.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Американские виги. Аболиционизм


вернуться в оглавление книги...

А. В. Ефимов. "Очерки истории США. 1492-1870 гг."
Учпедгиз, Москва, 1958 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Американские виги. Аболиционизм

Еще в 1833—1834 гг. в процессе оппозиции к Джексону образовалась новая партия — американских вигов. Руководящее положение в этой партии занимали фабриканты Севера; к ней примыкали и связанные с северной промышленностью плантаторы-рабовладельцы Юга и часть фермеров. Она выступала против усиления федеральной власти (виги стали называть Джексона «королем Эндру»), требовала большей децентрализации. Видную роль в партии вигов играли Генри Клей (1777—1852) и Дениэл Уэбстер (1782—1852).
Эта партия возникла в то самое время, когда образовывались рабочие партии, а усилившиеся аболиционисты (см. о них ниже) создали в национальном масштабе общество для борьбы против рабства. Новая партия благоразумно хранила в секрете свои программные принципы. Южное крыло ее представляли видные лидеры рабовладельцев Тайлер из Виргинии и Калгун. Виги объединили сторонников компромисса между северной буржуазией и рабовладельцами на почве сохранения рабства, и в то же время на платформе поддержки банков, покровительственных тарифов и «внутренних улучшений», т. е. постройки дорог и каналов за счет федеральных, общегосударственных средств. Встает вопрос, какие элементы из южных рабовладельцев могли быть заинтересованы в развитии американской промышленности? На это нетрудно ответить: это те плантаторы, которые были ближайшим образом связаны с поставками хлопка не английской, французской или русской промышленности, а американской, главным образом текстильной промышленности Новой Англии.
Партия вигов дала четырех президентов из своей среды (1).
В 1840 г. национальный конвент партии вигов выдвинул кандидатуру генерала Гаррисона из Огайо в президенты и южного вига, рабовладельца Джона Тайлера, в вице-президенты. Гаррисон прославился как победитель индейцев, но о его политической программе виги умалчивали. Одна из демократических газет неосторожно заявила, что Гаррисон недалекий политик, что он вполне удовлетворился бы жизнью в бревенчатой хижине и бочкой крепкого сидра. Эта насмешка явилась счастливым откровением для вигов. «Сражение теперь идет между бревенчатыми хижинами и дворцами, между крепким сидром и шампанским», — заявил один из лидеров северных вигов.
Когда в 1840 г. партия вигов выдвинула кандидатуру Гаррисона, один банковский делец посоветовал лидерам партии: «Не позволяйте ему (т. е. Гаррисону) говорить ни слова о своих принципах и «кредо», не позволяйте ничего говорить, ничего обещать. Не позволяйте ни комитету, ни конвенту (т. е. партийным учреждениям вигов. — А. Е.), ни городским митингам добиться от него хотя бы одного слова о том, что он думает сейчас или что он будет думать потом. Запретите ему вовсе употребление пера и чернил».
Таким образом, кандидату в президенты было предложено не высказываться по вопросу о рабстве. Секрет, который тщательно охранялся от массового избирателя, заключался в том, что Гаррисон был сторонником сохранения рабства. Но этот вопрос во время избирательной кампании был удачно обойден, и «любитель бревенчатой хижины и крепкого сидра» генерал Гаррисон получил в шесть раз больше голосов, чем его противник, демократ Ван-Бюрен. Но секрет Гаррисона так и остался неузнанным его избирателями. Он умер через месяц после официального вступления на пост президента.
Заменивший умершего президента, на основании конституции, вице-президент, южный виг Тайлер, показал себя сторон-
------------------------------------------------------
1. Президентами из партии вигов были: генерал Гаррисон, избранный в 1840 г., вступивший на пост в 1841 г. и умерший через месяц; его заменил вице-президент Джон Тайлер из той же партии вигов; в 1848 г. президентом был избран виг Захарий Тэйлор, он управлял год и четыре месяца и тоже умер; его сменил президент из той же партии вигов Миллард Филлмор.
-------------------------------------------------------
ником рабства и захвата новых земель для рабовладельцев. Он был противником высоких тарифов, банка США и расходования федеральных средств на сооружение дорог и каналов. Так как Тайлер попробовал политически представлять только рабовладельцев, игнорируя интересы северного, буржуазного и к тому же руководящего крыла в партии вигов, то между ним и выдвинувшей его партией произошел полный разрыв. Система выдвижения на выборах посредственностей, «ставка на темную лошадь», представляла известные удобства, когда все труднее было высказаться по вопросу о рабстве, не создав себе недоброжелателей на Севере или на Юге.
Однако блок рабовладельцев и буржуазии мог быть только временным, и именно как временный он и существовал в американской истории. Ко времени раскола партии вигов в 1852 г. она имела 800 тысяч избирателей на Севере и 400 тысяч в южных штатах.
С 30-х годов XIX в. в США получил большое распространение аболиционизм, течение, требовавшее не только ограничения, но и немедленного уничтожения рабства. К этому времени усилилась борьба негров за свое освобождение, а эта борьба и была главным импульсом аболиционистского движения. Кроме того, на усиление борьбы против рабства повлияло уничтожение рабства в большинстве латино-американских стран в 1810—1825 гг., в ходе революционной борьбы бывших колоний против Испании. Не могло не оказать влияния и уничтожение рабства в Канаде и Вест-Индии в 1833 г., по закону, вошедшему в силу в 1838 г.
Рабовладельцы принимали жестокие меры против аболиционистов, не останавливались перед убийствами. Их террор стал особенно сильным с конца 30-х годов. В 1837 г. в Альтоне (Иллинойс) Ловджой, редактор небольшой аболиционистской газеты, поместил резкую статью о поведении озверевшей толпы расистов, которая сожгла одного негра. После этого типография газеты была дважды разгромлена. Тогда Ловджой основал аболиционистское общество и сформировал отряд добровольцев для охраны типографии. В ночь на 7 ноября 1837 г. толпа атаковала здание типографии и подожгла его. Пожар удалось потушить, но разъяренная толпа вернулась, чтобы еще раз поджечь здание, подстерегла и растерзала Ловджоя. Двенадцать негодяев, задержанных на месте преступления, были признаны судьей невиновными.
Одним из наиболее видных аболиционистов был рабочий-печатник, затем издатель Вильям Ллойд Гаррисон. Его газета «Либерейтор» («Освободитель») выходила с 1831 по 1865 г.
В отличие от многих американских демократов, осуждавших рабство, но практически ничего не предпринимавших для его уничтожения, Гаррисон с огромной энергией требовал уничтожения рабства. Он писал, что будет бороться за немедленное освобождение порабощенного населения. «Я буду таким же непреклонным и так же не склонным к компромиссам, как и сама справедливость в этом деле. Я и не желаю думать, говорить или писать о рабстве в умеренных выражениях. Я принял серьезное решение. Мне не до двусмысленности. Я не отступлю ни на один дюйм. Я заставлю себя выслушать».
В 1832 г. он организовал «Общество Новой Англии для борьбы против рабства». Гаррисон действовал с большой искренностью и огромной энергией. Однако в его позиции были и слабые стороны. Полагая, что конституция освящает рабство, Гаррисон считал аннулирование конституции как бы условием для развертывания широкой политической борьбы против рабства, а до того времени отказывался от политической борьбы, за исключением агитации против рабства. Его последователям оставалось только вести моральную борьбу против рабства и помогать рабам бежать от хозяев.
Ошибкой Гаррисона было то, что он возражал против особых негритянских организаций и газет. В 1836 г. в аболиционистском движении произошел раскол. Сторонники Гаррисона организовали «Американское общество моральных реформ», а течение, лримкнувшее к негритянской газете «Колоред Америкен» (цветной американец), считало возможным и в рамках конституции США организовывать политическую борьбу с целью уничтожения рабства, создавать отдельные негритянские организации и развивать движение негритянских съездов. Виднейшим деятелем этого второго направления стал Фредерик Дуглас, который в 1842 г. пришел к мысли о необходимости вооруженных восстаний рабов для их освобождения.
К 1840 г. возникло до двух тысяч аболиционистских обществ, объединенных в национальном масштабе. В большинстве своем эти общества состояли из фермеров, рабочих и буржуазии. В среде аболиционистов были Джон Гринлиф Уиттир, Уолт Уитмен, Генри Уордсворт Лонгфелло, Ралф Уольдо Эмерсон и другие виднейшие представители американской интеллигенции.
В аболиционистском движении тесно сотрудничали белые и черные. Все 400 подписчиков «Либерейтора» в первый год его издания были негры. Буржуазная ограниченность аболиционистов состояла в том, что они могли бы добиться освобождения негров только при поддержке рабочего движения, а между тем аболиционисты из среды буржуазии относились к рабочему движению враждебно. Кроме того, многие даже так называемые радикальные аболиционисты были против экспроприации рабовладельцев, считая, что рабы должны быть освобождены за выкуп.
Гаррисон и его единомышленники утопически полагали, что освобождение негров придет не через участие в политической жизни, не через восстания и революцию, а только путем морального пропагандистского воздействия.
Гаррисон сначала стоял только за моральное осуждение рабства без какого-либо вмешательства в политику. Однако, в дальнейшем он выступал и против конституции, и против правительства Соединенных Штатов, которые признали и допустили рабство. Союз Севера с Югом Гаррисон назвал «союзом Севера со смертью и соглашением с адом».
В общественной борьбе в США в середине XIX в. видное место заняло одно литературное произведение — реалистический роман писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (1852). Бичер-Стоу изобразила ужасы рабовладения в США, описав трагическую судьбу известных ей негров-невольников. Она не дала глубокого анализа сущности рабства. Дочь пастора и жена профессора богословия, Бичер-Стоу пыталась по-христиански примирить рабов с рабовладельцами,считая, что ужасы рабовладения объясняются тем, что существуют нехорошие, злые рабовладельцы, и описывая наряду с ними добрых, хороших рабовладельцев. Однако самое появление романа, в котором были изображены чудовищные зверства рабовладельцев, в накаленной обстановке классовых противоречий в США произвело огромное впечатление, и этот роман приобрел тогда же мировую известность. Так, в 1858 г. журнал «Современник», во главе которого стоял пламенный борец против крепостничества в России Чернышевский, разослал своим подписчикам русский перевод романа Бичер-Стоу.
Образ фермера-аболициониста просто и правдиво обрисован прогрессивным американским поэтом Уолтом Уитменом:
Беглый раб забежал ко мне во двор,
Я услыхал, как хворост заскрипел у него под ногами,
В полуоткрытую кухонную дверь я увидел его, обессиленного,
И вышел к нему, он сидел на бревне, я ввел его в дом и успокоил его,
И принес воды, и наполнил лохань, чтобы он вымыл вспотевшее тело
и покрытые ранами ноги,
И дал ему комнату рядом с моею, и дал ему грубое чистое платье,
И помню я хорошо, как беспокойно водил он глазами и как он был смущен,
И помню, как я наклеивал ему пластыри на исцарапанную шею
и на щиколотки ног:
Он жил со мной неделю, отдохнул и ушел на Север,
Я сажал его за стол рядом с собою, а кремневое ружье мое было в углу.

(Перевод К. Чуковского)
В 1838 г. формально образовалась национальная организация помощи беглым неграм под названием «Общества подземной железной дороги», члены которого в 30—50-х годах помогли бежать в Канаду не меньше чем 40 тысячам рабов.
«Подземную железную дорогу» фактически организовали фермеры-горцы Северной Каролины, Кентукки и Теннесси в первой четверти XIX столетия. Не было определенных путей для переправы негров, но всякий путь считался хорошим, если можно было обмануть бдительность плантаторов и властей. Негров переправляли из Кентукки в Огайо, Индиану и Иллинойс или в область Великих озер. Особенно прославились проводники негров Гарриет Табмен, Джон Браун и Джозия Хенсон. В числе аболиционистов, заслуживших большое уважение и в среде негритянского народа, и в среде рабочих, находится Гарриет Табмен. Она родилась рабыней в Мэриленде в 1820 г. (умерла в 1913 г. в возрасте 93 лет) и бежала из неволи на Север. Табмен деятельно помогала неграм бежать на Север и неоднократно проникала в рабовладельческие штаты в этих целях. Из Канады она совершила 19 поездок на Юг, лично освободила около 300 рабов и еще большему числу помогла бежать. Плантаторы обещали за ее голову награду в 40 тысяч долларов. Во время гражданской войны Табмен оказала большие услуги армии северян в качестве разведчика в тылу у конфедератов.
Джозия Хенсон — один из героев «Хижины дяди Тома». Он бежал в Канаду и оттуда организовал бегство 118 рабов из Кентукки.
В 1846 г. Джон Браун, один из виднейших организаторов аболиционистского движения, был присужден к повешевию за содействие бегству рабов. Позже виселица для него была заменена телесным наказанием.
Джона Натана Уокера за такое же «преступление» подвергли пытке раскаленным железом.
Видную роль в аболиционистском движении сыграл Вендел Филиппе (1811 — 1884). Он окончил Гарвардский университет. Филиппе получил юридическое образование, но проявлял огромный интерес к истории и считался лучшим знатоком истории английской революции XVII в. Вступив в ряды аболиционистов, Филиппе отказался от адвокатской деятельности, так как считал невозможным для себя принести необходимую для занятий адвокатурой клятву в верности конституции США, освящавшей рабство.
В 1865 - 1870 гг. Филиппе был избран председателем общества аболиционистов. Филиппе горячо ратовал за индейцев. В период гражданской войны он требовал самой решительной борьбы против рабовладельцев.
Однако в среде аболиционистов особенно следует выделить замечательного деятеля этого движения Фредерика Дугласа, который много сделал для того, чтобы развить в негритянских массах политическую сознательность, чтобы массы негритянского населения США превратились в большую политическую силу.
Фредерик Дуглас, родившись в неволе, с юношеского возраста отличался стремлением к свободе. Его отдали «укротителю негров» — одному жестокому плантатору, который всячески истязал и чуть не убил его, привязав к быкам, которых гнали в разные стороны. За попытку к побегу Дугласа заключили в тюрьму. Отбыв заключение, он нанялся в качестве раба-оброчника на судно и тут переменил имя. Читая статьи аболициониста Гаррисона и слушая его речи, Дуглас решил посвятить жизнь освобождению негров. Ему удалось поехать в Англию и собрать там деньги на выкуп себя из рабства и на издание газеты. С 1847 г. он стал издавать в Рочестере, штат Нью-Йорк, «Газету Фредерика Дугласа». Он познакомился с Джоном Брауном и был привлечен к суду по обвинению в участии в рейде Джона Брауна и его сыновей против рабовладельцев в Канзасе. После гражданской войны он был посланником США в Гаити.
Понимая, что движение самих негров должно стать важнее силой в борьбе за освобождение негров, Дуглас, как говорилось выше, пришел к выводу о необходимости самостоятельных негритянских организаций и вооруженной борьбы негров.
Большой заслугой Ф. Дугласа было неустанное утверждение мысли о том, что главным политическим вопросом в США является именно уничтожение, а не только осуждение или ограничение рабства. Позже, в 1864 г., когда гражданская война в США была в разгаре, Дуглас говорил: «Не должно быть никакой войны, кроме войны за отмену рабства. Свобода — для всех, а цепи - ни для кого. Чернокожий должен быть на войне солдатом, а в мирное время тружеником; и на Юге и на Севере он должен быть избирателем».
В 1840 г. на съезде американского общества борьбы против рабства из общества вышли противники Гаррисона, сторонники политической борьбы, и образовали параллельную аболиционистскую организацию. Во главе нового общества стояли братья Артур и Люис Тапан, Фредерик Дуглас, Джеймс Бирни и другие. Организация Гаррисона и Филиппса была ослаблена расколом, а новая, несмотря на ошибочное пренебрежение массовой агитацией против рабства, повернулась не только лицом к политике вообще, но и стала на путь завязывания действенных связей с политическими партиями, в дальнейшем — с фрисойлерами и республиканцами, что было огромным шагом вперед.
Новая политическая партия, «Партия свободы», во главе с Джеймсом Дж. Бирни, аболиционистом-южанином, бывшим рабовладельцем, освободившим своих рабов, на время стала политическим крылом аболиционистского движения. Она осуждала рабство, требовала запрещения рабства на новых территориях и призывала не исполнять закон о беглых рабах 1793 г. Кроме того, эта партия поддерживала ряд требований рабочих — о свободе слова, о праве подачи петиций и другие.
Борьба негритянского народа против рабства и расовой дискриминации, пишет У. З. Фостер, была наиболее революционным и наиболее упорным из всех видов революционного движения того времени (1).
Другим важнейшим массовым народным движением накануне гражданской войны У. З. Фостер называет широкое движение за земельную реформу, за свободные гомстеды на государственных землях.
В 1848 г. в Буффало образовалась новая партия для борьбы против рабства — партия фрисойлеров. В нее вошли аболиционисты из Партии свободы, а также радикальные элементы из партии вигов и демократической партии. Лозунг этой партии был — «Свободная (от рабства) земля», а основной задачей — не допустить рабства на новых, включаемых в Союз западных территориях, при этом фрисойлеры, сторонники «свободной земли», боролись за свободное слово, свободный труд и за свободных людей.
Хотя буржуазная фрисойлерская партия считала, что конгресс не имел права отменять рабства в существовавших уже штатах, однако эта партия требовала полного запрещения рабства во вновь приобретаемых владениях. Ее образование знаменовало поворот во всей политической истории США рабовладельческого периода, так как наметился политический союз рабочих, фермеров и передовой буржуазии для борьбы против рабства и возникла для этой цели значительная политическая организация.
На президентских выборах 1848 г. фрисойлеры собрали около 10% голосов, а в конгресс одновременно провели только пять своих кандидатов. В 1848 г. победителями на выборах были виги — президент Захария Тэйлор и вице-президент Миллард Филлмор. В организации партии фрисойлеров приняли большое участие негритянские деятели аболиционистского движения и рабочие. В частности, энергичную поддержку фрисойлерам оказал Фредерик Дуглас. Но Дуглас критиковал слабые стороны фрисойлерского движения. В 1849 г. он писал: «Движение фрисойлеров причинило и продолжает причинять много вреда. Оно стоит на пути и отвлекает часть сил движения». Дуглас считал более важным требовать немедленного уничтожения рабства, а не только его ограничения.
К середине XIX в. появились внутри США силы, которые смогли оказать сильное противодействие рабовладельческой экспансии. Вот один из протестов рабочих против начатой рабовладельческим правительством США войны против Мексики.
--------------------------------------------
1. См. У. З. Фостер, Негритянский народ в истории Америки, 1955, стр. 154.
--------------------------------------------
В 1846 г., когда войска США совершили нападение на Мексику, рабочее собрание в Линне (штат Массачузетс) приняло следующую резолюцию. «Так как в настоящее время три миллиона наших братьев и сестер стонут в цепях на южных плантациях к так как мы хотим не только быть стойкими сами, но и обеспечить другим те права и привилегии, за которые боремся, мы постановляем... мы не возьмемся за оружие для того, чтобы поддержать южных рабовладельцев, грабящих труд одной пятой части наших соотечественников. Мы советуем нашим братьям — как организациям, так и отдельным лицам — заговорить громким голосом; мы не позволим распространить слухи, будто рабочие Севера, борющиеся за свои права, в то же самое время состоят в регулярной армии, для того чтобы держать в рабстве своих братьев и сестер при помощи штыка».
Отражая эти настроения, Уолт Уитмен в 1847 г. поместил в газете «Бруклин Дейли Игл» статью, в которой писал:
«Мы призываем каждого рабочего Севера, Востока и Запада, засучившего рукава плотника, каменщика с мастерком в руках, каменотеса с мощной грудью, кузнеца с закопченным сажей лицом, мускулистого корабельного мастера, чей молоток так задорно стучит на всех наших верфях, сапожников и возчиков, кучеров и землекопов, грузчиков и слесарей, меховщиков и канатчиков, мясников и механиков, лудильщиков и портных, шляпников, каретников, столяров, мы призываем всех честных пильщиков и штукатуров, которые сами распоряжаются своими мускулами, призываем всех тружеников сказать громко, голосом, раскаты которого долетят до всех уголков страны, что рабочие свободных Соединенных Штатов не желают быть низведенными до положения рабов-негров, не желают, чтобы их труд рассматривали как рабский на территориях, которые, если они будут сделаны частью Соединенных Штатов, то на деньги, выплаченные ими в виде налогов, и ценою их пота и крови. С особой силой мы призываем трудящихся земли — плодовитое племя обветреннолицых отцов и сыновей, которые населяют свободные штаты и составляют для нашей республики истинный оплот, надежнее всяких стен и армий, — их мы призываем сказать: хотят они жить «свободными и независимыми» не только на словах, но и осуществляя на деле обычаи и законы, которые сильнее конституций, — или согласны быть свободными только по букве, а в действительности быть сведенными на положение рабов» (перевод И. Кашкина).

продолжение книги...