приглашение взять на себя председательство в секции «Человек, как экономический фактор производства». Анучин с большим подъемом принялся за порученную работу, так как надеялся осуществить, наконец, свое крепнувшее с годами стремление прочно поставить географическую науку на службу народному хозяйству. Вместе с А. А. Борзовым он разработал план работы этой секции. Госплан поручил ему привлекать к работе в секции отдельных специалистов и даже целые учреждения. На состоявшейся в марте 1923 года конференции по учету производительных сил России он выступил с докладом, в котором наметил первоочередные задачи изучения человека, в условиях советского государственного строя активно и планомерно использующего естественные ресурсы страны, подчиняя их интересам народного хозяйства.

* * *
Учитывая то, что в этой брошюре мы пишем об Анучине главным образом как о географе, мы не имеем возможности подробно разобрать все виды деятельности, которыми занимался Дмитрий Николаевич. Однако назовем еще некоторые учреждения, в работах которых он принимал участие. Он участвовал в работах Государственного колонизационного научно-исследовательского
-------------------------------
1. Ныне Музей истории и реконструкции г. Москвы.
-------------------------------
института, в комиссии по проведению границы между Россией и Польшей, в работах бюро по созыву съезда естествоиспытателей и врачей в Екатеринбурге, в заседаниях по подготовке сборника статей под названием «Будущая Москва», привлекался к работе в комиссии Высшего военного редакционного совета и т. д. И как бы он ни был загружен, Анучин никогда не отказывал тем, кому нужна была его помощь.
Анучин отличался редкой работоспособностью. В тяжелые годы гражданской войны, он, тогда уже почти 80-летний старец, успевал в течение дня, помимо лекций в университете, побывать на двух-трех заседаниях.
Анучина вдохновляла мысль, что его труд необходим его стране, его народу. Он чутко прислушивался к голосу руководителей Советского государства и ясно видел, что мероприятия советской власти способствуют прогрессу науки, быстрому восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства.
По специальному заданию В. И. Ленина Анучин начал работать над созданием первого советского учебного атласа. Вопрос о привлечении к работе над атласом Д. Н. Анучина и его ученика А. А. Борзова возник в связи с тем, что В. И. Ленин, ознакомившись 24 апреля 1921 года с пробным экземпляром атласа России, выпущенным первым Государственным картографическим заведением, признал его как по содержанию, так и по форме нуждающимся в ряде исправлений и дополнений.
Анучин согласился взять на себя редактирование и рецензирование карт атласа. Подготовленные к печати карты обычно получал из Петрограда А. А. Борзов, который, сделав свои замечания, передавал их для внесения окончательных исправлений Д. Н. Анучину. Оба они, вдохновляемые конкретными указаниями В. И. Ленина, вложили немало труда в это нужное стране дело для успешного его завершения.
Д. Н. Анучин умер 4 июня 1923 года, не дожив всего трех месяцев до своего восьмидесятилетия. Неутомимый труженик, он всего за несколько дней до смерти, превозмогая обострившуюся хроническую болезнь, ездил на заседания и читал лекции студентам.
Д. Н. Анучин похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. По решению Московского совета ныне на могиле ученого воздвигнут памятник-обелиск.
В свое время, заканчивая один из некрологов, Дмитрий Николаевич писал: «Уважение к памяти выдающихся деятелей науки должно обязывать их ближайших почитателей и последователей — принять все меры к тому, чтобы сделанное ими для науки не погибло, но стало общим достоянием».
Именно так относится советский народ к памяти своих ученых. В 1943 году, в тяжелую годину Великой Отечественной войны, общественность страны отметила 100-летнюю годовщину со дня рождения Анучина, 10 августа 1948 года, в связи с исполнившимся 25-летием со дня кончины Анучина, Совет Министров издал постановление «Об увековечении памяти академика Д. Н. Анучина», в котором он назван «крупнейшим русским географом, создателем русской университетской географической школы».

* * *
Труды Д. Н. Анучина внесли много нового во все отделы географической науки; ими был поднят теоретический уровень русской географии, заложены новые отрасли знания, новое направление в науке. Конечно, не все отрасли географии получили развитие в творчестве Анучина в равной мере. Некоторым, наиболее актуальным вопросам Анучин отдавал особенное предпочтение; поэтому эти вопросы были подвергнуты им более углубленной разработке.
В 90-х годах, например, к таким проблемам относились вопросы развития в России лимнологических исследований.
Под влиянием Анучина многие его ученики своими первыми научными темами избирали лимнологические исследования. В конце 90-х годов озера России изучали А. А. Крубер, Д. Н. Леонов, Л. С. Берг, Б. М. Житков, М. И. Куликовский, Д. М. Елпатьевский, Е. И. Луценко, П. Г. Игнатов и многие другие. Несколько позже гидрологией занялись А. А. Ивановский, В. Ф. Пиотровский, Б. П. Дитмар, И. М. Крашенинников, М. А. Первухин и др. Наконец, в 1908 году вышла классическая работа Л. С. Берга «Аральское море», развивавшая основные положения русской лимнологии, изложенные в трудах Анучина.
В этой работе Л. С. Берг дал всестороннюю характеристику Аральского озера, основанную на многолетних полевых исследованиях и литературных источниках. Берг дал физико-географическое описание различных типов берегов и окружающей озеро территории в их тесной исторической взаимосвязи с водоемом, формирующимся в условиях определенной географической среды.
Острую необходимость создания учебных пособий по географии для студентов университетов и учителей географии Анучин почувствовал, как только приступил к чтению первых географических курсов. Поэтому он решил написать учебные пособия для студентов, первоначально хотя бы по наиболее важным разделам курса общего землеведения. Так появились обобщающие труды «Озера», «Суша» и «Рельеф поверхности Европейской России в последовательном развитии о нем представлений». Этими работами в области морфологии суши Анучин заложил основы современной научной школы географов-геоморфологов. В трудах А. А. Борзова, А. А. Крубера, А. С. Баркова, И. С. Щукина, М. А. Боголепова идеи Анучина получили дальнейшее развитие. А. А. Борзов — крупнейший ученый по геоморфологии равнин — разработал вопросы генезиса речных долин и междуречий, уточнил вопрос о судьбах моренных областей в процессе их длительной переработки и изменения под действием сил разрушения и денудации. В решение этих проблем Борзовым внесено много нового и оригинального, остающегося и по сей день последним словом науки.
Что касается других вопросов геоморфологии, так или иначе разрабатывавшихся или поднятых в работах Анучина, то они также получили свое дальнейшее развитие в трудах его учеников. Так, А. А. Крубер создал классические работы по гидрографии крымского карста, А. С. Барков — по карсту Самарской луки, И. С. Щукин по общим и региональным вопросам геоморфологии, Б. Ф. Добрынин разрабатывал проблему формирования и классификации берегов и т. д.
Создание учебников по физической географии стало также делом учеников Анучина.
В 1913 году Л. С. Берг начал писать курс физической географии, который по замыслу должен был состоять из трех частей: геоморфологии, гидрологии и климатологии. К сожалению, Л. С. Берг напечатал только одну часть — «Основы климатологии».
Другой талантливый ученик Анучина — А. А. Крубер создал и в 1923 году напечатал курс «Общего землеведения», который в течение многих лет служил, да и, пожалуй, в настоящее время является основным учебником для географических факультетов по общей физической географии. Этот учебник написан в полном соответствии с положениями Анучина в области землеведения.
Определяя цель географии, А. А. Крубер писал, что главная задача этой науки состоит в том, чтобы дать «полное, всестороннее описание лика земли и истолкование законов, которые обусловливают особенности в основных частях этого лика... В настоящее время география не может ограничиться лишь поверхностным описанием, а стремится к выяснению генезиса и развития явлений». Анучин выступал противником идеалистических позиций в географии. Он подверг критике методологическую концепцию Карла Риттера.
Не менее значителен вклад Анучина в развитие страноведения. При этом он понимал под частной географией «только то, что признается теперь существенным содержанием страноведения и что сводится к изучению и пониманию так называемых географических ландшафтов. Под географическим ландшафтом разумеется совокупность характерных черт известного, более или менее значительного района, достаточно резко отличающих его от других соседних и отдаленных районов» (1).
К страноведческим работам Анучина прежде всего относятся его географические обзоры, посвященные России и другим крупным районам земного шара, как, например, «Африка», «Центральная Азия», «Полярные страны». Эти сводные обзорные труды созданы также в помощь студентам. От работ о крупных районах земного шара или материках он перешел к отдельным странам. Наиболее крупная из них — «Япония и японцы» — отличается обилием использованных источников, умелой группировкой материала, логичностью и ясностью изложения. «Япония» одна из страноведческих работ, написанных не на мате-
------------------------------------
1. Д. Н. Анучин. К вопросу об устройстве музея народного быта и искусства в Москве, «Казанский музейный вестник», Казань, № 1—2, 1920.
------------------------------------
риале личных исследований, а на основе анализа, сопоставления фактов, почерпнутых из всех имевшихся в распоряжении Анучина литературных источников.
Работа Анучина по страноведению породила целую серию региональных работ его учеников: М. А. Боголепова (Китай, Япония), Б. Ф. Добрынина (Кавказ и Крым), С. Г. Григорьева (Полуостров Канин), Л. С. Берга (Географические зоны СССР, многочисленные статьи о странах и отдельных районах СССР) и другие.
Среди работ учеников Анучина особенно выделяются исследования академика Л. С. Берга — наиболее талантливого последователя Анучина. Л С. Берг в течение многих лет стоял во главе советской географической науки, своими трудами являя пример колоссальной эрудированности и работоспособности в столь же различных областях знания, как и Анучин.
Всю свою долгую жизнь Анучин посвятил науке, стремясь поставить ее на службу народу. На протяжении нескольких десятилетий он был крупнейшим деятелем в области географии, антропологии, этнографии и археологии. Вышедшие из-под пера Анучина труды долгие годы оставались основными источниками по целому ряду вопросов.
Мировоззрение Д. Н. Анучина как ученого и общественного деятеля формировалось под сильным влиянием прогрессивных идей 60-х годов. В научной деятельности он неизменно выступал как убежденный материалист. Он твердо стоял на позициях дарвинизма, отстаивая и развивая в своих трудах это прогрессивное учение. В антропологии Анучин материалистически обосновывал идею близости человеческих рас, их равенство и глубокое сходство во всех характерных для человека признаках.
Анучин оставил богатое наследство. Им написано около 1 000 научных исследований, популярных статей, рефератов, некрологов и заметок. Эти труды, разбросанные подчас по многочисленным периодическим, труднодоступным изданиям, в настоящее время переиздаются в виде отдельных сборников его избранных сочинений. Из года в год неуклонно растет интерес к жизни и деятельности Анучина и среди ученых, и в широких массах советского народа.