.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Машиностроение и тяжелая промышленность. Особенности промышленного переворота в США


вернуться в оглавление книги...

А. В. Ефимов. "Очерки истории США. 1492-1870 гг."
Учпедгиз, Москва, 1958 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Машиностроение и тяжелая промышленность. Особенности промышленного переворота в США

Уже в 1830 г. постройка многочисленных коротких, не связанных между собой железнодорожных линий вызвала появление паровозостроительных мастерских — в Портленде, Александрии, Ричмонде, Сент-Луисе и в других городах.
В отличие от России, в Америке постройка локомотивов рано оформилась как самостоятельная отрасль промышленности. Первый паровоз был построен «в порядке эксперимента» Питером Купером в Балтиморе в 1829 г.
По стандартизации и автоматизации ряда процессов металлообрабатывающей промышленности Соединенные Штаты рано заняли ведущее место в мировой технике. Еще в колониальный период недостаток и дороговизна рабочей силы были причиной первых оригинальных американских попыток механизации производственных процессов. Незадолго до 1700 г. в Америке были изобретены станки, автоматически делающие шляпки гвоздей и вставляющие проволочные зубья в кардные цилиндры. В 1808 г. Илай Уайтни и Симеон Норс ввели стандартизацию частей при производстве оружия, что потребовало большой точности производства, достижимой лишь при механизации выработки всех частей. Этот успешный опыт был сделан раньше, чем в Европе, отмечают американские историки.
Вскоре были изобретены машины для делания кнопок и пуговиц, для резанья болтов и гаек, для изготовления гвоздей, дранки, шпилек, цепей. К середине XIX столетия американские арсеналы имели до ста различных видов автоматических станков, изготовлявших части ружей, причем несколько таких станков могли быть одновременно обслужены одним человеком. Изобретатель револьвера Кольт, который до мексиканской войны не мог найти сбыта для своего изобретения, после начала войны, в 1846 г., построил в Хартфорде фабрику (1848), усовершенствовав методы Норса и Уайтни. В 1854 г. Кольт был приглашен в Лондон сделать доклад о своей фабрике перед Парламентским комитетом малого оружия, причем Кольт в своем докладе заявил, что оружие, производимое для регулярных войск в Англии, настолько плохо, что он стыдился бы, если бы такое оружие выходило с его завода. В результате доклада Кольта члены английского парламента решили посетить фабрику Кольта в Хартфорде (в Америке), и после этого посещения британское правительство закупило в Америке полное машинное оборудование для королевских заводов малого оружия в Элджиде (Англия) и пригласило из-за океана американских рабочих и мастеров для монтажа и пуска этого оборудования.
Таким образом, еще в 50-х годах в такой показательной для общего развития промышленной отрасли, как производство оружия, США обогнали Англию.
Стандартизация и автоматизация коснулись не только оружия, но и ряда других производств, выпускавших массовую продукцию для емкого американского рынка, создавшегося колонизацией Запада и быстрым промышленным развитием старых северо-восточных районов, а затем и самого Запада.
Выпуск швейных машин, незначительный до 1850 г., в течение десятилетия почти догнал всю продукцию текстильных машин в стране. В этом производстве требовалась большая точность и, следовательно, большая автоматизация производственных процессов. Фабрики Зингера и другие производили в 1860 г. 111 тысяч швейных машин. Еще в 1860 г. Фербенкс изобрел плоские десятичные весы, и к 60-м годам половина всех весов в США производилась на его заводе в Сент-Джонбери. В 1860 г. на самом крупном в стране станкостроительном заводе Лоуренса числилось 1150 рабочих.
К 60-м годам Новая Англия стала районом машиностроения и мелкого производства, требовавшего искусных рабочих, тогда как Пенсильвания стала районом тяжелой металлургии.
Отметим также быстрый рост числа изобретений. С 1790 по 1811 г. бюро патентов ежегодно патентовало 77 изобретений, с 1830 г. за один год — 544 изобретения. В десятилетие 1840— 1850 гг. было выбрано 6480 патентов, а в следующее десятилетие — 28 тысяч.
Особенно важно отметить, что Америка начинает давать изобретения мирового значения, основанные на самостоятельной научной теоретической разработке. Таково изобретение беспроволочного телеграфа Морзе в 1842 г. (в значительной мере на базе исследований американского профессора Генри), самостоятельное открытие конверторного способа обезуглероживания железа неким Кэлли из Кентукки и др.
В основном же Америка продолжала зависеть от теоретических успехов естествознания и технологии в европейских странах. Представитель британского правительства, который посетил самые большие фабрики Соединенных Штатов в 1853 г., сообщил, что механическое оборудование, применяемое в Америке, оказалось в общем похоже на то, какое применялось в Англии, однако американское оборудование было легче, менее точно и давало меньше продукции. В общем в Америке было механизировано меньшее количество процессов, чем в Англии.
Успехи машиностроения в Америке могут показаться превосходящими достижения передовых европейских стран. И действительно, в некоторых отраслях — и, отметим, в самых важных качественных моментах: в автоматизации и стандартизации — Америка к середине XIX в. уже обогнала Европу. Однако если мы возьмем американскую тяжелую индустрию, то будем поражены разрывом между успехами американского машиностроения и отсталостью металлургии.
До 50-х годов конструкция литейных печей в основном оставалась такой же, как и в колониальный период. Современный бессемеровский процесс был принят в США не ранее 60-х годов XIX в., и самая большая домна к 60-м годам давала выход чугуна не свыше 300 тонн в неделю. Поражает мелкий характер металлургического производства в США. Множество рассеянных по разным местам мелких сыродутных горнов, работающих на древесном угле, — вот основная масса металлургических предприятий до 40-х годов и чуть ли не до самой гражданской войны. Медленность развития металлургии объясняется, конечно, не тем, что каменный уголь в Америке вошел в употребление позже, чем в Европе. Этот факт сам требует объяснения.
Мелкий, распыленный характер американской металлургии нельзя не сопоставить с мелким, распыленным характером других отраслей американской промышленности, а также транспорта и связи, таких отраслей, где предпосылки для концентрации особенно велики. Незадолго до гражданской войны, например, в Северной Америке существовало 50 телеграфных компаний. В 1865 г. в Пенсильвании бурили скважины и добывали нефть несколько тысяч нефтяных компаний и отдельных предпринимателей. Здесь же конкурировало между собой более двухсот компаний по перегонке и очистке нефтяных продуктов.
Двести компаний, из них 75 в штате Нью-Йорк, производили жатки. В 1865 г. в Нью-Йорке 30 отдельных компаний обслуживали местный транспорт.
В эпоху гражданской войны 1861—1865 гг. путешествие из Нью-Йорка в Чикаго по железной дороге было связано с семнадцатью пересадками, причем неоднократно в пунктах пересадки приходилось ехать на лошадях через весь город с одного вокзала на другой и перегружать таким образом багаж с одной дороги на другую; в 1867 г. был создан первый железнодорожный трест, организованный Корнелием Вандербильтом. Приведенные факты о мелком характере промышленности в Америке характеризуют рост капитала «снизу», путем конкуренции множества мелких капиталистических предприятий. Значительную роль мелких капиталистических предприятий в Северной Америке следует поставить в связь с «американским» путем развития капитализма в сельском хозяйстве в северных районах страны.
Гражданская война, как отмечал Маркс, гигантскими шагами двинула вперед концентрацию капитала. В период же до гражданской войны крупнейшими капиталистами США были землевладельцы — земельные спекулянты Асторы, Гельты, Ринселееры, Никербокеры и др.
Развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве и связанное с этим бурное развитие американской промышленности происходило только в северной части США, особенно в северо-восточных районах.
Экономическое же развитие Юга было сковано рабством, которое тормозило введение машин и переход к наемному труду. Первое отличие промышленного переворота в США от Англии, где он совершался в «классической» форме, это то, что в Англии впервые произошло «рождение» машинного способа производства, а в Америку машины были перенесены из Англии и здесь получили распространение и в известной мере новое развитие в борьбе американской промышленности с более передовой английской.
Второе отличие — это то, что Северная Америка была колонией Англии в экономическом смысле, и это обстоятельство до гражданской войны задерживало индустриализацию США, в особенности Юга, и способствовало большой неравномерности развития капиталистической промышленности в различных районах.
Что же касается отдельных периодов, то и Америка прошла через этап «расширения машинного производства за счет традиционного ремесла». Производство товаров в машинной промышленности обходится значительно дешевле, чем при ручной технике. Фабричная промышленность дает большую прибыль, чем мануфактура. В то же время падает заработная плата рабочих ручного труда. Технической основой этого периода является применение отдельных машин или кооперация их и применение механических паровых или, как в Америке, и водяных двигателей и первые попытки введения системы машин. Этот период в Америке характерен тем, что здесь конкуренция машины и домашнего ремесла не затянулась так, как в странах средней и восточной Европы. Поэтому не получилось сильного развития кустарничества и вымирания ткачей, прядильщиков и других ремесленников, как например в Силезии. При возможности уйти на Запад, при возможности легальным или нелегальным путем нарушить монополию на землю ремесленник мог избежать участи своих европейских или индийских собратьев.
Затем, когда фабрика «достигает достаточного распространения и определенной степени зрелости», происходит формирование основных классов — пролетариата и буржуазии. В это время и в Америке, как и в других капиталистических странах в XIX в., преобладала легкая промышленность. Этот период совпадает в Америке с временем наибольшего расцвета рабства. Он начинается с 20—40-х годов. Паровая машина внедряется в фабричную промышленность и в сухопутный транспорт (первые попытки механизации машиностроительной промышленности в части сельскохозяйственного машиностроения); тогда же начинается механизация сельского хозяйства, причем в США сельскохозяйственные машины применялись и на девственной земле.
В 20-х годах фабрики с применением сложной системы машин и с попытками автоматизации некоторых звеньев этой системы вполне доказали свою техническую и коммерческую жизненность и начали распространяться.
То обстоятельство, что в конце 20-х и в 30-х годах в США возникает вопрос о профессиональной и политической консолидации рабочего класса в национальном масштабе, также свидетельствует о развитии капиталистических отношений. Равным образом об этом же свидетельствуют и периодические капиталистические кризисы в Северной Америке с 1825 г. С 1847 г. обозначился десятилетний цикл (регулярная повторяемость промышленных кризисов — примерно через 10 лет). В кризисах проявлялось противоречие между производственными отношениями и производительными силами. В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс писали по этому поводу:
«Вот уже несколько десятилетий история промышленности и торговли представляет собой лишь историю возмущения современных производительных сил против современных производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условием существования буржуазии и ее господства». Далее говорится о кризисах с их эпидемией перепроизводства и о том, что производительные силы «не служат более развитию буржуазной цивилизации» и что «буржуазные отношения задерживают их развитие» (1).
Последний этап промышленного переворота в сфере технической — это этап производства машин при помощи машин, когда крупная промышленность создает «адекватный технический базис», что позволяет ей «стать на собственные ноги». Эти моменты, завершающие технический переворот в Америке, встречаются в Европе уже накануне 60-х годов, когда для пароходов и огромных стационарных паровых двигателей изготовлялись при помощи машин грандиозные по тогдашним временам части. Однако фабрикация машин машинами не занимала тогда еще ведущей роли в промышленности и, более того, занимала очень скромное место в народном хозяйстве. Об этом можно отчасти судить по тому месту, которое занимала металлургия в общем ценностном балансе народного хозяйства США к 60-м годам XIX в.
Несмотря на то что последняя стадия промышленного переворота США завершается только после гражданской войны, развитие капиталистического машинного производства еще с первой половины XIX в. произвело здесь «глубокие сдвиги в экономике и во всей духовной жизни страны». Один только факт существования в США в 1860 г. 2,5 миллиона пролетариев, в том числе 1300 тысяч промышленных рабочих, 500 тысяч транспортных рабочих, около 700 тысяч батраков, 2400 тысяч фермеров,
---------------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Госполитиздат, 1952, стр. 38—39.
---------------------------------------------------------
4 миллионов рабов говорит о наличии антагонистических классов, причем на американском капитализме имелся «нарост» — плантационное рабство.
Промышленная революция в США происходила в условиях политического господства рабовладельцев и создавала противоречие между классовой структурой общества и его политической надстройкой.
Анализируя этапы промышленного переворота в США, мы получаем данные, разоблачающие лживость утверждения о какой-то якобы «исключительности» американского капитализма, что не отрицает наличия у него некоторых особенностей.

продолжение книги...