.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




О характере общественных отношений в английских колониях


вернуться в оглавление книги...

А. В. Ефимов. "Очерки истории США. 1492-1870 гг."
Учпедгиз, Москва, 1958 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

О характере общественных отношений в английских колониях

Линия исторического развития коренного населения Америки, находившегося в стадии первобытнообщинного строя, оказалась пересеченной вторжением европейцев, в среде которых развивались капиталистические отношения. Общая картина развития общественных отношений в Америке - это развитие от первобытнообщинного строя индейцев и эскимосских племен, минуя феодальный строй как господствующую систему общественных отношений, к капиталистическому строю в среде колонизаторов Америки.
Однако процесс развития общественных отношений в Северной Америке в период ее колонизации происходил в весьма сложной обстановке.
Если в Европе до XVI—XVII вв. господствовал феодальный строй, то после нидерландской и английской революций начался процесс его быстрого разложения, а затем крушения. В конце XVIII в., почти одновременно с началом промышленного переворота в Англии и буржуазной революции в Америке, восставшие народные массы, возглавленные революционной буржуазией, уничтожили феодальный строй во Франции, после чего в течение почти целого столетия на материке Европы происходил процесс окончательной ломки феодальных отношений путем революций или путем реформ (путем «революции сверху»).
Таким образом, процесс возникновения и развития колоний в Северной Америке (до возникновения первого самостоятельного государства — республики Соединенных Штатов) происходил в период перехода Европы от феодализма к капитализму, в период, отличающийся крайней сложностью, пестротой общественных отношений.
С самого начала колонизации Северной Америки вопрос о земле стоял как классовый вопрос. Конечно, английский король, английская земельная аристократия и привилегированные купцы, с одной стороны, и английское крестьянство, разорившиеся ремесленники, а также рабочие — с другой, совершенно различно подходили к решению этого вопроса. «Мы, Карл I, король Англии, Шотландии, Франции и Ирландии, защитник веры и прочая и прочая и прочая... — заявлял английский король в жалованной грамоте Цецилию Калверту, лорду Балтимору 20 — 30 июня 1632 г., — жалуем барону Балтимору разрешение учреждать маноры в любых частях вышеназванной провинции и в каждом таком маноре даем право заседать палате (суду) баронов... со всеми присущими палате баронов атрибутами...»
Нидерландское правительство в своих жалованных грамотах учреждало «патронов» (лордов) в Новой Голландии (впоследствии колония и штат Нью-Йорк) с почти неограниченной властью в их манорах. Между тем колонисты из неимущих слоев были иного мнения о назначении земель в Америке. Колонисты, «отцы пилигримы», прибыв в Америку и высадившись у нынешнего Провиденса, заключили между собой договор об «организации гражданского общества», о взаимном содействии и об «издании равных для всех законов». Таким образом, с самого начала колонизации Северной Америки наметились две тенденции. Господствующий землевладельческий класс европейских стран стремился перенести в Америку феодальные отношения, уже сильно подорванные в ряде стран Европы, в том числе земельную монополию. Колонисты-фермеры стремились основать буржуазное общество на началах свободной заимки земли и «равных для всех» (в буржуазном смысле) законов. Победа той или иной тенденции зависела от возможности для правительства метрополии осуществить в колониях монополию на землю и от реального соотношения сил в заокеанской стране.
Как мы уже знаем, с самого начала в Северной Америке возникли колонии двух типов: колония в Джеймстауне (Виргиния) возникла на основе применения труда белых рабов, законтрактованных на несколько лет; в колониях же Новой Англии, как например Плимутской, применялся преимущественно труд свободных людей, мелких пайщиков компании, основавшей колонии, хотя и здесь были «законтрактованные слуги».
В Виргинии система труда белых рабов не оправдала себя: вскоре колонистам для удовлетворения их собственных нужд были розданы земельные участки, Временное кабальное рабство белых не стало господствующей формой эксплуатации труда в Северной Америке, но сохранилось в значительных масштабах до самой войны за независимость, а по судебным приговорам и после нее.
Кроме белых (временных) рабов, в американских колониях появились черные, потомственные рабы-негры, которых эксплуатировали плантаторы-рабовладельцы. Первая партия негров в английские колонии в Северной Америке была привезена в Виргинию в 1619 г. Американское рабство до XIX в. существовало как уклад общества в период мануфактурной стадии капитализма, а в XIX в., до 1863—1865 гг., в виде плантационного рабства, «нароста на капитализме», как уклад капиталистического общества в его развитой машинной стадии.
Феодальные отношения существовали в Северной Америке в среде колонистов в виде пережитков или элементов феодализма, перенесенных из Европы, главным образом до войны за независимость.
В качестве уклада в американских колониях, особенно на Севере, а на Юге в гористых западных районах, существовало мелкособственническое, патриархальное фермерство, в среде которого в той или иной мере происходило капиталистическое расслоение. Мы знаем, что так называемая мануфактурная стадия капитализма — мануфактуры, развивающиеся на широкой основе ремесленного производства, — может иметь место или в феодально-крепостнических странах (например, в Пруссии в XVIII—начале XIX в.), или же в странах, где феодальные отношения в среде сельского населения уже не являются господствующими (например, в Англии XVIII в., до начала промышленного переворота). Мануфактурная стадия капитализма в Северной Америке ближе к этой же стадии капитализма в Англии, чем, скажем, в Пруссии, России, Румынии или Японии.
Самое понятие «мануфактурная стадия капитализма» требует пояснения. Точнее было бы говорить о «мануфактурной стадии капиталистического производства». Дело в том, что, как установил Маркс, мануфактура никогда не могла стать господствующей в экономике. Она «как архитектурное украшение» (1) выделялась на фасаде здания, покоящегося на широком фундаменте городского ремесла и сельских побочных промыслов.
Таким образом, мануфактурная стадия капиталистического производства характеризует не господство капиталистических отношений, а способ производства, вызревающий внутри феодального общества. Там же, где феодальный строй не сложился, как в Америке, или после того, как был свергнут — в Англии (в середине XVII в.), или во Франции после буржуазной революции XVIII в., мануфактурный способ капиталистического производства развивается в раннекапиталистическом обществе.
В английских колониях в Северной Америке развитие капиталистической мануфактуры, рост товарного хозяйства, капиталистическое расслоение фермерского населения происходили в условиях существования значительных масс свободного фермерства (занимавшихся иногда ремеслом как подсобным источником существования, при наличии и оседлых, и странствующих ремесленников). Происходил отлив на Запад, на индейские земли, части белых рабов, а также и фермеров, недовольных повинностями, которые им приходилось нести за пользование землей аристократов. Хотя уход на западные земли был делом нелегким и сопряженным с опасностями, однако он имел место, и это одна из главных причин того, почему в американских колониях Англии не сложился феодальный строй.
В США развилось плантационное рабство, отличное от феодализма, однако, некоторые элементы феодализма в колониях имели место.
Почти во всех колониях сразу выделились кабальные слуги и оброчники, или арендаторы, платившие твердую ренту с земли. Однако кабальная служба немедленно приняла характер белого временного рабства, развившегося с течением времени в плантационную систему с применением труда черных рабов-негров. Суть здесь, понятно, не в цвете кожи, и «черное» рабство не было чем-то принципиально отличным от «белого» — оно было его продолжением и развитием. Что же касается оброка, то он скоро перешел от натуральной формы к денежной, а затем из аренды развилась мелкая собственность (аренда, подчеркивал Маркс, являлась ступенью к собственности или наемному труду).
Остановимся теперь на замечаниях В. И. Ленина об американском рабстве, написанных в плане возражения Суханову-Гиммеру, который считал Америку классической страной «чистого» капитализма. Ленин указывал как раз на обратное — на то, что американское рабство играло роль, сходную с феодализмом, что оно тормозило развитие капитализма в США, что
-------------------------------------------
1. К. Маркс, Капитал, т. I, Госполигиздат, М., 1952, стр. 376.
-------------------------------------------
его пережитки играли такую же роль, как и пережитки феодализма в других странах.
Приведем известное место из «Новых данных о законах развития капитализма в земледелии». «Соед. Штаты Америки, — пишет г. Гиммер,— это «страна, никогда не ведавшая феодализма и чуждая его экономическим пережиткам» ...Это — утверждение прямо противоположное истине, ибо экономические пережитки рабства решительно ничем не отличаются от таковых же пережитков феодализма, а в бывшем рабовладельческом юге Соед. Штатов эти пережитки очень сильны до сих пор». Обратим прежде всего внимание на то, что здесь Ленин говорит не о феодализме в США в колониальный период, а о пережитках рабства в бывшем рабовладельческом юге после гражданской войны. При этом Ленин говорит о том, что пережитки рабства ничем не отличаются от пережитков феодализма в экономическом отношении.
«Перед нами вовсе не арендаторы в европейском, культурном, современно-капиталистическом смысле. Перед нами преимущественно полуфеодальные или, — что то же в экономическом отношении, — полурабские издольщики».
Приведем еще одно замечание Ленина об американском рабстве.
«Мы наблюдаем здесь... переход от рабовладельческого или, — что в данном случае то же,— феодального — уклада земледелия к торговому и капиталистическому...» (1)
У Ленина имеются замечания, в которых еще более резко подчеркивается сходство, даже тождественность в известных отношениях американского рабства и феодализма. Говоря о разных способах создания капиталом соответствующих ему форм землевладения, Ленин указывает, что «в Америке это пересоздание шло насильственно по отношению к рабовладельческим экономиям южных штатов. Здесь насилие было применено против крепостников-помещиков. Их земли были разбиты, поземельная собственность из крупной феодальной стала превращаться в мелкую буржуазную».
В этом высказывании Ленин подчеркивает главное в американском пути развития в сельском хозяйстве — революционный путь этого развития, и, ссылаясь на пример Америки, говорит о том, что нужно сделать с крепостниками-помещиками в России. Между тем по тому же самому вопросу у Ленина есть другое, более подробное высказывание, в котором Ленин как раз отмечает переход от рабства к буржуазным отношениям, однородный по содержанию с переходом от феодализма к капитализму, но по форме неодинаковый.
---------------------------------------------------------
1. В. И. Ленин, Сочинения, т. 22, стр. 12, 13 и 87.
---------------------------------------------------------
«Капитализм подчиняет себе и общинно-надельное землевладение в России, и захватное или регулируемое свободной и даровой раздачей земли в демократическом или крепостническом государстве землевладение Сибири или «дальнего запада» Америки, и рабовладельческое землевладение американского юга, и полуфеодальное землевладение «истинно-русских» губерний. Процесс роста и победы капитализма во всех этих случаях однороден, но неодинаков по форме» (1).
Буквальная интерпретация высказываний Маркса и Ленина сторонниками отождествления рабства и феодализма отнюдь не свидетельствует о правильности их позиций. У Маркса и Энгельса есть, например, много замечаний о том, что в России было рабство, были рабы и т. п. (2). Какой-нибудь буквоед, может быть, на этом основании стал бы утверждать, что в России существовали рабство и плантационная система, а в Америке — крепостничество и мелкая земельная собственность у рабов.
Из такого утверждения (не будем говорить о России, скажем только об Америке) вытекает масса нелепостей. Окажется, например, что при американском «феодализме» строй производящей единицы (плантации) был не натуральным, а товарным, что «феодализм» здесь в XIX в. укрепился и развился под влиянием роста машинной промышленности. Далее, став на эту ошибочную точку зрения, нужно будет признать, что «феодализм» в Северной Америке был «исключительный», так как там непосредственные производители (рабы) были лишены средств производства, а также признать то, что Энгельс якобы ошибался, неоднократно утверждая, якобы в противоречии с Лениным, что в Америке никогда не было феодализма, и т. п. Распутываться со всеми этими нелепостями придется тому, кто не понял главного в марксистской теории способов производства, того, что эти способы производства рассматриваются с точки зрения интересов пролетариата и возможностей пролетарской революции. Именно то, что рабство и его пережитки в Америке, так же как крепостничество и его пережитки в России, тормозили развитие капитализма и формирование «могильщика буржуазии», пролетариата, являлось при-
----------------------------------------------------------
1. В. И. Ленин, Сочинения, т. 22, стр. 47.
2. Например: «Каковы бы ни были действительные намерения благожелательного царя, для него столь же невозможно примирить уничтожение рабства с сохранением собственной самодержавной власти, как в 1848 г. для благожелательного папы было невозможно примирить итальянское единство с жизненными интересами папства. Как ни просто звучат слова «освобождение крестьян в России», они скрывают в себе самые различные значения и самые противоречивые стремления», К. Маркс, Россия использует Австрию. — Варшавский конгресс (напечатано Марксом в «Ньюйоркской трибуне» от 10 октября 1860 г., без подписи). (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. XII, ч. 2, стр. 153).
----------------------------------------------------------
чиной того, что при выработке программы РСДРП по аграрному вопросу Ленин на первый план выдвигал сходные черты рабства и феодализма, чтобы подчеркнуть необходимость сходных, революционных методов борьбы и с тем и с другим.

продолжение книги...