Нужно дать новый тип человека - коллективиста


КАЛИНИН М.И. О воспитании и обучении. Избранные статьи и речи. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва, 1957г. OCR Biografia.Ru

Вернуться в оглавление раздела

НУЖНО ДАТЬ НОВЫЙ ТИП ЧЕЛОВЕКА — КОЛЛЕКТИВИСТА

Из речи на VIII Всесоюзном съезде ВЛКСМ 13 мая 1928 года

Сегодняшнее наше собрание посвящается культурной революции. Организаторы собрания просили маня сказать о ней несколько слов.
Во-:первых, что надо понимать под словами «культурная революция»? Под культурной революцией понимается изменение методов работы. Такое изменение, которое само собой идет в известной степени вразрез с буржуазной культурой, так как эти обновленные методы работы должны в конечном итоге дать нам новый тип человека — коллективиста.
Конечно, в первую очередь под культурной революцией надо понимать полную, по крайней мере первоначальную, грамотность всего населения Советского Союза. Вот, между прочим, почему так важна сейчас деятельность такой общественной организации, как ОДН.
Если только население всего Советского Союза —от стара до мала, по крайней мере до тех, кого физически можно учить грамоте,—будет грамотно, это значит, что будет совершена первая часть культурной революции.
Здесь, правда, культурная революция выявится преимущественно в количественном отношении, хотя несомненно, что и в области культуры, как и с другими явлениями, происходит то, что количество переходит в качество.
И, конечно, когда все население будет грамотно, хотя бы только грамотно, это уже очень многое будет означать. Это будет означать, что во всех остальных отраслях нашей деятельности мы сделали гигантские шаги вперед, ибо всеобщая грамотность в первую очередь будет свидетельствовать об огромном росте материальных средств по сравнению с прошлым, ибо всеобщая грамотность в то же время является предпосылкой для нового накопления материальных благ в стране.
Но когда мы кончим с этой задачей, значит ли, что на этом можно успокоиться? Ни в коем случае. Задача, стоящая перед культурной революцией, это также уничтожить или, во всяком случае, значительно побороть политическую безграмотность. Ни в одном государстве не уделяется такого внимания политической грамотности, как у нас в Советском Союзе. И это совершенно естественно. Все остальные правительства преследуют узко классовые интересы, интересы нерачительного меньшинства населения — интересы имущих классов. Им невыгодно заниматься политическим просвещением широких трудящихся масс. А в Советском Союзе правительство и партия кровно заинтересованы в массовом развитии политической грамотности, ибо общая политическая грамотность широких масс населения есть лучшее укрепление нашего советского строя.
Поэтому надо добиваться того, чтобы политическая сознательность была не только у ограниченного числа лиц, занимающихся политикой, но и у широких масс рабоче-крестьянского населения. Это имеет огромное значение.
Наконец, товарищи, у нас должна быть проведена перестройка и всего нашего быта.
Здесь обыкновенно встречается наибольшее сопротивление внедрению революционно-культурных отношений, коммунистических отношений между людьми. Быт всего труднее поддается изменению. Политические и экономические отношения уже до известной степени изменились, а быт еще очень долгое и долгое время остается со своими пережитками.
Достаточно вам припомнить, что вот до сих пор еще в крестьянстве празднуется масленица, зажигают костры, поют песни, прыгают через костры. Ведь масленица была праздником весны, обряд этот существовал до введения христианства в России. Прошло тысячелетие, изменилась совершенно страна, произошли огромные социальные перемещения, а бытовая сторона все еще осталась как бы закостеневшей. Отсюда вы видите, что изменение быта—очень трудная задача, и тот, кто думает здесь с кондачка взять и изменить все, жестоко ошибается.
И вот, когда ставится вопрос о культурной революции, не зря вот с этим именно лозунгом правительство и партия идут прежде всего к комсомолу, ибо если говорить о культурной революции, об изменениях в быту, то ясно, что эти изменения будут более или менее быстро происходить только среди молодежи. Смешно было бы думать, чтобы я моментально мог изменить свой быт. Это смешно, уж слишком мы в бытовом отношении консервативны, если так можно выразиться. У нас сложился уже определенный тип отношений, поведения, который изменить трудно.
Совершенно иное дело с молодежью. Она растет, формируется, бытовые черты она только что воспринимает, они не вкоренились еще глубоко, и поэтому если нужно проводить революцию в быту, то она (революция) должна начинаться с молодежи. И вот почему, товарищи, отношение к молодежи должно быть особое, потому что молодежь — это та часть населения, которая имеет наилучшее качество, она имеет свойство изменяться в своем характере, в быту, в установке.
Молодежь изменяется в процессе своего естественного роста, в то время когда взрослая часть населения может, во всяком случае, изменяться с большими трудностями.
Молодежь формируется, растет, и поэтому, куда ты ее направишь, куда ты ее толкнешь, как ты ее растишь, — все это имеет исключительное значение.