Из заключительной речи на 3-й сессии ВЦИК XIV созыва 1 января 1931 года


КАЛИНИН М.И. О воспитании и обучении. Избранные статьи и речи. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва, 1957г. OCR Biografia.Ru

Вернуться в оглавление раздела

ИЗ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ НА 3-й СЕССИИ ВЦИК XIV СОЗЫВА
1 января 1931 года


Товарищи! Настоящая сессия закончила свои занятия. Она наметила план предстоящих работ на 1931 г. На основании уже имеющегося опыта прошлых лет у нас нет и не может быть сомнений в выполнимости этого плана, но размах контрольных цифр народного хозяйства и социально-культурного строительства РСФСР, единый финансовый план и государственный бюджет Республики потребуют от рабочих и крестьян значительного напряжения сил. Да иначе и быть не может, коль скоро мы поставили себе задачей выполнить пятилетний план — пятилетку в четыре года.
У меня нет сомнения, что РСФСР, занимая солидное место в общем хозяйстве Союза ССР, ни в коем случае не снизит темпов строительства, а, наоборот, опираясь на энтузиазм масс, на накопленный в строительстве опыт рабочих, крестьян и специалистов, поднимет эти темпы на более высокую ступень.
Несомненно, контрольные цифры и финансовый план, утвержденные сессией, подвергнутся широкому обсуждению. И сейчас, когда происходят перевыборы в советы, когда внимание рабочих и крестьян заострено на общей политике и государственном строительстве, мне хотелось бы указать на два момента нашей работы.
Во-первых, пришло, мне кажется, время, когда мы должны во что бы то ни стало полностью ликвидировать неграмотность. Во-вторых, на выборах мы должны подвергнуть обстоятельному обсуждению развитие животноводческого хозяйства нашего Союза. Разумеется, я этим не хочу преуменьшить значения других задач, стоящих перед нами (хотя бы вопрос о посевной кампании). Я не останавливаюсь на них лишь потому, что к этим задачам уже приковано внимание масс.
Мне кажется, нет никакого сомнения в том, что в данный момент с каждым днем грамотность становится все более и более важным качеством человека.
Ведь вы же понимаете, что с каждым годом совершенно простая работа, где требовался раньше простой человеческий труд - эта простая работа с введением машин делается более сложной: она требует повышения квалификации рабочего, повышения его грамотности. Возьмем самую простую работу — ремонт шоссейных дорог. Еще так недавно вы видели на шоссе сотни людей, обутых в лапти, которые молотками с утра до ночи кололи камень. Теперь же на этих шоссейных дорогах появляются сложнейшие машины, и этот труд из простого, чисто физического труда превращается в сложный, требующий повышенной квалификации и повышенной грамотности.
Я беру для примера только один случай. Но если вы переберете все виды работ, применяющихся в нашем Советском государстве, то вы увидите, как количество работ, требующих простых манипуляций, с каждым днем все уменьшается и, наоборот, все больше и больше увеличивается количество рабочих, которые работают на машинах, за станками, которым приходится свою работу сочетать и комбинировать с тысячами других людей. Поэтому, я говорю, сама сложность работ повелительно требует ликвидации неграмотности.
И, наконец, товарищи, мы видим, как в молодом поколений рабочих и крестьян с каждым годом на фабриках и заводах увеличивается процент оканчивающих семилетку, девятилетку, рабфак и другие учебные заведения. Сейчас в Москве, Ленинграде свыше 50% рабочих, окончивших эти учебные заведения. Ясно, что разрыв между молодым поколением рабочего класса и крестьянства и людьми отсталыми и неграмотными делается все больше и больше.
Можно смело сказать, что неграмотный человек у нас в Советском Союзе в ближайшем будущем будет находиться в таком положении, в каком он находился бы в иностранном государстве. Он будет как бы полуслепым человеком, который ввиду своей неграмотности не сможет разобраться в целом ряде явлений и фактов советского строительства.
Наконец, весь быт, весь советский быт гигантскими шагами идет вперед, ломая старые устои. Необходимо в самое короткое время и в первую очередь ликвидировать неграмотность. Поэтому, мне кажется, кампанию, которая развернулась сейчac в Советском Союзе по ликвидации неграмотности, надо развернуть до максимальных размеров и остатки старого, крепостнического, буржуазно-эксплуататорского общества — неграмотность окончательно ликвидировать.