.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Процесс формирования американской буржуазной нации


вернуться в оглавление книги...

А. В. Ефимов. "Очерки истории США. 1492-1870 гг."
Учпедгиз, Москва, 1958 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Процесс формирования американской буржуазной нации.

В ходе развития капиталистического общества в английских колониях в Северной Америке из колонистов различных национальностей складывалась новая, буржуазная североамериканская нация.
Первоначальное население восточных колоний (приатлантических) в Северной Америке состояло главным образом из англичан, голландцев и шведов. Но если в XVII в. в колонии прибывали главным образом английские поселенцы, то в XVIII в. в Северную Америку устремился поток колонистов почти из всех государств Западной и Средней Европы.
После отмены Нантского эдикта во Франции в 1685 г. много гугенотов направилось в американские колонии, особенно в Южную Каролину и Нью-Йорк.
Немцы селились главным образом в голландских колониях и в Делавэре, где было и шведское население. В XVIII в. немецкое население быстро возрастало в Каролинах и Джорджии, но особенно много немцев прибывало в Пенсильванию. В 1775 г. немцев в Пенсильвании было около 100 тысяч, и они составляли примерно треть населения колонии.
В Пенсильванию же прибывало много разорившихся крестьян, так называемых ирландских шотландцев, т. е. шотландцев, живших на севере Ирландии — в Олстере.
Разорение Ирландии, систематический голод в ней вели к переселению ирландцев в Америку. Туда переселились десятки тысяч ирландцев, а из Олстера выселилась в Америку примерно половина населения. Больше всего ирландцев и шотландцев из Ирландии было в глубинных западных районах колоний от Пенсильвании до Джорджии.
Английское население колоний в большинстве состояло из кабальных слуг. Десятки тысяч заключенных в тюрьмы или задолжавших бедняков переселились в американские колонии в принудительном порядке или добровольно. Однако уже к концу XVII в. количество черных рабов значительно превысило число кабальных слуг. Так, в типично рабовладельческом штате Южная Каролина в 1708 г. было 120 белых рабов и 4 тысячи рабов-негров, а рабов-индейцев 1400. Считается, что в английских колониях в 1714 г. было 60 тысяч негров-рабов, в 1760 г. — 310 тысяч, а в 1775 г. — около 500 тысяч.
Некоторое представление о сравнительной роли выходцев из различных европейских стран в формировании американской нации ко времени войны за независимость могут дать цифры, полученные на основании анализа материалов первого ценза США 1790 г.
В 1790 г., за исключением индейцев и негров, население Соединенных Штатов делилось по своему национальному происхождению приблизительно следующим образом: англичане и валлийцы составляли 67,5 процента, ирландцы — 9,4 процента, шотландцы — 8 процентов, немцы — 7,9 процента, датчане — 3,3 процента, французы — 2,4 процента, прочие — 1,5 процента.
Мы говорим о складывании североамериканской нации, потому что перед войной за независимость в пределах Британской империи наряду с английским капитализмом начал вызревать новый, американский капитализм, который затем, так сказать, «отпочковался» от английского революционным путем, благодаря революционной борьбе американского народа под политическим руководством буржуазии и части плантаторов.
Как известно, признаками нации являются общность языка, территории, экономической жизни и культуры. Североамериканцы в большей своей части общались между собой на английском языке. Английский язык был основным и все более становился господствующим. Когда в 1774 г. в Филадельфии собрался съезд представителей всех 13 американских колоний, прения происходили на английском языке, на нем же составлялись и публиковались документы съезда. На английском языке была написана и Декларация независимости, принятая в 1776 г.
Однако, несмотря на общность языка населения английских колоний в Северной Америке и самой Англии, американцы и англичане составляли не одну, а две различные нации, занимавшие две различные территории.
Национальный характер — известное своеобразие, которое есть у каждого народа и которое проявляется не только в национальном костюме или в сложившихся у данного народа способах строить жилища, но и в культуре нации. Как указывал В. И. Ленин, в капиталистическом обществе в каждой нации имеются две нации, а следовательно, при наличии общих черт культуры, свойственных всей нации в целом, в культуре имеются противоречивые черты. И в национальном характере американцев можно наблюдать противоречивые черты. В то время как погоня за наживой характеризовала преимущественно господствующие классы, народные массы США отличались упорством в труде, деловитостью в смысле практической сметки, простотой нравов.
Общность территории и общность языка сложились в английских колониях в Северной Америке ко времени войны за независимость. Под влиянием новых исторических условий у американцев вырабатывались и свои черты национального характера. Но важно также иметь в виду, что развитие нации связано с развитием капитализма.
Развитие капиталистических отношений в английских колониях в Северной Америке ко времени войны за независимость достигло такой степени, когда колонии оказались перед необходимостью порвать путы колониальной зависимости от метрополии, образовать самостоятельное капиталистическое государство. Развивались экономические связи между колониями, формировался внутренний рынок. Таким образом, уже к этому времени имелась известная общность экономической жизни и экономических интересов между колониями, что отнюдь не предполагает одинаковости экономической жизни всего населения нации. В ходе же буржуазной революции — войны за независимость — было образовано независимое государство — Соединенные Штаты, что усилило общность экономической и культурной жизни страны. Американская буржуазная революция 1774— 1783 гг. сыграла большую роль в образовании американской нации.
Ко времени войны за независимость в колониях начала складываться американская национальная культура. Американские колонии дали в этот период первого выдающегося американского ученого и в то же время крупного прогрессивного политического деятеля, идеолога формирующейся буржуазии Вениамина Франклина (1706—1790).
Франклин, сын небогатого торговца, пятнадцатый ребенок в семье (где всего было 17 детей), прошел суровую жизненную школу. Некоторое время он работал в типографии, принадлежавшей его брату, а типографщик в XVIII в. был и наборщиком, и печатником, а иногда и автором, и редактором одновременно. Самоучкой Франклин приобрел большие и разносторонние знания и в дальнейшем стал крупным ученым.
Франклин разработал теорию положительного и отрицательного полюсов электричества и изобрел громоотвод. Он разрабатывал вопросы теории кораблестроения. Его познания и взгляды в области политической экономии высоко оценил впоследствии Маркс. В 1727 г. Франклин основал «Кружок взаимной помощи для усовершенствования в знаниях и в моральном отношении», который был назван Хунтой (Союз). В кружок вошли: переписчик у нотариуса, математик-самоучка, землемер, столяр, наборщик, сапожник—любитель и большой знаток математики, другие ремесленники и клерки. Целью кружка было обсуждение проблем морали, политики и философии природы (1). В 1743 г. Франклин основал Американское философское общество, объединившееся затем с Хунтой. Оно явилось первым научным обществом в Америке.
Франклин организовал первую общественную библиотеку, куда члены Хунты внесли имевшиеся у них книги. Для выписки новых книг из Лондона члены библиотеки делали небольшие ежегодные взносы. К пользованию библиотекой допускались и не члены Хунты. Открытие первой в мире общественной библиотеки для широкого круга читателей состоялось в 1742 г. Сейчас же вслед за этой первой кооперативной библиотекой открылись такие же библиотеки и в других американских городах. «Эти библиотеки, — писал Франклин, — подняли общий уровень культуры американцев, сделали рядового купца и фермера столь же образованным, как и большая часть джентльменов из других стран, и, возможно, в известной мере содействовали той стойкости, которую столь единодушно проявили колонии, защищая свои права».
Придавая огромное значение воспитанию и обучению, Франклин в 1743 г. составил проект организации в Пенсильвании академии — высшего учебного заведения — со школой при ней. Он разработал учебный план этой академии, стоял во главе общественного совета, ведавшего ее постройкой, непосредственно руководил строительством здания. В дальнейшем эта академия превратилась в Пенсильванский университет.
Можно поражаться разносторонности Франклина как общественного деятеля. В его время Филадельфия была деревянным городом. От множества топившихся печей часто возникали пожары. Для того чтобы бороться с разрушительной силой огня, Франклин в конце 30-х годов XVIII в. организовал первое в мире вольное пожарное общество. Каждый участник его обязывался иметь кожаные ведра, а также ящики для спасения товаров и ве-
-----------------------------------------------------
1. В то время под философией природы (натурфилософией) обычно подразумевали естествознание, в частности физику.
-----------------------------------------------------
щей от огня. С тех членов общества, которые пропускали ежемесячные собрания, брали штраф и на эти деньги приобретали пожарные машины, лестницы и крюки.
«Если до того времени, — рассказывал Франклин, — при пожарах в Филадельфии сгорали целые кварталы, то теперь огонь уничтожал не больше чем один или два дома, а часто удавалось потушить пожар в самом начале».
Решив организовать на общественные средства больницу, Франклин не только писал в газетах статьи и издавал брошюры, призывая к сбору необходимых средств путем общественной подписки, но и потратил немало собственных денег на ее организацию. В 1751 г. хорошо оборудованная больница была открыта в Филадельфии. Имея уже некоторое состояние, Франклин в 1748 г. решил отказаться от коммерческой деятельности владельца типографии. Ликвидировав свои предприятия, он написал матери: «...лучше пусть скажут: он прожил с пользой, чем — он умер богачом». В дальнейшем Франклин все свои общественные обязанности выполнял безвозмездно и отказался от жалованья на государственной службе.
В 50-х годах Франклин занимал выборные должности мирового судьи, президента муниципалитета и члена провинциального собрания Филадельфии, начальника почты Пенсильвании (с 1737 по 1753 г.). И здесь его общественная деятельность была весьма полезна для населения. Так, Франклин добился того, что главные улицы Филадельфии замостили камнем, ввели уличное освещение. В 1753 г. Франклина назначили начальником почты всех колоний, и он значительно улучшил почтовое дело и дороги.
На 40—50-е годы приходится ряд важнейших научных открытий и изобретений Франклина в области физики, особенно электричества. Удивительна его разносторонняя кипучая деятельность. Стремясь найти общие принципы во всяком деле, Франклин придавал большое значение регулярности своей работы. Он составил расписание для каждого дня и тщательно его соблюдал. Обладая высоко развитым чувством долга, сознанием ответственности перед обществом, Франклин постоянно стремился оценивать свои поступки с нравственной точки зрения.
С 1732 г. Франклин начал издавать альманах — народный календарь. В объявлении пенсильванской газеты о начале издания нового календаря сообщалось, что в нем содержатся данные о движении планет, погоде, приливах и отливах, а кроме того, много интересных стихов и рассказов. Этот альманах, издававшийся Франклином в течение 25 лет, расходился в Америке обычно в 10 тыс. экземпляров, продавался в Англии и еще при жизни Франклина был напечатан в Париже и Петербурге. Всего он выдержал 400 изданий (к 1931 г.).
Ряд идей пропагандировался Франклином в форме пословиц. Как пояснял свою задачу сам Франклин, он хотел показать, как можно быть прилежным и бережливым, «как обеспечить себе богатство и при этом сохранить добродетель».
В чем секрет огромного успеха календаря Франклина? Он был написан весьма популярно, с учетом интересов, психологии рядового фермера, ремесленника, призывал читателя к совершенствованию своего труда и быта. И, кроме того, тематика рассуждений и пословиц Франклина относилась к интересам и явлениям, близким для широких кругов народа.
Франклин высоко ставил труд. Он писал: «Все тяжело для лености, а для труда все легко», «Кошка в перчатках не поймает и мыши», «Три отсрочки все равно что пожар», «Потерянное время никогда не найдешь», «От маленькой течи гибнет большой корабль».
Во времена Франклина американские колонисты, особенно в западных районах, вели суровую, исполненную лишений жизнь Призывая их к бережливости, Франклин писал: «Шелковые ткани, тафта, блонды и бархат гасят огонь на кухне», но вместе с призывом к бережливости у Франклина можно найти такие афоризмы: «Пустой мешок не может стоять», «Деньги приносят потомство» и т. п.
Высоко ставя труд и считая, что общество должно состоять из мелких независимых собственников: фермеров, ремесленников, Франклин не видел границы, где мелкая собственность переходит в крупную, капиталистическую, не представлял себе, что из мелкой собственности вырастает крупная. Как и многие передовые люди того времени (например Джефферсон, Руссо), Франклин полагал, что труд должен быть связан с мелкой собственностью.
Франклин жил на заре капиталистического общества, когда еще ее были развиты противоречия между трудом и капиталом, как в позднейшее время. Маркс писал о том, что Франклин «в своей первой юношеской работе... формулировал основной закон современной политической экономии. Он объявляет необходимым искать иную меру стоимости, чем благородные металлы. Эта мера — труд». Вместе с тем Франклину не удалось показать значения «денег как непосредственной формы существования этого отчужденного труда».
В 50-х годах настала новая пора в жизни Франклина. Он — видный деятель, известный во всех колониях. Не случайно, что в 1754 г., когда началась война между Францией и Англией и зародилась идея отделения колоний от метрополии, на съезде представителей колоний в Олбени был принят план Франклина об образовании союза колоний, номинально подчиненного английскому правительству, а Франклина предложили сделать генерал-губернатором колоний.
Однако этот план носил компромиссный характер и не удовлетворил колонии. В то же время он был отвергнут английским правительством. Пенсильвания, а потом другие колонии послали Франклина своим представителем в Англию, где он с большой энергией защищал интересы колоний, вел борьбу против колониального угнетения.
Памфлеты Франклина против абсолютистских поползновений короля Георга III и против английской олигархии, страстная и искусная защита интересов колоний, а также признание научных заслуг Франклина ученым миром Европы увеличили его популярность в самих колониях.
В течение длительного времени Франклин, как и другие лидеры американской буржуазии, был против разрыва с Англией. Тогда он полагал, что нельзя «отколоть кусок от вазы», нельзя отделить колонии от Британской монархии. Франклин представлял петиции колоний в парламент и опубликовал несколько памфлетов, например «Как из великой империи сделать маленькое государство». Из заглавия и содержания этого памфлета, написанного в 1773 г., видно, что у Франклина к этому времени уже появилась мысль о возможности отделения колоний, а эту идею в то время вряд ли кто разделял.
Франклин отрицательно относился к англиканской и католической церкви. Однако он отнюдь не был против религии. Для политических взглядов Франклина характерно то, что он, ведя борьбу против рабства, считая его опасным, полагал, что еще большую опасность представил бы разрыв с рабовладельцами. Франклин был одним из выразителей национального самосознания американской передовой буржуазии.
В нашей стране имя видного ученого и передового общественного деятеля Франклина вызывало и вызывает огромное уважение и симпатию. Еще при жизни Франклина он был удостоен почетного звания иностранного члена Петербургской Академии, что явилось ярким показателем признания больших заслуг Франклина со стороны высшего научного учреждения России.
17 января 1956 г. исполнилось двухсотпятидесятилетие со дня рождения Франклина. Напомним о прогрессивных принципах и делах этого замечательного ученого: Франклин провозглашал принципы народного и национального суверенитета, а ныне реакционные круги в США считают эти принципы антиамериканскими. Франклин-дипломат опирался на передовые общественные круги в Англии (виги во главе с Чатамом) и во Франции (Бомарше и другие представители передовой буржуазии); Франклин, находившийся в годы войны за независимость в Париже в качестве дипломатического представителя конгресса, был связан с Лафайетом и одобрил его поездку в США для участия в войне за независимость.
Забывая заветы Франклина о том, что наука должна быть поставлена на службу человечеству, империалисты стремятся широко использовать ее в целях уничтожения и разрушения.
Когда Франклину было 83 года, он приветствовал начавшуюся во Франции революцию и написал: «Потрясение во Франции сопровождается некоторыми неприятными обстоятельствами. Но если при той борьбе будет достигнута и обеспечена ее будущая свобода и хорошая конституция, то уж несколько лет пользования этими благами полностью возместят тот ущерб, которым могло сопровождаться их завоевание. Божьим даром является то, что не только любовь к свободе, но и полное знание о правах человека должно распространиться среди всех народов мира, и какой-либо философ сможет во всякой стране сказать: «это моя страна».
В 1785 г. Франклин писал одному другу в Англию: «Посмотрите на захватническую политику правительства, осуществляемую вашими купцами во Индиях (имеются в виду Вест-Индия и Ост-Индия); грабительскую войну, которая велась против американских колоний...»
Замечательный ученый-физик и экономист, передовой общественный деятель, Франклин боролся за освобождение колоний, участвовал в составлении Декларации независимости, страстно осуждал уничтожение и угнетение индейцев, обличал рабство и захватнические войны, стоял за мир между народами. Выразителем национального самосознания передовых американцев был и выдающийся мыслитель, буржуазный революционер Томас Джефферсон.
Томас Джефферсон (1743—1826) родился в западной части Виргинии, в семье плантатора-рабовладельца, получил юридическое образование, некоторое время занимался адвокатской практикой и вел хозяйство в своем поместье Монтичелло.
Джефферсон был сторонником свободы совести, учения Локка о естественных правах человека. По своим философским воззрениям Джефферсон примыкал к сенсуалистам, сторонникам учения о том, что ощущение является единственным источником познания; он был материалистом в понимании явлений природы, но, как и другие материалисты того времени, идеалистически объяснял явления жизни общества. Он обличал произвол английского короля и его властей в Америке. В своем родном штате он предлагал, хотя и безуспешно, отменить рабство. Он был также сторонником бесплатной раздачи западных земель и уничтожения института майората, которым дорожили рабовладельцы и богатые землевладельцы Севера (1). Джефферсон считал идеальным общество, состоящее из мелких собственников — фермеров и ремесленников. Долгое время он оставался противником насаждения в Америке крупной промышленности и считал появление пролетариата «бедствием», которое надо «предотвратить». Отстаивая мелкую собственность, Джефферсон не видел, что из мелкой соб-
-----------------------------------------------------
1. Майорат предполагает обязательный переход открывшегося наследства одному наследнику, обычно старшему сыну наследодателя.
-----------------------------------------------------
ственности непрерывно вырастает капиталистическая. Переселение фермеров на Запад лишь несколько тормозило капиталистическое расслоение в их среде, но отнюдь не устраняло его.
Джефферсон объективно стоял за развитие самостоятельного американского капитализма, за капиталистическое развитие сельского хозяйства, представленного фермерами-собственниками и капиталистами-предпринимателями; объективно он был сторонником возможно более быстрого и глубокого развития капиталистических отношений.
До войны за независимость Джефферсона знали главным образом в его родной колонии Виргинии.
Кроме национального вопроса, в Америке существовал и существует расовый. Наряду со складывавшейся американской нацией на территории США проживали индейцы и негры, находившиеся в угнетенном, бесправном положении. Вопрос о негритянской нации мог встать только после гражданской войны 1861—1865 гг., после освобождения негров от рабского положения, когда негры в своей массе стали рабочими, батраками, арендаторами-издольщиками и когда стала развиваться буржуазия из среды негров и т. п., т. е. когда началось капиталистическое развитие негритянского населения. Но уже в период рабовладения складывались предпосылки превращения негров в нацию. Общий труд на плантациях сблизил негров: у них появился общий — английский — язык.
В условиях плантационного рабства основная масса негров была сконцентрирована в южных штатах, на определенной территории, получившей впоследствии название «черного пояса». На этой территории и поныне проживает значительная часть негритянского населения.
Наконец, долголетний, беспримерно жестокий гнет со стороны рабовладельцев, вызвавший ответную стойкую повседневную борьбу негров против рабства, а в настоящее время против бесправия, расового угнетения, выражавшуюся многократно в виде массовых восстаний, создал у негров известные общие черты характера.
Однако одним из существенных и к тому же необходимых признаков нации является наличие своей территории и общность экономической жизни. Но как раз в этом отношении нет достаточной определенности. В настоящее время происходит бурное размывание так называемого «черного пояса», т. е. основной области расселения негров в США — в южных штатах. Негры массами переселяются на север, где составляют национальное меньшинство американской нации.
Угнетение индейцев носило характер расового гнета. Такой же характер имело в свое время угнетение негров.
Индейцы и негры имели свои расовые признаки. Но это обстоятельство не создавало и не создает из них особой нации. Вопреки лживым утверждениям расистов нет рас «высших» и «низших». Степень развития народов, принадлежавших к той или иной расе: негров, индейцев, белых и других, определяется только историческими условиями их развития.
В дальнейшем развитие уцелевших от полного истребления индейских племен пошло или по линии ассимиляции их белым населением (например, западные семинолы), или по пути формирования отдельных индейских народностей (например, навахи).

продолжение книги...